Серебряные нити
http://serebniti.ru/forum/

Таблетка первая. От страха. (Занятия 2-7)
http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=59&t=1962
Страница 2 из 3

Автор:  Demidrol [ 04 июн 2015, 22:53 ]
Заголовок сообщения:  Re: Таблетка первая. От страха.

Метод рисования страхов использовался ещё в Советское время. Книга ещё такая была, она примерно называлась: Лечение страхов у детей рисованием. Косячокс...

Автор:  Бегущая по волнам [ 05 июн 2015, 19:03 ]
Заголовок сообщения:  Re: Таблетка первая. От страха.

Demidrol писал(а):
Метод рисования страхов использовался ещё в Советское время. Книга ещё такая была, она примерно называлась: Лечение страхов у детей рисованием. Косячокс...

Как мне кажется, речь не шла о приоритете.
Предлагается практика, основанная на цветовом восприятии-выражении ощущения страха и др.
Причём в динамике. Это скорее всего всё же является модификацией использемых ранее методик "рисования".

Автор:  Квагга [ 05 июн 2015, 20:00 ]
Заголовок сообщения:  Re: Таблетка первая. От страха.

В этот раз получилось четыре листа- я рисовала до тех пор, пока не почувствовала себя совершенно насытившейся этим занятием. Незнакомое, новое чувство- рисовать, нисколько не заботясь о результате. Я даже в детстве, кажется, так не рисовала! ..Перед тем, как выбрать краску, я быстренько и воровато проанализировала, чего я боюсь. Но цвет в этот раз никак не соотносился с декорацией, в которой я проигрывала пугающую ситуацию. Цвет нельзя было объяснить, и направление движения кисточки- тоже. А дальше стало очень интересно: началась борьба. Я точно знала, какой цвет должен быть добавлен к первоначальному, и какие должны быть мазки, но я точно знала и то, что получится НЕКРАСИВО.. Ну я же художник, в конце-то концов, я просто не могу сделать НЕКРАСИВОЕ, я не ДОЛЖНА так делать! Да я же просто БОЮСЬ так сделать.. Это уже второй слой страха, не так ли? Страх изобразить свой страх..
Но я это сделала! И тогда рисунок ожил, задвигался. Я с тошнотворным ужасом начала соскальзывать в ту трещину посередине листа бумаги, которая образовалась благодаря длинным коричневым мазкам от краёв к центру по диагонали. Я узнала это своё, теперь воплощённое в красках, чувство. ХАРИБДА!
Лист был закончен. Я взяла другой и стала рисовать "дно" чувства, дно, куда меня привело тошнотворное проваливание. Оно, оказывается, есть, это дно! И тут, наверное, я стала рисовать неправильно. Потому что я уже не просто выливала чувство на бумагу, а начала подгонять рисование под образы, то есть заботиться о результате, который есть совпадение краски и ритмики на листе с известным мне образом. Синяя лесенка сверху вниз, спокойная, прохладная. Это же речка. Раз речка, должны быть камыши и трава по обеим берегам- зелёные.
Мне так понравился зелёный, что для третьего листа я его и взяла. Было необыкновенно приятно бездумно мазюкать кисточкой,и то, что появлялось на листе раньше, само подсказывало следующий шаг. И снова я ощутила тошнотворное обмирание в сердце, как бывает в лифте. Потому что на листе появилась невозможная глубина. Там оказались МИРЫ. Звуки. Вот я понимаю: картины мастеров, великих мастеров или просто хорошие картины,- в них проваливаешься, и это нормально. Но тут-то почему? Откуда тут МИРЫ?.. Самые натуральные независимые миры, которые требовали от моей кисточки делать то-то и то-то для более полного своего воплощения.
Четвёртый лист вернул меня к анализу ситуации, который я делала перед рисованием- к образу, который выскочил при анализе. Это был самый долгий лист, самый разноцветный лист, движением в котором управляла я. И, знаете, получилось довольно-таки красиво :hi_hi_hi:
..А у нас будет ещё рисование других эмоций?

Автор:  Demidrol [ 05 июн 2015, 20:03 ]
Заголовок сообщения:  Re: Таблетка первая. От страха.

Суть терапии не в рисовании, а в том, чтобы ребёнок решился воспроизвести в своём сознании ситуацию, вызывающюю страх. И если он соглашался нарисовать свой страх, то это было обнадёживающим признаком. Не думаю, что это поможет взрослым в борьбе со страхом

Автор:  Бегущая по волнам [ 05 июн 2015, 22:16 ]
Заголовок сообщения:  Re: Таблетка первая. От страха.

Demidrol писал(а):
Суть терапии не в рисовании, а в том, чтобы ребёнок решился воспроизвести в своём сознании ситуацию, вызывающюю страх. И если он соглашался нарисовать свой страх, то это было обнадёживающим признаком. Не думаю, что это поможет взрослым в борьбе со страхом

Я думаю, что важен комплекс - зафиксировать ситуацию в воспоминании или в непосредственном ощущении - а затем, как говорят, её "отработать" - зарисовать или дать её цвет, войдя тем самым во взаимодействие, возможно с определённой нейронной сетью соответствующей этому страху. С нейронной сетью доминирующей или исподволь воздействующей в фоновом режиме. Уже само это взаимодействие должно понижать значимость испытываемых негативных ощущений, поскольку сформировавшаяся и влияющая на эмоциональном уровне нейронная сеть проявляется , становится в некотором смысле "партнёром в игре". Тайное ставшее явным не настолько страшит, и уже предполагает возможность "принять меры для самозащиты".
Всё проявленное теряет накал и значимость. А будет ли это достигнуто той или иной техникой не столь важно.
А.Г.Д. часто говорит, что для того, чтобы преодолеть страх надо идти ему навстречу. И даже , кажется с преувеличенным его выражением. Я больше склоняюсь к постепенному щадящему режиму таких встреч).
Например, моя патологическая боязнь пауков, проявляемая в первое мгновенье, когда я его вижу (пока сознание ещё не включилось) стала гораздо меньше после того, как в виртуальном мире игры он-лайн я в лице моего перса (персонажа) сталкивалась в боях с самыми разными пауками превосходящими размерами моего перса. Это вот ещё один мягкий способ нивелирования и изживания своего страха.

Поэтому я уверена, что предлагаемая методика окрашивания страха многим может помочь в борьбе с ним. Возможно не всем, но многим.

Автор:  Demidrol [ 05 июн 2015, 23:21 ]
Заголовок сообщения:  Re: Таблетка первая. От страха.

Бегущая по волнам, сказанное понятно и можно было бы согласиться. Только задумавшись, понимаешь: насколько эта тема глубокая и вопросов больше, чем ответов.
Не помню кто сказал:" Единственное средство от страха - это отсечение головы". Если не ошибаюсь, сказано было ещё в древней Японии.

Автор:  Квагга [ 06 июн 2015, 05:58 ]
Заголовок сообщения:  Re: Таблетка первая. От страха.

Demidrol писал(а):

Не помню кто сказал:" Единственное средство от страха - это отсечение головы". Если не ошибаюсь, сказано было ещё в древней Японии.

Дак о том и речь!

Автор:  Виктор Ляшенко [ 08 июн 2015, 14:30 ]
Заголовок сообщения:  Re: Таблетка первая. От страха.

Здравствуйте, Афалина.
Спасибо за то, что поделились вашим опытом. Он действительно очень интересен.
Афалина писал(а):
В арт-задании возник интересный опыт. Со страхом удалось "поговорить". Только... мы подружились и решили, что нужны друг-другу:))
На мой взгляд, это одно из самых важных переживаний, связанных с любым чувством )

Афалина писал(а):
Удерживая во внимании состояние, просто рисовала, ничего не анализируя. Изначально представлялся цвет (оттенки синего) и одновременно "фактура" этого чувства, выражавшаяся в направлении штриховки (что-то колючее). Почему-то мне было важно не просто нанести выбранный оттенок на лист, но значимо и как он нанесен. Поэтому средством выражения однозначно приглянулся карандаш (острые отрывистые линии).
Очень радует такое количество талантливых людей! ) Вы очень верно сумели самостоятельно подметить очень важную особенность арт-терапевтического процесса.

Афалина писал(а):
И принципиальных изменений не происходило. Пока не уловила, что неосознанно подхожу к реакции страха с попыткой преодолеть (лучше его узнать...а узнать, чтобы избавиться,- получается, что так). И выражение чувства на рисунке закономерно реагировало. Вероятно, до этого момента прорисовывалось сопротивление моим намерениям.... Когда это заметила, вдруг стало "мягче".... В целом удивительно, как чувство реагирует на попытки подобраться к нему, будто общаешься с чем-то живым и отзывчивым:)
Афалина, вы снова сделали очень важное открытие! В присутственной арт-терапии (ее практику в передаче я еще не описывал) одно из ключевых мест - это замечать что же происходит во внутренних движениях, намерениях, чувствах, когда вы нечто переживаете и выражаете на листе.

Автор:  Виктор Ляшенко [ 08 июн 2015, 15:21 ]
Заголовок сообщения:  Re: Таблетка первая. От страха.

В борьбе со страхом ничего не поможет. Только лишь усугубит. То, с чем мы боремся, усиливается от нашей борьбы с ним.
Борьба со страхом - дело бессмысленное. Как борьба с любым "чувством". Поскольку здесь не с чем бороться, и не чего побеждать.
Страх - это мое отношение к чему-то. У этого отношения есть свой смысл. С чем бороться и что преодолевать? Преодолеть себя-боящегося?
Представьте только, что вам это удастся... кто жить будет? (Вот и японцы об этом же...)
И сейчас вы на своем опыте (те, кто решились делать, а не только рассуждать) открываете, что всякое чувство ведет к какому-то значению... С ним знакомиться нужно, а не бороться. Разумеется, взрослым это поможет в том, чтобы научиться не насиловать себя (и потому переживать болезненные страхи), а жить с собой в согласии (и с естественными и нужными страхами, тревогами, напряжениями).

Автор:  Виктор Ляшенко [ 08 июн 2015, 15:22 ]
Заголовок сообщения:  Re: Таблетка первая. От страха.

Квагга писал(а):
Я взяла другой и стала рисовать "дно" чувства, дно, куда меня привело тошнотворное проваливание. Оно, оказывается, есть, это дно! И тут, наверное, я стала рисовать неправильно. Потому что я уже не просто выливала чувство на бумагу, а начала подгонять рисование под образы, то есть заботиться о результате, который есть совпадение краски и ритмики на листе с известным мне образом. Синяя лесенка сверху вниз, спокойная, прохладная. Это же речка. Раз речка, должны быть камыши и трава по обеим берегам- зелёные.Мне так понравился зелёный, что для третьего листа я его и взяла.
Квагга, судя по вашему описанию, мне кажется, что вы делали все верно. Но мне хотелось бы здесь уточнить. "Подгонять рисование под образы" можно понимать по-разному. Если у вас есть конкретный предметный образ, который просится быть проявленным, и вы через проявление этого образа живее и полнее соприкасаетесь со своим переживанием, начинаете лучше его чувствовать, тогда полезнее дать этому образу себя проявить.
Если же вы хотите рисовать что-то "красивое" и придумываете композицию, скорее рисуете рисунок, а не проявляете свое переживание, тогда это действительно не то. Хотя, конечно, и так тоже можно, и польза какая-то от такого рисования тоже будет. Но это будет в большей степени именно рисование. А арт-терапия - это только по форме рисование, а по смыслу - все же нечто иное.

Автор:  Виктор Ляшенко [ 08 июн 2015, 15:22 ]
Заголовок сообщения:  Re: Таблетка первая. От страха.

Бегущая по волнам, очень интересное описание "механики" процесса.

Автор:  Виктор Ляшенко [ 08 июн 2015, 15:24 ]
Заголовок сообщения:  Re: Таблетка первая. От страха.

Еще мне хотелось бы сказать следующее.
Практику, которую я предложил на радиопередаче, я придумал собственно прямо на ней, в течение 5 минут, когда задумался о том, как же мне рассказать о присутственной арт-терапии так, чтобы слушатели меня поняли. Тогда мне пришел на ум такой упрощенный вариант.
И вот чем я приятно удивлен.
Оказалось, что такой простой вариант является действительно очень эффективной первоначальной практикой, поскольку он, по всей видимости, сам собою, естественным путем способен привести к самостоятельному открытию практики присутственной арт-терапии.
Конечно, есть некоторые нюансы, которые нуждаются в том, чтобы их проговорить и уточнить. Но в целом, то направление работы, которое описывают девушки, является верным.

Автор:  Селена [ 13 июн 2015, 10:17 ]
Заголовок сообщения:  Re: Таблетка первая. От страха.

Где-то в первых занятиях (1-2-ом) было предложено считать дыхание: на сколько вдох и на сколько выдох. Когда вспоминала, считала, … между делом, чтобы мозги отвлечь или наоборот загрузить несложным процессом. Особенно при ходьбе.

Хожу быстро. Заметила, дыхание при ходьбе учащается. Сегодня обратила внимание, что дыхание становится глубже. Длиннее вдох, длиннее выдох. Но ведь я ничего не делала, только считала. И то не регулярно, а от случая к случаю. Удивительно.

Автор:  Афалина [ 14 июн 2015, 05:14 ]
Заголовок сообщения:  Re: Таблетка первая. От страха.

Виктор Ляшенко писал(а):
Здравствуйте, Афалина.
Спасибо за то, что поделились вашим опытом. Он действительно очень интересен.
На мой взгляд, это одно из самых важных переживаний, связанных с любым чувством )
Очень радует такое количество талантливых людей! ) Вы очень верно сумели самостоятельно подметить очень важную особенность арт-терапевтического процесса. Афалина, вы снова сделали очень важное открытие! В присутственной арт-терапии (ее практику в передаче я еще не описывал) одно из ключевых мест - это замечать что же происходит во внутренних движениях, намерениях, чувствах, когда вы нечто переживаете и выражаете на листе.


Виктор Владимирович, большое Вам спасибо за разъяснения и поддержку! @->--
Если честно, очень неожиданно) Когда практика не содержит жестких ограничений - остается простор для выражения и откровенности с собой. Прислушиваться к себе и доверять чувствам оказывается, по меньшей мере, весьма интересно.

***
Во втором арт-упражнении чувство откликнулось большей экспрессией или интенсивностью переживания. На этот раз потянуло на краски - густые и насыщенные. Поскольку хотелось более эмоционального, терпкого и энергичного выразительного средства, согласно образу страха. Оттенок почувствовался совершенно определенным - граница двух цветов. Их смесь определенной интенсивности и глубины. В процессе изображения в памяти вдруг невольно всплыл образ давней детской игрушки этой расцветки и обрывки воспоминаний, ощущений того возраста. Этот цвет действительно был важен мне когда-то. Но к страху та ситуация прямого отношения не имела. Отвлекаться и углубляться в анализ в процессе рисования не стала. Просто отметила для себя.

На последующих листах цвет менялся - менялись и переживаемые чувства и их выражение на бумаге. Они возникали будто по цепочке. Изображение и отреагирование одного, пробуждало следующее, но несколько взаимосвязанное с предыдущим... Вся череда этих состояний были с мрачным или холодноватым "привкусом", похожими на первый лист с отображением страха. Чем больше ими проникалась, тем больше стала ощущала их давление и несвободу (скованность или подавленность цветом).

В какой-то момент это стало отягощать. Одновременно во мне начало назревать что-то полностью противоположное. Теплое светлое и яркое, что очень просилось выразиться. Взяла новый лист, макнула кисть в желаемый цвет стала наносить мазок за мазком на бумагу... И вдруг это простое действие стало приносить потрясающее ощущение! В нем было столько энергии, я рисовала и чувствовала, что давно так по-настоящему, не отрывалась!)) И уже было все-равно, как там изменится страх и как он будет выглядеть. Хотелось дальше и дальше идти по зову цвета и добраться (выразить) до его смысла.
И уже после упражнения этот рисунок...точнее, цветное пятно:) еще долго притягивал взгляд. Никак не могла "насытиться" цветом и жадно смотрела периодически на него весь вечер. Через пару дней аж прикупила одну приглянувшуюся штучку такого же цвета:) Никак не хотелось с ним расставаться.

В процессе этого и предыдущего упражнения, замечаю, что конкретный страх - это совсем не одинокая (отдельная, изолированная) эмоция ("узел" - в метафорах нынешнего тренинга), а целый "клубок" чувств, и вытесненных и явных, переживаний, отношений, зависимостей, смыслов и т.п. с ним взаимосвязанных. Чем-то напомнило игру, описанную Джанни Родари в его книге "Грамматика фантазии. Введение в искусство придумываания историй":

"...Есть знаменитая сюрреалистическая игра: рисунок в несколько рук. Первый участник группы изображает нечто подсказывающее образ, делает набросок, который может иметь какой-то смысл, а может и не иметь смысла. Второй участник игры, непременно отталкиваясь от первоначальной наметки, использует ее в качестве элемента другого изображения, с иным значением. Точно так же поступает третий: он не восполняет рисунок первых двух, а меняет его направленность, трансформирует замысел. Конечный результат чаще всего представляет собой нечто непонятное, поскольку ни одна из форм не завершена, одна переходит в другую - настоящий перпетуум мобиле.

Я видел, как дети увлекаются этой игрой, на лету схватывая ее правила. Первый рисует, предположим, овал глаза. Второй, интерпретируя овал по-своему, пририсовывает к нему куриные ноги. Третий вместо головы изображает цветок. И так далее. Конечный продукт интересует играющих меньше, чем сама игра, чем борьба, возникающая при попытке завладеть чужими формами и навязать свои, чем неожиданности и открытия, случающиеся на каждом шагу, в виде движения, которое Умберто Эко назвал бы, наверное, "миграцией содержания". Однако в итоге изображение может заключать в себе и целый рассказ. Ненароком появляется необычный персонаж, эдакое чудо-юдо, или фантастический пейзаж. Тут игру можно продолжить словесно, опять-таки в направлении от бессмыслицы к смыслу..."

Такое впечатление, что чувства так же играют нами, когда берешься их наблюдать и "проживать на бумаге"))

Автор:  Квагга [ 20 июн 2015, 18:51 ]
Заголовок сообщения:  Re: Таблетка первая. От страха.

Сегодня уже на первом листе образовалось "место выхода за пределы страха". Его появление сопровождало чувство, что характеристики кофигурации (сочетание цветов, форма, положение на листе) имеют своё соответствие в словесной форме, в местоположении меня в "большом" пространстве, в образе моих действий. И если я буду действовать, помня о возникшей на листе конфигурации,то мои действия принесут желаемые плоды..
Правильно ли это? Рисуя, я всё время думаю о картинах Кандинского- там я тоже находила такие "места", вызывающие очень приятные ощущения..
После того, как я остановила рисование, на меня нашла сонливость, что называется "гора с плеч свалилась".
....
21.06. Сработало! :dan_ser:
....
Спасибо Вам! @->--

Страница 2 из 3 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/