Человеческая психика очень пластична. Конечно степень этой пластичности у всех разная.
Однако , мне кажется, что не нужно преувеличивать влияние как когнитивного диссонанса,
так и внешних факторов.
Думаю, не найдётся ни одного человека, у которого не было в жизни нерешаемых проблем.
Всем нам приходится с такими вещами сталкиваться. И нужно стараться переустраивать
своё миропонимание, расширяя его за рамки уютного мирка, включая в него негатив реальности.
В чём-то смиряясь с обстоятельствами, когда невозможно их изменить,
находить "отдушины для души". Интересное сочетание слов получилось - просто визуальный образ).
У меня тоже было несколько "депрессий" (но не клинических). Не знаю - можно ли эти состояния
вот так назвать, поскольку А.Г. утверждал, что депрессия - это обязательно, когда винишь себя.
Себя я не винила, да не за что было).
В таком состоянии делаешь только необходимое, ни на что другое "руки не налегают".
Да ничего и не хочется. Чужие и не увидят этой депрессии.
В эти почти многолетние периоды происходит переустройство внутренней картины окружающего мира.
Это очень энергозатратный процесс смены нейронных цепей и связей.
Но тот, кто не смиряется и не изменяет свой психологический подход к явлениям, их личную оценку ,
падает в болезнь. Видела такое у более или менее близких знакомых, нежелающих смириться.
Тогда дальше - психиатрия ... Причём падали в болезнь от вещей несравнимо менее "ужасных",
чем те, с которыми живут и борются по мере сил остающиеся здоровыми.
Но даже в лучших вариантах возможны соматические проявления как реакция организма на несоответствие желаемого и действительного.
. Но такова жизнь.
В общем, я понимаю и
Викторию и
Елену_Март.
У многих в детстве были травмирующие обстоятельства и, возможно, именно это бывает некой "прививкой",
облегчающей в дальнейшей жизни противостояние внешним и внутренним "диссонансам".
Читала как-то, что поколение американцев, выросших на рекомендациях Спока, оказалось неспособным
к противостоянию жизненным "вызовам". Т.е.
такая педагогика себя не оправдала, что и было признано.
(Читала для себя давно, поэтому ссылки привести не могу).
Интересно, что англо-саксонскую элиту при воспитании и возмужании подвергают "психологической закалке"
в закрытых школах.
С другой стороны в еврейских семьях детям внушают их исключительность. И дальше во всех бедах
и неудачах они, как правило, винят окружающих. Много такого видела.
Но такая самоценка своего превосходства (не имеющая ничего общего с истиным положением) даёт
им преимущество, например, в карьерном продвижении.