Серебряные нити http://serebniti.ru/forum/ |
|
Занятие 2. Лень, скука или … тревога. http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=61&t=2021 |
Страница 1 из 2 |
Автор: | Селена [ 15 окт 2015, 17:22 ] |
Заголовок сообщения: | Занятие 2. Лень, скука или … тревога. |
Лень и скука – лекарство от экзистенциальной тревоги, которая появляется, когда ты приближаешься к внутреннему “зиянию”, бездне Ницше, той самой “пустоте”, что и есть ты сам. Там место твоего самостояния, ответственности и одиночества. Вспоминая свой собственный детский страх, который я испытывала, вглядываясь в ночное небо и представляя себе не звезды и планеты, а черное пустое бесконечно бесконечное пространство между ними, сейчас понимаю, что это и была встреча с собственной бездной, а страх тот той самой экзистенциальной тревогой. И соглашусь с Вами, Александр Геннадиевич, лень и скука действительно лекарство от ЭТОГО страха, от ЭТОЙ тревоги. Они результат того, что я отворачиваюсь от нее. Я стою на краю этой бездны, но повернувшись к ней спиной. Я боюсь вглядываться в нее, потому что … … “Если долго всматриваться в бездну – бездна начнет всматриваться в тебя”.Ф. Ницше. Она живая, эта бездна (я знаю ), и очень важно отыскать в ней собственную планету. P.S. Вообще очень интересные рассуждения выстаиваются вокруг понятий, которые, как мне казалось, я хорошо знаю и понимаю. Спасибо, Александр Геннадиевич. |
Автор: | мирра [ 15 окт 2015, 18:03 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Занятие 2. Лень, скука или … тревога. |
Селена писал(а): ...Я стою на краю этой бездны, но повернувшись к ней спиной. Я боюсь вглядываться в нее, потому что …… “Если долго всматриваться в бездну – бездна начнет всматриваться в тебя”.Ф. Ницше. Она живая, эта бездна (я знаю ), и очень важно отыскать в ней собственную планету. Здравствуйте,Селена,извините,что влезаю,но--это для меня нечто очень любопытное,а я люблю,когда что-то где-то наводит меня на размышления.Так что и Вам-- Насчёт бездны--да,она живая.Может,она ждёт от нас чего-то такого:..А всё же--что,если смысл--в самом процессе,а не в результате, в блуждании,а не в пункте Б,и именно в белых звёздах и мгле--красота,величие,сила и любовь? Звёзды сияют, мерцают--и вовсе не издевательски,а величественно и ровно,они прекрасны в своей холодности,их температурный режим не обязан подстраиваться и соответствовать нашему,они просто другие,иной структуры...и во мгле есть не только бездна,но и ещё и вечность...хотя второе--не вместо первого,а вместе с ним... Из "Признаний грустной пьяненькой княжны",часть 2-я,7-12.2015. А что касается лени,скуки и апатии... Я как реактивная ракета по жизни бегаю,уняться не могу, люблю, когда много дел,тоскую только тогда,когда что-то болит и не могу приступить к делам.И уж тем более--как там в книжке? "...Никогда я не понимал и не знал того,что люди называют скукою жизни.Жизнь интересна,и я люблю её за ту великую тайну,что в ней заключена,я люблю её даже за её жестокости,за свирепую мстительность и сатанински весёлую игру людьми и событиями. Л.Н.Андреев,"Мысль".Мнение автора в данном случае полностью совпадает с моим.Мне остаётся только добавить, что у меня жажда жизни то и дело аж валит из ушей.А раз я не из ленивых,то круглюсь и не буду более путаться в теме под ногами,так почитаю. |
Автор: | Квагга [ 16 окт 2015, 09:08 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Занятие 2. Лень, скука или … тревога. |
Первое, что я различила в темноте,- большие белые шапки соцветий, похожие на облака. Таким бывает пух, в который превращаются осенью цветы фригийского василька. Но это были не созревшие семена, готовые опасть и дать жизнь новыму поколению бурьяна, а сочные цветы. Выше зарослей поднимались похожие кущи, но ещё больше и тёмные- это вставали предо мной древние деревья моей Планеты Некусачих Собак.. (Не я придумала, это у Вл. Крапивина есть такая Планета). Вокруг "тревожащей звезды" вращалась планета, на которую отправились после смерти мои знакомые собаки. А во сне я увидела реку. Полноводная, с быстрым течением, с серой очень холодной и чистой водой, она напоминала Тобол у Тополиного острова, но за мысом, на котором стояла ажурная башня ЛЭП (я ещё в детстве поняла, какие, в сущности, странные и потусторонние это объекты- башни высоковольтной передачи!) а из основания этой огромной башни выростала ещё более огромная, многотысячелетняя!- сосна- остров начинался снова.. То есть, пройдя мыс с башней и сосной, я оказывалась у противоположной оконечности острова, с которой обычно начинаю обход зимой, по льду реки. Совсем как у Марины Цветаевой "за раем- рай". И сама река была больше, чище и полноводнее, чем в реальности. Несмотря на то,что по ней так и лЁтали судна и судёнышки- катера, пароходики, моторные лодки- просто таки оживлённая автотрасса! Несмотря на такое обилие человеческих траспортных средств- река оставалась ЧИСТОЙ и сама по себе (я тут читаю "Факультет ненужных вещей"и нашла там образ реки, которую не задевает совершенно присутствие человека, ей ВСЁ РАВНО, она- воплощение безразличной к племени человеческому Natura Naturata- "Природы Природствующей"). Итак, передо мной снова было начало острова, и между полноводным глубоким потоком, по руслу которого шло оживлённое движение и невысоким обрывом, который образовался от того, что Тобол год за годом подмывает грунт с краю, в неведомую даль уходила тёмная протока. С одной стороны- остров, с другой- камыши. Вот там и царили водоплавающие- не рукотворные плавсредства, а птицы. И ещё там был КТО-ТО, дорогой к которому и была эта протока. |
Автор: | NatalyaS [ 20 окт 2015, 00:28 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Занятие 2. Лень, скука или … тревога. |
На прошлых выходных увидела часть беседы с литовским актером Юозасом Будрайтисом на канале Культура. Беседа весьма интересна, на мой взгляд, особенно местами. И в беседе как раз прозвучали такие размышления, прямо в тему нашего тренинга, по-моему: Цитата: «Я был бы счастлив увидеть человека просто сидящего, очень долго, и просто наблюдать за ним. Я люблю сидеть долго без занятия. Обычно я это делаю, вставая в 5 утра, а летом в 3 утра, и наблюдая, как появляется жизнь; как появляется, оживает вокруг все; как из небытия обретаются предметы. Потом эти предметы окрашиваются в разные цвета, и приходит жизнь. А этого как будто не было только что, и вот она появилась, эта жизнь. И в это я уже должен вписаться, в эту жизнь, в этот цвет, в появление всего живого. Должен вписаться я, со своими проблемами, и существовать. Но никому нет дела до меня, потому я – только маленькая, маленькая песчинка, которая должна существовать в этом пространстве.Я вчера, встав рано утром, увидел напротив (а напротив – двадцатиэтажное здание на Новом Арбате), что светятся окна, и там такая маленькая черточка шевелится, что-то делает. И начал думать, а кто там в такую рань может быть? Ну, видимо, какая-то служба происходит, потому что в том здании офисы. В первую очередь, приходит уборщица. Она там что-то убирает, наверное. Она там шевелится, - и это даже и не человек, как кажется издалека, это пылинка. Так вот, мы все такие». О чем говорит Будрайтис? Наверное, о той самой апатии («я лишь маленькая песчинка, до которой никому нет дела, и мы все такие»). И в то же время, он, мне кажется, как будто бы медитирует, он пытается постичь (каждое утро!), как из небытия (может быть, и его собственного) появляется жизнь, как из небытия обретаются предметы и их формы. И то, кто он в этом бесконечном мире. Может быть, таким образом ему удается всякий раз «пропереживать» ту тревогу, о которой говорил Александр Геннадиевич, и попытаться что-то за ней увидеть, как и в нашем упражнении? Это все немного напомнило аристотелевское:
Первая и последняя материя, форма и активный творческий фактор
У меня получился какой-то сумбур с образами в упражнении. Плавать было и тревожно и интересно, но интересно все-таки больше, чем тревожно. Через некоторое время звезды превратились в птиц, которые порхали, поблескивая светящимися крыльями. Та звезда, которая поманила, оказалась пламенем. Конечно, она вызывала тревогу Однако приблизившись к ней, я увидела орбиту вращающейся вокруг нее планеты, по оранжевой "поверхности" которой концентрическими кольцами были прорисованы белыми полосами границы беговых дорожек. С радостью пробежалась по средней из дорожек. Тем временем пламя звезды превратилось в крутящееся глиняное блюдо (диск), из которого росли и оседали изменчивые спиралевидные формы пузатого кувшина. Над звездой, вверху, вился дымок, и растекался к другим звездам. |
Автор: | Это Я [ 20 окт 2015, 10:12 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Занятие 2. Лень, скука или … тревога. |
NatalyaS, Квагга, мирра, Селена, спасибо, кое-что прояснили. А так как я мыслю исключительно образами, то мой рассказ о лени, скуки, апатии тоже будет образный. ДЫРА В ТВОРЕНИИ. Эпиграф: Дыра в творении, чтобы человек продолжал хотеть: жить, создавать миры. Не бывает желания без не полноты, завершённость порождает скуку, если не апатию. Желания возникают от пустоты, а в пустоте живёт тревога. Бог создал мир полным и законченным, в нём есть всё, что мы можем познать и что он может познать. В нём нужны пустоты, люди, которые будут создавать неожиданности, вести себя вне теории эволюции или какой-нибудь ещё другой теорией (А.Г.Данилин. Цитата из второй передачи о лени). В теме "Клуб толкователей сновидений" я описывала образ змеевидных нитей, которые лежат в основе всего сущего. Я цитировала часть своей работы десятилетней давности, которая называлась "ГУ-ДЕ-НЬ" ( viewtopic.php?f=27&t=1892&start=120#p116860 ). Здесь я хочу привести ещё один абзац из неё: ... А вы знаете, что эта сила (ГУД) лежит в основании гор? Недаром всех волшебных змеев, змеев-Горынычей, драконов изображают, живущими под горой в пещере. В сказке о Никите Кожемяке в каменной берлоге. А вот почему эта сила стала плохой? Почему у нас болят зубы и мы их вырываем? Почему мы рубим деревья, выкорчёвываем пни, взрываем горы, прорубаем тоннели? Ведь всё это оголяет "нервы" Земли Матушки, создавая пустоты. Эта "змеевидная энергия" становится опасной, мучающей нас. Однажды я так увидела причину мигрени одной девушки. Разговаривая с ней, мой внутренний взор уловил, что как будто несколько чёрных жирных червей, идущих от земли, впиваются ей в левый висок. Впоследствии я от неё узнала, что её мучают страшные болевые спазмы, именно в левом виске. Когда я расшифровывала её фамилию, я "вышла" на её предков, которые предупреждали об опасностях, которые несут эти "навьи змеи", да, да, те самые. Они сказали, что представленный в воображении образ орла может их отпугнуть, а также приложенные к голове перья хищных птиц. Автор этих строк на себе опробовала эти рекомендации. При сильных спазматических болях в голове, я прикладываю к голове перо канюка (иначе его зовут сарыч, или курганик), найденное на даче. Действительно, помогает. Думаю, не случайно индейцы Америки использовали головные уборы из перьев птиц. Во многих сказках и легендах мы встречаем сюжет о похищении злым змеем (драконом) молодых девиц; "брал он поборы немалые, с каждого двора по красной девке" (сказка о Никите Кожемяке). Мне кажется, что в основе этого мифа лежат реальные факты. Оголённые нервы земли могут причинять серьёзные проблемы, в первую очередь, женщинам... Эта проблема меня долго не оставляла в покое. Ещё мне был не понятен такой былинный образ; у Ильи Муромца были родители, отца звали Иван Тимофеевич, и нужно было ему выкорчёвывать пни, чтобы сеять пшеницу. Родители уходят на эту работу, Илья Муромец остаётся дома один, пока не приходят калики-перехожие. После исцеления Илья Муромец идёт к отцу с матерью: "Эх, руки стосковались по тяжелой работушке, по крестьянской. Помогу-ка я отцу с матушкой. Пенья, коренья повыкорчую. Камни-валуны повыбросаю". После прошедшей передачи я поняла, что за этим образом выкорчёвывания, стоит более глубокий смысл; Илья Муромец создаёт ПУСТОТЫ, которые потребуют своего заполнения, засеивание пшеницей. Эти же пустоты - "дыры в творении" я видела в своих медитациях, когда А.Г. в тренинге "Таблетка от гнева" попросил нас сначала нарисовать образ своего гнева, на другом листке образ гармоничного состояния, а потом наложить эти картинки. У меня сначала получились эти дыры: Вот гармоничное состояние: Впоследствии, как же мне было приятно читать работу Есенина "Ключи Марии"! Где он очень точно описал чувство нашей идентификации с деревом: "Все от древа — вот религия мысли нашего народа, но празднество этой каны и было и будет понятно весьма немногим". Чуть подробнее:
цитата из Ключей Марии
При наложении картинок у меня получились вороньи гнёзда, ворон - это не только символ смерти, но и индивидуации. Упражнение этого тренинга вызвало очень яркое по ощущениям сновидение, оно было наполнено интимными эротическими переживаниями, но я всё-таки попробую его рассказать. Было путешествие в прошлое, в сновидении даже прозвучала цифра - "13 веков назад". Это была древняя Русь. Само сновидение наряду со своей "историчностью" содержало символику современного мира, я к этому привыкла. Итак, я с мужчиной, по ощущениям очень сильно любимым. Мы взлетаем вверх от земли к небу и выше, к звёздам. Потом мы падаем обратно на землю, в воду, которая холодная. В воде я вижу обнажённый торс мужчины и пытаюсь обхватить его руками, думая, что именно от любовных объятий вода станет теплее. Но чуда не происходит. Мы выныриваем, на берегу стоят старцы, княжеские особы. Они грозным голосом перечисляют русские названия земель. Запомнила лишь одно: "тверская земля". У меня впоследствии всплыла ассоциация, что так позднее величался государев титул с перечислением земель, входящих в его владение:
пример
+
Из современных деталей сна; события разворачиваются между двумя девятиэтажками из кирпича оранжевого цвета. Эти дома в моих сновидениях символизируют великанов, которые "нити начала держат в руках", это дословно услышанные слова, прозвучавшие в одном из снов. Эти дома связанны с энергетическими нитями, которые я часто изображаю в виде высоковольтных линий и столбов. В этих домах четыре подъезда, я их все когда-то исследовала. Если говорить кратко, то весь дом олицетворяет собой революционные преобразования. Первый подъезд, это наше материальное и рациональное мышление, это уровень революционеров прошлого века с их девизом "весь мир насилья мы разрушим", этот подъезд символ отделения от традиций, родителей и пр., он носит аспект предательства. Кто смог превзойти этот этап, тот переходит во второй подъезд. Это символическое мышление, со всей его ясностью. Именно из этого подъезда вышли старцы, которые нас во сне разлучили. Третий подъезд - символ творчества, он носит смешное название "горошек", или "Царь Горох", здесь человек занимается творчеством (само индивидуацией), которое имеет символ шарика - горошка. Четвёртый подъезд - "Обида", символ "гладиаторский бой", человек свою индивидуальность должен отстоять в бою, иногда в очень жестоком, иногда - в обреченном на поражение бою. В моих снах - фасад здания, это условно "положительные" качества великана, а торец здания - "отрицательные", именно туда меня оттащила собака. |
Автор: | мирра [ 20 окт 2015, 12:22 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Занятие 2. Лень, скука или … тревога. |
Катя,а что я могла разъяснить? Мне нужна скорее таблетка для лени,а то я как реактивная ракета бегаю и по четверо суток отоспаться не могу,т\к пока я тут на районе валяюсь,там в мире что-то происходит и я могу что-то любопытное пропустить. Как вы,люди,это делаете--ленитесь,волыните,прокрастинируете? Я тоже так хочу... |
Автор: | Molli [ 20 окт 2015, 12:31 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Занятие 2. Лень, скука или … тревога. |
мирра, а зачем тебе вся эта суета, беготня? вот что ты к примеру за вчерашний день успела сделать со своей "реактивной скоростью"? на что ушла твоя энергия? |
Автор: | мирра [ 20 окт 2015, 12:34 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Занятие 2. Лень, скука или … тревога. |
Molli писал(а): мирра, а зачем тебе вся эта суета, беготня? вот что ты к примеру за вчерашний день успела сделать со своей "реактивной скоростью"?на что ушла твоя энергия? Уборка,стирка,готовка,2 книжки,не считая той,которая в моё бальном зале,мало-мало почитать (я нашла "Дневник" Марии Башкирцевой)... А тебе зачем? |
Автор: | Molli [ 20 окт 2015, 12:41 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Занятие 2. Лень, скука или … тревога. |
хочу понять что в твоём представлении много успевать) |
Автор: | Селена [ 20 окт 2015, 13:44 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Занятие 2. Лень, скука или … тревога. |
мирра писал(а): Как вы,люди,это делаете--ленитесь,волыните,прокрастинируете? Я тоже так хочу...Мирра, да мы тут все тоже готовим, стираем, убираемся, работаем, занимаемся семьей и своими хобби, читаем, ходим на концерты и в гости, ездим куда-нибудь, когда есть такая возможность. Дело не во внешней деятельности. Дело в чувствах, которые мы испытываем и пытаемся здесь, в тренинговых программах СН, в них разобраться. Моя депрессия-апатия очень часто на фоне очень активной внешней деятельности протекает. Но то, во что при этом прогружена моя душа, меня не устраивает. И я пытаюсь понять причины хотя бы, а в лучшем случае как-то минимизировать этот процесс, если уж совсем избавиться от него не удается. То же самое и с ленью. Конечно, в классическом обломовском смысле она вряд ли кому из нас позволительна, слишком много дел и обязанностей. Но вот в поэтическом смысле обломовская лень мне оооочень понятна, т.к. не раз испытана мною. Вот и разбираюсь, что и почему это такое. И Александр Геннадиевич всегда в этих размышлениях неожиданные повороты указывает. |
Автор: | Квагга [ 20 окт 2015, 13:52 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Занятие 2. Лень, скука или … тревога. |
мирра писал(а): пока я тут на районе валяюсь,там в мире что-то происходит и я могу что-то любопытное пропустить. У меня такое ощущение бывало (и бывает ): там, где-то в мире, происходит моя настоящая жизнь,- жизнь осмысленная, наполненная,.. да ладно: "наполненная-осмысленная", моя- вот и всё! (если ещё не: "та жизнь, в которой я играю заметную роль" ) ...а я, Я- почему-то здесь, отдельно от своей жизни.. Но какая это жизнь? Где её местоположение, где её точка (как говаривал Малыш из повести бр. Стругацких)- этого я не знаю.. И продолжать жить здесь мне тогда неохота, лень жить! (как частный случай такого ощущения- тревожное понимание, что нельзя объять необъятного и невозможно проконтролировать всё, что считаешь в мире своим, удержать все бразды правления в одних своих жадных руках.) Тогда, может и имеет смысл отстановиться и поразмышлять, как же выглядит моя настоящая жизнь и как мне в неё попасть (то есть привести себя и свою жизнь в соответствие, или в лад). |
Автор: | мирра [ 20 окт 2015, 17:12 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Занятие 2. Лень, скука или … тревога. |
Цитата: У меня такое ощущение бывало (и бывает там, где-то в мире, происходит моя настоящая жизнь,- жизнь осмысленная, наполненная,.. да ладно: "наполненная-осмысленная", моя- вот и всё! (если ещё не: "та жизнь, в которой я играю заметную роль" ...а я, Я- почему-то здесь, отдельно от своей жизни.. Но какая это жизнь? Где её местоположение, где её точка (как говаривал Малыш из повести бр. Стругацких)- этого я не знаю.. И продолжать жить здесь мне тогда неохота, лень жить! (как частный случай такого ощущения- тревожное понимание, что нельзя объять необъятного и невозможно проконтролировать всё, что считаешь в мире своим, удержать все бразды правления в одних своих жадных руках.) Тогда, может и имеет смысл отстановиться и поразмышлять, как же выглядит моя настоящая жизнь и как мне в неё попасть (то есть привести себя и свою жизнь в соответствие, или в лад).Спасибо,родные,всем ,по 5 штук.Мне было очень любопытно. Но--я живу прямо здесь и прямо сейчас,мне хочется не быть где-то вместо здесь.Участвовать,а не тупо зырить.Лет до 24 я могла делать три вещи одновременно,сейчас--только две. Я скучаю по этой способности... Селена,у меня так-то нет апатии.Совсем. Даже в период ядерной зимы сознания и последующего блуждания по мгле (о которой я писала выше)--не было.Были лишь сомнения в смысле моих тогдашних действий,и всё.Но я билась,как рыба об лёд,и сейчас бьюсь,и мой девиз-- "НЕ НЫТЬ!".Уж слишком много нытиков,искателей дешёвого чуда на халяву,имело место быть в моей жизни,а я была молода и хотела делать всё наоборот.Я выросла и постарела,и девиз "НЕ НЫТЬ!" обрёл другой смысл.Если я невзначай нарушаю это понятие,прошу меня извинить:я не нарочно. |
Автор: | Селена [ 20 окт 2015, 17:31 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Занятие 2. Лень, скука или … тревога. |
мирра писал(а): Селена,у меня так-то нет апатии.Совсем. Не испытываете, ну и замечательно. А ныть я тоже не люблю. Хотя такого девиза у меня нет. Он мне не нужен. Я просто не люблю ныть и жаловаться. |
Автор: | мирра [ 20 окт 2015, 17:39 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Занятие 2. Лень, скука или … тревога. |
Селена писал(а): Не испытываете, ну и замечательно.А ныть я тоже не люблю. Хотя такого девиза у меня нет. Он мне не нужен. Я просто не люблю ныть и жаловаться. Ну,спустя 6 или 7 лет я эти слова тоже не пишу везде,где придётся Это уже в голове само собой уложилось. Не ныть,не сорить,не курить,не пить при детях и не хамить--никогда и никому --вот список. И вот,приступаю я,значит,к "Дневнику" Марии Башкирцевой,и нахожу,что и она желала жить побыстрее и всё делать,не откладывая...я уже старше её на несколько лет,но она не кажется мне "шмакодявкой",в отличие от лиц 1990-х годов рождения))),я её понимаю.Я и про себя могу сказать то же самое.Но,поскольку я не из ленивых,круглюсь.Удачки,родные! |
Автор: | Стадер [ 20 окт 2015, 17:44 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Занятие 2. Лень, скука или … тревога. |
Думаю, что таблетка от лени это и есть человек, т.е. каждый человек для себя сам является своей таблеткой. А энергию нужно тратить только на полезное и любимое дело, но это в идеале конечно. |
Страница 1 из 2 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |