Gaslight – Газовый свет – загадочное название, таинственное и притягательное. Вот не знала и не задумывалась никогда. Оказывается, на смену свечам в европейских домах сначала пришло газовое освещение, и только затем электрическое. Свет этот таинственный. Если причина его появления ясна – газ в трубах, – то колебание силы освещенности неясно, кроме обтекаемо общей – падение давление газа. И когда с пугающим постоянством совпадают: падение силы освещения, странные звуки на чердаке и уход мужа из дома – это начинает порождать неразрешимые подозрения и тревогу.
Пола ведь ничего не знает о Грегори. До их брака они были знакомы всего две недели. Но в первые дни их медового месяца она скажет ему: “Долгие годы после ее смерти... мне было ужасно страшно. Ты изгнал этот страх”. После смерти тети тревога не покидала ее, ведь Пола практически стала свидетельницей убийства. Это она спугнула убийцу. Ее мир, до сих пор такой надежный и прекрасный, стал вдруг агрессивным и опасным. Дом – надежная защита от непогоды, бед, опасностей стал ненадежен, не смог защитить. Она нашла тетю у камина. Камин – сердце дома, источник тепла, света, живого огня. “Теперь здесь всё мертво. Весь дом пропах смертью”, – говорит Пола, когда они возвращаются в Лондон после долгого отсутствия. Но она пытается справиться со своими страхами и тревогами, потому что любит и доверяет Грегори. Он – та опора и защита, которой ей так не хватало все эти годы. И эта опора оказалась не внутри, а во вне ее. И опора эта оказалась самой ненадежной и самой опасной.
Грегори любит драгоценности и не просто драгоценности, а уникальные, неповторимые, единственные в своем роде. С каким восторгом он рассказывает о них в музее драгоценностей в Тауэре. За ними он пришел в дом Элис Олквист, ради них он убивает ее, их ищет и не находит. И возвращается через 10 лет в качестве мужа Полы Олквист, чтобы вновь искать их. Королевские драгоценности были слишком известны. Продать их он бы не смог, значит грабил с целью просто завладеть ими. Прекрасные уникальные камни, ценимые всеми, не имеют своей воли. Их можно взять, полюбоваться, положить на место, запереть на ключ, спрятать. Видимо знание, что ты владеешь уникальными сокровищами, и добавляло значимости в собственных глазах. И это стало идеей фикс для Грегори, ничего особого в жизни не добившегося. Того же, что он ценил в камнях, он хотел видеть и в Поле. Он хотел лишить ее собственной воли, подчинить ее волю себе, чтобы, когда есть желание, доставать ее из закрытой шкатулки, любоваться, а затем снова прятать туда. Он видит в ней вещь. А когда вещь надоедает, ее можно убрать куда подальше, на чердак, в сумасшедший дом.
Газовый свет – колеблющийся свет, это колебание доверия/недоверия к своему восприятию, чувствам, ощущениям. Пола не сомневается в Грегори, но в своих чувствах и поступках сомневается. Источник, управляющий ее вниманием, находится вне ее. Она ему доверила управление своим внутренним светом. Но для Грегори она только вещь. И Пола, теряя свою волю, все больше становится похожа на вещь. Газлайтинг – это манипуляции с целью подчинить себе волю другого. И выход из него, наверное, прост и сложен. Осознать, всего лишь осознать, что подчинить волю можно только при добровольной переадресации ее. А наше восприятие,… ну да, это всегда сложно. Это всегда требует подтверждения, разделения другими. Ибо оно у нас всегда односторонне, выборочно, неполно, проекционно. Посеять сомнение несложно. Но и никогда не сомневаться в нем – тоже возможен путь к помешательству и отчужденности. Люди сходят с ума и без газлайтинга.
_________________ Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!
|