В передаче по фильму "Мост искусств" АГ упомянул Микеланджело Буонарроти как человека, выдвинувшего принцип, на котором разрослось барокко, характерное избыточной пышностью, уводящей от главного: "Искусство ради искусства". (Я не понимаю, как это?
..живопись стала искать в себе живописность, скульптура- скульптурность.. В певческом искусстве- бельканто, в литературе и поэзии- риторика, то есть красноречие..То есть, стараясь сделать
красиво("красиво"- значит так, чтобы у зрителя или слушателя возникли именно те аффекты, которые были задуманы художником),- художник всё больше удаляется от натуры? Но к неестественности (синоним "искусственности") приводит и, казалось бы, противоположное усилие: когда, стараясь передать натуру максимально точно и детально, художник отходит от главной идеи своей работы, и от того чувства, которое побудило его начать творить ..) "Какой ужас!",- подумала я: "ведь он (Буонарроти) совсем не этого хотел.. Это с "Давида" или "Моисея" началось барокко?" Или я опять слишком буквально поняла..
Юный Микеланджело, только что вступивший в мастерскую, беседует с Гирландайо:
По старой привычке Гирландайо
По старой привычке Гирландайо иногда приходил в мастерскую, не дожидаясь, пока истечет обеденное время, и учил Микеланджело, как пользоваться черным мелом или как работать серебряным карандашом, применяя для подцветки белый мел. Микеланджело спрашивал учителя, будут ли они когда-нибудь рисовать с обнаженных натурщиков.
— Зачем же тебе учиться рисовать обнаженные фигуры, если мы всегда рисуем людей одетыми? — удивлялся Гирландайо. — В Библии не так уж много обнаженных, и на них не заработаешь.
— Но ведь помимо Библии есть еще и святые, — возражал мальчик. — Святых надо изображать почти что голыми — когда их пронзают стрелами или жгут на решетке.
— Это правда, но кто требует верной анатомии у святых? Главное, что в них надо показать, — это дух, характер.
— Но разве верная анатомия не поможет выразить характер?
— Нет. Все характерное, если это так необходимо, вполне можно показать в лице… и еще в руках. Обнаженное тело не рисовал ни один художник со времен язычников-греков. А ведь нам приходится писать для Христиан. Кроме того, наше тело безобразно, оно лишено пропорций, полно недугов, слизи и всякой мерзости. Сад с пальмами и кипарисами, апельсинные деревья в цвету, построенная архитектором каменная стена, ступени, спускающиеся к морю… вот настоящая, бесспорная красота. Живопись должна чаровать, освежать и ласкать душу. Кто мне докажет, что тут годится голое тело? Я люблю рисовать человека, когда он в изящном одеянии…
— …а я хотел бы рисовать его в том виде, в каком господь бог сотворил Адама.
Свернуть
"Принцип барокко" исповедует Гирландайо!
Я думаю, что именно об "искусственности и подлинности" говорит юный Микеланджело, отстаивая первенство скульптуры перед живописью:
Тайная страсть
Тайная страсть, владевшая им, прорвалась наружу, обнажив все лучшее, что только было в его душе.
— Господь был первым скульптором; он изваял первую фигуру человека. И когда он захотел дать человеку свои законы, какой он применил для этого материал? Камень. Десять заповедей, открытых Моисею, начертал он на каменной скрижали. Из чего были сделаны первые орудия человека? Из камня. Ты только взгляни, сколько тут художников точит лясы на ступенях Собора. А много ли среди них скульпторов?
Товарищи Микеланджело были ошеломлены. Даже Якопо перестал разглядывать девушек. Никогда еще не говорил Микеланджело с такой убежденностью — глаза его горели в гаснущем свете сумерек, как янтарные угли. Он сказал своим приятелям, почему, по его мнению, перевелись на свете скульпторы: напряжение, которого требует работа с молотком и резцом, истощает у человека мозг и мышцы, действовать же кистью, пером и карандашами живописцу не в пример легче.
Якопо только присвистнул. Граначчи возразил:
— Если тяжесть работы — это мерило в искусстве, то, выходит, рабочий, добывающий мрамор в горах с помощью клиньев и рычагов, куда более благородная фигура, чем скульптор, а кузнец важнее ювелира, и каменщик значительнее архитектора.
Микеланджело покраснел от смущения. Он допустил промах в споре и теперь видел, как ухмыляются Якопо, Тедеско и другие его собеседники.
— Но вы все же признаете, что труд художника тем выше, чем яснее художник выражает истину. А скульптура подходит к истине ближе других: ведь изваянная фигура высвобождается из мрамора со всех четырех сторон сразу.
Обычно скупой на слова, Микеланджело говорил теперь не смолкая. Живописец накладывает краски на плоскую поверхность и с помощью перспективы старается убедить люден, что они видят изображенное во всей его полноте. Но попробуй обойти вокруг человека, написанного живописцем, или же вокруг дерева! Разве не очевидно, что это лишь иллюзия, колдовство! А возьми скульптора — ах, он высекает подлинную действительность, всю как она есть! Скульптура и живопись — это как истина и обман… Если живописец ошибается, что он обычно делает? Латает свою работу, покрывая ее новым слоем краски. Скульптор же должен заранее увидеть в глыбе мрамора именно ту форму, которую он заключает. Скульптор не в силах склеить сломанные части. В этом-то и лежит причина того, что нынче не стало скульпторов. Работа требует от скульптора в тысячу раз больше, чем от живописца, и точности глаза, и рассудка, и прозорливости.
Свернуть
Живопись- иллюзия, колдовство. Скульптура- реальна, подлинна. Искусственность иллюзорна, непрочна, её нельзя ухватить, потрогать.. И достигается подлинность физической тяжестью труда (скульптора, каменотёса) и сопротивлением материала (камень!). Я цитирую книгу Ирвина Стоуна "Муки и радости", о жизни Микеладжело. Дальше там есть отрывки о полноте жизни, которую испытывал скульптор, обрабатывая камень, о силе его телесных, плотских переживаний радости труда.. Живописец же, создавая свой иллюзорный искуственный мир на холсте или штукатурке, больше работает головой:
— Так оно и есть! — подхватил Майнарди слова Якопо. — Скульптору достаточно сильных рук, а голова у него может быть пустая. Да, пустая; ведь после того, как скульптор набросал свой рисунок и сотни часов колотит молотком и рубит камень, — о чем ему надо думать? Ровным счетом ни о чем! А живописец должен обдумывать тысячу вещей каждую секунду, согласовывать все элементы и части картины. И создать иллюзию третьего измерения — неужто это не высокое мастерство? Вот почему жизнь художника интересна и богата, а жизнь скульптора — скучна.
От досады у Микеланджело навернулись слезы. Он проклинал себя за неумение выразить в словах те мысли; которые мог бы выразить ваятель в самом камне...Ну и конечно же, то, что одному покажется "искусственным", для другого будет подлинным. Как-то раз я зашла в художественную лавку, где в первом зале продавали картины, а во втором зале была выставка. Мне надо было во второй. Разглядывая картины знакомого художника, я слышала, как продавец говорил зашедшей покупательнице: Посмотрите там картины, у нас выставка В.! Дама на минутку заглянула, и вышла. Я услышала, как она говорит: У него всё какое-то неестественное.. Зато здесь- как красиво! Всё как настоящее!! Деревья, река, яблоки вот, как у меня на даче!! (В первом зале продавались
красивые пейзажи и натюрморты).
..
Навеяли диалоги в теме "Одиночество". Вычурным, искусственным человек может стать, если старается оставаться непонятным.