Квагга писал(а):
Тедди окончательно потеряет память после операции, то есть он уже не будет человеком. Чтобы наказать себя, как достойно человеку, надо помнить себя, помнить, кто ты, и что ты совершил. ..
Сложно. Все очень сложно.
Док в начале говорил, что жанр трагедии уходит из жизни. А трагедия – это жанр естественного и глубокого уважения к личности, не к идеалу, не к супергерою, не к полубожеству, к человеку.
“Остров проклятых” – это трагедия личности.
Тэдди Даниелс – супергерой, маршал ФБР, справедливый и честный, с незапятнанной репутацией. Детей у него нет. Жена погибла. Он имеет право судить и подозревать, быть жестким к преступникам и насильникам. Это закон справедливости. Он ищет Эндрю Леддиса, по чьей вине погибла его жена. Ищет, не чтобы убить, но зачем, он не знает. Возможно, чтобы простить, додумываем мы. И тогда супергерой становится еще и великодушным. Он его находит. И это он сам. И вот тут что ему делать? Супергерой наверное это переживет. А человек? Как жить с этим грузом человеку? Как жить??? как??? Все время вытеснять это, становясь Тэдди Даниелсом? А потом приходить в себя и понимать, что ты не смог уберечь детей и в приступе гнева убил жену, которую любил. Я пыталась представить как с этим жить, … всю жизнь… И это мука, постоянная мука и страдания. Как переносить подобные страдания? как с подобной мукой жить? Где выход, прежде всего в художественной форме, которая отражает общее состояние человеческой души?
Царь Эдип пытался обмануть судьбу, ему предначертанную. Не вышло. Он ее исполнил. И ужаснулся исполненному. Выколол себе глаза и ушел молиться в священную рощу. Отмаливать грехи свои и человечества. И это шаг человека. Он не щепка в божественных играх. Он способен осознавать свои поступки и страдать от осознанного. А вместе с ним на это способны и мы. И мы способны восходить от предопределенности к свободе через осознание страданий.
Только вот, где сегодняшнее пространство для такого осознания? Где священные рощи для молитв и разговора с богами? Бог-то ведь умер, справедливо заметил Ницше. Умер в культурном пространстве человеческой души.
В “Острове проклятых” Док выделил два треугольника: треугольник насилия, направленный вверх, по которому восходит герой Тэдди (он допрашивает двоих пациентов из женского и мужского корпусов, а потом попадает в корпус на скале – форт, приспособленный для самых опасных пациентов) и треугольник, направленный вниз (три психиатра, один манипулятор с психологическими технологиями, другой сторонник фармакологии, третий среднее между ними). Эти треугольники создают сегодняшнюю реальность трагедии в культурном пространстве. Треугольник насилия гасится треугольником психологических наработок: психологическими технологиями или фармакологией: антидепрессантами, нейролептиками, алкоголем, наркотиками. И все. Пережил невыносимую боль страдания – забылся, притупил сознание каким-либо средством до следующего приступа агрессии и насилия к себе и к другим. Современный трагический круг, постепенно убивающий личность. Или же не трагический, а драматический? … потому что трагедия личность уважает.
А что в этом фильме: … трагедия?... драма?
Я пережила финал как трагедию. Человек Эндрю Леддис осознанно принимает страшное решение: умереть человеком. Человек Эндрю понимает, что у него только два пути избавления от невыносимых душевных мучений: безумие – защитный образ супергероя Тэдди, живущего исключительно миром фантазий, и … лоботомия – смерть личности. И он осознанно выбирает смерть личности, как и Эдип осознанно выбирает слепоту.
У Эдипа оставался внутренний разговор с богами. Надежда пройти сквозь безжалостных богов с их фатумом и предопределенностью к Богу милосердному. Так трагедия выводила человека из треугольника насилия в треугольник любви. Он тоже направлен вверх и путь по нему сложен. Теперь вверх идти некуда и не к Кому. Небеса пусты. В лучшем случае там инопланетяне. Но молиться им и вопрошать их то же самое безумие. И в культурном художественном пространстве остается один путь трагедии – лоботомия личности.