Глава вторая
Привалов спит. Ну и как водится, ему снятся сны. А может и не сны. Может это реальность такая, похожая на сон. Все остается на усмотрение читателя. Как хочешь, так и думай. И не сразу задумываешься над эпиграфом к этой главе. …Опустевший дом превратился в логово лисиц и барсуков, и потому здесь могут появляться странные оборотни и призраки. А. Уэда
Итак, три сна или были, внутренней были. Ночь погружения внутрь себя. Саша Привалов словно бы все глубже и глубже спускается во что-то важное и значительное.
Первый эпизод связан с какими-то странными голосами и желанием поесть. Голоса пропали, как только он запустил в них подушкой и решил, что проснулся. Зато появилось чувство голода и его ничем и никак не удавалось заговорить. Оно выискивало лазейки в любых размышлениях и выруливало на самую актуальную тему – тему еды. В конце концов, Саша Привалов начинает цыкать зубами от голода. Появляется баба-яга, то бишь Наина Киевна, и радушно потчует его картошкой с топлёным маслом. И сразу же становится раздражительной и злой, как только голод оказывается утолен. Саша чувствует себя виноватым и тоже начинает сердиться. Почти всегда как-то так, неловко и виновато, мы начинаем себя чувствовать, когда оказываемся в долгу перед тем, кто угадал наше желание, выполнил его, а потом начал попрекать этим. Таких всяких разных бытовых эпизодов, связанных с неудачными межличностными коммуникациями, в нашем бессознательном много. И всплывают они на кромочку сознания в наших снах, бередя душу и указывая на то, что нас мучит в бодрствующем сознании, проявляясь в виде смутной и непонятной тревоги.
Второй сон или вторая быль оказался глубже и сложнее.
В углу комнаты висело зеркало, вспоминающее или вычитывающее откуда-то обрывки разных странных текстов, и почти одинаково все это комментируя. – Вот ведь бред какой! – сказал голос… … – Тоже бредятина, – сказал голос … – А эта бредятина откуда? – спросил я. Я не ждал ответа. Я был уверен, что сплю. – Изречения из «Упанишад», – ответил с готовностью голос. – А что такое «Упанишады»? – Я уже не был уверен, что сплю. – Не знаю, – сказал голос. … Как много внутри нас всякого разного, подхваченного из разных книг, фильмов, статей… Случайно или не случайно собранных в нашей душе как бы про запас: а вдруг пригодится когда-нибудь. А потом однажды какой-то случайной цепочкой ассоциаций вытаскивается какой-то текст или фраза или мысль, ... зачем? … почему? … непонятно … Бред какой-то. – это фраза в моих мыслях частенько срывается у меня с языка. Однако этот бред иногда удается пристроить, если знаешь, конечно, что такое Упанишады. Ну … в смысле, если помнишь из какого источника тебе в мозги вывалился этот бред. И зеркало, в котором не отражаешь ты, но отражается окружающий мир, как тонкая кромка твоего сознания, тонкая пленка между еще бессознательным и уже осознаваемым.
Ну а дальше … “пол круто накренился” … и Саша Привалов стал падать еще глубже внутрь себя. Кот с досадой выплюнул цветок и, весь сморщившись, потёр лоб. – Отчаянное положение, – проговорил он. – Ведь кое-что помню! «Ха-ха-ха! Будет чем полакомиться: конь – на обед, молодец – на ужин…» Откуда бы это? А Иван, сами понимаете – дурак, отвечает: «Эх ты, поганое чудище, не уловивши бела лебедя, да кушаешь!» Потом, естественно – калёная стрела, все три головы долой, Иван вынимает три сердца и привозит, кретин, домой матери… Каков подарочек! – Кот сардонически засмеялся, потом вздохнул. – Есть ещё такая болезнь – склероз, – сообщил он. Он снова вздохнул, повернул обратно к дубу и запел: «Кря-кря, мои деточки! Кря-кря, голубяточки! Я… мнэ-э… я слезой вас отпаивала… вернее – выпаивала…» Он в третий раз вздохнул и некоторое время шёл молча. Поравнявшись с дубом, он вдруг немузыкально заорал: «Сладок кус не доедала!..» Кот ученый, наш внутренний сказочник, – “идет направо – песнь заводит, налево – сказку говорит”. Как-то очень рано он во всех нас начинает заболевать склерозом. Мы знаем массу всяких разных сказок, даже те, кто мало читал книжки, знает их по мультфильмам и фильмам. А потом вся эта масса так хорошо перемешивается в нашем внутреннем котле, что путаются имена, события, герои… И в результате остается что-то типа … – В некотором было царстве, в некотором государстве жил-был царь, по имени… мнэ-э… ну, в конце концов, неважно. Скажем, мнэ-э… Полуэкт… У него было три сына-царевича. Первый… мнэ-э-э… Третий был дурак, а вот первый?.. … – Дошло до меня, о великий царь, что в славном городе Багдаде жил-был портной, по имени… – Он встал на четвереньки, выгнул спину и злобно зашипел. – Вот с этими именами у меня особенно отвратительно! Абу… Али… Кто-то ибн чей-то… Н-ну хорошо, скажем, Полуэкт. Полуэкт ибн… мнэ-э… Полуэктович… Всё равно не помню, что было с этим портным. Ну и пёс с ним, начнём другую…
А ведь сказки – это остатки мифов. А мифы наполняли наши архетипы внутренним содержанием. И этим осуществляли связь сознания с глубинными пластами бессознательного. Сейчас сказочная связь с собственным бессознательным ослабляется еще до того, как маленький человечек выходит из детского возраста. Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок… Нет, давно уже на уроки сказок мы не обращаем внимания. Эти уроки уже давно заменены другими уроками: уроками искусства, литературы, науки. Наука и искусство пытаются заменить эту сказочно-мифологическую связь сознания и бессознательного. И что же при этом происходит? Мне кажется, повесть Стругацких и пытается это понять.
Ну а пока происходит следующее… “Диапазон знаний его был грандиозен. Ни одной сказки и ни одной песни он не знал больше чем наполовину, но зато это были русские, украинские, западнославянские, немецкие, английские, по-моему, даже японские, китайские и африканские сказки, легенды, притчи, баллады, песни, романсы, частушки и припевки. Склероз приводил его в бешенство, несколько раз он бросался на ствол дуба и драл кору когтями, он шипел и плевался, и глаза его при этом горели, как у дьявола, а пушистый хвост, толстый, как полено, то смотрел в зенит, то судорожно подёргивался, то хлестал его по бокам”.
И вот здесь вспоминается эпиграф к этой главе… …Опустевший дом превратился в логово лисиц и барсуков, и потому здесь могут появляться странные оборотни и призраки. А. Уэда
|