Прошу прощения заранее - получился в один присест текст длинноватый и бессвязный, а вычитывать и править сил нет.
Идея – жить свою жизнь – на первый взгляд понятна. То есть не принимать чужие цели и ценности, потребности за свои, не тратить жизнь на осуществление не своих планов. Не руководствоваться соблазном соответствовать навязываемым кем-то стереотипам – стилю, образу жизни, не вписываться в окружение ради того чтобы быть принятым этим окружением – то есть не поддаваться стадному чувству. Принимать как принцип, что достижение власти, ощущение превосходства, накопление и подобные вещи приносят лишь иллюзорное счастье.
Когда жизнь «не своя», - это конформизм, отказ в той или иной степени от самостоятельного мышления, принятия решений, это потеря доступа к тому, что по-настоящему хочется и интересно человеку. Жизнь мстит за этот отказ. Бывает, не самому человеку – детям, не может ребенок быть счастлив, когда ему пытаются всучить такие представления о том, как надо.
Однако – какая жизнь «своя»? Жизнь в соответствии с т.н. «социальным договором» сродни ролевой игре, она не только дает чувство общности с другими игроками, она просто обеспечивает средства к существованию. Вне «социального договора» жить нельзя, даже если стать бомжом. Невозможно полностью отказаться от этой ролевой игры, не получается игнорировать полностью то, что человеку неприемлемо, и часто невозможно против этого пойти. «Времена не выбирают…», и в любом случае – выбирать было бы не из чего. Те кто вырос в грязи – не обязательно в прямом смысле – высот достигают в такой ситуации единицы. Живя в этой данности, мы все в той или иной степени ограничены в реализации самого важного для нас. Мы не можем продираться к этой самоактуализации иначе, чем предавая часть себя…
Можно выдвигать лозунги, что если по-настоящему стремишься к чему-то, то добьешься – Высоцкий пел, высмеивая это: «Да ладно, тот кто хочет, тот и может, /Да ладно, сам виновен, Бог со мной…» Есть много энтузиастов учить других преодолевать то, что им самим преодолеть не приходилось… Любящих обвинять других и самоутверждаться за их счет. Но речь не об этом, Бог им судья и карма дорОгой…
Речь о том, что такое «своя жизнь», в которой нужно что-то иметь для того чтобы что-то выполнить. Но – противоречивы представления человека о реальности, личность противоречива, как неизбежно противоречив сформировавший ее опыт. Потребности противоречат друг другу. Точнее – не потребности, а способы их удовлетворения. В крайнем варианте это то самое «расщепленное Я», которое, по утверждению некоторых нестандартно мыслящих психиатров («стандартно мыслить» - оксюморон) есть основа формирования шизофрении.
И быть принятым окружающими, вписаться в социум – тоже ПОТРЕБНОСТЬ. До определенного возраста нет другого варианта кроме – вписаться в то окружение, которое есть.
Вот ситуация. Мама, любящая ребенка. Но никогда в школьные годы не любившая математику и, к примеру, литературу. Она не может объяснить эти предметы так, чтобы было интересно, она не понимает, что это может заинтересовать. Но мама хочет, чтобы сын получил образование, хорошую специальность, приятную работу. Чтобы достаток и все благополучно. И она доносит до ребенка следующую идею – учеба скучная вещь, но надо заставлять себя заниматься скучными вещами – «хорошие мальчики воспитывают в себе самодисциплину». И ребенок старается соответствовать ожиданием любящей мамы. Стать «винтиком в системе» делающим карьеру и довольным своим местом. Хорошим, достойным «винтиком». Может быть, таким, про которого пел Башлачев – «Абсолютный вахтер», человек с нацистской моралью, добросовестно делающий что скажут. Отдыхать в выходные по полной – на природу на хорошей машине, водочка, все такое. И это – ЕГО ЖЕЛАНИЕ. Это – его «своя жизнь».
Преодолеть жизненные проблемы, внешнее сопротивление многим в той или иной степени удается. Преодолеть внутренние противоречия – много реже, потому что это оказывается преодолением, подавлением части самого себя. Когда представления о том, какая должна быть «своя жизнь», противоречат другим представлениям человека о «своей жизни». Нельзя «преодолеть» потерю интереса, как насильно напоить лошадь на водопое. Нельзя заставить себя чувствовать «правильно», даже если знаешь, что кругом неправ. Не получается быть продуктивным, заставляя себя делать то, что не хочется. В подобных случаях нельзя «преодолеть» чувство вины, когда оно служит мотивацией. Не помогают тут призывы к ответственности, не работает долго сила воли, часто не включает мотивацию даже страх, если личность расколота на части, и у разных частей разные представления о «своей жизни»…
|