Праведный Иов стойко переживает несчастья. Ни потеря стад, ни потеря детей не поколебали его веру в справедливость Бога:
“наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно!”Но вот он попал на гноище, все от него отвернулись, тело его стало разрушаться и Иов начал сетовать и жаловаться, требовать от Бога ответа и при этом настаивать на своей праведности и непорочности.
Праведность Иова…
Больше всего меня всегда смущала именно эта праведность. Нет, конечно я не сомневалась в его праведности. Иначе зачем нужны были те три друга, что пытались осторожно привести его к мысли, что возможно есть какой-то изъян в его действиях и поступках, что замысел Бога человеку не ведом и стоит смиряться перед Его действиями. Они-то его убеждали, но Иов упорно твердил: не знаю в чем виноват. Пусть Бог укажет. Да и в начале книги Бог хвалится Сатане:
“ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла.”Сам Бог утверждает его непорочность, но тем не менее разрешает сатане проверить его веру.
И вот тут-то возникает недоумение. Иов праведен и законопослушен, а Бог, следовательно, нарушает все законы, заключенные Им со своим народом, ради какого-то сомнения, подброшенного Ему Сатаной. Т.е. Иов в данном случае оказывается более совершенен, чем Бог. Как такое возможно?
Подсказку увидела в иллюстрации Эрнста Неизвестного. Вот в этой…
Спасибо Ириния за скрины.
Праведный Иов слеп. Он не ведает причин зла и причин законов. Он не видит, что творится вокруг.
Его неведение – следствие его законности, богобоязненности, удаления от зла. Он не просто уклоняется от беззаконных действий. Он уклоняется от осознания их причин, от своей Тени, согласно Юнгу. Это неведение и дает ему право требовать от Бога ответа: за что ему все эти несчастья ниспосланы?
Однако тот или те, кто писали Книгу Иова, причину его несчастий знают. Они же описали вначале процесс соблазнения Бога Сатаной. Т.е. ветхозаветному человеку проще было Бога расщепить надвое, чем собственное сознание.
И Бог, когда начинает говорить с Иовом, именно на это и указывает ему:
“Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя?”Еще одна иллюстрация Эрнеста Неизвестного: младенец между рождением и смертью.
Иов ведь не раз стенал: зачем я не умер в младенчестве? Но на самом-то деле его сознание так и остается младенческим, наивным, неведающим. Не неверие в божественную справедливость, а обида толкает его на настойчивое вопрошание Бога: ответь мне, за что? какие законы, неведомые мне, я нарушил, скажи?
И эта настойчивость увенчалась успехом. Бог ответил:
“препояшь, как муж, чресла твои: Я буду спрашивать тебя, а ты объясняй Мне”.Бог требует взрослого самоограничения:
препояшь, как муж, …
… и дальше начинает задавать вопросы, много вопросов, которые вроде бы к жизни Иова никакого отношения не имеют, но которые … вдруг раскрывают Иову глаза:
“Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя;
поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле”.Что увидели глаза Иова?... что понял он?...
Я не знаю. Но наверное каждый может вспомнить свою ситуацию “на гноище”, когда мысли в мозгу крутятся вокруг одного: за что мне это и почему именно мне?...
… и вопросы, и внутренние слезы, и осторожные утешители, внешние и внутренние, пытающие тебя аккуратно подготовить к принятию самого худшего… а ты сопротивляешься, упорно сопротивляешься и хочешь услышать ответ, даже не известно от кого… хочешь утешения откуда-то из глубины себя, потому что знаешь, что только ему поверишь, что только оно спасет… Странно, но оно приходит. У меня это был Свет во сне, который со мной говорил.
После этого внутреннее нытье уходит. Хотя по-прежнему тяжело и страшно. По-прежнему в душе сумбур и хаос, но где-то глубоко подо всем этим есть Свет. Ты Его не видишь. Ты просто о Нем знаешь. И этого уже достаточно. Все это странно и необъяснимо. От всего этого пытаешься отмахнуться. Но Он уже все равно есть в твоей душе. Именно там моя вера.