Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Прямой эфир. Youtube
Чат переехал на ютуб

Текущее время: 26 апр 2024, 22:14

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 218 ]  Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6 ... 15  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Русская ментальность
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07 апр 2017, 00:52 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 июл 2010, 22:30
Сообщения: 1387
Если говорить о ментальности и задаться вопросом "Какими мы хотим стать?",
то вначале нам надо понять "От чего мы хотим ( должны) отказаться?"
"Что в нашем менталитете нам мешает?" :du_ma_et:

_________________
Кто предвидит последствия, не сотворит великого...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Русская ментальность
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07 апр 2017, 06:16 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 3757
Откуда: Уфа
Не продуктивно, по моему. Сначала стулья потом деньги. Точнее сказать, - сначала о стульях потом о деньгах.
Наглядное пособие: https://www.youtube.com/watch?v=3dDW4UCqAw8


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Русская ментальность
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07 апр 2017, 08:53 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3765
Откуда: Мурманск
Предлагается стать утопистами ?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Русская ментальность
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07 апр 2017, 09:06 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 янв 2016, 12:05
Сообщения: 2384
Откуда: г Озёрск. чел.обл.
диалектическое миропонимание и диалектический метод исследования.
Великая заслуга Георга Вильгельма Фридриха Гегеля(1770-1831) состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, то есть в беспрерывном движении, изменении, развитии.В философии Гегеля впервые в систематической форме было изложено диалектическое миропонимание и диалектический метод исследования. Гегель разработал диалектику как философскую науку. Он исследовал и обосновал важнейшие принципы диалектического способа мышления, в противоположность метафизическому способу мышления. Он сформулировал законы и категории диалектики.

Гегель назвал свою философию "абсолютным идеализмом", а исходное понятие своей философии -"абсолютной идеей".

Абсолютный идеализм философии Гегеля - это стремление охватить весь универсум, весь природный и духовный мир единым понятием. Гегель критиковал Канта за допущение существования независимой от мышления "вещи в себе", то есть непоследовательность, дуализм. Что же такое абсолютная идея?

Первое и основное определение абсолютной идеи по Гегелю есть разум.Абсолютная идея - разум, мышление. Разум - это субстанция, это то, благодаря чему и в чём вся действительность имеет своё бытие. Таким образом, абсолютная идея есть первоначало или субстанция всего существующего. Абсолютная идея - всеобща, всё прочее по отношению к ней есть конечная единичность.Абсолютная идея - "подлинно всеобщее всего природного и так же всего духовного выходит за пределы всех их и составляет основание всего".

Абсолютная идея не пассивна, она - деятельна. Гегель критикует Платона за то, что у него отсутствует деятельная сторона идей. Идеи сами по себе, а мир сам по себе. Идея у Гегеля:

- есть вообще деятельность;

- идея диалектична - она представляет собой противоречивость;

- идея целестремительна - она устремляется к цели и совершенствованию.

Обоснование деятельной природы идеи Гегель считал центральной задачей всего своего философского учения. У Гегеля есть понятие абсолютного духа и нередко их отождествляют. Но дух у Гегеля - идея, но в её реальном выражении, в виде различных форм интеллектуальной деятельности людей, начиная от низших чувственных форм и кончая абсолютным знанием. Абсолютный дух - это совокупная духовная деятельность человечества на протяжении тысячелетней истории. Через деятельность человека абсолютная идея реализует задачу самопознания.

Идея не инертна. Она развивается по принципу триады: тезис - антитезис - синтез. Повсюду есть три ступени:

- первоначальное целое

- аналитическое расчленение этого целого на противоположные стороны

- синтез противоположных сторон - установление диалектической взаимосвязи

Идея вначале выступает в виде чистых логических форм, затем в форме инобытия - природы, и, наконец, в формах конкретного духа. Соответственно этому и складываются части философской системы Гегеля: логика, учение о природе, философия духа. Философия духа делится на три части: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух.

Центральное место в системе Гегеля занимает логика. Её предметом является сама абсолютная идея как система саморазвивающихся понятий (категорий). Они первичны по отношению к действительности. Категории Гегель рассматривает не изолированно друг от друга, не в застывшем виде, а как всесторонне связанные, переходящие друг в друга. В этом диалектическом развитии угадывается действительная диалектика вещей.

В "Науке логики"(1812-1816) Гегель рассматривает общие понятия человеческого сознания: бытие, ничто, становление, количество, качество, мера, сущность и явление, тождество, различие, противоречие, необходимость и случайность, возможность и действительность. Понятия находятся в непрерывном движении, переходят друг в друга, превращаются в свою противоположность.

Анализируя категории количества и качества, Гегель показывает, что количественные изменения приводят к качественным изменениям. Противоположности на абсолютны, непреодолимых границ между ними нет, всё относительно. Всё находится в изменении и развитии.

Положение о противоречии как внутреннем источнике развития составляет главное в учении о сущности. Гегель решительно выступает против метафизики, которая видит источник развития вне предмета. Противоречие - вот что на самом деле движет развитием мира. Противоречие - это не аномалия или дефект вещи. Нечто жизненно, если содержит в себе противоречие. Наличие противоречия в любом явлении свидетельствует о его развитии.

С учением о противоречии связано понимание отрицание отрицания. Развитие необходимо приводит к отрицанию данного явления. Но отрицание старого - это не извне идущий процесс, а это следствие развития. Отрицание заложено в каждом предмете. Диалектическое отрицание, не просто отбрасывание или уничтожение старого, а оно предполагает дальнейшее развитие, процесс преемственности.

Философия природы.Логика, по Гегелю, есть наука об идее в себе и для себя. Природа - наука об идее в её инобытии. Абсолютная идея, познав своё собственное содержание, опускается в природу, отчуждает тем самым себя. Главными формами природного бытия абсолютной идеи являются механика, физика, органика. В механике Гегель рассматривает пространство, время, движение, всемирное тяготение. В физике - небесные тела, свет, теплоту, химизм. Органика - геология, ботаника и зоология.

Философия духа- абсолютная идея на заключительном этапе своего развития. Когда она, покидая природу, возвращается к себе самой.

Субъективный дух включает в себя: антропологию, феноменологию и психологию. В антропологии речь идёт об индивидуальном развитии человеческой личности, о расовых различиях, различиях человеческих возрастов, о здоровье и болезни, о характере, темпераменте. В педагогике Гегель считает главным воспитание у детей дисциплины и уважения к авторитету. Феноменология исследует чувственное сознание, самосознание, разум. Соотношение ощущений и восприятий, рассудка и разума, связь восприятий и рассудочного мышления.

Объективный дух - правовые и нравственные отношения, семья, государство и гражданское общество. История человечества изображается Гегелем как прогресс в сознании свободы, которая составляет внутреннюю природу человека. Но лишь постепенно, на протяжении многовековой истории осознаётся человеком, благодаря чему он действительно становится свободным.

Абсолютный дух составляют формы общественного сознания: искусство, религия и философия.

Искусство становится в один ряд с религией и философией, поскольку оно разрешает высшую задачу - оно познаёт всеобъемлющие истины духа. Потребность заниматься искусством вытекает из необходимости сознания удвоить мир. Осознание мира осуществляется теоретическим и практическим путём. Искусство свободно от практического интереса. Оно раскрывает истину в чувственной форме. Философией искусства является эстетика. Содержание искусства - абсолютная идея, а форма - чувственный образ. Идея прекрасного выступает в качестве идеала. Гегель анализирует всё богатство и многообразие мирового искусства как развитие идеала.

Религия - не противоположна науке, как считали французские материалисты. Философия и религия тождественны по содержанию. Их содержание - вечная истина, Бог и его раскрытие. Если в философии идея выражается в логической форме, то в религии в форме религиозных представлений - верований. Гегель анализирует различные формы религий: буддизм, ислам, христианство, конфуцианство.

Философия определяется как мыслящее рассмотрение предметов. Гегель впервые поставил вопрос о связи философии с эпохой, с историческими условиями. С изменением эпохи меняется и философия. Гегель обосновал идею об истории философии как науке. История философии - не просто перечень мнений, а закономерный процесс развития. Все философские системы внутренне связаны. Новые философские системы преодолевают недостатки прежних и сохраняют рациональный момент предшествующих.

В философии Гегеля необходимо разграничивать диалектический метод и систему. Метод Гегеля - диалектика, идея всеобщего развития. Но метод у Гегеля вступает в противоречие с системой. Система предусматривает конец развития. Свою философию Гегель считал завершением процесса познания абсолютной идеи,последней ступенью мирового разума. Пределом общественного развития он считал конституционную монархию.

⇐ Предыдущая21222324252627282930Следующая ⇒

http://studopedia.ru/9_187795_filosofsk ... gelya.html
Свернуть

_________________
представление всех членов людей,как единого организма,а себя как часть этого организма,то на душе становится спокойно и весело.


Последний раз редактировалось Александр Белинский 07 апр 2017, 09:28, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Русская ментальность
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07 апр 2017, 09:23 
Не в сети

Зарегистрирован: 01 сен 2013, 19:15
Сообщения: 1015
Здравствуйте. Счёл необходимым высказаться.

Посмотрел полностью вчерашнюю передачу о русской ментальности. Всё бы нам менять, всё бы нам ломать. На деле же нужно принять себя такими, какие мы есть, освоиться в реальности существующего менталитета. Понять кто мы, какие мы, чем отличаемся от других и чем на них похожи для нахождения точек соприкосновения.

Но, в общем-то я не об этом. То, что высказал, "лежит на поверхности". Данилин вчера подал интересную и важную мысль, правда под "соусом" обиды, поэтому он сам не понял истинного смысла того, что сказал. Сказал Док о книгах, которые писал и которые никто не читает. Писатели пишут книги для, так сказать, абстрактного читателя, т.е. для всех. И строят свои отношения как "писатель - читатель" и "лектор - слушатель". Купленные книги и прослушанные лекции понимают не все. Большинству это просто не нужно - их сознание не подготовлено для принятия новых знаний. Блаватской и Алисой Бейли написаны многие тома. Их книги покупают и даже начинают читать, а потом закрывают и ставят на полку на видное место. Для большинства написанное ими - глупость. Блаватская, правда, высказалась о том, что её книги поймут через 100 лет. Прошло больше - не поняли. Можно предположить, что такая же история и с книгами Данилина. Старались для людей, а людям это не нужно. Отсюда обида и разочарование. Старались, старались, а ...

Данилин как врач, не как писатель и лектор, оказывал помощь вполне конкретным людям, а не всему человечеству. Поэтому помощь должна быть адресной. Для адресной помощи необходимо выстроить отношения "учитель - ученик" и работать с вполне конкретными людьми, необходимо изменить своё отношение к людям и к себе, брать на себя ответственность за учеников как врач за пациентов, повышая и расширяя, синтезируя их сознание или ментальность до определённого заданного уровня, до точки сборки. Организовать, может быть, собственную школу или в кооперации с товарищами.

Сконцентрировать энергию на вполне определённых людях, не распыляясь на всё человечество, не гонясь за массовостью. Тогда будет конкретный толк и прогресс у, может быть, пока небольшой группы конкретных людей-учеников.

Такие вот выводы из обиды Данилина, высказанной им во вчерашней передаче, сделал я для самого себя.

*****************************************
Из области юмора: кто первым надел белый халат, тот и психиатр.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Русская ментальность
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07 апр 2017, 12:46 
Не в сети

Зарегистрирован: 30 авг 2016, 19:23
Сообщения: 191
Это у Александра Геннадьевича размах перешел от радиопередачи "Серебряные нити".
А в реальной жизни очень важно получать результат. А для этого надо очень тщательно подобрать деятельность, на чем сосредоточиться.
Т.е. надо себя ограничивать.
Будет результат, - будет оптимизм. (А что за жизнь без оптимизма?)
Очень хочу Александру Геннадьевичу этого пожелать.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Русская ментальность
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07 апр 2017, 13:25 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 авг 2016, 12:55
Сообщения: 1161
pit писал(а):
Будет результат, - будет оптимизм.

Будет оптимизм - будет результат.
Весна писал(а):
Сконцентрировать энергию на вполне определённых людях, не распыляясь на всё человечество, не гонясь за массовостью.

А обиду куда деть? Кажется, Данилин не хочет на неё наплевать.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Русская ментальность
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07 апр 2017, 13:33 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 авг 2016, 12:55
Сообщения: 1161
4ubaka )))
Поделитесь результатами опроса смелых психопатов?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Русская ментальность
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07 апр 2017, 14:31 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 3757
Откуда: Уфа
Людмила писал(а):
Предлагается стать утопистами ?

- Мотивированными :men:


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Русская ментальность
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07 апр 2017, 15:37 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 10 сен 2013, 06:16
Сообщения: 409
Откуда: Москва
Ланиста, огромное спасибо за ссылку на статью.
Цитата:
Что касается русской ментальности, вопросов Что нужно менять в русской ментальности? Что главное в русской ментальности?
то на эту тему есть потрясающе интересная статья, написанная в 2012 году культурологом Игорем Григорьевичем Яковенко. ( у него есть и другие интересные работы, рекомендую к прочтению) :-):
вот ссылка на статью https://www.novayagazeta.ru/articles/20 ... chto-delat


Статья, несмотря на некий негативизм, очень интересная. Заставляет задуматься.

И общие соображения интересные.
Цитата:
Отдельная тема — трансформация старообрядцев. Ее истоки: распад синкретической целостности культуры православного царства. Царь — еретик, из сакрального правителя превратился в неправедного царя, санкционированного гражданскими отношениями. После Раскола не стало неоглядного, переживаемого как универсум целого — Святой Руси, народа-церкви, магически объединяемого в персоне царя-батюшки. Есть «мы», и мы — меньшинство. Религия утратила санкцию власти. Исчезло целое, которое давало основания бытия. Моя вера находит основания во мне самом. Всё это обеспечило резкий рост индивидуального начала. В старообрядческой среде разворачиваются процессы вычленения автономной личности.

Еще можно говорить об отношении к государству, как к представителям хазаната, приезжающим собирать пошлину и оброк. Они - чужие.
Я думаю, что именно отсюда растут ноги у современного отношения к представителям гос.системы


Очень хорошо замечено о возможности изменения менталитета через формирование высоко культурного уровня у молодежи. О сказках совершенно точно заметил.
Цитата:
Иванушка-дурачок, который в конечном счете оказывается в выигрыше, посрамляя здравый смысл своих братьев, добропорядочных и прочно вписанных в мир, — далеко не случайный персонаж отечественного пантеона. Иван-дурак восходит к архаическим магам и ложится в мощную традицию возвеличивания блаженной глупости. Образ Иванушки перекликается с идеей юродивого, который свят тем, что отрицает мудрость «мира сего». При всей привычности этих реалий отечественной культуры они губительны в стратегическом смысле. Разумеется, речь не идет о запретах. Речь о компетентном анализе, отборе и формировании корпуса сказок, которые могут быть рекомендованы в контексте решения поставленной задачи.


О проблемах образования
Цитата:
Школа способна дробить синкретические сущности на самых ранних этапах обучения и формировать аналитическую доминанту сознания. Человек с такой доминантой не способен мыслить синкретическими блоками и не будет жить в мире нераспавшихся конструктов. Итак, меняя механизмы мышления и переживания мира, мы трансформируем весь универсум.
Этому можно и нужно учить с самого раннего возраста. Пятилетний ребенок имеет право говорить: «Моя мама — самый лучший человек в мире». Но уже семилетний должен понимать, что моя мама — для меня самый лучший человек в мире. А для Марины самый лучший человек — ее мама.
Школьный курс должен включать две дисциплины — логику и риторику. Заметим, что придя к власти, большевики сразу изъяли логику и риторику из гимназического курса. В старших классах необходимы курс экономики и курс права. Логика и риторика учат мышлению и формируют культуру диалога. Экономика и право дают ориентиры в экономическом и правовом измерении социальной реальности.

_________________
Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Русская ментальность
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07 апр 2017, 15:51 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 10 сен 2013, 06:16
Сообщения: 409
Откуда: Москва
Передача Доктора тоже понравилась.
Возвращались к теме обид.
Мне кажется, что Док немного кокетничал, говоря, что обижается.
Обида случается только тогда, когда у человека нет желания понять обидчика.
Собственно, вся проблема обид через это и решается: через понимание того, что данная ситуация произошла во благо процесса развития душевных качеств.
Что человек своим состоянием сам притянул то, что с ним случилось. И что надо в этой ситуации не броню наращивать, а попытаться сделать позитивные выводы

_________________
Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Русская ментальность
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07 апр 2017, 16:13 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 апр 2015, 10:35
Сообщения: 708
Откуда: Курган
За иконы- не обидно. Потому что это совсем, тотально не так: пространство на иконе не замкнутое! Пространство на иконе- устремлённое за пределы.
Вот "Благовещенье" фра Филиппо Липпи:
Изображение
Мне кажется, что именно нависающий, даже давящий, полукруглый свод, в который помещён сюжет Благовещения в этой картине, так же, как и на иконах, вызывает чувство напряжения, которое может разрешиться только выходом за пределы: за пределы себя, за пределы картины. Чем ярче, сильнее проявлена на картине или иконе ограниченность, свойственная природе человека, тем явственнее звучит с картины или иконы призыв к выходу вовне. Причём выход осуществляется не парадным подъездом, а через малую точка (на иконах с обратной перспективой- находящуюся в средоточии человека, стоящего перед иконой), с напряжением, с преодолением своей ограниченности и замкнутости: "царствие Божие силою берётся".
Кстати, у Купчихи очень просторно:
Изображение
Когда встанет- двинется в любом направлении. (Там и ворота какие-то, и цыган с конём, и невдалеке купцы за чаем, да мало ли какие удовольствия в Замоскворечье есть для такой центровой дамы.) С равной лёгкостью. И поэтому никуда ей идти неохота.. Сами придут!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Русская ментальность
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07 апр 2017, 21:04 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 окт 2015, 23:01
Сообщения: 548
Откуда: Одесса
Здравствуйте @->--
Проблема в том, что я такими крупными, масштабными категориями как эта тема мыслить не умею, да и базы для такого мало... но все хотела написать по поводу названия книги "Кто процветает" - книгу не читала, - лишь то, что Ланиста опубликовал (- спасибо! ) здесь... я вообще так поняла, что в этом русле (кто процветает) он изучал типологию культур... (конкретно- Латинской Америки, и , может сравнивал там что с другими странами)... просто у меня на этот счет мнение не столь глубокое, а даже, наверное и примитивное, но ... я считаю, что может процветать та страна, где нет наркоторговли, проституции, которая не ведет войну ни на своей территории, ни на чужой, и не участвует в еще каких войнах... вот... тогда такая страна может процветать.... а в другом случае, процветает конкретно какой-то определенный человек...
хочу еще сказать, что я так однозначно не связываю процветание с техническим прогрессом.... так... ну, вот (я опять возвращаюсь к тому, что писала в чате - запад, восток, а руское - серединное - определение это не мое, но я им воспользуюсь) - итак, запад - управлять миром через "инструменты" - там, технику всякую - хоть даже компьютеры и гаджеты возьмите - там, да технический прогресс, он вовне, а восток - важно быть независимым от мира - такая магия изменения себя через ритуальность.... - и там тоже прогресс, но не технический, и он как "вглубь или внутрь".....
................:du_ma_et: .............

_________________
Галина


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Русская ментальность
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07 апр 2017, 23:48 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 май 2012, 21:16
Сообщения: 205
Откуда: Москва
Эфир пока не смотрела, вожделею, но пока хочется выразить своё мнение беспристрастно, не находясь под влиянием видеоэфира.

Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не даёт ответа.
Н.В. Гоголь "Мёртвые души"

Вот уж сколько лет я думаю над этим, что это такое "русский человек", "русскость" да и вообще, что мы имеем в виду, когда говорим, "как это по-русски"... Казалось бы, кому уж об этом думать, как не человеку на всю голову больному филологией, точнее, русологией, "русичке" (не "литераторше", не "классухе", не лингвокультурологу, а именно с использованием этого наименования - "русичке"). Больной вопрос? Да нет, навряд ли, поскольку спектр наук, рассматривающих русскую ментальность чрезвычайно широк, отсюда и самые разнообразные сферы знания ковыряют ентого самого русского и его русскость и никак не выковыряют. Да и поговорить об этих русских хочется мне вовсе не с позиций учёной бяки, а душевно, от души, чуть ли не из Сибири с любовью, с большой земли Рассейской: как русский человек русским людям. Сразу оговорюсь, что под ентими самыми русскими я подразумеваю не россиян, а всех тех, кто так или иначе попал однажды в сферу влияния русского мира, стал его частью и "представителем". Поэтому мы, конечно, "братьями никогда не будем", зато сёстрами вполне, ибо все три слова "Белоруссия, Россия, Украина" - увы и ах, на жалость автору ентой нетленки - женского рода. Поэтому о России как о женщине, о русских как о всех тех, кто говорит на русском языке и мыслит на нём одновременно!
Мне не хотелось бы сейчас быть похожей на Михаила Задорнова, вспоминая, как весь состав ресторана "вышел смотреть, каким образом наши садятся за руль", водку, проблему пьянства и говорить о каких-то приоритетах русского человека по отношению к другим - НЕрусским людям. Отсюда без прикрас, без самоуничижения, а просто о наших уникальных свойствах, о наших особенностях. Итак, начну благословясь, а то что-то вступление моё затянулось уж очень...
Русский человек - это поистине единство самых противоречивых на свете вещей, свойств, качеств и мыслей, суждений... Прямое воплощение закона единства и борьбы противоположностей. Он как Россия, как Москва: местами прекрасен, местами ужасен. Точнее, этому и оценки не дашь - хорошо ли, плохо ли. Просто вот есть именно так: вот вам Москва-сити, вот вам ботанический сад, вот вам урны в виде пушек, вот вам куча мусора, вот вам стихийные рынки, вот вам грязная телега из супермаркета за два километра от него. Сам рост человека начинается в этом мире противоречий: где родители сначала говорят учиться и не жениться, а потом вдруг выясняется, что образование не главная ценность, а вот выгодная партия (причём в женском лице) - очень даже так ничего. Да-да, господа, бывают, у нас и Хлестаковы-Альфонсовы. Ах, эти повторяющиеся вопросы: "Так, значит, ты одна в квартире живёшь?"... Одна-одна, конечно, одна и золото по углам расположила, любуюсь вечерами... Но это с одной стороны! А что с другой? А всё не так уж и плохо. Ну кто, кто ещё может сфотографировать на балконе рассаду огурцов и отправить фото любимой девушке, подписав - это тебе! Конечно, только русский человек... Или вот кто, кто ещё может пригласить любимую девушку на ужин, главным и единственным блюдом, украшением стола, так сказать, окажется сало? Конечно, только русский человек... Или вот: кто, кто может, позвонить любимой только для того, чтобы сообщить, что долго нет автобуса, наверное, придётся ехать на другом? Конечно, только русский человек... Но вместе с тем, именно этот же русский человек будет защищать эти огурцы потом и кровью, ценой собственного здоровья. Но вместе с тем, именно этот же русский человек принесёт для чтения в кафе, где это не принято, читать книгу О'Генри, чтобы прочитать любимой ответы на интересующие её вопросы. Но вместе с тем, именно этот же русский человек пойдёт навстречу слабому ночью пешком через зимний лес. Да, можно сказать, что мы вот в таком сочетании два в одном "придурковатые" люди. Однако хочется поразмыслить, что же это за придурковатость такая, которая почему так или иначе вылезает боком, причём это весьма не плохой анфас?В общем откуда в нас эти цветы-огурцы? Точнее, какой они флоры-фауны?
Тут сразу вспоминается яркий литературный пример... Иванушка, а не дурачок ли ты? Да, русский человек - это именно дурачок, а иногда даже и откровенный идиот, но такой, как князь Мышкин. Это дурак, который не думает о себе, а думает о других. Тут, конечно, можно сказать мне, ямщик, не гони лошадей, гоп-стоп, мне некуда больше спешить, а как же: лежа на печи, по моему велению, по моему хотению? Но не выйдет, поскольку фразочку эту измарали цензоры, а было-то на самом деле : "по БОЖЬЕМУ произволению"... То есть дурачок наш пусть и ленив иногда, пусть и надеется на авось, куда кривая вывезет, в общем, пока гром не грянет, как известно, кое-кто не перекрестится или петух жареный с целью клюнуть не прибежит, но всё ж таки сохраняет в себе этот свой основной стержень - любви к другому, а не только к себе. Может быть, не всегда, может быть, моментами, но именно на таких вот русских Ваньках-дурачках держится мир. Главное, все ж не рассада огурцов, главное - ВНИМАНИЕ! Нет, он, конечно, и побуянить любит этот русский человек, но оно и понятно - не зря он русский медведь, как начал, как начал реветь, что Машеньке вдруг стало несдобровать, но так не надо было есть из его тарелки, сидеть на его стуле и ломать его кровать, ибо защита территории, интересов семьи, своего мира, своего пространства, своей цельности - дело жизни. А жизнь-то эта весьма не простая: только у нас, наверное, спустившись в метро, можно услышать, как девушки обсуждают Камю и Сартра, перемежая это вставками про то, что очень хочется кушать, но до пенсии, простите, стипендии ещё далеко, да и не спасёт она. Можно жить на пенсию - только не у нас! Вот и приходится изгаляться: тут уж хочешь жить - умей вертеться. До чего дошло: на сломанном столбе электрик крепит свою рекламу, уж месяца два висит... столб так и не сделан, но у товарища, я думаю, работа есть (конечно, кто же пройдёт мимо таких хитрых маркетинговых ходов, вот и я не прошла, заметила). В общем, друзья мои, ждём электрика, он нас всех спасёт, столб сломан, но в домах наших свет, авось пронесёт... Как же это по-русски, сложным путём, путём крайностей: от полуграмотного студента филфака, считающего, что "Размышления у парадного подъезда" написал Бунин, до Достоевского, от рассады огурцов на балконе до Мичурина, от сала до "Алых парусов", от мухоморов как галлюциногенов до таблицы Менделеева, от русского мата до наисложнейшего языка, от хамства и наглости до ранимой чуткой души. Маятник качается - и это очень по-русски, господа.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Русская ментальность
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 08 апр 2017, 04:08 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 июл 2010, 22:30
Сообщения: 1387
Меня эта тема прямо-таки задевает за живое.
На мой взгляд у нас не учат... замечать наши ментальные установки, не учат размышлять о своём менталитете.
Из-за этого мы часто не понимаем, почему русский человек реагирует на ситуацию так или иначе, поступает тем или иным образом.
В лучшем случае у нас могут описать нашу ментальность,
но как она сложилась, какие механизмы были задействованы в её формировании, почему стали доминировать определённые ментальные установки и к каким последствиям это привело-
об этом говорят, как правило, только культурологи, историки и другие специалисты.

Один маленький штрих.
О трудовом ритме русского человека, носителе традиционной русской ментальности.

Natura Sanat цитировала на форуме письмо А. Н. Энгельгардта (70 –е годы XIX в.), который
писал:
«Наш работник не может, как немец, равномерно работать ежедневно в течение года — он работает порывами.
Это уж внутреннее его свойство, качество, сложившееся под влиянием тех условий, при которых у нас производятся полевые работы, которые, вследствие климатических условий, должны быть произведены в очень короткий срок»


В России, в отличие от Европы, климат более суровый и менее благоприятный для полевых работ.
Природа отвела русскому крестьянину меньше времени для полевых работ, чем европейцу. Русский крестьянин занят сельскохозяйственными работами меньшую часть года.
А это требует огромной концентрации усилий. Скоротечная весна с непредсказуемой погодой требует провести посевную в сжатые сроки ( раньше посеешь-зерно может попасть под заморозки, замешкался с посевом-зерно не успеет вызреть), поэтому времени на посевную немного.

А дальше пошло- поехало: прополка, сенокос, заготовка дров, сбор ягод, грибов (один день-год кормит) где-то, что-то подлатать, починить надо, а тут и урожай убирать пора как можно быстрее, а то вдруг заморозки нагрянут. Требуется огромная концентрация усилий, чтобы провести такой объём работ.

А вот после всего этого наступает длинная зима и русский крестьянин расслабляется. Работ становится значительно меньше. Они не требуют уже огромных усилий.

И формируется своеобразный трудовой ритм: концентрация усилий- рывок на коротком промежутке времени-длительный период расслабления.
Носитель традиционной русской ментальности не может работать равномерно.
И вот такой трудовой ритм становится внутренним свойством русского человека.
И это свойство никуда не делось.

Как например работали на заводах в советское время?
Производство было плановое. На каждый месяц был план сколько и чего надо было произвести.
Обычно первую половину месяца рабочие почти ничего не делали, а вот ближе к концу месяца, когда вырисовывалась малоприятная перспектива невыполнения плана начинался аврал. Рабочий день удлинялся, работать выходили даже в выходные.
Трудовой ритм тот же самый рывок-расслабление, нет равномерного распределения работы.

Казалось бы это можно списать на издержки советской экономики.
О, если бы дело было только в этом!

Уже в наше время я видел как работают небольшие коммерческие фирмы.
Фирма посредник между производителем и торговыми точками. Трудовой ритм тот же самый. Сначала складские помещения полупустые и заполняются товаром наполовину. Персонал работает вполсилы, в среднем выгружается одна машина в два дня,
затем понеслось: сверхурочные, отмена выходных, в день выгружается три машины, склад забит под завязку... и наступает расслабление и так по кругу.

А возьмите наших студентов. Как они готовились и готовятся к экзаменам?
Если русскому студенту даётся неделя для подготовки к экзамену, как вы думаете, он распределит свои силы равномерно на 7 дней?
Да куда там!
Конечно, кто-то может так и поступит, но их буду единицы. Основная масса первые 4 дня будет заниматься чёрти чем, но только не подготовкой к экзаменам. День этак на пятый русский студент подумает, а не пойти ли ему открыть конспект! :-):
А вот в 6-ой и 7-ой день он будет с утра до вечера и даже ночью штудировать лекции, чтобы потом с чувством глубокого удовлетворения и с красными от недосыпания глазами пойти на экзамен. :-):

Опять мы видим тот же ритм рывок-расслабление.

А если посмотреть на другие наши ментальные штрихи и чёрточки?

_________________
Кто предвидит последствия, не сотворит великого...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 218 ]  Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6 ... 15  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.090s | 20 Queries | GZIP : On ]