“Правительства в наше время - все правительства, самые деспотические так же, как и либеральные, - сделались тем, что так метко называл Герцен Чингис-ханом с телеграфами, т. е. организациями насилия, не имеющими в своей основе ничего, кроме самого грубого произвола, и вместе с тем пользующимися всеми теми средствами, которые выработала наука для совокупной общественной мирной деятельности свободных и равноправных людей и которые они употребляют для порабощения и угнетения людей”. Это написано более ста лет назад, но звучит очень современно. Все правительства, всех стран – это организации, в которых насилие легализовано. Никто не имеет на него права, кроме государственных организаций. И это молчаливо или одобрительно поддерживается всем обществом. При этом насилие это направлено, прежде всего, на само это общество. Такой замкнутый порочный круг, из которого не выбраться. Лев Николаевич указывает четыре средства воздействия на людей. Это… “Первое, самое старое средство есть средство устрашения”. “Второе средство есть средство подкупа”. “Третье средство есть то, что я не умею назвать иначе, как гипнотизация народа”. Четвертое – армия. Круг замыкается. Часть общества непосредственно участвует в органах насилия. Другая – косвенно, выплачивая налоги на их содержание.
Выход из этого круга Толстой видит в христианизации общественного мнения. Он считает, что этого достаточно. Он верит, что оно одно, созданное теми, кто сознательно принял христианские нравственные нормы, повернет за собой всю инертную массу. “И потому перемена в жизни человечества та, вследствие которой люди, пользующиеся властью, откажутся от нее и из людей, покоряющихся власти, не найдется более людей, желающих захватить ее, наступит не тогда только, когда все люди один по одному до последнего сознательно усвоят христианское жизнепонимание, а тогда, когда возникнет такое определенное и всем понятное христианское общественное мнение, которое покорит себе всю ту инертную массу, не способную внутренним путем усвоять истины и по этому самому всегда подлежащую воздействию общественного мнения”. По-моему именно здесь и скрыта утопическая надежда.
Выше, критикуя проповедников социалистических теорий, он писал: “Люди эти проповедуют, что улучшение жизни, приведение действительности в согласие с сознанием произойдет не вследствие личных усилий отдельных людей, а само собой, вследствие известного, кем-то произведенного насильственного переустройства общества. Проповедуется то, что людям не надо идти самим своими ногами туда, куда они хотят и куда им нужно, но что под них подведется такой пол, по которому они, не идя своими ногами, придут туда, куда им нужно. И потому все усилия их должны быть направлены не на то, чтобы идти по мере сил туда, куда им нужно, а на то, чтобы, стоя на месте, устраивать этот воображаемый пол”. Здесь он критикует как раз то, на что ниже будет возлагать собственные надежды.
Без личных усилий не может измениться сознание людей. А если не изменится сознание, то не будет возможности изменять действительность. Ведь приведение действительности в соответствие с изменившимися сознательными установками – это следующий этап человеческий усилий.
Нет, общественное мнение, конечно, значит много и даже очень много. И Толстой утверждает, что вовсе не насилие, а именно общественное мнение создает ту государственную систему, которую мы и имеем. “Положение христианского человечества со своими тюрьмами, каторгами, виселицами, с своими фабриками, скоплениями капиталов, с своими податями, церквами, кабаками, домами терпимости, всё растущими вооружениями и миллионами одуренных людей, готовых, как цепные собаки, броситься на тех, на кого их натравят хозяева, было бы ужасным, если бы оно было произведением насилия, но оно есть прежде всего произведение общественного мнения. А то, что установлено общественным мнением, не только может им же быть разрушено, но им же и разрушается”. Так может быть задача каждого, прежде всего, выйти из-под диктата общественного мнения, утверждающего, что государственное насилие – это благо. Но выйти из-под его гипнотизирующего влияния можно только самому, только сознательно, только собственными усилиями отыскав живого Христа в своем сердце.
_________________ Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!
|