По просьбе Александра Геннадьевич и под влиянием комментариев, написанных участниками цикла вебинаров "Психоанализ для нормальных людей", хочу поделиться своими мыслями по данном теме. Впервые я узнала о существовании теории З. Фрейда около 20 лет назад (еще в институте).
Подход Фрейда разительно отличается от остальных признанных теорий, изучающих личность. Он явил собой начало новой эры в психологии. Это вы знаете и без меня ... А так же и то, что во ворой половины девятнадцатого века, когда психология отделилась от философии и стала развиваться как самостоятельная научная дисциплина, господствовал взгляд на человека как на существо разумное, осознающее свое поведение. Зигмунд же Фрейд выдвинул иную теорию, объясняющую человеческого поведение, а именно: "... люди находятся в состоянии беспрестанного конфликта, истоки которого лежат в другой, более обширной сфере психической жизни - в неосознаваемых сексуальных и агрессивных побуждения..." (монография Л.Хейл и Д. Зиглер "Теории личности").
Такой взгляд Фрейда на поведение людей вызвал у меня протест и неприятие. Как же это?.. Ведь мы же "люди разумные".
Я считала, что и психоанализ - это метод для работы только с психически не здоровыми людьми (т.е. людьми, имеющими нарушения восприятия себя и окружающей обстановки, нарушения мышления, нарушения критики ... одним словом, людьми, имеющих проблемы в контроле над своим поведением). И уж тем более, я считала, что эта теория, ни коем образом не может касаться ни меня, ни кого-либо из моих близких или знакомых (т.к. все волне адекватны). Но послушав вебинары Александра Геннадьевич, я поняла, что многого не понимаю и глубоко заблуждаюсь в отношении не актуальности теории З.Фрейда в вопросах, касающихся обыденной жизнь любого человека. И, иногда, появляется мысль, что многие мои поступки иррациональны по своей природе и не имеют ни какого логического объяснения. Знакомясь вместе с вами, коллеги, с основными феноменами психодинамической теории личности З. Фрейда (такими, как: перенос, проекция, интроэкция, вытеснение, регрессия), начинаю по-тихоньку задумываться: А ведь подобные феномены было и в моей жизни и в жизни и поведении знакомых мне людей.
Вот так то ...
И еще хочу сказать по поводу ситуации со священником и его молодой женой. Думаю, мораль этой притчи в том, что только любовь является главным и высшим мерилом в жизни любого человека. И ничто нельзя ставить выше любви (ни самые благородные цели, ни высочайшие людские добродетели, ни принципы, ни мировоззрение и нравственно-этические взгляды, ни что-то еще). Любовь - это высшая ценность.
Ой, написала, аж самой страшно стало...
Ну, вот ... пока и все, что хотелось сказать.