Как одну из важнейших составляющих российской ментальности я бы отметила любовь к СТРАДАНИЮ. Это просто хлеб наш насущный. Помните, в «Белом солнце пустыни» - «Сразу хочешь умереть или помучаться? –Желательно помучаться!»
Достоевский писал: «Страданием все очищается... Всякая тоска земная и всякая слеза земная — радость нам есть, а как напоишь слезами своими под собою землю на пол-аршина в глубину, то тотчас же о всем и возрадуешься... В горе счастия ищи!».
Поиск врага – внешнего и внутреннего, а бывает, что и в себе самом.
Согласна с Селеной – про «рывки», заложенные в нашей ментальности. О причинах этой порывистости в 70 –е годы XIX века известный ученый и общественный деятель А. Н. Энгельгардт писал так: «Наш работник не может, как немец, равномерно работать ежедневно в течение года — он работает порывами. Это уж внутреннее его свойство, качество, сложившееся под влиянием тех условий, при которых у нас производятся полевые работы, которые, вследствие климатических условий, должны быть произведены в очень короткий срок». Где взять силы для «рывка» - в создании образа врага, в той самой обиде, дающей силы жить, о которой говорили в последних эфирах.
Жертвенность – способность положить жизнь «за други своя».
Сплоченность в периоды опасности.
Склонность к крайностям и безудержности, незнание меры и нежелание её знать. Ганноверская курфюрстина София так характеризовала Петра I: «Это государь очень хороший и вместе очень дурной; в нравственном отношении он полный представитель своей страны».
То, что меня больше всего огорчает – неуважение человека к человеку.
То, что меня больше всего радует – сострадание.
"Крестьянская культура", о которой пишет в своей статье Кончаловский со ссылкой на Харрисона - это, увы, часть нашей ментальности: «В Латинской Америке власть традиционно воспринимается как лицензия, право на обогащение….Если кому-то этот стереотип покажется оскорбительным и необоснованным, пусть он поразмышляет о том, почему типичный президент латиноамериканского государства покидает свои пост чрезвычайно богатым человеком…» Что-то знакомое, правда?" А.Кончаловский цитирует в своей статье Василия Ключевского : «Вместе с великими благами, какие принесло нам византийское влияние, мы вынесли из него и один большой недостаток. Источником этого недостатка было одно – излишество самого влияния. Целые века греческие, а за ними и русские пастыри… приучали нас веровать, во все веровать и всему веровать. Это было очень хорошо, потому что в том возрасте,… в те века, вера была единственная сила, которая могла создать сносное нравственное общежитие. Но не хорошо было то, что при этом нам запрещали размышлять, – и это было нехорошо больше всего потому, что мы и без того не имели охоты к этому занятию. Нас предостерегали от злоупотребления мыслью, когда мы еще не знали, как следует употреблять ее... Нам твердили: веруй, но не умствуй. Мы стали бояться мысли, как греха, раньше, чем умели мыслить, мы стали бояться пытливого разума, как соблазнителя, прежде чем пробудилась у нас пытливость. Потому, когда мы встретились с чужой мыслью, мы ее принимали на веру. Вышло, что научные истины мы превращали в догматы, научные авторитеты становились для нас фетишами, храм наук сделался для нас капищем научных суеверий и предрассудков. Мы вольнодумничали по-старообрядчески, волътерьянствовали по-аввакумовски… Менялось содержание мысли, но метод мышления оставался прежний. Под византийским влиянием мы были холопы чужой веры, под западно-европейским стали холопами чужой мысли. (Мысль без морали – недомыслие; мораль без мысли – фанатизм)… »
Как преодолеть инертность сознания? Учиться размышлять, благо "рывки" в способности думать и чувствовать можно совершать, независимо от климата и природных условий.