Открою тему размышлениями.
Начну с шутки: "Доверие - это когда тебе говорят: "Знаешь, а он у тебя гуляет". А ты отвечаешь: "Пусть гуляет... Он тепло одет".
Вот что это за штука такая доверие? Пожалуй, это ещё одна их тех категорий, которую не купишь за деньги. Несмотря даже на то, что она всё-таки приобретается - годами, усилиями, трудом душевным. И самое интересное это то, на что выдаются кредиты! Вы, наверное, замечали, мы так и говорим - "кредит на доверие". То есть это категория, которая исчерпывается: однажды предав доверие, вряд ли уже заработаешь его снова. Точнее, люди иногда так и живут с преданным доверием, даже говорят, что доверяют, но червь НЕдоверия грызуном грызёт изнутри и отгрызает-таки какие-то части души, причём хуже становится вовсе не тому, кто это доверие единожды или не единожды предал, а тому, кто снова поверить не может (или не хочет). Наверное, потому, что покоя в душе нет, одна беготня суетливых мыслей, а не предаст ли ещё раз... и в чём парадокс, как правило, и предаёт... те, кому не доверяли, предают... Недоверчивый человек всегда рад убедиться в своей правоте: вот - никому доверять нельзя, и опять я оказался на коне, подумаешь, предали, главное - отстоять свою позицию на жизнь. Но можно ли человеку жить без веры в кого-то? Можно - вполне скажут скептики! Зачем ему собственно, доверять, пусть другие дурачки постараются, а я посмеюсь, когда они по носу получат! Наивняк такой... редкостный открытый душевный глупарь! О, да он ещё и сам открывается - доверчивая дурашка! Вдвойне дурак! Он говорит о своих слабостях, несовершенствах, мечтах розовых или голубых... И дело вовсе не в том, что окружающие не поймут или не примут, дело в том, что открытость не в моде, а не в моде она потому, что это очень тяжело и больно, что нужно смелость иметь быть открытым, нужно иметь терпение зарабатывать доверие на свой страх и риск! Вы скажете, что я здесь удаляюсь от темы!.. Да и в целом причем здесь вера в кого-то и доверие? Но в том-то и дело, что доверие - это и есть вера в кого-то, убеждённость в его ЛУЧШИХ качествах. Это такое замечательное состояние, которое тоже не принадлежит тебе одному, ты можешь только проецировать его на кого-то. А дальше - дальше в процесс взаимодействия вступает уже этот другой! Согретый лучами этого доверия, он и сам начинает проявлять всё то хорошее, что ты в нём увидел, он начинает РАЗВИВАТЬСЯ. Твоя вера в него, убеждённость в его силах, стремлениях, помогают ему так или иначе идти к чему-то лучшему в себе. И самое интересное - это то, что направлено в будущее, в завтрашний день: в том смысле, что ты веришь, что человек проявит свои лучшие качества и завтра. То есть доверие - это надежда, надежда на лучшее в человеке... А там, где есть вера и надежда, конечно, найдётся место и любви! И тут одно без другого просто невозможно: когда любишь, не можешь подозревать в худших качествах, когда подозреваешь не в лучших качествах, не можешь любить... Уже слышу эти возгласы возмущающихся: "Доверяй, но проверяй!"... А вот это, мне кажется, именно то, что мешает доверию. Точнее, его нет и вовсе, поскольку человека проверяют. Доверие невозможно проверить, его можно либо чувствовать (обратите внимание - не знать, не уметь, а испытывать, чувствовать - то есть это ЧУВСТВО), либо не чувствовать! Однако при этом можно проверять человека доверием... Конечно, не сознательно, а просто рискуя своей открытостью. Здесь вспоминается фраза Бусыгина из пьесы Вампилова "Старший сын": "Этот папаша святой! Не дай Бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову!" (простите, цитату могла переврать, отражаю суть)... И действительно вчерашний грубиян, забияка, оравший песни в ночном дворе, вдруг преображается - он заражается этой атмосферой доверия и ему хочется говорить правду... или, наоборот скрывать ото всех то, что сделает их менее счастливыми. ТО есть доверие - это ещё и иногда принятие некоей неправды ради честности в чём-то большем. Если вспомнить пьесу, то дети и Сарафанов скрывали друг от друга факт папиной игры на похоронах, они держались за эту неправду в силу того, что верили в его предназначение музыканта, то есть они доверяли чему-то божественному в человеке: в маленькой лжи скрывалось большое доверие к Творцу, создающему одно произведение всю жизнь... пусть оно и одно, зато вот этим доверием порождены лучшие чувства в людях. ТО есть доверие способно порождать и в доверяющем лучшие качества - умение любить, например. А можно ли доверять всем? Здесь вспоминается другая народная мудрость - "пусти козла в огород, он всю капусту один и сожрёт"! Действительно, и сожрёт, а нам скажут, что не нужно было быть такими доверчивыми. Но вот в чем вся проблема: как бы мы тогда узнали, что он "козёл"? То есть на первом этапе доверие выступает именно тем "пудом соли", который съедаешь... И я здесь не говорю вовсе о душе, распахнутой по самую короткую мини, что видны бикини... Я говорю о постепенности этого чувства: мы всё больше и больше открываемся на встречу друг другу, мы всё больше и больше узнаем, а нужны ли мы друг другу! То есть доверие не приходит к нам сразу, оно зреет в нас, как хорошее вино... а перед тем, как обрести веру мы так или иначе проходим обряд инициации, посвящения в доверенные лица! И да простят меня люди, размышляющие над доверием широкоохватно, мне кажется, что сюда можно включить и чувство любви между мужчиной и женщиной. Вспомянем друга нашего Вильяма Шекспира. Нет, вовсе не то, где "Отелло не ревнив, он доверчив" (только что-то доверился он не тому - пострадал от недоверия своего), а "Укрощение строптивой". Из двух сестёр большее доверие в пьесе всё время вызывает Бьянка: она скромна, её миндальная улыбка говорит о кротости, она стремится замуж, ну чем не добродетельница... И на этом контрасте постоянно разрушающая всё вокруг себя Катарина! Как вдруг - в финале всё резко изменяется: уже Катарина тащит за косу Бьянку по зову своего любимого! А всё потому, что именно он поверил ей, сумел разглядеть под шершавой коростой ежа - пушистого "котика" ("Солгали вы; зовут вас просто Кет;/ То милой Кет, а то строптивой Кет,/ Но Кет, прелестнейшей на свете Кет./ Кет — кошечка, Кет — лакомый кусочек"). Да и она в общем-то не сидела на месте, проверяя его на стойкость, чтобы выразить ему своё доверие потом. И вот уже современный сюжет из песни В.С. Высоцкого "Скалолазка": проявив доверие на первом этапе (в горы всё-таки взяла), героиня начинает "страховать, аж с наслаждением", да ещё и отдавать затрещины, и героя начинают удивлять эти странности ("Ну почему ты ко мне недоверчивая, альпинистка моя, гуттаперчевая?"), и вот он уже готов плюнуть на всё, залезть на верх скалы и отправится своим путём, как вдруг срывается вниз и понимает, что всё это время она посвящала его в "скалолазы", в рыцари своего сердца, училась доверять ему, пусть этот путь был и сложным, но теперь они связаны одной "верёвкой", серебряной нитью, имя которой доверие и нет права - на ошибку (рухнет один - тут же упадет и второй, точнее, уже не будет того, что называется "мы"). То есть путь к доверию - это всегда путь в горы, причем это не просто путь - прогулка, это бег с препятствиями. Это опять то, к чему идут со сложностями, с преодолениями чего-то в себе и с безусловным принятием другого, с любовью к другому, с верой в него, но это то, без чего ничего невозможно и смысла никакого нет... и радости, и счастья.
|