Очень интересный вчера был эфир. Некоторые запомнившиеся мне мысли.
Самолюбие вырастает из чувства недостаточности любви окружающих. Любой дефицит внимания воспринимается как недостаток любви. И этот недостаток восполняется любовью к себе. Для этого создается некоторый текст, ищутся знаковые ценности, на которые могло бы опереться самолюбие.
Самолюбие не дается как изначально-присущее состояние. Оно созидается. Созидается как система ценностей, которую человек готов сохранять и отстаивать. Для этого необходимо самопознание, познание смыслов и целей собственного бытия. – это все признаки нормального самолюбия.
Но бывает самолюбие болезненное. Из передачи я не запомнила причины его возникновения. Но сегодня, отвечая на вопрос, Док написал:
Danilin писал(а):
Однако, соблазн - это побудительный мотив, а не сама Тень. Она развивается и растет становясь ресантиментом - болезненным самолюбием, о котором мы говорили вчера
Итак, болезненное самолюбие черпает свои ценности, свою значимость, подпитываясь архетипом Тени.
Это Я писал(а):
Чувство слабости или неполноценности, а также зависти по отношению к «врагу» приводит к формированию системы ценностей, которая отрицает систему ценностей «врага».
Спасибо, Катя, за определение ресентимента.
Система ценностей болезненного самолюбия строится не на самопознании, а на поиске “врагов” и на отрицании их системы ценностей. Т.к. Тень есть всегда, значит всегда в структуре нашего самолюбия есть болезненные участки – ресентименты.
Очень неожиданным для меня было заявление А.Г., что самолюбие, нормальное, не больное, и есть смирение.
Для иллюстрации двух самолюбий была использована картина Ге “Что есть истина?”
В чате кто-то написал (по-моему, Галинка), что Пилат – “золотая” Тень Христа.
"Золотая" Тень – это Тень осознанная. Христос здесь, на картине Ге, как и Иешуа Га-Ноцри Булгакова, понимает Пилата. Он ведь проходил искушение властью, он знает, что это такое.
В прошлой передаче была картина Жус Ван Краесбека “Искушение святого Антония”.
Искушение – это ведь и есть проявление наших подавленных теневых проекций. Смирение и помогает осознавать в них не “врагов”, а себя. И постепенно выправлять больные участки.
Создаваемый самолюбием текст (система ценностей) не может быть однажды закончен. В него все время будут добавляться новые отрывки, в том числе и вынутые из Тени на Свет. И смирение здесь – это взгляд на себя как бы глазами Бога. Так Христос смотрит на Понтия Пилата на картине Ге.