Первый в новом формате эфир о страхах совпал с премьерой в России фильма «Оно» по мотивам романа «короля ужасов» Стивена Кинга. Фильм по-настоящему пугает, клоун Пеннивайз, воплощение зла, охотящееся на детей и способное принимать форму того, чего его жертва боится больше всего, впечатляет:
Роман я прочитала, когда мне было лет 19, и до сих пор чувствую к Кингу личную благодарность
: за атмосферную, яркую, дарящую чувство абсолютного погружения и вовлечённости книгу, где, наверное, он собрал все разновидности детских страхов и все способы взаимодействия с ними.
Помню один поразивший меня эпизод, который, я думаю, даёт возможность почувствовать, как в нас переплетены страх, любовь, память и чувство времени (один из семёрки детей – членов «Клуба неудачников» Заика Билл Денбро (альтер эго Кинга, хотя он, насколько я знаю, никогда не заикался), младшего брата которого Джорджа убило ОНО):
«В первую ночь летних каникул Билл вошел в комнату Джорджа. Сердце гулко стучало в груди, ноги отяжелели, их сводило от напряжения. Он часто приходил в комнату Джорджа, но это не означало, что ему там нравилось. В комнате очень уж сильно чувствовалось присутствие Джорджа, казалось, что здесь живет его призрак. Билл зашел, и не мог не подумать о том, что дверь стенного шкафа может открыться в любой момент, и там, среди аккуратно развешенных рубашек и штанов, он увидит Джорджи, одетого в желтый дождевик с красными пятнами и разводами, в дождевик с одним болтающимся желтым рукавом. Глаза Джорджи будут пустыми и ужасными, как глаза зомби в фильме ужасов. Он выйдет из стенного шкафа и пересечет комнату под хлюпающие звуки галош, направляясь к Биллу, сидящему на его кровати, обездвиженному страхом.
Если бы электричество отключилось как нибудь вечером, когда он сидел на кровати Джорджа, глядя на фотографии на стене или модели на комоде, у него точно случился бы инфаркт, может, и со смертельным исходом, причем в первые же десять секунд после отключения. Но он все равно приходил сюда. Борьба с ужасом, который вселял в него призрак Джорджа, стала молчаливой и настойчивой потребностью, стремлением каким то образом примириться со смертью Джорджа и обрести возможность жить дальше. Не забыть Джорджа, но найти способ сделать воспоминания о нем не столь пугающими. Он понимал, что родители в этом успехами похвастаться не могут, и если уж он собирается чего то добиться, то рассчитывать может только на себя.
Но приходил он сюда не только ради себя; он приходил и ради Джорджи. Он любил Джорджи, и для братьев они ладили очень даже неплохо… Биллу недоставало мелкого, что правда, то правда. Недоставало его голоса, смеха, глаз, которые так доверчиво смотрели на старшего брата, в полной уверенности, что у Билла найдутся ответы на все вопросы, какие ни задай. И вот что казалось чрезвычайно странным: больше всего он любил Джорджи, когда боялся, потому что, несмотря на страх (перед Джорджи зомби, затаившимся в стенном шкафу или под кроватью), наиболее яркие воспоминания о любимом Джорджи приходили к нему именно здесь, как и воспоминания о том, что Джорджи любил его. В своих усилиях примирить эти две эмоции – любовь и ужас – Билл видел возможность найти путь к принятию смерти брата».
Тогда задумалась о том, что же меня пугает больше всего и поняла - неподвижность. В детстве снились сны, в которых нахожусь в каком-то огромном помещении, где стоят люди-истуканы, неподвижные, серые и покрытые паутиной, причём я знаю, что они живы, но не могут двигаться. Пришлось с этими страхами повозиться
, но оно того стоит, много можно понять и почувствовать о себе, близких и вообще о человеке.