Квагга писал(а):
Alexandr S писал(а):
Смирение — это подчинение, но высшему началу (Богу, нуминозному и т.д.) на пути к которому смиренный человек. А не подчинение человеку и обстоятельствам.
Где кончается человек и начинается Бог? И разве не каждое обстоятельство- проявление воли Высшего Начала? В каждом человеке, и во мне тоже, в самой середине тишины, находится Бог. О, как это трудно бывает представить.. Но, я поняла, что легче бывает представить всеблагого Бога в другом человеке, -порой в довольно-таки мерзком гаде- когда нет уже сил боятся и тревожится, и думаешь: "ну человек же он всё-таки.. И на такую подлость (жестокость) не пойдёт!" Хотя не факт, что не пойдёт потом..
"Я надеюсь, что ты не причинишь зла ни мне, ни моей собаке, потому что внутри нас один и тот же Бог.."Поистине тот больше всего знает себя, кто считает себя за ничто. Ничто так не любезно Богу, как считать себя в числе последних. Допустим, так оно и есть. Но, тот кто почитает себя в числе последних, ведь и ведёт себя соответственно: подчиняется воле предпоследнего, третьего по счёту снизу и так далее; не считает свои планы и проекты достойными воплощения; свой труд нужным и необходимым- ведь мысли и планы последнего не могут не быть, соответственно, глупыми и неосуществимыми, а все его занятия- не могут не быть ничтожными и бессмысленными! Как же тогда быть с творчеством, то есть с правом на создание своей, уникальной реальности? Или не так? Потом, быть "ничто" для меня это всё-таки: "быть какой угодно разной". И, в третьих, не так важно, какой ты- последний, или первый, второй или десятый. Сегодня для достижения своих целей полезно быть "первым". А завтра всё может измениться..
И, последнее. Признание себя ничтожнейшим и малейшим равноценно гордыне- и отцы об этом прямо пишут.. Не слишком ли много сил полагается на умаление себя, то есть постоянное сравнение себя с кем-то ещё?
Вот-вот! И последние станут первыми. Опять же из религиозного дискурса: "Кто был никем, тот станет всем"! Иными словами, видение себя как ничтожнейшего и есть гордыня, ибо унижает Творца в себе... Искра Божья есть в каждом, ибо "тела наши - храм". Смирение - это, наверное, и есть тот баланс между восприятием другого человека, ситуации такими, какие они есть, но между тем и с принятием самого себя ("твари дрожащей", в которой, как ни парадоксально, заключен Творец), без умалений и преувеличений.
Ещё хотелось бы сказать о любви к ближнему и ко всем! Отчасти в защиту мнения Елены Март!
Во-первых, любовь к одному - это "преступление" (вспомним работы Эриха Фромма). Действительно мир человека не может быть сосредоточен на ком-то одном, в нашей любви нуждаются многие (не только семья - коллеги, пассажиры в транспорте и т.п.). Здесь зависит ещё и от того, что считать любовью (проявление вежливости, например).
Во-вторых, в то же самое время любовь ко всем - это пустышка. Человек просто физически не может любить ВСЕХ. Как говорил герой фильма "Небесный суд": "Разорвет на части". Мы не справимся с такой безусловной любовью, если только мы... не святые люди. Мы можем любить лишь ближних, ибо есть ещё, как ни странно, дальние ( и вот здесь каждый уже решает сам, кто для него эти ближние - нищий в метро, бомж на лавочке, подружка Таня и т.п.).
Но между тем есть ещё один интересный постулат в религиозном дискурсе: "Что проку в том, что вы любите тех, кто любит вас?". Действительно, это очень легко любить того, кто любит тебя и с тобой во всем согласен, общность взглядов и интересов всё же сложно назвать любовью. И здесь проявлением любви и будет смирение: "Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас...".
Очень понравились мнения Селены и Александра.