Серебряные нити http://serebniti.ru/forum/ |
|
Занятие 5 – Гнев и Болезнь ума... http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=60&t=2004 |
Страница 1 из 1 |
Автор: | Алексей Попов [ 20 сен 2015, 14:14 ] |
Заголовок сообщения: | Занятие 5 – Гнев и Болезнь ума... |
"Таблетка от гнева", занятие 5 писал(а): http://audio.serebniti.ru/play/3581На 18-й минуте мы слышим: "Гнев нужен, и гнев очень страшен, потому что в конечном итоге это ведь именно Он создаёт самое страшное, что регулярно встречается в человеческой истории – войны." Мне кажется, это не так. Войны создаёт человеческая алчность. Гнев же – реакция, ответная на что-то. В основе гнева – возмущение. Гнев – это действие к освобождению. Если обратим внимание на песни войны, наполненные гневом, – мы обнаружим в них движение к освобождению. Я так и слышу: "Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!". Гнев способен именно на смертный бой, до последней капли крови, иначе какой же это гнев? Думаю, что и героизм (не весь, но некоторый) встаёт на волне гнева. Войны, налитые гневом, являются освободительными; в истории есть примеры таких войн. Они возникают на фоне "порабощения" наций, то есть в любом случае не самопроизвольно. В истории можно найти и, так называемые, "священные войны", основанные на религиозных чувствах, точнее, на их ущемлении со стороны обидчика. И этими войнами, очевидно, движет желание освобождения, сброса причины "обиды". Такие войны могут передаваться от поколения к поколению, называясь местью или кровной враждой. Да что там говорить, в нашей обычной жизни многие находятся в состоянии войны с другими людьми, с порядками, с тенденциями... – по той же причине личной обиды. Чем-то такая обида смахивает на гнойник, а гнев – на активность иммунитета. Я думаю, что войны в чистом виде затеваются (задумываются, планируются) в желании захвата и подчинения. В таком случае, о гневе не приходится говорить. Максимум, на что способен Захватчик – это ярость в утверждении "я сильней!". Но никакая ярость не сравнится с гневом, ибо она пуста (если не считать связи со страхом), а гнев имеет корень. Поскольку гнев – один из древних рефлексов (безусловных), он "поднимает" в человеке что-то изначальное, и поэтому неизбежно сопровождается чувством правоты. Бороться, переубеждать, разоблачать это якобы иллюзорное чувство, думаю, бессмысленно. И я соглашусь с тем, что гневающийся человек – прав! Вот только в чём он прав? Гневающийся человек находится в некоем психическом "пространстве", где гнев оправдан безусловно. Если мы вспомним случай, с которого началось 5-е занятие: Цитата: Я ехал вчера в метро. Передо мной, недалеко от меня, стоял мужчина, лет 30-35-и. Стоял с закрытыми глазами, что-то бормотал и время от времени крестился. Видимо, молился. ...В какой-то момент к нему, споткнувшись, прислонилась маленькая хрупкая девушка, лет, наверное, 25-и, с какой-то такой огромной, несоразмерно, книжкой в руках. И вот когда она задела молившегося молодого человека, он вдруг развернулся всем корпусом и отбросил её в сторону. И девушка полетела бы через весь вагон, если бы её и книжку не поймали бы сидевшие и стоявшие вокруг люди. Вы только представьте: человек, может быть, молется за спасение душ, и вдруг на него налетает что-то или кто-то. Ну конечно, это Дьявол с молитвы сбивает. Молитва – оружие против Него... Искреннее возмущение срабатывает быстрее пули; и вот воин "войска христова" применяет всю свою удаль для отражения удара. Вся нелепость данной ситуации состоит в пересечении пространств. Примерно так же могут выглядеть бойцы виртуальных войн, выйдя на улицы (вспомним банду "GTA" в Подмосковье), или Попытки применить законы вещественного копирайта к цифровому контенту... Иллюзия состоит в применении чего-либо не по адресу. Конфликт (в качестве примера: 18-я минута занятия Вималакирти Нирдеша сутра и её комментарий Геше Лангри Тангпа) – пример путаницы, возникшей от взаимного непонимания. Я уверен, что каждая сторона конфликта права по-своему, и у каждой такой правоты своя глубокая история. Маленькая загвоздка в том, что стороны не видят друг друга. Каждый конфликтующий помещает другого в своё пространство, в котором тот, безусловно, достоин мести. Только пространства эти не пересекаются – они разные, отсюда иллюзия и ошибка конфликта. Если на секундочку представить, что миры конфликтующих совпали... Поняли друг друга люди и прозрели. Представим самого себя неподалёку. Или просто самого себя. Бывает, что и на себя мы "злимся", что по сути тот же гнев. Если мы делаем это, понимая себя, гнев превратится в большую движущую силу. Гнев созидающий. Мне представляется внутренний реактивный двигатель. Любое затруднение включает его... ------------ P.S. 01.10.2015: Я не надеюсь, что кто-нибудь из видевших снова сюда заглянет, однако вот дополнение, о котором случайно забыл.. "Агни Йога" такой внутренний двигатель называет "возмущением духа". Процитирую немножко. Разбегающиеся в цитатах мысли о раздражении и равновесии не обязательно обсуждать в этой теме (хотя, всё это очень интересно) – они лишь для полноты высказываний здесь...
Немножко из Агни Йоги
|
Автор: | shefnxr60 [ 22 сен 2015, 00:42 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Занятие 5 – Гнев и Болезнь ума... |
[q |
Автор: | Алексей Попов [ 22 сен 2015, 07:11 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Занятие 5 – Гнев и Болезнь ума... |
shefnxr60 по Александр Мень - "История религии". т. 4: глава 18 писал(а): Одним из главных обвинителей был стратег Анит, по профессии кожевник. Он принадлежал к партии демократов и вместе с Трасибулом сверг тиранию «тридцати». Этот ограниченный патриот считал, что все новые идеи вредят государству (2). Сократ в его глазах являлся вдохновителем подрывных сил, лукавым софистом, разлагающим юное поколение. Немаловажную роль здесь играли и личные мотивы: сын Анита некоторое время был учеником Сократа и не без его влияния отказывался заниматься ремеслом отца, который с тех пор затаил против философа злобу.shefnxr60 писал(а): Чем яростнее Захватчик, тем меньшая степень коллаборационизма у порабощённого. Снижая жестокость, Захватчик обеспечивает себе величину численности "пятой колонны". Когда заговорили о "пятой колонне" у нас, то фактически, понятие коллаборационизма и "пятой колонны" перевернули с ног на голову. И у УРА-ПАТРИОТИЗМА возникло иллюзорное чувство правоты. В коеОИм многие пребывают и сейчас.Если ярая алчность натыкается на гнев, то высокомерие (основанное на мании величия) – на... правду. "Борьба" просто переходит в другую, более тонкую, плоскость "мягкой силы". Например, это "борьба за умы". Хотя, эта самая правда может спровоцировать у "порабощаемых" так же возмущение и далее гнев. Вспышка такого гнева происходит как бы на пустом месте и, как иногда говорят, "сотрясает воздух". Это такая матрёшка чувств, в конце которой мы можем встретить "ура-патриотов", бьющих кулаками в воздух, поскольку выпали из плоскости реальной борьбы. К сожалению, этим "воздухом" зачастую оказываются люди, и такая бойня становится братоубийственной, то есть бессмысленной (подробнее – в моём предыдущем посте, в конце – про "иллюзию конфликта"). Прямая же борьба "за умы" собственно к гневу, на мой взгляд, отношения не имеет. В ней включаются совесть, честь, мудрость... |
Автор: | shefnxr60 [ 22 сен 2015, 12:28 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Занятие 5 – Гнев и Болезнь ума... |
- |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |