Зарегистрирован: 20 апр 2013, 06:55 Сообщения: 2112 Откуда: Москва
|
Мне досадно было слушать это передачу, когда уход в лес Тристана и Изольды был сравнён с современным дауншифтингом. В передаче, кажется, вспоминался Л.Толстой, или у меня в уме всплыла такая параллель; часто между дауншифтингом и идеями Л.Толстого об "опрощении" ставят знак равенства:
опрощение
Цитата из Википедии: Опрощение — выбор человеком образа жизни, связанного с отказом от большинства благ современной цивилизации. Причины такого выбора могут быть различными — этическими, религиозными, экологическими и т. п. Сам русский термин прежде всего известен благодаря учению Льва Толстого. Опрощение не следует смешивать с аскетизмом, так как не всех сторонников опрощения будет правильно назвать аскетами. Из истории известно много случаев, когда люди жертвовали карьерой, социальным статусом, богатством в пользу духовного самосовершенствования. Так, римский император Диоклетиан отправился доживать свой век в Иллирию, поселился там в своем поместье, где прожил 8 лет в уединении. На попытку Максимиана и Галерия убедить его возвратиться снова к власти он ответил решительным отказом, заметив, между прочим, что если бы они видели, какова капуста, которую он сам посадил, то не стали бы в другой раз приставать к нему со своими предложениями. Простую жизнь в гармонии с природой проповедовал американский писатель Генри Дэвид Торо — автор книги «Уолден, или Жизнь в лесу». Знаменитым примером опрощения является классик русской литературы Лев Толстой. После глубокого мировоззренческого кризиса, сопряжённого с религиозными исканиями (повлекшими за собой отступление от Православной церкви), писатель пришёл к мысли, что лучшая жизнь — это жизнь земледельца, крестьянина, «простого трудового народа», не обременённого излишними материальными ценностями. Толстой уезжает в Ясную поляну и радикально меняет свой образ жизни: "…Доход отдать на бедных и школы… Прислуги держать только столько, сколько нужно… и то на время, приучаясь обходиться без них… Кроме кормления себя и детей и учения, работа, хозяйство… По воскресеньям обеды для нищих и бедных и чтение и беседы. Жизнь, пища, одежда — всё самое простое. Всё лишнее: фортепьяно, мебель, экипажи — продать, раздать…" Идеи Льва Толстого на практике пытались воплотить его последователи — толстовцы, создававшие земледельческие коммуны. В США в 1960-е годы возникло движение хиппи, которые проповедовали уход из дома и общества для жизни среди единомышленников, в мире, основанном на любви, дружбе и взаимопомощи. В 1981 г. Дюэйн Элгин опубликовал в США книгу Voluntary Simplicity (Добровольная простота), представлявшую собой конспект убеждений и методик, вытекающих непосредственно из идей контркультуры 1960-х годов. Эта книга породила одноименное движение, которое представляет собой намеренную попытку отстраниться от цикла «работа-траты-долги», характеризующего современную жизнь. Это движение не выступает ни за бедность, ни за примитивизм, а призывает лишь пользоваться благами цивилизации для более полного и насыщенного существования, для привнесения порядка и ясности в жизнь индивида. Акцент делается на бережливость и скромность, на взаимопомощь в рамках самодостаточных и самоуправляемых общин. Опубликованной 31 декабря 1991 года в газете «Вашингтон Пост» статьей Сары Бан Бреатнах «Жизнь на пониженной передаче: дауншифтинг и новый взгляд на успех в 90-е» (англ. Living in A Lower Gear: Downshifting: Redefining Success in the '90s) был популяризован термин «дауншифтинг» (downshifting) и само это явление.
Свернуть
А теперь внимание, всем! Как вы думаете, кто из героев романа "Анна Каренина" больше похож на Тристану и Изольду; Вронский с Анной или Левин с Китей? Л.Толстой в романе очень точно описал "побег" той и другой пары на свободу: Левин уезжает с Кити в деревню, а Вронский с Анной едут путешествовать по Европе. Удивительное дело, путешествие последней пары похоже на тупик, который испытывает Изольда и Тристан: Вронский никак не ожидал, что он так обрадуется Голенищеву, но, вероятно, он сам не знал, как ему было скучно. /.../ Он, по ее мнению, имевший такое определенное призвание к государственной деятельности, в которой должен был играть видную роль, - он пожертвовал честолюбием для нее, никогда не показывая ни малейшего сожаления. Он был, более чем прежде, любовно-почтителен к ней, и мысль о том, чтоб она никогда не почувствовала неловкости своего положения, ни на минуту не покидала его. Он, столь мужественный человек, в отношении ее не только никогда не противоречил, но не имел своей воли и был, казалось, только занят тем, как предупредить ее желания. И она не могла не ценить этого, хотя эта самая напряженность его внимания к ней, эта атмосфера забот, которою он окружал ее, иногда тяготили ее. Вронский между тем, несмотря на полное осуществление того, что он желал так долго, не был вполне счастлив. Он скоро почувствовал, что осуществление его желания доставило ему только песчинку из той горы счастия, которой он ожидал. Это осуществление показало ему ту вечную ошибку, которую делают люди, представляя себе счастие осуществлением желания. Первое время после того, как он соединился с нею и надел штатское платье, он почувствовал всю прелесть свободы вообще, которой он не знал прежде, и свободы любви, и был доволен, но недолго. Он скоро почувствовал, что в душе его поднялись желания желаний, тоска. Независимо от своей воли, он стал хвататься за каждый мимолетный каприз, принимая его за желание и цель.Поэтому, Александр Геннадьевич, дауншифтинг здесь не причём. Я знаю много семей, которые уехали на землю, и которые как Левин с Китей "убежали" не для наслаждения, а для более серьёзных и ответственных целей.
Последний раз редактировалось Это Я 04 июн 2014, 20:49, всего редактировалось 1 раз.
|
|