Ну что ж, наконец-то я посмотрела этот фильм, весь, целиком, все три серии. Я не раз натыкалась на него в телевизоре и даже настраивалась посмотреть. Но… ни один фильм из этой трилогии не разу не досмотрела до конца и без перерывов. Слишком затянуты сцены боев, битв, погонь, преследований,… на них мне было скучно. Переключалась на другие каналы, уходила заниматься другими делами и фильм, фильмы так и оставались не просмотренные. И вот нашла время, хотя… если бы не эфир вряд ли бы нашла,… и посмотрела.
Что же сказать? … о чем фильм?...
Начну с того, почему было скучно.
Похоже, главная задача Нео была борьба со Смитом. И вот от фильма к фильму Смита становилось все больше, битвы с ним все продолжительней. И видеть все это все скучнее и скучнее... Ну вот, опять он (они), опять эта драка и когда же она кончится… Кадры с драками, возможно классные, возможно невероятно профессиональные не вызывали уже никакого интереса, никакого эмоционального отклика. Смит как компьютерный вирус захватывал всю картину и создавал внутри ситуацию зависания, из которой хотелось просто выбраться. Выключив компьютер, избавиться от просмотра.
Но я досмотрела фильм до конца. И испытала облегчение, когда он закончился. Ура. Можно заняться чем-то более интересным. Например, подумать о фильме.
Так что же такое Матрица?
Матрица - это наши проекции. Они создают матрицу обыденной реальности. Они убивают тайну во всем, заменяя все вокруг собственными представлениями. И … все вокруг становится буднично-привычно-знакомым.
Нео выбирает красную таблетку.
Красная – теплая, даже горячая, символ чувств, страстей, эмоций.
Синий – холодный, цвет разума, интеллекта.
Подлинный мир, подлинный по убеждениям главных героев фильма, оказывается миром громадных кораблей, летающих в мрачном темном мире, и подземного города – огромной пещеры с несколькими ярусами тесных невзрачных коморок. Мир без неба, солнца и света, но, тем не менее, мир родной, дорогой и близкий, мир внутреннего душевного тепла, родства и близости, мир, где есть любовь и дружба.
Только вот… соединяет этих людей в этом городе исключительно и только борьба, борьба за выживание. Нет других задач ни у старейшин, ни у жителей города. Снаружи долбят земную толщу враги – машины, пытающие захватить людей и обратить их в рабство, лишив свободы. Изнутри борьба за жизненно важные ресурсы: тепло, кислород, пищу. Все вокруг одинаково: от пищи до жилища, от одежды до развлечений. Зато есть общее объединяющее чувство, которое ценнее соперничества и противостояния. И чувство это – выжить. Только вот, а не создается ли это общее чувство искусственно? … ради избавления все от той же скуки, которую порождают наши проекции, обезличивая все вокруг и обедняя мир наших чувств.
Мне скучно, бес.
Фауст
Мне скучно, бес.
Мефистофель
Что делать, Фауст?
Таков вам положен предел,
Его ж никто не преступает.
Вся тварь разумная скучает:
Иной от лени, тот от дел;
Кто верит, кто утратил веру;
Тот насладиться не успел,
Тот насладился через меру,
И всяк зевает да живет —
И всех вас гроб, зевая, ждет.
Зевай и ты.
Свернуть
Нео разыскивает Морфеуса, а тот разыскивает Нео.
Морфеус – Морфей – бог сна, предлагает Нео проснуться или… может быть уснуть? В любом случае он предлагает Нео другую реальность, не только отличную от той, в которой он сейчас живет, но состоящую с ней в военном противостоянии. И Нео выбирает войну. Не это ли сделало фильм популярным? Мы же не видим ничего иного спасающего нас от скуки нашего проективного взгляда, кроме как борьбы за наши мысли, чувства, идеи, идеалы, в конечном счете, все за те же наши проекции, которые и порождают Смитов.
Все вокруг – черные безликие агенты, стремящиеся нас уничтожить, уничтожить все живое в нас. Только вот, чем больше мы с ними боремся, тем больше их становится. И умирают они только вместе с нами, или мы умираем окончательно, когда становимся ими, им – Смитом, агентом проективной Матрицы.
Так есть ли выход из этой матрицы? Сможет ли Нео вернуться? И что именно становится подлинным выходом из нее?
Из наших проекций в мир реальности нас выдергивает удивление. И удивление это может быть разным. Это может быть неприятное чувство, которое в качестве компенсации породит протест и борьбу (это путь Нео). Но это может быть чувство, увидевшее красоту в привычном и обычном и восхитившееся ею. Так девочка Сати создает красивый рассвет или просто видит красоту нового нарождающегося дня. “Это для Нео”, - говорит она.
Так может быть и правда мир от матричной иллюзии спасет красота…
“Ах, если бы она еще и добра была, то все бы было спасено”.