Molli писал(а):
Величайшую и почти неодолимую трудность представляет вопрос о том, каким образом и с помощью каких средств склонить людей к психологическим переживаниям, необходимым для того, чтобы их глазам открылась глубинная истина.»
К. Г. Юнг
Александр Геннадьевич, как Вы думаете, смог ли бы - псилоцибин, в руках врачей-психотерапевтов, стать таким вспомогательным средством, при работе с пациентами?....понимаю, вопрос звучит несколько провокационно, но тем не менее, хотелось бы узнать Вашу точку зрения, на мнение зарубежных коллег, считающих, что пришла пора вновь вернуться к активным исследованиям псилоцибина и надеющихся на то, что «когда-нибудь он будет использоваться для помощи наркоманам, решившим покончить со своим пристрастием, и неизлечимо больным людям, борющимся с тревогой и депрессией. Кроме того, псилоцибин может обеспечить способы, с помощью которых удастся выяснить, что происходит в мозге во время интенсивной духовной деятельности.»
с Вашей замечательной книгой «LSD» знакома
Двенадцать лет назад, когда я писал "замечательную книгу «LSD»" я бы ответил на ваш вопрос "да", ... только для одного случая: мне думалось, что однократный прием препаратов такого рода не помешал бы моим коллегам - психиатрам - эти состояния помогают "излечиться" от профессиональной самоуверенности....
Сейчас я думаю, что и это - слишком жестоко - каждому свое...
Дело в том, что я убежден: неизлечимо больных "тревогой и депрессией" не бывает, бывает только неизлечимая глупость.
В частности, попытки лечить людей, которые считают себя зависимыми от одного химического вещества с помощью других химических веществ я, как раз, и считаю случаем такой глупости.
В отношении псилоцибина, в частности, еще в 60-е годы было показано, что "выяснить, что происходит в мозге" с помощью галлюциногенов невозможно.
Эти препараты действительно
облегчают обнаружение сознанием
части - случайного фрагмента - собственных архетипических структур о которых писал Юнг.
Но за
легкость приходиться платить.
Именно за нее и
только за нее мы и платим жизнью и целостностью души.
"Выбранные" химическим веществом образы и мотивы, за счет химической стимуляции создают "кластер" или устойчивый паттерн возбуждения (подробнее я говорю об этом в видеоролике "Эмми Уайнхауз" на первой странице сайта
http://www.youtube.com/watch?v=ojCkgU5XGdg ), переживания становятся стереотипными, вместо того, что бы "стимулировать творчество" - препятствуют ему - случайная зона, за счет возбуждения, претендует на роль самой личности - ее целостности. Во всяком случае, хорошо зная тот же микросоциум, который изучал Пелевин, я не знаю ни одного человека, который смог бы, с помощью грибов что-нибудь создать, хотя бы... личную жизнь.
Molli писал(а):
...и следом ещё один маленький вопросик (к приведённой выше цитате К. Юнга) - а зачем склонять людей к тому, чтобы их взору открывался глубинный смысл всего сущего?... (я понимаю, что Юнг уже не сможет ответить на этот мучающий меня вопрос :))
А Вы, как психотерапевт, чтобы могли сказать по этому поводу?
Я то же, вряд ли смогу ответить за Юнга, но в "Сновидениях и размышлениях" он сформулировал, по своему, мысль, на которой основана книга «LSD...»,...
плохо вам знакомая.
В ней (книга есть в книжных магазинах, теперь она называется "Человек зависимый"), добрая треть текста посвящена обоснованию этой мысли:
"Попытка проникнуть к смыслу всего сущего" есть естественная потребность человека, причем потребность столь же важная для сознания, как потребности в пище и воде важны для тела. В книге я называю ее "метафизической" потребностью.
Если этой потребности не существует, то люди не нуждаются ни в религии, ни в философии, ни в поэзии, ни в музыке... ни в науке.
Эта мысль позволяет мне считать, что "депрессии и тревоги", и, тем более, наркомании в большинстве своем (конечно я не отрицаю нарушений обмена веществ в ЦНС - но такие случаи составляют 1-3% от всей массы того, что сегодня именуют "депрессиями")
являются следствием бессмысленности существования или "платой" за то, что люди, следуя за культурой пытаются уклониться от поиска собственной "глубинной истины", пытаясь ограничить свою жизнь тем что можно купить или "поиметь" во внешнем мире.
Наркотики и психотропные лекарства являются яркой иллюстрацией подобной попытки. Точно такой же "иллюстрацией" являются попытки толп народа "купить глубинную истину" у доморощенных "колдунов", "экстрасенсов" или в сектах у "пророков"...
"Величайшую и почти неодолимую трудность" склонить людей к своей же собственной потребности составляет, на мой взгляд,... желание экономии времени и усилий - желание "волшебной палочки". Человек не хочет
искать глубинную истину - он хочет ее
получить - в хорошо упакованном (или пережеванном) виде. Причем получить не в результате внутренней работы, а... немедленно ("я же заплатил за прием у психотерапевта!").
Спрос рождает предложение: реклама превращает любое производство в производство "волшебных палочек".
В случае приема у психиатра, вы получаете вместо истины о себе (с ней нужно работать!)... успокоительную таблетку.
В случае приема у "народного эзотерика" вы можете получить вместо истины... отвар мухоморов.
В передачах я пытался объяснить, что "величайшая и почти неодолимая трудность" в Книге Бытия описана, как... первородный грех: Адам и Ева хотели НЕМЕДЛЕННО, сэкономив усилия, стать КАК БОГИ или познать глубинную истину ДОБРА И ЗЛА. Они думали, что для этого достаточно... сожрать волшебное яблочко... оно же гриб, оно же психотропная таблетка...
Оказалось, что не достаточно... нужно потрудиться, для того, что бы стать БОГАМИ.
Ассоциация эта так же описана в книге с которой вы... плохо знакомы (интересно, что люди вкладывают в слова "знакомство с книгой"?)
"Мнение зарубежных коллег, считающих, что пришла пора вновь вернуться к активным исследованиям псилоцибина" - является очередным витком поиска "волшебного яблока" - очередным витком все той же попытки найти "философский камень".Просьба к Команде СН: Пожалуйста, разместите здесь ссылки на радиопередачи и наши обсуждения.