Спасибо, Александр Геннадиевич, за интересный, неожиданный подход к пониманию и разделению понятий лени, апатии, скуки!
Первая ассоциация, которая возникла при прослушивании цитаты Б. Паскаля об ощущении «выброшенности в пустоту» - это то странное, устрашающее, почти парализующее ощущение, которое однажды охватило меня (уже вполне взрослую) в планетарии, при взгляде на огромнейшее количество молчаливо рассыпанных в бесконечности планет.
Вспомнились некоторые положения теории («атомистического материализма») Демокрита.
Демокрит
Мир существует как единое целое, состоящее из великого множества мельчайших невидимых неделимых частичек (атомов), которые движутся в пустоте.
Атомы материальны и неделимы вследствие своей абсолютной плотности, исключительной малости и отсутствию в атомах пустоты. Они разнообразны по форме и размеру, не имеют качества, и их неотъемлемым свойством является движение, причем прямолинейное. Движение порождает вихри, а вихри являются причиной возникновения и смерти миров. Прямолинейное движение равных по весу атомов всегда имеет, по Демокриту, свою причину, и случайных отклонений быть не может («принцип детерминизма»). Причем Демокрит считал, как читала, что соединение атомов образует все многообразие природы, в т.ч. и человеческую душу (в душе обитают особые атомы – в форме шара).
Свернуть
Мне кажется, что важным здесь является вопрос о том, есть ли у человека выбор или возможность что-либо изменить (по его ощущениям или по его вере) тогда, когда он испытывает апатию, и тогда, когда он испытывает лень.
В состоянии опустошенности после психологической травмы (состоянии апатии) человек, видимо, понимает, что от него уже ничего не зависит. Умер близкий человек, и с этим уже ничего нельзя сделать, как бы ни хотелось.
Причем ощущается в том числе самая настоящая, физически ощущаемая зияющая пустота вокруг (это есть проекция, наверное, но очень уж это реально ощущаемая пустота), либо разреженный воздух.
Лень, основанная на ощущении того, что все желания уже исполнены, или что за меня уже все сделали другие, вероятно, предполагает ощущение того же отсутствия выбора, но в данном случае ощущение более иллюзорное.
Ведь выбор, вероятно, был уже на самом деле бессознательно сделан самим человеком
априори - не «двигаться» впустую (или «вполную»), потому что в этом нет никакого смысла: либо потому что все и так уже есть (я полон и мне плевать на мир), либо потому, что мне
нет места в этом наполненном мире (мир полон и ему плевать на меня и мои попытки стать его частью и наполнить его каким-то смыслом).
Вспоминаются (рассуждения
Бегущей по волнам подтолкнули):
1 Слова Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме. 3Цар 2:12; Притч 1:1
2 Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета! Иов 7:1; Пс 61:10; Еккл 12:8; 2Кор 4:18
3 Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? Еккл 2:22
4 Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки. Пс 89:3; 103:5; Сир 14:19
5 Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Пс 18:5–6
6 Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои.
7 Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь. Иов 38:10; Сир 40:11
8 Все вещи — в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием. Пс 89:10; Притч 27:20
9 Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Еккл 3:15
10 Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас.
11 Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после. Прем 2:4
12 Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме; Еккл 1:1
13 и предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем. Еккл 3:10
14 Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все — суета и томление духа! Еккл 2:11
15 Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать. Еккл 7:13
16 Говорил я с сердцем моим так: вот, я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело много мудрости и знания. 3Цар 3:12; 4:29–31; Еккл 2:9
17 И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это — томление духа; Еккл 7:25
18 потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь. 2Мак 9:11
Мне подумалось, что в данных крайних состояниях души (ощущении «абсолютной пустоты» или «абсолютной полноты») человек ощущает крайнюю степень отчужденности себя от всего остального мира.
А в случае ощущения исполнения всех желаний - полную неотделимость себя от некоторой части мира, но
только в том смысле, что эта часть мира обязана исполнять все эти желания.
Это с одной стороны.
А с другой стороны, есть такое понятие, как долг.
Бегущая по волнам о нем тоже вспоминала. Выполнение долга – это тоже в некотором смысле ощущение отсутствия
своего выбора. Только уже, мне кажется, иного рода.
Долг – это ведь, мне думается, осознанное обязательство, основанное на любви. К другому человеку, к семье, к другу, к ребенку, к Богу. И оно может вывести человека из состояния апатии или лени.