Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Прямой эфир. Youtube
Чат переехал на ютуб

Текущее время: 29 мар 2024, 08:19

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 218 ]  Пред.  1 ... 11, 12, 13, 14, 15
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Русская ментальность
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 16 апр 2017, 06:02 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 янв 2016, 12:05
Сообщения: 2384
Откуда: г Озёрск. чел.обл.
Бегущая по волнам писал(а):
Александр, практически все расы человека разумного, скрещиваясь дают потомство, что указывает на то, что они относятся к одному виду. Т.е. дятлы, о которых вы написали - это разные виды, а человек - один вид.

Все национальности мира. Сколько национальностей в мире?
А знаете ли вы, сколько национальностей в мире? Ответить на этот вопрос не так легко, как кажется на первый взгляд. Существует довольно много противоречий в понимании самого термина «национальность». Что это? Этническое происхождение? Языковая общность? Гражданская принадлежность? Эта статья будет посвящена внесению определенной ясности в проблематику национальностей мира. А еще мы рассмотрим, какие этносы порождают наибольшее количество красавиц и привлекательных мужчин. Естественно, национальности могут пропадать, ассимилироваться. Да и индивид в наш век глобализации может быть продуктом смешения различных этносов. И зачастую человеку трудно ответить на вопрос о том, кто он по национальности. Но если говорить о больших коллективах людей, то тут мы можем вычленить несколько факторов, по которым определяется этническая принадлежность. Гражданство и национальность Во-первых, не все державы монолитны в этническом составе своего населения. И даже если мы не будем принимать во внимание наличие мигрантов, так называемых «граждан первого поколения», то и тогда нельзя сказать, что существует сто девяносто две национальности мира. Список государств (а именно столько их на политической карте) не дает нам представления о многочисленных этносах, населяющих эти самые страны. Например, в Российской Федерации проживают представители более ста восьмидесяти национальностей. А Северную и Южную Кореи населяет один народ, разделенный демаркационной чертой из-за политических распрей. Есть понятие «американская нация», но она чрезвычайно пестрая по этническому составу. То же самое можно сказать об Австралии, Новой Зеландии и Канаде, чьи земли заселялись эмигрантами со всего света. В то же время даже в такой, казалось бы, монолитной по этническому составу стране, как Польша, есть силезцы, кашубы, лемки и другие группы. Язык и национальность Одним из маркеров, по которому можно определить принадлежность человека к тому или иному народу, является его язык. Во многих странах при переписи населения этот фактор ставится во главу угла. Если и мы будем руководствоваться этим маркером, то на вопрос о том, сколько национальностей в мире, можно будет ответить: от двух с половиной до пяти тысяч. Почему такой огромный разброс в цифрах? Потому что мы сталкиваемся с новой трудностью: а что такое язык? Является ли им диалект, говор, которым пользуется определенная этническая общность? Но и определять национальную принадлежность человека по языку тоже не совсем корректно. Ведь далеко не все евреи знают иврит. А ирландский язык почти умер, и сейчас правительство прилагает невероятные усилия для его возрождения. Жители «Зеленого Острова» говорят на английском, но британцами себя при этом не считают. Внешность и национальность Еще более зыбким путем является определение этнической принадлежности индивида по его физиологическим особенностям. Что мы можем сказать о внешности человека? Если у него светлые волосы и голубые глаза, то он может одинаково успешно оказаться как шведом, так и русским или поляком. Можно, конечно, говорить о славянской внешности, скандинавской, средиземноморской, латиноамериканской, но это все не дает нам представления о том, как должен выглядеть представитель «титульной нации». Тем более что при доминантном гене брюнетов блондины постепенно «вымирают». Национальности мира, представители которых населяли земли, ранее известные как страны русых людей (Болгария, государства на Балканском полуострове, Италия, Грузия), после турецкого завоевания заметно «посмуглели». Так что определять этнос по внешнему виду не представляется возможным. Хотя, конечно, есть определенные черты лица, которые часто встречаются у представителей той или иной национальности. Формирование этносов Все национальности мира в своем историческом развитии прошли долгий путь. Древние племена заключали между собой военно-торговые союзы и длительное время жили в близком соседстве. От этого стирались определенные различия, говоры сближались, формируя один язык. Можно привести как пример древних римлян. Кроме латинов, населявших области по берегам Тибра, в формировании народа приняли участие венеты, авзоны, луканы, оски, мессапы, пицены, умбры и фалиски. И их диалекты существуют до сих пор! Огромная Римская империя, в состав которой входило множество национальностей, в Средние века распалась. Латынь – официальный язык античного государства – дала толчок формированию романских языков: итальянскому, французскому, испанскому. Осознание множества этнических групп одной общностью в составе государства порождает нацию. Естественная ассимиляция Не все национальности стран мира дожили до наших дней. Более мелкая народность, окруженная более крупной, рискует потерять свою идентичность, особенно если она включена в состав государства, где «титульной нацией» считается эта самая большая национальность. Так произошло в СССР. Первая перепись, проведенная в 1926 году, обнаружила, что в государстве проживает 178 национальностей. В 1956 году их оказалось только 109. А крупных национальностей, которые насчитывали в своем составе более десяти тысяч человек, было 91. Таким образом, за неполных тридцать лет количество этносов значительно уменьшилось. Конечно, не все стали русскими. Аджарцы, лазы, сваны и мингрелы стали ассоциировать себя с грузинами; кураминцы, тюрки и кипчаки начали считать себя узбеками. Таким образом, если не поддерживать культурные особенности малых народов, есть серьезный риск, что они исчезнут. Насильственная ассимиляция Иногда правительства, остерегающиеся сепаратистских настроений, проводят политику, направленную на сознательное уничтожение национальности как таковой. Они не убивают представителей этнического меньшинства, но проводят целенаправленные ассимиляторские меры. Например, в Польше после Второй мировой войны всех лемков вывезли из мест их компактного проживания и расселили небольшими группками в других регионах страны. На юге Франции долгое время школьников наказывали, если они начинали говорить на местном окситанском наречии. Только с восьмидесятых годов двадцатого века под давлением общественности были открыты факультативные курсы по изучению почти исчезнувшего говора. Поскольку малочисленные национальности мира и так склонны растворяться в крупных, ассимилировать их насильственным путем является нарушением прав человека. Сколько же национальностей в мире? Этого никто не знает. По разным данным, национальности народов мира могут насчитывать от четырех с половиной до шести тысяч. Общее количество языков и диалектов колеблется от двух с половиной до пяти тысяч. А ведь существуют еще племена, которые не идут на контакт с цивилизованным миром (так называемые un-contacted people). Сколько таких племен, которые все еще встречаются в Африке, долине реки Амазонки? Довольно трудно определить также грань между этносом, народностью и национальностью. Но есть и другое мнение о более крупных сообществах. Считается, что нация – это чисто политический конструкт. Эта теория завоевывает все больше сторонников в современном обществе. Красивые национальности мира: список Ассимиляция, конечно, может привести к исчезновению этноса. Но смешение кровей только улучшает генофонд. Так называемые метисы всегда поражали красотой и талантами. Вспомним хотя бы русского поэта А. С. Пушкина, в чьих жилах текла славянская и африканская кровь. Если же говорить не об определенных индивидах, а о больших группах людей, то и тут прослеживается та же взаимосвязь. Самая красивая общность - та, в которой смешались, как в горниле, разные национальности мира. Так, страны Латинской Америки поражают обилием красавиц и ангелоподобных мужчин. Ведь в формировании костариканцев, бразильцев и колумбийцев принимали участие местные индейские племена, испанцы и выходцы из Африки. Граждане бывшего СССР также недурны собой, поскольку многие из них появились на свет в результате смешанных межнациональных браков. Где живут самые красивые девушки? Этот вопрос волнует не только представителей сильного пола. Конечно, эталон красоты у каждого свой, но ведь проводятся же конкурсы «Мисс Вселенная»? Давайте сделаем небольшой статистический анализ, чтобы выявить, в какой стране чаще всего встречаются самые красивые женщины мира. Национальность очаровательной победительницы членами жюри во внимание не берется. Но мы будем считать очаровательную девушку представительницей «титульной нации». Итак, согласно опросам, сделанным различными мужскими и женскими журналами, на первом месте по красоте - жительницы Бразилии. Ведь эта латиноамериканская страна - настоящая Вавилонская Башня. Здесь можно встретить как неотразимую блондинку, так и очаровательную негритянку. Множество выходцев из Азии подарили бразильянкам томность японской орхидеи и миндалевидные глаза. Если вам нравятся высокие блондинки, то смело отправляйтесь за ними в Швецию. На третьем месте стоят аргентинки. Четвертую позицию удерживают украинки, а пятую – русские. Где живут самые красивые мужчины мира по национальности? Подборку суперпривлекательных мачо разных стран сделал портал для туристов Travelers Digest. Он провел собственное исследование, чтобы правильно направить одиноких дам на романтический отдых. Что же получилось? Какие национальности мира породили большее количество Аполлонов? Портал предупреждает, что оценивал не только внешние данные мужчин, но и их воспитанность, уровень интеллекта, умение ухаживать за дамой. Лидируют в этом списке шведы, жители Нью-Йорка и Амстердама. В Топ-десятку вошли португальцы, аргентинцы, австралийцы, испанцы, немцы, итальянцы и израильтяне. Но девушки часто замечают, что портал ошибся. По их мнению, более привлекательны жители латиноамериканских стран, испанцы, итальянцы и турки. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/195756/vse-natsion ... tey-v-mire
Свернуть

_________________
представление всех членов людей,как единого организма,а себя как часть этого организма,то на душе становится спокойно и весело.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Русская ментальность
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 16 апр 2017, 06:39 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 10 сен 2013, 06:16
Сообщения: 409
Откуда: Москва
Людмила писал(а):

А я хочу впервые показать СН свою авторскую передачу на Большом Радио (г. Мурманск). Веду ее уже года три.
Но именно эта ПРОГРАММА будет ,наверное, интересна с точки зрения РУССКОГО МЕНТАЛИТЕТА.
Вторая беседа с известным в наших краях ( да и в России) поэтом.

https://cloud.mail.ru/public/6VAP/v7M3Lf7YJ

Может, удастся услышать ? Не судите строго.


@->-- :co_ol: спасибо, Людмила! мне понравилось.

_________________
Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Русская ментальность
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 16 апр 2017, 08:32 
Не в сети
Почётный участник форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 08:39
Сообщения: 20159
Откуда: Москва
Людмила, мне тоже понравилось интервью (пока только первое прослушала, сначала не получалось почему-то..).
Понравился Ваш гость. Его суждения. К сожалению, пока совершенно не знакома с его творчеством.
Отметила, что он тоже не считает "Черный квадрат" Малевича произведением искусства.
Интересна его мысль, что эта вещь ближе к инсталляции.
А может быть и предтеча это направления?

_________________
Право, приятно,
Когда развернёшь наугад
Древнюю книгу
И в сочетаниях слов
Душу родную найдёшь.

Сегэн Госабуро /Татибана Акэми/


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Русская ментальность
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 16 апр 2017, 12:33 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3765
Откуда: Мурманск
Ириния, спасибо ! )))Бегущая по волнам, это известный российский поэт. Живет в Мурманске, предан родине.

Вот стихи : http://www.rospisatel.ru/kolytshev.htm


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Русская ментальность
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 16 апр 2017, 13:44 
Не в сети
Почётный участник форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 08:39
Сообщения: 20159
Откуда: Москва
Людмила писал(а):
Бегущая по волнам, это известный российский поэт. Живет в Мурманске, предан родине.

Вот стихи : http://www.rospisatel.ru/kolytshev.htm

Спасибо, очень впечатлена. Теперь буду знать.
Сколько же у нас в России талантов!

_________________
Право, приятно,
Когда развернёшь наугад
Древнюю книгу
И в сочетаниях слов
Душу родную найдёшь.

Сегэн Госабуро /Татибана Акэми/


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Русская ментальность
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 17 апр 2017, 00:43 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 июл 2010, 22:30
Сообщения: 1387
Валентин Непомнящий, писатель, доктор филологических наук, пушкинист.
о разнице между русским и западным менталитетом.

Всем известно: в мире существует представление о некой особой «русской духовности» (особенно ярко сказывающейся в русской классике).
Представление это не нами изобретено и внедрено; никто также не отрицает при этом духовности, скажем, германской, итальянской, японской и т.д.
Но в каждом из подобных случаев разумеется более или менее обозримая специфика.

Русская же духовность осознается как нечто трудноописуемое, из ряда вон выходящее: то ли включающее в себя различные «специфики», то ли просто что-то совсем другое.

Не учитывая, не чувствуя этой загадочной вещи, трудно воспринимать сколько-нибудь адекватно русскую культуру, вообще Россию.
Я говорю именно «не чувствуя», о понимании речи нет («Умом Россию не понять…» и проч. — правда, сколько бы ни потешались умники над Тютчевым), и это прекрасно: пока существует что-то, что нам непонятно в Божьем мире, и до тех пор, пока мы понимаем, что не все понимаем, мир еще может стоять.

Так вот, о русской духовности, что она такое.
Изучение и просто чтение Пушкина в определенный момент поставило передо мной этот вопрос, так сказать, лобовым порядком. Воспроизведу не путь мысли, а только результат.

Явление Пушкина, его причину нельзя понять, не учитывая «революции Петра» (выражение Пушкина).

Революция Петра была великим делом, она дала России несказанно много. Но она исходила из необходимости — и преследовала цель — переделать эту странную нацию по образцу, как сказали бы теперь, цивилизованных стран.
Переломить этот уму не понятный духовный строй, повернуть его в сторону большей понятности, большей практичности, активности и поворотливости.
Переломить хребет этой духовности, сотворить, как сказали бы большевики, «нового человека» (кстати, «первым большевиком» назвал Петра М.Волошин).
Человека по образцу передового Запада.

Россия ответила на эту попытку явлением Пушкина (использую выражение Герцена — в иных, впрочем, целях).
Размышляя о том, что это был за ответ, я задумался о вопросах религиозных. О разнице между христианскими исповеданиями России и Запада.
Оказалось, что разница — на поверхности. Она наглядно явлена в различии главных христианских праздников там и там.

Эти праздники — Рождество и Пасха.

При величайшем почитании Рождества Христова,
в России главный праздник — Пасха Христова.

Рождество, в православном сознании, вписано — на правах начала — в целую цепь событий, ведущих к Пасхе.

В православном исповедании остро осознается: если вочеловечение Бога, рождение Христа есть акт сострадания и любви Бога к человеку, к миру, хоть и погрязшему в грехе,
то смерть Христа, Воскресение, Пасха, будучи актом искупления и обещанием спасения, есть еще и призыв к человеку, к ответной его любви к Богу, призыв подражать Христу в Его любви в Его жертве, призыв, сформулированный в словах: «…возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34).
Пасха утверждает, что человек может уподобиться Богу — как Бог уподобился человеку.

На Западе Пасха — праздник в ряду других.
Радостность его отходит на задний план, на первый же выступает «натуральная» сторона события: страдания и смерть на кресте.
Важна разница между православным распятием — где руки Христа символически раскинуты словно в призывном объятии — и католическим, которое являет зрелище «натурально» провисшего тела: тут не столько «смертию смерть поправ», сколько едва ли не торжество смерти в ее реальной неприглядности. На роль «праздников праздника» понятая так Пасха не годится.

Зато Рождество на Западе резко выделяется из череды евангельских событий,
его локальное содержание становится универсальным и выглядит так:
Бог до того любит меня такого как есть, что уподобился мне. Это чрезвычайно приятно и льстит самолюбию homo sapiens. Раз уж Бог так возлюбил меня, каков я есть в наличии, почему бы и мне не любить себя — такого, как есть?

Божественный призыв, содержащийся в Пасхе, стушевывается, остается достоянием богословия,
главным оказывается житейский смысл события Рождества:
констатация того, что я достаточно хорош.

Налицо, таким образом, разные «точки отсчета»:
в одном случае — «от Бога» (Бог призывает человека уподобиться Ему, взяв свой крест),
в другом — «от человека» (удовлетворение от того, что Бог уподобился человеку).

В западной системе ценностей происходит понижение небесного учения до земного понимания, приспособление божеского к человеческому».

Эти два типа культуры в христианском мире названы мною пасхальным и рождественским.

Рождественский ориентирован на человека, каков он есть сейчас, в его наличном состоянии и настоящих условиях истории, на его интерес;

пасхальный — на человека, каков он Богом замышлен, на его духовную перспективу, в конечном счете на идеал человека, соотносимый с Христом, и притом в любых условиях жизни и истории.

Отсюда — огромная разница в практической иерархии ценностей.

В рождественской культуре вершина этой иерархии — права человека, категория юридическая, внешняя по отношению к самой личности, ценность, которую должно обеспечить для личности извне ее самой (на юридическом, государственном уровнях).

В пасхальной — это обязанности человека, сформулированные в библейско-евангельских заповедях, ценность внутренняя, обеспечиваемая самой личностью.
(Часто забывается, что без исполнения людьми названных обязанностей никакие «права человека» неосуществимы, любые законы бессильны.)

Дальше.
В сфере общекультурной рождественский тип устремлен к успехам цивилизации, то есть сферы возделывания внешних условий и удобств жизни,

пасхальный же тяготеет к собственно культуре — возделыванию человеческой души в свете идеала, то есть по образу и подобию Бога.

В области художественной — нагляднее всего в литературе, драматургии, кино — основной предмет внимания рождественской культуры — судьба человека как нечто опять же внешнее по отношению к нему,

пасхальной же — поведение человека, определяемое изнутри его личности, состоянием его совести (и здесь, к примеру, нет принципиального различия между, скажем, «Евгением Онегиным» и «Балладой о солдате»).

Конечно, абсолютных, «чистых» воплощений того или иного типа культуры не бывает: любая культура вообще есть, собственно, то или иное сочетание рождественского и пасхального начал;
и на Западе есть художники поистине «пасхальные» (главным образом гении — вроде, скажем, Диккенса или Андерсена),
и у нас — «рождественские» (впрочем, как правило, художники не первого ряда).
Разумеется также, что если доминантой русской культуры является начало пасхальное — то есть тяготение к идеальному,
а не ориентация на наличное, как на Западе, — то это не значит, предположим, будто «у нас» заповеди исполняются, а «у них» нет,
что «у нас» одна сплошная культура, а «у них» — одна цивилизация, и прочее;
люди везде по-своему разны и по-своему одинаковы, и душа человеческая, как сказал когда-то великий богослов, по природе христианка.

К тому же наш — то есть «пасхальный» — случай безусловно труднее и гораздо менее успешен в практике жизни;
иными словами, сами мы много хуже нашей ценностной системы, тогда как западные люди, надо думать, во многом лучше своей (которая, впрочем, слишком уж незамысловата и сверх меры «удобна»).

Но при всех наших винах, грехах, безобразиях и бесчинствах, при всем извращении, какому, при нашем попустительстве, большевизм подверг российский духовный генотип — плоды чего мы пожинаем сегодня, —

при всем этом сам по себе отсчет от идеала, на чем держалось все великое в русской культуре, — это наш, и всей христианской культуры в целом, краеугольный камень и в этом смысле высшая из человеческих ценностей: поистине камень преткновения, мешающий «низким истинам» корыстного интереса прибрать к рукам святая святых — область человечности человека. Стоит упразднить эту высокую, «пасхальную» точку отсчета — и в бытии произойдет обвал.

Этому и призвана противостоять Россия.
Не потому, повторяю, чтобы мы были лучше других, а потому, что для России наличие отсчета от идеала есть, волею истории, просто-напросто условие существования, вопрос жизни и смерти (не зря именно отсчет от идеала — родовая черта русской классики, унаследованная ею от культуры Святой Руси при посредстве Пушкина).
Свойственный нам очевидный разрыв между традиционной скромностью материальных запросов и высокими, порой до безрассудного максимализма, духовными устремлениями (что ведет порой к парадоксально ужасным результатам) — он и обусловил ту пропасть между нами и так называемым «цивилизованным миром», которая составляет и несчастие России, и ее надежду…

https://www.kinoart.ru/archive/2000/12/n12-article25

_________________
Кто предвидит последствия, не сотворит великого...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Русская ментальность
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 17 апр 2017, 07:40 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 3757
Откуда: Уфа
Он тоже работает над темой русской ментальности. В активном режиме работает:
https://youtu.be/Y4Qyd4LjKQ4?t=2112


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Русская ментальность
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 17 апр 2017, 22:03 
Не в сети
Почётный участник форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 08:39
Сообщения: 20159
Откуда: Москва
Ланиста писал(а):
Валентин Непомнящий, писатель, доктор филологических наук, пушкинист.
о разнице между русским и западным менталитетом.

Всем известно: в мире существует представление о некой особой «русской духовности» (особенно ярко сказывающейся в русской классике).
Представление это не нами изобретено и внедрено; никто также не отрицает при этом духовности, скажем, германской, итальянской, японской и т.д.
Но в каждом из подобных случаев разумеется более или менее обозримая специфика.

Русская же духовность осознается как нечто трудноописуемое, из ряда вон выходящее: то ли включающее в себя различные «специфики», то ли просто что-то совсем другое.

Не учитывая, не чувствуя этой загадочной вещи, трудно воспринимать сколько-нибудь адекватно русскую культуру, вообще Россию.
Я говорю именно «не чувствуя», о понимании речи нет («Умом Россию не понять…» и проч. — правда, сколько бы ни потешались умники над Тютчевым), и это прекрасно: пока существует что-то, что нам непонятно в Божьем мире, и до тех пор, пока мы понимаем, что не все понимаем, мир еще может стоять.

Так вот, о русской духовности, что она такое.
Изучение и просто чтение Пушкина в определенный момент поставило передо мной этот вопрос, так сказать, лобовым порядком. Воспроизведу не путь мысли, а только результат.

Явление Пушкина, его причину нельзя понять, не учитывая «революции Петра» (выражение Пушкина).

Революция Петра была великим делом, она дала России несказанно много. Но она исходила из необходимости — и преследовала цель — переделать эту странную нацию по образцу, как сказали бы теперь, цивилизованных стран.
Переломить этот уму не понятный духовный строй, повернуть его в сторону большей понятности, большей практичности, активности и поворотливости.
Переломить хребет этой духовности, сотворить, как сказали бы большевики, «нового человека» (кстати, «первым большевиком» назвал Петра М.Волошин).
Человека по образцу передового Запада.

Россия ответила на эту попытку явлением Пушкина (использую выражение Герцена — в иных, впрочем, целях).
Размышляя о том, что это был за ответ, я задумался о вопросах религиозных. О разнице между христианскими исповеданиями России и Запада.
Оказалось, что разница — на поверхности. Она наглядно явлена в различии главных христианских праздников там и там.

Эти праздники — Рождество и Пасха.

При величайшем почитании Рождества Христова,
в России главный праздник — Пасха Христова.

Рождество, в православном сознании, вписано — на правах начала — в целую цепь событий, ведущих к Пасхе.

В православном исповедании остро осознается: если вочеловечение Бога, рождение Христа есть акт сострадания и любви Бога к человеку, к миру, хоть и погрязшему в грехе,
то смерть Христа, Воскресение, Пасха, будучи актом искупления и обещанием спасения, есть еще и призыв к человеку, к ответной его любви к Богу, призыв подражать Христу в Его любви в Его жертве, призыв, сформулированный в словах: «…возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34).
Пасха утверждает, что человек может уподобиться Богу — как Бог уподобился человеку.

На Западе Пасха — праздник в ряду других.
Радостность его отходит на задний план, на первый же выступает «натуральная» сторона события: страдания и смерть на кресте.
Важна разница между православным распятием — где руки Христа символически раскинуты словно в призывном объятии — и католическим, которое являет зрелище «натурально» провисшего тела: тут не столько «смертию смерть поправ», сколько едва ли не торжество смерти в ее реальной неприглядности. На роль «праздников праздника» понятая так Пасха не годится.

Зато Рождество на Западе резко выделяется из череды евангельских событий,
его локальное содержание становится универсальным и выглядит так:
Бог до того любит меня такого как есть, что уподобился мне. Это чрезвычайно приятно и льстит самолюбию homo sapiens. Раз уж Бог так возлюбил меня, каков я есть в наличии, почему бы и мне не любить себя — такого, как есть?

Божественный призыв, содержащийся в Пасхе, стушевывается, остается достоянием богословия,
главным оказывается житейский смысл события Рождества:
констатация того, что я достаточно хорош.

Налицо, таким образом, разные «точки отсчета»:
в одном случае — «от Бога» (Бог призывает человека уподобиться Ему, взяв свой крест),
в другом — «от человека» (удовлетворение от того, что Бог уподобился человеку).

В западной системе ценностей происходит понижение небесного учения до земного понимания, приспособление божеского к человеческому».

Эти два типа культуры в христианском мире названы мною пасхальным и рождественским.

Рождественский ориентирован на человека, каков он есть сейчас, в его наличном состоянии и настоящих условиях истории, на его интерес;

пасхальный — на человека, каков он Богом замышлен, на его духовную перспективу, в конечном счете на идеал человека, соотносимый с Христом, и притом в любых условиях жизни и истории.

Отсюда — огромная разница в практической иерархии ценностей.

В рождественской культуре вершина этой иерархии — права человека, категория юридическая, внешняя по отношению к самой личности, ценность, которую должно обеспечить для личности извне ее самой (на юридическом, государственном уровнях).

В пасхальной — это обязанности человека, сформулированные в библейско-евангельских заповедях, ценность внутренняя, обеспечиваемая самой личностью.
(Часто забывается, что без исполнения людьми названных обязанностей никакие «права человека» неосуществимы, любые законы бессильны.)

Дальше.
В сфере общекультурной рождественский тип устремлен к успехам цивилизации, то есть сферы возделывания внешних условий и удобств жизни,

пасхальный же тяготеет к собственно культуре — возделыванию человеческой души в свете идеала, то есть по образу и подобию Бога.

В области художественной — нагляднее всего в литературе, драматургии, кино — основной предмет внимания рождественской культуры — судьба человека как нечто опять же внешнее по отношению к нему,

пасхальной же — поведение человека, определяемое изнутри его личности, состоянием его совести (и здесь, к примеру, нет принципиального различия между, скажем, «Евгением Онегиным» и «Балладой о солдате»).

Конечно, абсолютных, «чистых» воплощений того или иного типа культуры не бывает: любая культура вообще есть, собственно, то или иное сочетание рождественского и пасхального начал;
и на Западе есть художники поистине «пасхальные» (главным образом гении — вроде, скажем, Диккенса или Андерсена),
и у нас — «рождественские» (впрочем, как правило, художники не первого ряда).
Разумеется также, что если доминантой русской культуры является начало пасхальное — то есть тяготение к идеальному,
а не ориентация на наличное, как на Западе, — то это не значит, предположим, будто «у нас» заповеди исполняются, а «у них» нет,
что «у нас» одна сплошная культура, а «у них» — одна цивилизация, и прочее;
люди везде по-своему разны и по-своему одинаковы, и душа человеческая, как сказал когда-то великий богослов, по природе христианка.

К тому же наш — то есть «пасхальный» — случай безусловно труднее и гораздо менее успешен в практике жизни;
иными словами, сами мы много хуже нашей ценностной системы, тогда как западные люди, надо думать, во многом лучше своей (которая, впрочем, слишком уж незамысловата и сверх меры «удобна»).

Но при всех наших винах, грехах, безобразиях и бесчинствах, при всем извращении, какому, при нашем попустительстве, большевизм подверг российский духовный генотип — плоды чего мы пожинаем сегодня, —

при всем этом сам по себе отсчет от идеала, на чем держалось все великое в русской культуре, — это наш, и всей христианской культуры в целом, краеугольный камень и в этом смысле высшая из человеческих ценностей: поистине камень преткновения, мешающий «низким истинам» корыстного интереса прибрать к рукам святая святых — область человечности человека. Стоит упразднить эту высокую, «пасхальную» точку отсчета — и в бытии произойдет обвал.

Этому и призвана противостоять Россия.
Не потому, повторяю, чтобы мы были лучше других, а потому, что для России наличие отсчета от идеала есть, волею истории, просто-напросто условие существования, вопрос жизни и смерти (не зря именно отсчет от идеала — родовая черта русской классики, унаследованная ею от культуры Святой Руси при посредстве Пушкина).
Свойственный нам очевидный разрыв между традиционной скромностью материальных запросов и высокими, порой до безрассудного максимализма, духовными устремлениями (что ведет порой к парадоксально ужасным результатам) — он и обусловил ту пропасть между нами и так называемым «цивилизованным миром», которая составляет и несчастие России, и ее надежду…
Свернуть


https://www.kinoart.ru/archive/2000/12/n12-article25

:co_ol:
Уважаю Валентина Непомнящего! Ценю его мнение и понимание даже невыразимых, неуловимых тонкостей.
Благодарю, Ланиста! @->--

_________________
Право, приятно,
Когда развернёшь наугад
Древнюю книгу
И в сочетаниях слов
Душу родную найдёшь.

Сегэн Госабуро /Татибана Акэми/


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 218 ]  Пред.  1 ... 11, 12, 13, 14, 15

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 11


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.124s | 18 Queries | GZIP : On ]