Сказку послушала еще в воскресенье, слушая последний ролик Дока с семинара в НАРЦ. Тогда же сделала упражнение и кое-что записала.
Нарисовала я цветок в терновнике, на котором висели клочья ведьминого одеяния.
И я задумалась, в чем же мой страх, с которым я сжилась до такой степени, что он стал мне удобен, стал оправдывать мое бездействие?
Я рассматривала рисунок и заросли терновника напоминали мне колючую проволоку, которой обносится какой-нибудь участок, чтобы никто не мог войти или … выйти.
Красивый цветок ведьму к себе не пустил, но и выйти он оттуда ведь тоже не может. Эта загородка (психологические защиты) так и остается с героиней сказки до конца. Сначала она становится камнем, затем цветком в ящике стола. Превращает ее в девушку, возвращает к действительности страх пастуха, который вроде и не против, чтобы кто-то наводит порядок в его доме, но его пугает неизвестность. Он желает знать, кто это делает.
Кто же такая ведьма, которую боится девушка-цветок и от которой строит защиты, которые незаметно превращаются в ее тюрьму?
Для меня это тот самый квадрат обыденности, который очерчен первыми четырьмя арканами карт Таро. Привычная обыденная бытовая и социальная действительность все время хочет отрубить голову падчерице, изъять из души ненужный и бесполезный для быта излишек, внутренний цветок, который как-то сразу у меня сассоциировался с аленьким цветочком.
Но он-то мне самой дорог, он и есть та подлинная я, которую боюсь потерять и которую защищаю, как могу. Только вот в результате защита оказывается изоляцией. Впрочем об этом я начала задумываться еще давно, с тех пор, когда начала более-менее регулярно через лень и скептицизм делать упражнения СН-овских тренингов.
Совсем без защит нельзя, но и в изоляции цветок хиреет. Сначала обращается в камень, т.е. практически не живет, не растет, не цветет. Он ждет. А когда устает ждать, обижается, обижается насмерть, до суицида. Только это суицидальное желание какое-то детское. Вот я хрупкий, нежный, живой и такой красивый цветок, вырасту у вас на пути и вы меня растопчите, сломаете. А потом будете глядеть на меня погубленную, но такую прекрасную и страдать от того, что погубили. Детский вариант обиды: вот лежу я в гробу, а все вокруг рыдают, причитают и перечисляют мои достоинства. А достоинств у девушки-цветка в общем-то немного. Обустройство все того же быта. Бежала она от ведьмы, боясь, что ее убьют. Но в доме пастуха она живет в ящике стола сорванным цветком. А впрочем…
Пусть роза сорвана — она еще цветёт,…Уже здесь можно начать понимать, что нельзя убить то, что чувствуешь как свою живую подлинность, как красоту цветка внутри себя.
И все-таки девушка по-прежнему боится действительности. Ведь страх свой, разрывая в клочья, победить нельзя. Надо не бежать от него, а идти ему навстречу. Однако девушка от замужества с пастухом отказывается, но и милого Роланда искать не хочет. Мало того, когда действительность, в виде традиций, опять вторгается в ее жизнь, она снова упирается и не хочет петь свою песню на свадьбе любимого.
Но здесь действительность оказывается сильнее ее и заставляет ее умереть. Она поет свою песню. Наконец она выдает то, что прятала от всех: от ведьмы с ее родной дочкой, от пастуха, да и от Роланда тоже. Он ведь забывает ее потому, что в ней не было ничего особенного, ничего такого, что бы выходило за пределы квадрата обыденности и этим запоминалось, западало в душу, держало внимание.
И вот когда девушка поет наконец-то свою песню, она умирает как изолированное эго и только тогда становится достойной брака и новой жизни. Жизни не только цветущей за стенами колючего терновника, но и плодоносящей, плодотворной, творческой.
Но… в сказке девушка все еще не самостоятельна. К ее любимому ее приводит все та же социальная традиция, которую она боится. А я первым эпизодом вспомнила все то же терновый куст, укрывший цветок. И значит для меня все еще в большой степени (а может быть не в очень большой?
) актуально оправдывать свои страхи, а не идти навстречу им.