сад земных наслажденийКартина потрясающая.
в течении многих лет время от времени я разглядывала эти символы и не могла позволить себе их трактовать - настолько многогранны они.. сколько смыслов разных они несут.
Во времена Босха значения этих символов могли иметь смысл совершенно не тот, который увидела я. Но рискну написать малую толику размышлений. со своей колокольни текущих дней. Ибо допускаю, что эта картина актуальна для нас, для человеков нашего времени.
Первая часть - пролог - последние дни сотворения мира. В центре розовое сооружение - источник жизни... нежный цвет, изысканная форма.
внутри - сова. Сова на полотнах Босха мне не кажется символом зла. Везде, где она изображена, она не свирепа... скорее, растеряна, смешна и отстранена от действа, которое изображено на картине. Сова - наблюдатель. И здесь, в первой части триптиха, она тоже наблюдатель. сокрытый наблюдатель, не участвующий в процессе сотворения. Она присутствует в источнике жизни, и она пассивна, но не креативна.
Бог за руку подводит Еву к Адаму. Кругом резвятся звери, рыбы и птицы.
Очень важно то, что между Адамом и Евой стоит Бог. Он посредник в их отношениях. Отношения в Боге и для Бога.
во второй части - действие - многие влюбленные пары закрываются от мира колпаками. Кто-то прозрачными... кто-то прячется от жизни и реальности в закрытых жестких раковинах. Много-много персонажей, занятых разнообразными действами - через это показана суетность мира.
В центре по кругу множество людей верхом на животных. Это символ людей, живущих инстинктами, животными страстями.
Вопрос был задан отчего движение их против часовой стрелки? Это символ регресса.
Я не увидела здесь обличения. Ни алхимиков (алхимией в те времена интересовались все образованные люди. среди известных философов, математиков и врачевателей того века практически все алхимики), ни людей. Кстати, в первой части триптиха в основании Источника Жизни - части пробирок. Это наводит на мысль, что в сотворении мира участвовало нечто такое, что используется алхимиками.
Это жизнь, жизнь обычных людей, суетная, полная эмоций, стремления к получению удовольствий. Вдали странные сооружения синего цвета основание (синее - символ земного), на котором зиждется источник жизни... изящные и немного загроможденные (ум человеческий несовершенен, бритва Оккама не всегда в действии )) из башенки розового цвета. Символически показаны разные способы получения удовольствий: человек обнимает сову (стремится получить отстраненность от мира), человек несет огромную ягоду, девушки рвут яблоки (символ удовольствия).
Я думаю, что вот эта фигура символизирует человека негармоничного, человека, обладающего отстраненным умом, но неумеющего совладать с тем, что ниже пояса - с инстинктами. Хотя, конечно, напрашивается буддистская тематика. возможно и так. Тогда сова может быть символом чуждого мировоззрения.
и т.д., и т.п.
Голубое небо. Чистая вода. Наслаждение.
Центр композиции - круглый пруд, где находятся по колено в воде обнаженные длинноволосые девушки. На голове у них разные фрукты-ягоды и птицы. Здесь показан характер каждой из девушек, то, что она несет в мир: аист - продолжение Рода, ворона - пустое соблазнение.
Конечно, каждый конкретный предмет на голове отдельно взятой девицы олицетворяет (в какой-то степени) ее характер и предназначение.
Кстати, я думаю, то, что люди изображены голыми - это не для того, чтобы показать вожделение (хотя для времен Босха логично было бы сказать об этом). Показаны чувственные, внутренние миры людей. Внутренние миры не имеют знаков отличия в одежде. Нет нищих и нет людей, одетых в золото и парчу. Нет крестьян и чиновников.
Единственный момент настораживающий (для меня) - это птицы. Огромные и с агрессивными взглядами.
Для себя я соотнесла этот символ со структурой, которую называю эгрегор. Птицы, собирающие эманации душ. а, могут и всю душу вплести в канву своих перьев.
Интересно то, что, чем ближе к зрителю, тем более порочными кажутся действия, происходящие на картине.
И последняя часть триптиха - ад.
На заднем плане горящие дома, войны, дым, гарь, небо черное в сполохах огня.
Это самая неприятная часть картины. Расплата. на троне с конструкцией стульчака восседает птицеголовое существо, он поглощает грешников. (Осирис? кастанедовский Орел?)
множество страстей: азартные игры, жадность, доносительство. Деревянный получеловек-полуживотное грустно обернулся в сторону своего истлевшего живота, внутри которого устроена таверна (символ страсти к вину и чревоугодию). Аллегорически выглядят здесь музыкальные инструменты, которые из источников наслаждения превращены в пыточные машины. Если ты дергал струны пагубных страстей в своей душе, теперь послужишь в качестве струнного инструмента для забав монстров. об этой части триптиха Александр Геннадиевич в эфире рассказал достаточно.
ps. в третьей части полотна я не нашла сову.