Серебряные нити http://serebniti.ru/forum/ |
|
Занятие 10. Страх удачи. http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=61&t=2053 |
Страница 1 из 1 |
Автор: | Селена [ 10 дек 2015, 12:44 ] |
Заголовок сообщения: | Занятие 10. Страх удачи. |
Странными, очень странными для меня самой оказались результаты (в сравнении) упражнений двух последних занятий. Воспоминания об удачах, вернее о том, во что они выливаются впоследствии, оставило гораздо больше неприятных телесных зажимов в душе и теле, чем неприятные ощущения от неудач. Пожалуй, одно из воспоминаний особенно наглядно, потому что могу проиллюстрировать его не только своей судьбой. Любила спортивную гимнастику. Занималась в школе, особенно плодотворно в институте. И не любила соревнований, особенно успехов в них. До сих пор воспоминание о соревнованиях сжимает тело в комок. Мне всегда казалось, что это страх публичного провала. Однако даже небольшие успехи, … ведь были же маленькие победы, были, … не приносили радости, а скорее даже наоборот, некоторую тревожность. Почему так? … поняла я это все много позже. В декабре 2006 года умерла знаменитая гимнастка Елена Мухина. В это время о ней стали особенно много писать. Тогда-то я и узнала более подробно ее трагическую судьбу. В 80-м году готовясь к олимпиаде, она во время отработки сложнейшего упражнения упала и получила травму позвоночника. Травма была тяжелейшая. До конца жизни почти полная обездвиженность. Она любила гимнастику, мечтала о ней. Была безумно трудолюбивой, старательной и талантливой. Но серьезные соревнования и напряженные тренировки приводили к частым травмам. Зачастую она и выступала и тренировалась с ними. Все это приводило к накоплению какой-то смертельной усталости. Она мечтала отдохнуть. Но большой спорт не прощает отдыха. Тем более гимнастика. Там возраст максимального успеха исчисляется несколькими годами. А у ее тренера были высокие амбиции: стать тренером олимпийской чемпионки. В общем, тренировочный процесс загнал Елену Мухину в психологическую ловушку. В одном из интервью она говорила: я мечтала что-нибудь сломать, чтобы иметь возможность полежать несколько дней, ничего не делая, с книжкой на диване. И сломала… Осторожно, мечты сбываются, - сказала в том интервью Елена. Но особенно мне запомнился ее рассказ о том, что она переживала, став абсолютной чемпионкой мира по гимнастике. Она рассказывала, что стояла на пьедестале почета и плакала. Потом эти кадры с ее заплаканном лицом обошли все газеты. И все писали, что она не сдерживала слез счастья. А я стояла на пьедестале, - рассказывала она, - и с ужасом для себя понимала, что я чемпионка прошедшего года. Что завтра снова надо идти в спортзал и заниматься еще больше и напряженнее, потому что подтверждать ожидания окружающих труднее, чем впервые добиваться их. И плакала я от усталости и тоски. Читая тогда то ее интервью, я вспоминала себя и понимала себя. Конечно и мои соревнования, и мои тренировки, и мои травмы, и мои психические и физические затраты в гимнастику были на несколько порядков ниже, чем ее. Но любовь к этому виду спорта и у меня, и видимо у нее не были связаны с амбициями, с собственными амбициями. А вот амбиции тренеров рождали страх, страх успеха. Вообще страх успеха я как-то всегда объясняла страхом последующего провала. Но как выяснилось вчера такое объяснение не избавляет от внутренних напряжений. А вот когда, подобно случаю с гимнастикой, разобралась и с некоторыми другими подобными ситуациями, стало легче. Странно, но сначала именно в теле легче. Тело уже совсем спокойно. Оно здесь и сейчас. Воспоминания еще тревожат, но эта тревожность поменяла знак. Она становится более активной, выталкивает из пассивной лени к действию. |
Автор: | Бегущая по волнам [ 12 дек 2015, 13:32 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Занятие 10. Страх удачи. |
Не могу вспомнить ни одного эпизода в жизни, со "страхом удачи"... Успешное достижение какой-то "планки" придаёт мне уверенности в себе, в своих возможностях, умениях и пр. Мне в большей степени свойственен страх или лучше сказать "боязнь" неудачи и природная некая неуверенность в новом для меня деле. Поэтому каждый успех убеждает меня, показывает мне - что "я могу это". Две наибольших "удачи", которые мне пришли сейчас на ум - это была защита диссертации и много-много позже защита в министерстве отчёта по практически непроходной теме, на которую меня поставили после снятия первого руководителя проекта. И успешная защита была безусловной моей удачей, потребовавшей всех сил интеллектуальных, физических и моральных, причём на протяжении не одного года. И после того, как я смогла сделать это, я испытала неописуемую радость. Получилось, что я смогла выспупить в роли менеджера по кризисной ситуации))). Это придало уверенности в своих силах. Что интересно.. Не понимаю откуда во мне эта природная внутрення неуверенность, априори заниженная самооценка ... где её корни? Думаю, что это наследственная черта, которую мои предки (ближайшие и более далёкие) также успешно преодолевали, добиваясь успехов и удач в трудовой деятельности. Моя жизненная история практически ни разу не давала повода для сомнения в собственных силах. Однако я до сих пор стремлюсь избегать публичности, ситуаций связанных с оценкой или конкуренцией. В детстве/отрочестве, когда занималась легкой атлетикой очень не любила соревнования - очень волновалась. Особенный страх всегда был связан с опасением подвести команду, будь то спортивная команда или трудовой коллектив, или даже группа в компьютерной игре он-лайн. Сколько себя помню, с детства удачи и похвалы придавали мне силы. И только много-много позже я, наблюдая за другими людьми, поняла что надо конструктивно относиться к неудачам, не видеть в них трагедии. И, следовательно, - не опасаться. Однако, понимая это умом, не всегда могу справиться с опасением на эмоциональнеом уровне. И кстати, память об удачах придаёт уверенности в своих силах в сложные моменты. |
Автор: | Квагга [ 12 дек 2015, 16:25 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Занятие 10. Страх удачи. |
Я не помню, чтобы у меня успех стал причиной проблем.. Почему так? Попробую разобраться.. Во-первых, успех и похвала- две очень разные вещи. То, что похвала (оценка) накладывают неудобные ограничения, я заметила очень рано. После похвалы из кожи вон лезешь, чтобы соответствовать ожиданиям похвалившего, причём не имея об этих ожиданиях чётких представлений- и попадаешь в герои притчи о дураке, которого заставили молиться. Успех, за который меня похвалили- ровно бы и не мой успех, а кого-то другого, под которого МНЕ теперь придётся себя выравнивать. МОЙ успех- когда я сама себя могу похвалить. МОЙ успех- когда я подтверждаю своё право на ответственность результативными действиями. Да, это МОЯ ответственность, ведь я ей соответствую, она мне по плечу, и успех тому доказательство!..Успех- это когда я правильно увидела ситуацию, и действую согласно закономерностям этой ситуации.. Потом, я не уверена, что бывает какой-то абсолютный успех. Сомнения по поводу: "А победа это моя или поражение?" - вот, пожалуй, самая большая проблема, которая возникает после завершения какого-либо дела результатом, более или менее совпадающим с моими желаниями. А чаще всего- если действительно это УДАЧА, УСПЕХ!- результат получается настолько НОВЫМ, что, по завершении дела, все прогнозы, которые строила, окажутся как бы из другой реальности, более мелкой, плоской.. И успеха всегда мало. Уже назавтра начинаешь думать, что: "да, вроде бы это хорошо получилось.. Но что же дальше?" И, в третьих, никогда успех не принадлежит одному человеку. В седьмом классе Натан послал меня на каникулах на областную олимпиаду по биологии. Ездила в другую школу, были сорокоградусные морозы, сидела, писала, время было ограничено, задания трудные, сделала плохо.. Началось четверть, я забыла про поездку, и вдруг, на общешкольной линейке директор начинает свою речь с сообщения об успехах школы и вызывает меня, переврав фамилию. "Наша ученица выиграла областную олимпиаду по биологии!" В рядах смех: "Пошлякова! Пошлая!" Но это ерунда. Главное- я же плохо выполнила задания, какая ещё победа? В прошлом году удалось отправить в Центр Реабилитации Животных Добби- ризеншнауцера с больными ушами. Ухи были жуткие, собака мерзла в вольере приюта, лечение не помогало, я видела сны, где гуляю с двумя собаками- с Жуком и Добиком, то есть взяла Добку себе.. И случилось почти невозможное (чтобы понять, насколько невозможное, надо знать весь расклад наших дел)! Я обратилась к тем, кого знала, они- ещё к другим, те- к третьим и Добик уехал в Центр при вет. академии! Господи, какое же это было облегчение- знать, что он в тепле, что за ним ведётся грамотный уход и лечение, он обласкан и накормлен.. В декабре Доб умер- оказалось, что пёс очень старый, но последние свои месяцы он жил с хорошими людьми.. Ну, и отстояла свою компетентность в гистологических вопросах (тоже прошлой зимой)- не дала кастрировать свою собаку, заподозрив, что "клетка серповидной опухоли" на гистологическом мазке- самый что ни на есть эозинофил, а ветеринар просто пудрит мне мозги, чтобы взять деньги за кастрацию пса. УЗИ у другого вет.врача подтвердил мою правоту! ..Что же могли сказать дед и внук друг другу, погоняя вытащенного из воды ослика? ..Безвыходное какое-то положение.. Конечно, обращать внимание на мнение окружающих не стоит, но.. но ведь в каждом из досужих комментариев есть правота! Тут хитрый внук сказал: "Деда! А давай мы нагрузим ослика какой-нибудь бутафорской поклажей! Травы в мешок набъём.. Чтоб только не очень тяжело было. А когда устанем, траву выбросим и поедем по очереди!" |
Автор: | Бегущая по волнам [ 12 дек 2015, 17:13 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Занятие 10. Страх удачи. |
Конечно, "успех" и "похвала" - это понятия совершенно разной значимости. Успех для меня - это достижение чего-то, что казалось малодостижимым. При этом на исход могут влиять малоконтролируемые или неконтролируемые обстоятельства. Здесь включается или может отсутствовать "удача". С похвалой всё не просто. Есть большая разница в том, какое "деяние" служит объектом оценки. Успеху не нужна оценка, похвала - он говорит сам за себя. Похвала просто приятна и повышает настроение. Как внешнее одобрение. Как там говорится: "Доброе слово и кошке приятно".))) Всё это - в общем. По частностям могут быть нюансы. |
Автор: | Квагга [ 14 дек 2015, 16:54 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Занятие 10. Страх удачи. |
..Что же могли сказать дед и внук друг другу, погоняя вытащенного из воды ослика? ..Безвыходное какое-то положение.. Конечно, обращать внимание на мнение окружающих не стоит, но.. но ведь в каждом из досужих комментариев есть правота! Тут хитрый внук сказал: "Деда! А давай мы нагрузим ослика какой-нибудь бутафорской поклажей! Травы в мешок набъём.. Чтоб только не очень тяжело было. А когда устанем, траву выбросим и поедем по очереди!" |
Автор: | Julia_Xexbr [ 17 дек 2015, 00:16 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Занятие 10. Страх удачи. |
Поплачусь здесь... Стала выполнять упражнение. Сформулировала, называется! Я встречаю Новый Год в РАЗГРЁБАННОЙ (!!!) кухне. (сие же должно было означать РАЗОБРАННОЙ и отремонтированной). И что бы по этому поводу сказал Фрейд? |
Автор: | Julia_Xexbr [ 19 дек 2015, 16:54 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Занятие 10. Страх удачи. |
Думала-думала, нет у меня страха удачи! Не смогла припомнить такого, чтобы удача принесла какое-то разочарование. Ну, если не считать примет типа: нашёл что-то ценное=потерял что-то нужное. В общем, возвращайте по мере сил и возможностей находки владельцу, и будет вам щастие!) Но, это (боюсь), из-за поверхностности эмпатиального восприятия. Грубо говоря словами покойной матери: тебе просто наплевать на мнение окружающих тебя людей, ты знаешь, что хочешь, а как это сказывается на остальных - тебя не касается. Ты даже не понимаешь и не принимаешь в расчёт мнение окружающих. И никак писательский "застой" не связан со страхом "получить собственную книжку через издательство, а не изданную за собственные деньги" Я уже с собой "не договариваюсь": вот просто приковалась к ноуту и мучаю-мучаю-мучаю текст, требующий простейшей корректировки, что за часов 10 добила (это если в момент прухи могу за такое время накатать прое на 15-20 тыс.знпков!!!), а добить всего-навсего 3 эпизода тысяч на 5-8 а.з. - хоть тресни, топорный текст, даже не подтекстовка и не канва, хуже сочинения на заданную тему двоечника класса 5го... |
Автор: | я_Фая [ 10 сен 2020, 19:18 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Занятие 10. Страх удачи. |
Тоже не очень понимаю, как это – страх удачи? Ну если удачу сравнить с вкусной доброкачественной едой, то кто ж откажется, зачем? Наверное, страх удачи может появиться, если удача не целая, не однозначная, а состоит из частей, некоторые из которых совсем нежелательные. А вот страх неудачи, скорее всего, я знаю. |
Автор: | Djuley [ 26 окт 2020, 06:18 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Занятие 10. Страх удачи. |
Быть лидером в автогонках(на компьютере ) психологически труднее, сложнее чем быть догоняющими волкАми ...... . Преследующим движем азарт в предвкушении радости возможной победы, лидер убегает от страха проиграть, ему есть что терять. |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |