На прошлом занятии мы обсуждали животных, в конце речь зашла о муравьях. Это символ наших мыслей, хотя мы чаще свои мысли сравниваем с тараканами. Вспомнили сказку из сборника Афанасьева "Хрустальная гора". Александр Геннадьевич спрашивал, что это за символ. Я сказала, что любое стекло имеет отношение к беременности. Я сейчас хочу пояснить свой ответ, потому что предстоящая тема "самолюбие и смирение", а для меня образы стекла (окна, зеркала, хрустальной горы или хрустального гроба) в сновидении и в искусстве, в первую очередь, раскрывают эту тему. Помню одно сновидение, где я спросила, а что означает образ "окна", кто-то там мне ответил, что это БЕРЕМЕННОСТЬ, а то что мы видим в окно говорит о том, о чём мы мечтаем, что вынашиваем в себе. И тут у меня случилась вспышка озарение, всё встало на свои места. Вот смотрите, Пушкин в сказке о Мёртвой царевне противопоставляет двух женщин, которых любит один царь. Первая его жена: "И царица у окна. Села ждать его одна...". Потом "Девять месяцев проходит, С поля глаз она не сводит...", короче, рождается у неё дочь. Та же канва есть и в сказке братьев Грим о Белоснежке: "Зимним деньком, в то время как снег валил хлопьями, сидела одна королева и шила под окошечком, у которого рама была черного дерева. Шила она и на снег посматривала, и уколола себе иглой палец до крови. И подумала королева про себя: "Ах, если бы у меня родился ребеночек белый, как снег, румяный, как кровь, и чернявый, как черное дерево!". И вскоре желание ее точно исполнилось: родилась у ней доченька - белая, как снег, румяная, как кровь, и черноволосая; и была за свою белизну названа Белоснежкой". Беременность через образы связывается с образом окна! А что же злая царица делает? Она тоже смотрит в "стекло", только это зеркало, которое показывает ей "её любимую", а если кого-то другого, то она начинает психовать: “Ах ты, мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло".. То есть одна мечтает не о себе, а о ком-то другом, другая видит только себя. Почему символ стекла/хрусталя - символ беременности? Может быть потому, что стекло, как плёнка между разными реальностями, она очень похожа на девственную плёву. И когда в сказке "Хрустальная гора", главный герой может попасть внутрь хрустальной горы только обернувшись муравьём, мне это напоминает мифологему о непорочном зачатии. Когда девственница Мария зачинает от Святого Духа. То есть некая мысль в виде муравья, начинает медленно развиваться, проходя некие этапы развития, которые в сказке отражены так: "Иван-царевич победил змея о двенадцати головах, разрезал, его туловище и на правой стороне нашел сундук: в сундуке - заяц, в зайце - утка, в утке - яйцо, в яйце - семечко. Взял он семечко, зажег и поднес к хрустальной горе - гора растаяла". Я когда читала про семечко, мне подумалось, ведь не даром Пушкин царевича, который разбудил царевну в хрустальном гробу назвал Елисей. То есть главный герой сказки - некий сеятель. Как перевести эту метафору на современный язык? Сначала у меня в уме родился неприличный образ, потому что есть некоторые мужчины, которые буквально воспринимают бессознательные импульсы, ни для кого не секрет, что таким "сеятелем" был в молодости Лев Толстой, поговаривают, что в деревне, в которой он организовал школу, было много его детишек. Слава богу, он бессознательные импульсы смог перевести в сознательную область писательского труда, поэтому мы знаем великого писателя просвещенца. А вот о том, как понимали, кто такой "сеятель" в 19 веке: Цитата из стихотворения Н. А. Некрасова «Сеятелям» (1877), обращенного к «сеятелям знанья на ниву народную» :
Сейте разумное, доброе, вечное, Сейте! Спасибо вам скажет сердечное Русский народ ...
В либеральной журналистике «считалось, что под посевами «разумного, доброго, вечного» нужно разуметь отнюдь не революционную пропаганду в деревне, как это, несомненно, разумелось Некрасовым, а мирное, вполне легальное культурничество, «малые дела» , «филантропию» . Между тем «в поэзии Некрасова слово «сеятель» имеет очень определенный устойчивый смысл ...Еще в 1855 г. в поэме «Белинский» Некрасов называл революционера Белинского «честный сеятель добра» . Позднее, в стихотворении «Притча» , он изобразил некоего врага либералов (вернее всего, Чернышевского) под именем «сеятеля правды» . И когда в поэме «Кому на Руси жить хорошо» высказывается горячее желание Некрасова, чтобы «сеятель» снова появился в России, здесь, судя по всему смыслу поэмы, Некрасов мечтает о новом Белинском или о новом Чернышевском:
Такая почва добрая — Душа народа русского ... О сеятель, приди! »
|