Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Прямой эфир в 21:00
Текущее время: 17 авг 2017, 22:28

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 29 ]  1, 2  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: А.П. Чехов «Анна на шее»
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 01 фев 2017, 17:27 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3571
Откуда: Ульяновск
Антон Павлович Чехов (29 января 1860г. - 15 июля 1904г.)

О значении сюжета и психологической роли рассказа "Анна на шее".

Изображение

Текст рассказа
А.П. Чехов. Анна на шее.

Фильм

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: А.П. Чехов «Анна на шее»
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 01 фев 2017, 17:42 
Не в сети
Стенографист!)
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 окт 2010, 20:11
Сообщения: 805
Откуда: Челябинская область
Рискну предположить, что одним из вопросов эфира будет вопрос о том, можно ли одобрить замужество Анны с позиции нынешнего разумно-прагматичного времени.
Сам Чехов никакой морали по этому поводу в рассказе не читает.

Также можно подумать о том, почему рассказ разделён на две части.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: А.П. Чехов «Анна на шее»
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 01 фев 2017, 20:45 
Не в сети
Почётный участник форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 08:39
Сообщения: 18707
Откуда: Москва
Рассказ этот не читала. А фильм ещё в детстве смотрела, но ничего не осталось в памяти.
И вот сейчас вновь с интересом фильм посмотрела.
Для настоящего времени как-то не шокирует).
Но дамочка безответственная оказалась. О братьях своих и не вспомнила.
Общество тоскливое. А господа мужеска полу все ведут себя как кобели. Пардон.
Не понимаю, неужели дамы были настолько доступны, что на них велась такая охота?

_________________
Право, приятно,
Когда развернёшь наугад
Древнюю книгу
И в сочетаниях слов
Душу родную найдёшь.

Сегэн Госабуро /Татибана Акэми/


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: А.П. Чехов «Анна на шее»
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 02 фев 2017, 01:06 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 окт 2015, 23:01
Сообщения: 524
Откуда: Одесса
я бы назвала этот пост "Мы все – дети своих родителей … или семейная карма…"

«Когда умерла мать, отец, Петр Леонтьич, учитель чистописания и рисования в гимназии, запил, наступила нужда» - ну, вот, собственно у человека в жизни произошла потеря, горе – это травма… ни в коей мере не хочу принижать тяжесть и боль от такой травмы, но как бы «реакцией» на нее был запой, который постепенно перешел в ежедневное употребление алкоголя … так же… легче? – наверное, - не замечать взрослеющую дочь, ее «дешевую шляпку и дырочки на ботинках, замазанные чернилами», сыновей в штопаных чулках, «рваных сапогах и в поношенных брюках», их голодных глаз… и хочу напомнить… - это был взрослый человек…

За что же судить юную девушку, которая пытаясь спасти себя и семью из нищеты – выходит замуж за деньги «нашелся вот этот самый Модест Алексеич, не молодой и не красивый, но с деньгами. У него в банке тысяч сто и есть родовое имение, которое он отдает в аренду. Это человек с правилами и на хорошем счету у его сиятельства; ему ничего не стоит, как говорили Ане, взять у его сиятельства записочку к директору гимназии и даже к попечителю, чтобы Петра Леонтьича не увольняли...»,.. . что делает ее несчастной «Вот она вышла за богатого, а денег у нее все-таки не было, венчальное платье шили в долг, и, когда сегодня ее провожали отец и братья, она по их лицам видела, что у них не было ни копейки.» И… как «первые 100 грамм на столе» - остановка поезда на полустанке «У Ани еще блестели на глазах слезы, но она уже не помнила ни о матери, ни о деньгах, ни о своей свадьбе, а пожимала руки знакомым гимназистам и офицерам, весело смеялась и говорила быстро: — Здравствуйте! Как поживаете? Она вышла на площадку, под лунный свет, и стала так, чтобы видели ее всю в новом великолепном платье и в шляпке.» Потом еще немного «погружения в суровую реальность» – нелюбимый муж, нищета «Аня кланялась, и голова у нее в самом деле не отваливалась, но было мучительно. Она делала всё, что хотел муж, и злилась на себя за то, что он обманул ее, как последнюю дурочку. Выходила она за него только из-за денег, а между тем денег у нее теперь было меньше, чем до замужества. Прежде хоть отец давал двугривенные, а теперь — ни гроша.», - тупик, кризис … и «алкоголь» потек рекой – образно говоря - начиная с бала… «После этого у Ани не было уже ни одного свободного дня, так как она принимала участие то в пикнике, то в прогулке, то в спектакле. Возвращалась она домой каждый день под утро и ложилась в гостиной на полу, и потом рассказывала всем трогательно, как она спит под цветами.» - и теперь уж как в состоянии как «алкогольного опьянения» Аня перестала замечать родных «Аня всё каталась на тройках, ездила с Артыновым на охоту, играла в одноактных пьесах, ужинала, и всё реже и реже бывала у своих. Они обедали уже одни. Петр Леонтьич запивал сильнее прежнего, денег не было, и фисгармонию давно уже продали за долг. Мальчики теперь не отпускали его одного на улицу и всё следили за ним, чтобы он не упал; и когда во время катанья на Старо-Киевской им встречалась Аня на паре с пристяжной на отлете и с Артыновым на козлах вместо кучера, Петр Леонтьич снимал цилиндр и собирался что-то крикнуть, а Петя и Андрюша брали его под руки и говорили умоляюще: — Не надо, папочка... Будет, папочка..." (не знаю, как у вас, а у меня сердце сжимается на этих последних словах…)

Кто же прервет действие кармы или семейного проклятия? – может братья Анны?

_________________
Галина


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: А.П. Чехов «Анна на шее»
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 02 фев 2017, 08:02 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2013, 06:55
Сообщения: 1705
Откуда: Москва
В многочисленных ток-шоу, которые посвящены замужеству девушек за состоятельных мужчин, говориться: "Голой пришла, голой ушла". Правда жизни, что красивые девушки приобретаются для их дальнейшего использования

_________________
дешифратор сказок, Катя Сафонова, КС - Это Я


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: А.П. Чехов «Анна на шее»
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 02 фев 2017, 10:00 
Не в сети

Зарегистрирован: 01 сен 2013, 19:15
Сообщения: 772
Откуда: Уфа
Галинка писал(а):
я бы назвала этот пост "Мы все – дети своих родителей … или семейная карма…"
Кто же прервет действие кармы или семейного проклятия? – может братья Анны?

Карма, как один из законов человеческой эволюции, на этом форуме является не форматом, никому не понятна и потому не приемлема. Сам А.Г.Д. терпеть не может эзотерику. Упоминание кармы, ввиду отсутствия достоверных знаний, интереса здесь не вызовет. Отсюда возникает тема одиночества - то, что для тебя является обычным, у других вызывает не понимание и насмешки, отчасти вызванные профанацией категории кармы в кинематографе. Приходится эту т.н. эзотерику держать при себе, а вместе с ней знания о посвящениях, аватарах, телепатии, Духовной Иерархии и эволюции земного человечества в целом. Мои начальники (т.н. даймоны) подсказывают сейчас, что нужно учиться существовать на двух, а в идеале на нескольких уровнях сознания (по вертикали), от низкого общечеловеческого до доступного вам высокого, чтобы можно было понимать других людей и общаться с ними на равных, на их языке, не выдавая своих знаний, преждевременных для других людей. В противном случае произойдёт внутренний конфликт и разрыв сознания с вытекающими отсюда последствиями для психики. По большому счёту это конфликт между человеческим и божественным сознанием в человеке и появившимся желанием изменить мир в "лучшую" сторону.
Если держать себя на высоком уровне сознания, не опускаясь с "горы" в "долину" к людям, то произойдёт разрыв с людьми, разрыв в семье, на работе и даже здесь на форуме. Одиночество, временное конечно же, лет на несколько, как и всё временное в этом мире, и отсутствие желания общаться с кем бы то ни было.
Такая вот психология.
Галинка, подумайте, стоит ли идти по Пути Прометея, Иисуса Христа, Будды, Льва Толстого, ... и Николая Коперника.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: А.П. Чехов «Анна на шее»
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 02 фев 2017, 10:07 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2013, 06:55
Сообщения: 1705
Откуда: Москва
Весна, всех кого ты перечислил, это мужчины. У женщин всё по-другому, в них силён "инстинкт" - традиционализма, сохранение старого, а не его разрушение и создание нового, это "направление" она реализует в рождении детей, в садоводстве и пр.

_________________
дешифратор сказок, Катя Сафонова, КС - Это Я


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: А.П. Чехов «Анна на шее»
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 02 фев 2017, 11:32 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 апр 2015, 10:35
Сообщения: 647
Откуда: Курган
Анечка творит свою субъективную реальность.. А "..толкает на создание реальности страдание и неудовлетворённость. Форма ответа (форма творчества) будет зависеть от формы тьмы, которую человек пережил." (из передачи о структуре субъективной реальности). О форме тьмы, пережитой Аней:

..Ей казалось, что страх к этому
человеку она носит в своей душе уже давно. Когда-то в детстве самой
внушительной и страшной силой, надвигающейся как туча или локомотив, готовый
задавить, ей всегда представлялся директор гимназии; другой такою же силой,
о которой в семье всегда говорили и которую почему-то боялись, был его
сиятельство; и был еще десяток сил помельче, и между ними учителя гимназии с
бритыми усами, строгие, неумолимые, и теперь вот, наконец, Модест Алексеич,
человек с правилами, который даже лицом походил на директора. И в
воображении Ани все эти силы сливались в одно и в виде одного страшного
громадного белого медведя надвигались на слабых и виноватых, таких, как ее
отец, и она боялась сказать что-нибудь против, и натянуто улыбалась, и
выражала притворное удовольствие, когда ее грубо ласкали и оскверняли
объятиями, наводившими на нее ужас.


Выходя замуж, она, вроде бы, ставила себе целью помочь отцу и братьям. Когда же она достигла чего-то другого, в чём себе изначально не признавалась- отец и братья были забыты! Чувствуя свою (и подобных ей, отца и братьев) слабость и беспомощность перед лицом людей, могущественных потому, что они живут по правилам, выполняют свои обязанности, потому что они определились, поняли и заняли своё место, наверное, на самом деле она мечтает определить для себя такие правила, которые позволили бы ей налиться силой. И эти правила в зачатке есть в ней, их заложила в ней мать- выигрышные правила поведения в блестящем обществе..
Аня достигает цели:
Аня зазывала покупателей и брала с них
деньги, уже глубоко убежденная, что ее улыбки и взгляды не доставляют этим
людям ничего, кроме большого удовольствия.
Она уже поняла, что она создана
исключительно для этой шумной, блестящей, смеющейся жизни с музыкой,
танцами, поклонниками, и давнишний страх ее перед силой, которая надвигается
и грозит задавить, казался ей смешным; никого она уже не боялась в только
жалела, что нет матери, которая порадовалась бы теперь вместе с ней ее
успехам.

Я выделила строчку, в которой Чехов пишет о возникшей у Анны уверенности. Теперь она более не видит лишнего, того, что смущало её раньше- выражений лиц и фигур на балу.. Она чувствует себя не девочкой, но дамой, полной женственной силы, перед которой "пасует даже артиллерия". И это-успех- ослепляет её.


Последний раз редактировалось Квагга 02 фев 2017, 11:58, всего редактировалось 5 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: А.П. Чехов «Анна на шее»
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 02 фев 2017, 11:41 
Не в сети

Зарегистрирован: 15 май 2012, 19:53
Сообщения: 65
Откуда: Город которого нет
Страх перед начальниками, перед теми, кто выше тебя. Этакие литл мэны и литл вумэны, серые воробышки, боящиеся жеста и взгляда высокопоставленной особы. Зависть и желание достичь их высокого положения во что бы то ни стало. И когда это удаётся, то о таких говорят: из грязи в князи.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: А.П. Чехов «Анна на шее»
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 02 фев 2017, 11:57 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 авг 2016, 12:55
Сообщения: 660
Квагга писал(а):
Анечка творит свою субъективную реальность.. А "..толкает на создание реальности страдание и неудовлетворённость.

Её толкает не страдание, а ЖЕЛАНИЕ ИЗБЕЖАТЬ СТРАДАНИЯ. Хотелка у неё такая - получить успех лёгким путём. Успех она и получила, а счастье нет. Получить она хотела, а не творить - вот и неудовлетворённость.
ivanov писал(а):
Зависть и желание достичь их высокого положения во что бы то ни стало.

Могла же Анечка сказать самой себе - "Не завидуй, живи честно и будь, что будет". Но она решила поставить на успех. За последствиями такого её решения Чехов наблюдает своим "докторским взглядом". И мы тоже своими... взглядами...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: А.П. Чехов «Анна на шее»
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 02 фев 2017, 12:47 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2013, 06:55
Сообщения: 1705
Откуда: Москва
Спасибо за интересное рассуждение. Этот рассказ уж больно перекликается, с Толстовской "Анной Карениной", мы вот какое чеховское произведения не берем, видим те или иные переклички с художественной литературой других авторов. А говорят, что он как врач свои сюжеты черпал из жизни. Врут люди? Или это настолько все перемежёвывается: литература и жизнь?

_________________
дешифратор сказок, Катя Сафонова, КС - Это Я


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: А.П. Чехов «Анна на шее»
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 02 фев 2017, 12:54 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 апр 2015, 10:35
Сообщения: 647
Откуда: Курган
Елена Март писал(а):
Её толкает не страдание, а ЖЕЛАНИЕ ИЗБЕЖАТЬ СТРАДАНИЯ.

Ну да!
Дальше, в "Структуре субъективных реальностей" АГ говорит, что:
"..созидание- это преодоление косности. А косность создаётся больными местами, которые трогать нельзя."
Так некстати посреди триумфа резануло Аню воспоминание:
Петр Леонтьич, уже бледный, но еще крепко держась на ногах, подошел к
избушке и попросил рюмку коньяку. Аня покраснела, ожидая, что он скажет
что-нибудь неподобающее (ей уже было стыдно, что у нее такой бедный, такой
обыкновенный отец), но он выпил, выбросил из своей пачечки десять рублей и
важно отошел, не сказав ни слова. Немного погодя она видела, как он шел в
паре в grand rond 2 и в этот раз он уже пошатывался и что-то выкрикивал, к
великому конфузу своей дамы, и Аня вспомнила, как года три назад на балу он
так же вот пошатывался и выкрикивал и кончилось тем, что околоточный увез
его домой спать, а на другой день директор грозил уволить со службы. Как
некстати было это воспоминание!

Казалось бы, вот, ты достигла влияния, значимости. Самое время начать творить реальность, в которой отец и мальчики обеспечены и счастливы. Возможности для этого появились. Но перемена положения мгновенно меняет твоё восприятие: отец уже не важен для тебя, он и мальчики- за пределами только что возникшей реальности, где ты царишь.. Их не должно быть в этой новой прекрасной реальности! Они её портят.. Они- "больные места", которые просто надо перестать замечать. И тогда косность, которую она не захотела тревожить, избегая трогать больные места, её поглощает. Жизнь её не похожа на жизнь, а похожа на бредовый бесконечный бал, или, снова, на разъезд, где она стоит в ожидании почтового поезда. Такая жизнь движется по кругу, и в ней всё предопределено изначально. В начале рассказа муж Анны предупреждает её о том, чего бы он не хотел в их будущих отношениях:
- Не могу не припомнить теперь одного обстоятельства, сказал он,
улыбаясь. Пять лет назад, когда Косоротов получил орден святыя Анны второй
степени и пришел благодарить, то его сиятельство выразился так: "Значит, у
вас теперь три Анны: одна в петлице, две на шее". А надо сказать, что в то
время к Косоротову только что вернулась его жена, особа сварливая и
легкомысленная, которую звали Анной. Надеюсь, что когда я получу Анну второй
степени, то его сиятельство не будет иметь повода сказать мне то же самое.

..тем не менее, шутка его сиятельства имела повод повториться. Очень удачная шутка, приятно доставлять удовольствие его сиятельству снова и снова.
..
Катя, ну это же сюжет Золушки изначально. А по архетипическим сюжетам не только литературные произведения пишутся, но и жизни складываются.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: А.П. Чехов «Анна на шее»
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 02 фев 2017, 13:57 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 апр 2016, 17:08
Сообщения: 210
Откуда: Москва
Если отвлечься от того, что Петр Леонтьич сам противный и скучный, то может быть это рассказ о мужском страхе? Вот так женишься на милом пугливом и беззащитном котенке, а получишь своевольную рысь-охотницу. Это страх того, что женщине нужен не ты сам, а то, что к тебе прилагается, без тебя недоступное. И это очень обидно.
Как обычно у Чехова: все не без греха и все несчастные. Анна что ли счастливая в своем истеричном загуле, когда отрицается тоскливая реальность.

_________________
Главное - быть счастливой, и не важно какое заключение напишет психиатр


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: А.П. Чехов «Анна на шее»
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 02 фев 2017, 15:00 
Не в сети
Стенографист!)
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 окт 2010, 20:11
Сообщения: 805
Откуда: Челябинская область
Квагга писал(а):
Казалось бы, вот, ты достигла влияния, значимости. Самое время начать творить реальность, в которой отец и мальчики обеспечены и счастливы. Возможности для этого появились.

Юля, дело в том, что для того, чтобы творить реальность для других, надо самой быть кем-то, надо как-то всё-таки индивидуальностью быть и таковой себя осознавать. А можно ли это сказать про Аню?..

Ну поскольку реалии (конкретная обстановка и детали светской жизни) рассказа не очень похожи на современную жизнь, то – просто в качестве пояснения. В книге Симоны де Бовуар есть большая глава о душевном самоощущении светской женщины, причём имеются в виду именно светские женщины прошлых эпох, вот таких, как в этом рассказе – с балами, приёмами, завязавшимися там же романами, пышными нарядами и т.д. И «влияние», и «значимость» у светской красавицы вроде бы и есть - но они иллюзорны, к сожалению…

Приведу разные выдержки из этой главы. Ну просто чтобы лучше понять душевное состояние Ани.
Светская женщина
Семья — это не замкнутое на себя сообщество: она тесно взаимодействует с другими ячейками общества; семейный очаг — это не только «интерьер», где уединяется супружеская пара; это также свидетельство определенного жизненного уровня, благосостояния, вкуса: все это предъявляется постороннему глазу. В светской жизни главная роль принадлежит женщине. Семейная пара — это социальная единица, статус которой определяется самой семьей, ее классовой принадлежностью, средой, расой и которая механически связана солидарностью с другими группами людей аналогичного социального уровня. Именно жена наилучшим образом поддерживает этот статус. Профессиональные отношения мужа часто не совпадают с этим статусом на шкале социальной значимости; неработающая женщина может позволить себе жить в пределах «своего» круга. Она использует свое время для «визитов», «приемов», практически не несущих никакой полезной нагрузки, однако очень необходимых для поддержания соответствующего положения в социальной иерархии. Это, естественно, такие светские взаимоотношения, которым оказывается предпочтение перед другими в силу указанных выше причин. Женщине хочется, наконец, продемонстрировать другим свой внутренний мир, свою внешность, чего не замечают ни муж, ни дети, поскольку это является как бы достоянием всей семьи. Светский долг, состоящий в «презентации», соединяется с тем удовольствием, которое женщина при этом испытывает.

Прежде всего ей самой необходимо продемонстрировать себя; занимаясь домашними делами, она и одета соответственно; для выхода в свет и для приема у себя она наряжается. Дамский туалет несет двойную нагрузку: с одной стороны, это знак социального достоинства его обладательницы (ее образа жизни, материального положения, ее социальной среды), с другой — это выражение дамского нарциссизма, самолюбования; это и просто одежда, это и наряд; и женщина, страдающая от того, что не занята серьезным делом, надеется выразить с его помощью собственную сущность. Следить за своей внешностью, соответственно одеваться — это разновидность труда, позволяющая женщине держать себя в форме; ей представляется, что таким образом она сама творит свое «я». Существующие нравы побуждают ее к самоотчуждению в этом образе. Мужчина, как правило, не склонен рассматривать свою внешность как отражение своей сущности. И наоборот, от женщины само общество требует, чтобы она подавала себя в качестве эротического объекта. Цель сменяющих друг друга мод, которым она беспрекословно подчиняется, — не обнаружить в ней автономного индивида, а, напротив, оформить ее в виде жертвы чувственных притязаний мужчины-самца. Никто не намерен поддерживать ее личные устремления, как раз наоборот, им хотят помешать. Ведь в туфлях на высоком каблуке ходить совсем не легко; самые элегантные платья и туфли, самые изящные шляпки и самые тонкие чулки оказываются самыми непрактичными, непрочными.

Женщина, украшая себя, уподобляется природе и вместе с тем преподает природе науку лукавых ухищрений в достижении этой цели; женщина становится для мужчины цветком и драгоценным камнем, превращаясь в цветок и драгоценный камень для себя самой. Прежде чем одарить мужчину волшебством своего наряда, она овладевает им сама. Самые значительные свои победы женщина одерживает с помощью перьев, жемчугов, остроумия и сладкоречия, уместно примененного, шелков, обволакивающих ее стан; они переливаются, отливают разными цветами, нежно ласкают тело женщины, как бы вознаграждая за грубость окружающей ее чувственной вселенной — ее удела; всему тому, что в женщине подчеркивает женщину, уделяется тем больше внимания, чем меньше она сексуально удовлетворена. Иная женщина сотворит из себя настоящий букет или вольеру; другая напоминает музей, третья — иероглиф.

Одежда женщины — это не просто наряды; я повторюсь, если скажу, что у нее есть социальная функция — она указывает на социальное положение женщины. Интеграция эротики в социальную жизнь особенно очевидна в феномене «вечернего платья». Чтобы подчеркнуть значительность празднества, нужно быть роскошной и расточительной, все это вкладывается в вечерний костюм, он должен быть дорогим и совершенно непрактичным; к тому же неудобным, насколько это только возможно. Драгоценности, платья с воланами, расшитые блестками, украшенные цветами, перьями, парики совершенно меняют женщину, превращая ее в живую куклу. И эта живая кукла выставляет себя напоказ: вот как бесплатно распускаются цветы, так и женщина обнажает свои плечи, спину, грудь. На этих празднествах мужчина никак не должен проявлять своего вожделения, ему оставляется только право на выразительные взгляды, на объятия во время танца; и вместе с тем он может радоваться, что он король в этом королевстве, населенном такими нежными сокровищами. Эти сокровища один мужчина как бы преподносит другому, и весь праздник принимает облик священнодействия с приношением даров; каждый мужчина дарит всем присутствующим возможность полюбоваться тем телом, которое составляет его собственность. В вечернем платье женщина предстает в облике той, которая готова подарить удовольствие всем мужчинам, оставаясь гордостью своего владельца.

Эта социальная значимость туалета позволяет женщине выразить в манере одеваться свое отношение к обществу, в котором она живет; она может представить себя хрупкой, беззащитной, по-детски слабой, таинственной, наивной, строгой, веселой, степенной, слегка дерзкой, незаметной — словом, как ей захочется. Для большинства женщин наряд играет столь значительную роль только оттого, что он воплощает для них одновременно иллюзию и мира, и их собственного «я». Даже самая скромная женщина, когда она элегантно одета, уже становится другой; она словно картина, статуя, актриса на сцене, это ее аналог, кто-то сходный с ней, некий субъект, созданный ею персонаж, но не она сама. Вот такое соединение с вымышленным объектом, чем-то, с ее точки зрения, очень достойным и совершенным, как герой романа, как живописный портрет или скульптурный бюст, доставляет ей удовольствие, поднимает в собственных глазах; она стремится раствориться в этом воображаемом образе, показаться в этом новом, ошеломляющем облике и почувствовать себя защищенной.

Поскольку женщина есть объект, ее манера одеваться и украшать себя меняет ее собственную значимость. Элегантность — это оружие, это вывеска, это требование уважения к себе, это рекомендательное письмо. Но элегантность — это и кабала; ее знаки дорого стоят. Чтобы хорошо одеваться, об этом нужно заботиться, это требует внимания и времени; однако такого рода задача может служить источником приятных эмоций, радости, и здесь также таятся «открытие сокрытых сокровищ», умение выигрышно поторговаться, хитрости, уловки, удачные комбинации, выдумка; ловкая, умелая женщина может сотворить чудо, стать настоящим творцом себя.

Муж часто плохо справляется с предназначаемой ему светской ролью. Отсюда и неоднозначность его требований, и двойственность отношения к жене. Если жена очень привлекательна и обращает на себя внимание, муж исходит ревностью; между тем каждый супруг в той или иной степени считает, что жена должна служить достоинству мужа, своим внешним видом делать ему честь, быть элегантной, хорошенькой или, по крайней мере, «недурной». В браке, как уже отмечалось, плохо уживаются эротическая и социальная стороны; свойственный им от природы антагонизм здесь обнаруживается с особой остротой. Если жена стремится подчеркнуть свою сексуальную привлекательность, она порочит себя в глазах мужа; он порицает жену за ту самую дерзость, которая в другой женщине его как раз и привлекает, и выговор, который он ей делает, убивает в нем всякое желание; если же женщина одета скромно, прилично, муж одобряет ее, но воспринимает холодно: внутренне он слегка упрекает ее за то, что она не так привлекательна, не так соблазнительна. По этой причине муж редко смотрит на жену своими собственными глазами; он как бы рассматривает ее со стороны. «Что о ней скажут?»

Часто считают, что женщина одевается, чтобы вызвать зависть или ревность у других женщин: такая ревность в самом деле выразительный знак успеха; но не только она под прицелом. Сквозь восхищенные и завистливые голоса одобрения женщина хочет распознать тот звук, который убедит ее в полной победе ее красоты, ее элегантности, ее вкуса — ее самой, наконец. Она одевается, чтобы показать себя, она показывает себя, чтобы утвердиться. Таким образом она ставит себя в очень тяжелую зависимость: усилия кокетки остаются тщетными, если их результат никто не отметил. Женщина все время находится в поиске своей наибольшей значимости; это погоня за абсолютом делает ее поиск изнурительным; если хоть кто-то один не одобрил ее шляпки, она уже нехороша; комплимент ей льстит, а дурное слово повергает в уныние; путь к абсолюту бесконечно длинен, и женщине никогда не удается победить на всех направлениях. Ей недостает высшей похвалы какого-то такого судьи, который ей и неизвестен: таким судьей должна быть каждая для себя, но именно это и неосуществимо.

Наряд предполагает выходы в свет и приемы, это его предназначение. И вот женщина из салона в салон демонстрирует свой новый костюм и приглашает к себе, дабы показаться в своем царстве, то есть в своем «интерьере». В исключительно торжественных случаях во время ее «визитов» ее сопровождает муж; но чаще всего, как раз когда муж на работе, жена выполняет свои «светские обязанности». Множество раз уже описывалось, какая зеленая тоска бывает на этих светских собраниях. А происходит это оттого, что женщины, собравшись вместе в силу «светских обязанностей», не знают, о чем говорить друг с другом. Поэтому разговор ведется на общие темы: о погоде, о последнем романе, ныне модном, ну и высказываются некоторые глобальные мысли, заимствованные у мужа. Светская жизнь требует от женщины «презентации», выставления себя напоказ, но она не создает между ней и другим представителем той же светской жизни истинного общения. Светская жизнь не вырывает женщину из ее одиночества. Да, это так, замужняя женщина, запертая в четырех стенах, обособленная, не знает радостей товарищества, которое требует наличия каких-то общих целей, интересов; работа не занимает ее мозг, воспитание не привило ей ни вкуса, ни привычки к независимости, самостоятельности, а ведь все дни ей приходится проводить в одиночестве.


А между тем в светской жизни есть немало привлекательного, в ее арсенале содержатся пленительные возможности, не чета этой пустой и праздной экзекуции в виде долга вежливости. Принимать гостей — это не только принимать своих знакомых у себя дома; это сделать ваше жилище приятным для гостей; светская сторона жизни — это и праздник для себя, это одновременно и преподнесение даров другим, например в виде приятного вечера. Женщина - устроительница подобных светских празднеств - горда собой, она ощущает себя творцом некоего таинственного и совершенного мгновения, распределительницей счастья и веселья. Благодаря ей гости собрались вместе, благодаря ей этот вечер — источник радости и гармонии. В этом внимании к другому человеку истинная щедрость, ведь праздник всегда праздник. Женская дружба, если женщине удается ее приобрести и сохранить, очень дорога ей; дружеские отношения между женщинами совсем не похожи на аналогичные отношения между мужчинами; мужчины общаются между собой как индивиды на основе обмена мыслями, идеями, планами; женщин, объединенных общностью своей женской судьбы, сплачивает свойственное им взаимное понимание, своего рода сообщничество.

Однако женская дружба редко достигает истинно тесных, искренних, подлинно доверительных взаимоотношений; женщины как бы непроизвольно, помимо собственной воли, ощущают себя солидарными в большей степени, чем мужчины, но в пределах этой солидарности их побуждения, их устремления не связаны с отношением друг к другу: все вместе и каждая в отдельности они повернуты к мужской половине человечества, завоевать которую хочется только для себя одной. Взаимоотношения женщин строятся не на их индивидуальных качествах, а непосредственно на их общности, и это служит причиной возникающих несогласия, враждебности. Идеал светской дамы — это абсолютная значимость; она страдает, когда не окружена успехом, славой; даже легкий ореол вокруг чужой головки невыносим; все возгласы одобрения в адрес другой нестерпимы, они украдены у нее; что же такое абсолют, как не исключительность? Пока женщина находится в домашнем затворничестве, она во власти случайностей, жизнь ее невыразительна, скучна. Женщина только в том случае продлит с некоторым удовольствием такое застойное состояние, если заранее рассчитывает вскоре отличиться. Женщины друг для друга могут быть только товарищами по плену, они помогают друг другу переносить тюремное заключение, даже готовить побег, но освободителя они ждут из мира мужчин.

Для большинства женщин этот мир сохраняет свой притягательный блеск и после замужества; только муж теряет свой престиж; жена обнаруживает, что в нем исчезла чисто мужская сущность, но мужчина как таковой по-прежнему остается для женщины истинной вселенной, высшим авторитетом, чудом, удивительным приключением, хозяином, учителем, глазами, которыми она смотрит на мир, добычей, удовольствием, спасением, благополучием; он олицетворяет, наконец, превосходство, он — ответ на все вопросы. С детства у нее сохранилась потребность в авторитетном наставнике; когда муж не в состоянии больше выполнять эту роль, жена обращает свой взор к другому мужчине. Очень часто в объятия любовника женщину бросает не столько обида на мужа, сколько разочарование в нем; замужество не каждой женщине несет любовные радости; и она не хочет мириться с мыслью, что ей никогда не познать блаженства любви, ожиданием которого была окрашена вся юность. Кроме того, мужу принадлежит неблагодарная роль приобщения девушки к сексу, а желания девственницы весьма противоречивы. Другое дело — любовник: женщина в основном знает, что ее ждет во взаимоотношениях с ним; более готовая к этим отношениям, которые ее уже не ранят, не такая наивная, как в первую брачную ночь, она больше не отождествляет душевные порывы и эротические переживания; когда женщина находит себе любовника, то в нем именно любовника она и хочет найти. Полная ясность в этом отношении и определяет свободу выбора. Второй изъян, довлеющий над мужем, как раз и заключается в определенной несвободе: как правило, его терпят, он — не избранник. Либо девушка соглашается выйти замуж, покоряясь судьбе, потому что так положено и выбора у нее нет, либо жениха находит семья, и в этом случае она также безропотно дает согласие. В любом случае, став женой, она попадает в подчинение к мужу, он ее повелитель; по отношению к нему она выполняет свой супружеский долг, и нередко муж ей представляется тираном.

Перед мужчиной женщина всегда в состоянии презентации; она что-то изображает; она лжет, делает вид, что она не принимает себя всерьез, она лжет, когда посредством мимики, наряда, определенных слов создает вымышленный образ; разыгрывается спектакль, он требует постоянного напряжения; и любая женщина думает приблизительно так: «Я не похожа на себя».

Будничный взгляд мужа, который она встречает ежедневно, не оживляет ее; ей нужны глаза, таящие тайну и в ней самой открывающие тайну. Изменить мужу ее чаще всего толкает обида. Она гораздо реже уступает обольстительности любовника, нежели желанию бросить вызов своему мужу: «Он не единственный на свете — есть и другие, которым я нравлюсь, — я что, его рабыня?» И вот женщина, обделенная в замужестве чувственным удовольствием, которой к тому же отказано в свободе проявления ее собственных индивидуальных чувств, попадает в сети адюльтера, нарушает супружескую верность. Выбор любовника, конечно же, зависит от многих обстоятельств, и все-таки главное — он обладает свободой; выйти замуж — это вроде обязанности, а вот иметь любовника — это роскошь, шик; женщина уступает любовнику, потому что он ее добивается, и она уверена если не в его любви, то по крайней мере в его желании; ведь его отношение к ней — это не подчинение закону. У любовника есть и еще одно преимущество: его престиж не теряется в повседневной жизни, полной различных трений, благодаря этому он сохраняет свою привлекательность, обольстительность: он совсем не такой, как тот, что рядом, он — другой. И у женщины при встрече с ним возникает впечатление, что она выходит за свои пределы, получает доступ к новым ценностям, овладевает новыми богатствами: она ощущает себя другой.

Но и адюльтер, и дружеские связи, и светская жизнь — все это лишь дивертисменты в супружеской жизни; они могут помочь переносить цепи принуждения и насилия, но не разрывают их. Это всего лишь подобие побега, и это никаким образом не позволяет женщине по-настоящему распорядиться своей судьбой.
Свернуть


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: А.П. Чехов «Анна на шее»
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 02 фев 2017, 15:16 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 апр 2015, 10:35
Сообщения: 647
Откуда: Курган
Eugenia писал(а):
И «влияние», и «значимость» у светской красавицы вроде бы и есть - но они иллюзорны, к сожалению…

Да, конечно. Влияние- только в рамках, заданных образом светской львицы, значимость- только до тех пор, пока Аня действует в рамках этой роли. Я удивляюсь, почему она после обеда с мужем (где не могла поесть досыта из-за нравоучений за столом) идёт к отцу, и, в общем, ещё и объедает его и мальчиков? Почему бы ей не взять что-то для них со стола мужа? Боится. Даже в этом ограничена! Но, и после того, как она смогла сказать мужу "пошёл вон, болван", зная, что ей за это ничего не будет- она не сможет- не захочет- остановить пару, на которой кучером Артынов, увидев пьяного отца на улице.. Это будет поступок совсем из другой оперы, из другой реальности. И она так не сделает.
я_Фая писал(а):
Если отвлечься от того, что Петр Леонтьич сам противный и скучный, то может быть это рассказ о мужском страхе? Вот так женишься на милом пугливом и беззащитном котенке, а получишь своевольную рысь-охотницу. Это страх того, что женщине нужен не ты сам, а то, что к тебе прилагается, без тебя недоступное. И это очень обидно.

Мне кажется, мужу Ани не так уж и обидно. Посредством Анны он получает медаль (""Анну" на шею") и продвижение по службе. Он её использует, ровно так же, как она его. Они друг другу полезны. Но почему-то рассказ называется "Анна на шее".


Последний раз редактировалось Квагга 02 фев 2017, 15:54, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 29 ]  1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.041s | 18 Queries | GZIP : On ]