Серебряные нити http://serebniti.ru/forum/ |
|
А.П. Чехов «Анна на шее» http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=66&t=2318 |
Страница 1 из 2 |
Автор: | Селена [ 01 фев 2017, 17:27 ] |
Заголовок сообщения: | А.П. Чехов «Анна на шее» |
Антон Павлович Чехов (29 января 1860г. - 15 июля 1904г.) О значении сюжета и психологической роли рассказа "Анна на шее". Текст рассказа А.П. Чехов. Анна на шее. Фильм |
Автор: | Eugenia [ 01 фев 2017, 17:42 ] |
Заголовок сообщения: | Re: А.П. Чехов «Анна на шее» |
Рискну предположить, что одним из вопросов эфира будет вопрос о том, можно ли одобрить замужество Анны с позиции нынешнего разумно-прагматичного времени. Сам Чехов никакой морали по этому поводу в рассказе не читает. Также можно подумать о том, почему рассказ разделён на две части. |
Автор: | Бегущая по волнам [ 01 фев 2017, 20:45 ] |
Заголовок сообщения: | Re: А.П. Чехов «Анна на шее» |
Рассказ этот не читала. А фильм ещё в детстве смотрела, но ничего не осталось в памяти. И вот сейчас вновь с интересом фильм посмотрела. Для настоящего времени как-то не шокирует). Но дамочка безответственная оказалась. О братьях своих и не вспомнила. Общество тоскливое. А господа мужеска полу все ведут себя как кобели. Пардон. Не понимаю, неужели дамы были настолько доступны, что на них велась такая охота? |
Автор: | Галинка [ 02 фев 2017, 01:06 ] |
Заголовок сообщения: | Re: А.П. Чехов «Анна на шее» |
я бы назвала этот пост "Мы все – дети своих родителей … или семейная карма…" «Когда умерла мать, отец, Петр Леонтьич, учитель чистописания и рисования в гимназии, запил, наступила нужда» - ну, вот, собственно у человека в жизни произошла потеря, горе – это травма… ни в коей мере не хочу принижать тяжесть и боль от такой травмы, но как бы «реакцией» на нее был запой, который постепенно перешел в ежедневное употребление алкоголя … так же… легче? – наверное, - не замечать взрослеющую дочь, ее «дешевую шляпку и дырочки на ботинках, замазанные чернилами», сыновей в штопаных чулках, «рваных сапогах и в поношенных брюках», их голодных глаз… и хочу напомнить… - это был взрослый человек… За что же судить юную девушку, которая пытаясь спасти себя и семью из нищеты – выходит замуж за деньги «нашелся вот этот самый Модест Алексеич, не молодой и не красивый, но с деньгами. У него в банке тысяч сто и есть родовое имение, которое он отдает в аренду. Это человек с правилами и на хорошем счету у его сиятельства; ему ничего не стоит, как говорили Ане, взять у его сиятельства записочку к директору гимназии и даже к попечителю, чтобы Петра Леонтьича не увольняли...»,.. . что делает ее несчастной «Вот она вышла за богатого, а денег у нее все-таки не было, венчальное платье шили в долг, и, когда сегодня ее провожали отец и братья, она по их лицам видела, что у них не было ни копейки.» И… как «первые 100 грамм на столе» - остановка поезда на полустанке «У Ани еще блестели на глазах слезы, но она уже не помнила ни о матери, ни о деньгах, ни о своей свадьбе, а пожимала руки знакомым гимназистам и офицерам, весело смеялась и говорила быстро: — Здравствуйте! Как поживаете? Она вышла на площадку, под лунный свет, и стала так, чтобы видели ее всю в новом великолепном платье и в шляпке.» Потом еще немного «погружения в суровую реальность» – нелюбимый муж, нищета «Аня кланялась, и голова у нее в самом деле не отваливалась, но было мучительно. Она делала всё, что хотел муж, и злилась на себя за то, что он обманул ее, как последнюю дурочку. Выходила она за него только из-за денег, а между тем денег у нее теперь было меньше, чем до замужества. Прежде хоть отец давал двугривенные, а теперь — ни гроша.», - тупик, кризис … и «алкоголь» потек рекой – образно говоря - начиная с бала… «После этого у Ани не было уже ни одного свободного дня, так как она принимала участие то в пикнике, то в прогулке, то в спектакле. Возвращалась она домой каждый день под утро и ложилась в гостиной на полу, и потом рассказывала всем трогательно, как она спит под цветами.» - и теперь уж как в состоянии как «алкогольного опьянения» Аня перестала замечать родных «Аня всё каталась на тройках, ездила с Артыновым на охоту, играла в одноактных пьесах, ужинала, и всё реже и реже бывала у своих. Они обедали уже одни. Петр Леонтьич запивал сильнее прежнего, денег не было, и фисгармонию давно уже продали за долг. Мальчики теперь не отпускали его одного на улицу и всё следили за ним, чтобы он не упал; и когда во время катанья на Старо-Киевской им встречалась Аня на паре с пристяжной на отлете и с Артыновым на козлах вместо кучера, Петр Леонтьич снимал цилиндр и собирался что-то крикнуть, а Петя и Андрюша брали его под руки и говорили умоляюще: — Не надо, папочка... Будет, папочка..." (не знаю, как у вас, а у меня сердце сжимается на этих последних словах…) Кто же прервет действие кармы или семейного проклятия? – может братья Анны? |
Автор: | Это Я [ 02 фев 2017, 08:02 ] |
Заголовок сообщения: | Re: А.П. Чехов «Анна на шее» |
В многочисленных ток-шоу, которые посвящены замужеству девушек за состоятельных мужчин, говориться: "Голой пришла, голой ушла". Правда жизни, что красивые девушки приобретаются для их дальнейшего использования |
Автор: | Весна [ 02 фев 2017, 10:00 ] |
Заголовок сообщения: | Re: А.П. Чехов «Анна на шее» |
Галинка писал(а): я бы назвала этот пост "Мы все – дети своих родителей … или семейная карма…"Кто же прервет действие кармы или семейного проклятия? – может братья Анны? Карма, как один из законов человеческой эволюции, на этом форуме является не форматом, никому не понятна и потому не приемлема. Сам А.Г.Д. терпеть не может эзотерику. Упоминание кармы, ввиду отсутствия достоверных знаний, интереса здесь не вызовет. Отсюда возникает тема одиночества - то, что для тебя является обычным, у других вызывает не понимание и насмешки, отчасти вызванные профанацией категории кармы в кинематографе. Приходится эту т.н. эзотерику держать при себе, а вместе с ней знания о посвящениях, аватарах, телепатии, Духовной Иерархии и эволюции земного человечества в целом. Мои начальники (т.н. даймоны) подсказывают сейчас, что нужно учиться существовать на двух, а в идеале на нескольких уровнях сознания (по вертикали), от низкого общечеловеческого до доступного вам высокого, чтобы можно было понимать других людей и общаться с ними на равных, на их языке, не выдавая своих знаний, преждевременных для других людей. В противном случае произойдёт внутренний конфликт и разрыв сознания с вытекающими отсюда последствиями для психики. По большому счёту это конфликт между человеческим и божественным сознанием в человеке и появившимся желанием изменить мир в "лучшую" сторону. Если держать себя на высоком уровне сознания, не опускаясь с "горы" в "долину" к людям, то произойдёт разрыв с людьми, разрыв в семье, на работе и даже здесь на форуме. Одиночество, временное конечно же, лет на несколько, как и всё временное в этом мире, и отсутствие желания общаться с кем бы то ни было. Такая вот психология. Галинка, подумайте, стоит ли идти по Пути Прометея, Иисуса Христа, Будды, Льва Толстого, ... и Николая Коперника. |
Автор: | Это Я [ 02 фев 2017, 10:07 ] |
Заголовок сообщения: | Re: А.П. Чехов «Анна на шее» |
Весна, всех кого ты перечислил, это мужчины. У женщин всё по-другому, в них силён "инстинкт" - традиционализма, сохранение старого, а не его разрушение и создание нового, это "направление" она реализует в рождении детей, в садоводстве и пр. |
Автор: | Квагга [ 02 фев 2017, 11:32 ] |
Заголовок сообщения: | Re: А.П. Чехов «Анна на шее» |
Анечка творит свою субъективную реальность.. А "..толкает на создание реальности страдание и неудовлетворённость. Форма ответа (форма творчества) будет зависеть от формы тьмы, которую человек пережил." (из передачи о структуре субъективной реальности). О форме тьмы, пережитой Аней: ..Ей казалось, что страх к этому человеку она носит в своей душе уже давно. Когда-то в детстве самой внушительной и страшной силой, надвигающейся как туча или локомотив, готовый задавить, ей всегда представлялся директор гимназии; другой такою же силой, о которой в семье всегда говорили и которую почему-то боялись, был его сиятельство; и был еще десяток сил помельче, и между ними учителя гимназии с бритыми усами, строгие, неумолимые, и теперь вот, наконец, Модест Алексеич, человек с правилами, который даже лицом походил на директора. И в воображении Ани все эти силы сливались в одно и в виде одного страшного громадного белого медведя надвигались на слабых и виноватых, таких, как ее отец, и она боялась сказать что-нибудь против, и натянуто улыбалась, и выражала притворное удовольствие, когда ее грубо ласкали и оскверняли объятиями, наводившими на нее ужас. Выходя замуж, она, вроде бы, ставила себе целью помочь отцу и братьям. Когда же она достигла чего-то другого, в чём себе изначально не признавалась- отец и братья были забыты! Чувствуя свою (и подобных ей, отца и братьев) слабость и беспомощность перед лицом людей, могущественных потому, что они живут по правилам, выполняют свои обязанности, потому что они определились, поняли и заняли своё место, наверное, на самом деле она мечтает определить для себя такие правила, которые позволили бы ей налиться силой. И эти правила в зачатке есть в ней, их заложила в ней мать- выигрышные правила поведения в блестящем обществе.. Аня достигает цели: Аня зазывала покупателей и брала с них деньги, уже глубоко убежденная, что ее улыбки и взгляды не доставляют этим людям ничего, кроме большого удовольствия. Она уже поняла, что она создана исключительно для этой шумной, блестящей, смеющейся жизни с музыкой, танцами, поклонниками, и давнишний страх ее перед силой, которая надвигается и грозит задавить, казался ей смешным; никого она уже не боялась в только жалела, что нет матери, которая порадовалась бы теперь вместе с ней ее успехам. Я выделила строчку, в которой Чехов пишет о возникшей у Анны уверенности. Теперь она более не видит лишнего, того, что смущало её раньше- выражений лиц и фигур на балу.. Она чувствует себя не девочкой, но дамой, полной женственной силы, перед которой "пасует даже артиллерия". И это-успех- ослепляет её. |
Автор: | ivanov [ 02 фев 2017, 11:41 ] |
Заголовок сообщения: | Re: А.П. Чехов «Анна на шее» |
Страх перед начальниками, перед теми, кто выше тебя. Этакие литл мэны и литл вумэны, серые воробышки, боящиеся жеста и взгляда высокопоставленной особы. Зависть и желание достичь их высокого положения во что бы то ни стало. И когда это удаётся, то о таких говорят: из грязи в князи. |
Автор: | Елена Март [ 02 фев 2017, 11:57 ] |
Заголовок сообщения: | Re: А.П. Чехов «Анна на шее» |
Квагга писал(а): Анечка творит свою субъективную реальность.. А "..толкает на создание реальности страдание и неудовлетворённость.Её толкает не страдание, а ЖЕЛАНИЕ ИЗБЕЖАТЬ СТРАДАНИЯ. Хотелка у неё такая - получить успех лёгким путём. Успех она и получила, а счастье нет. Получить она хотела, а не творить - вот и неудовлетворённость. ivanov писал(а): Зависть и желание достичь их высокого положения во что бы то ни стало.Могла же Анечка сказать самой себе - "Не завидуй, живи честно и будь, что будет". Но она решила поставить на успех. За последствиями такого её решения Чехов наблюдает своим "докторским взглядом". И мы тоже своими... взглядами... |
Автор: | Это Я [ 02 фев 2017, 12:47 ] |
Заголовок сообщения: | Re: А.П. Чехов «Анна на шее» |
Спасибо за интересное рассуждение. Этот рассказ уж больно перекликается, с Толстовской "Анной Карениной", мы вот какое чеховское произведения не берем, видим те или иные переклички с художественной литературой других авторов. А говорят, что он как врач свои сюжеты черпал из жизни. Врут люди? Или это настолько все перемежёвывается: литература и жизнь? |
Автор: | Квагга [ 02 фев 2017, 12:54 ] |
Заголовок сообщения: | Re: А.П. Чехов «Анна на шее» |
Елена Март писал(а): Её толкает не страдание, а ЖЕЛАНИЕ ИЗБЕЖАТЬ СТРАДАНИЯ. Ну да! Дальше, в "Структуре субъективных реальностей" АГ говорит, что: "..созидание- это преодоление косности. А косность создаётся больными местами, которые трогать нельзя." Так некстати посреди триумфа резануло Аню воспоминание: Петр Леонтьич, уже бледный, но еще крепко держась на ногах, подошел к избушке и попросил рюмку коньяку. Аня покраснела, ожидая, что он скажет что-нибудь неподобающее (ей уже было стыдно, что у нее такой бедный, такой обыкновенный отец), но он выпил, выбросил из своей пачечки десять рублей и важно отошел, не сказав ни слова. Немного погодя она видела, как он шел в паре в grand rond 2 и в этот раз он уже пошатывался и что-то выкрикивал, к великому конфузу своей дамы, и Аня вспомнила, как года три назад на балу он так же вот пошатывался и выкрикивал и кончилось тем, что околоточный увез его домой спать, а на другой день директор грозил уволить со службы. Как некстати было это воспоминание! Казалось бы, вот, ты достигла влияния, значимости. Самое время начать творить реальность, в которой отец и мальчики обеспечены и счастливы. Возможности для этого появились. Но перемена положения мгновенно меняет твоё восприятие: отец уже не важен для тебя, он и мальчики- за пределами только что возникшей реальности, где ты царишь.. Их не должно быть в этой новой прекрасной реальности! Они её портят.. Они- "больные места", которые просто надо перестать замечать. И тогда косность, которую она не захотела тревожить, избегая трогать больные места, её поглощает. Жизнь её не похожа на жизнь, а похожа на бредовый бесконечный бал, или, снова, на разъезд, где она стоит в ожидании почтового поезда. Такая жизнь движется по кругу, и в ней всё предопределено изначально. В начале рассказа муж Анны предупреждает её о том, чего бы он не хотел в их будущих отношениях: - Не могу не припомнить теперь одного обстоятельства, сказал он, улыбаясь. Пять лет назад, когда Косоротов получил орден святыя Анны второй степени и пришел благодарить, то его сиятельство выразился так: "Значит, у вас теперь три Анны: одна в петлице, две на шее". А надо сказать, что в то время к Косоротову только что вернулась его жена, особа сварливая и легкомысленная, которую звали Анной. Надеюсь, что когда я получу Анну второй степени, то его сиятельство не будет иметь повода сказать мне то же самое. ..тем не менее, шутка его сиятельства имела повод повториться. Очень удачная шутка, приятно доставлять удовольствие его сиятельству снова и снова. .. Катя, ну это же сюжет Золушки изначально. А по архетипическим сюжетам не только литературные произведения пишутся, но и жизни складываются. |
Автор: | я_Фая [ 02 фев 2017, 13:57 ] |
Заголовок сообщения: | Re: А.П. Чехов «Анна на шее» |
Если отвлечься от того, что Петр Леонтьич сам противный и скучный, то может быть это рассказ о мужском страхе? Вот так женишься на милом пугливом и беззащитном котенке, а получишь своевольную рысь-охотницу. Это страх того, что женщине нужен не ты сам, а то, что к тебе прилагается, без тебя недоступное. И это очень обидно. Как обычно у Чехова: все не без греха и все несчастные. Анна что ли счастливая в своем истеричном загуле, когда отрицается тоскливая реальность. |
Автор: | Eugenia [ 02 фев 2017, 15:00 ] |
Заголовок сообщения: | Re: А.П. Чехов «Анна на шее» |
Квагга писал(а): Казалось бы, вот, ты достигла влияния, значимости. Самое время начать творить реальность, в которой отец и мальчики обеспечены и счастливы. Возможности для этого появились. Юля, дело в том, что для того, чтобы творить реальность для других, надо самой быть кем-то, надо как-то всё-таки индивидуальностью быть и таковой себя осознавать. А можно ли это сказать про Аню?.. Ну поскольку реалии (конкретная обстановка и детали светской жизни) рассказа не очень похожи на современную жизнь, то – просто в качестве пояснения. В книге Симоны де Бовуар есть большая глава о душевном самоощущении светской женщины, причём имеются в виду именно светские женщины прошлых эпох, вот таких, как в этом рассказе – с балами, приёмами, завязавшимися там же романами, пышными нарядами и т.д. И «влияние», и «значимость» у светской красавицы вроде бы и есть - но они иллюзорны, к сожалению… Приведу разные выдержки из этой главы. Ну просто чтобы лучше понять душевное состояние Ани.
Светская женщина
|
Автор: | Квагга [ 02 фев 2017, 15:16 ] |
Заголовок сообщения: | Re: А.П. Чехов «Анна на шее» |
Eugenia писал(а): И «влияние», и «значимость» у светской красавицы вроде бы и есть - но они иллюзорны, к сожалению…Да, конечно. Влияние- только в рамках, заданных образом светской львицы, значимость- только до тех пор, пока Аня действует в рамках этой роли. Я удивляюсь, почему она после обеда с мужем (где не могла поесть досыта из-за нравоучений за столом) идёт к отцу, и, в общем, ещё и объедает его и мальчиков? Почему бы ей не взять что-то для них со стола мужа? Боится. Даже в этом ограничена! Но, и после того, как она смогла сказать мужу "пошёл вон, болван", зная, что ей за это ничего не будет- она не сможет- не захочет- остановить пару, на которой кучером Артынов, увидев пьяного отца на улице.. Это будет поступок совсем из другой оперы, из другой реальности. И она так не сделает. я_Фая писал(а): Если отвлечься от того, что Петр Леонтьич сам противный и скучный, то может быть это рассказ о мужском страхе? Вот так женишься на милом пугливом и беззащитном котенке, а получишь своевольную рысь-охотницу. Это страх того, что женщине нужен не ты сам, а то, что к тебе прилагается, без тебя недоступное. И это очень обидно. Мне кажется, мужу Ани не так уж и обидно. Посредством Анны он получает медаль (""Анну" на шею") и продвижение по службе. Он её использует, ровно так же, как она его. Они друг другу полезны. Но почему-то рассказ называется "Анна на шее". |
Страница 1 из 2 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |