Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Прямой эфир. Youtube
Чат переехал на ютуб

Текущее время: 28 мар 2024, 16:26

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 37 ]  1, 2, 3  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Душа женщины: Марина Цветаева
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 08 окт 2017, 08:36 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:43
Сообщения: 3137
Откуда: Москва
Сегодня Людмила планировала провести у себя на кафедре, в далеком Мурманске вечер, посвященный 125-тилетию Марины Цветаевой. Давайте, это сделаем мы!
Поговорим о Цветаевой, об ее странной любви и о том, что такое женские стихи и как с помощью Цветаевой понять тайны женской души. Поговорим на ютубе 10.10.
Я пытался делать что-то похожее на радио, получилось не очень...
Присоединяйтесь. Тема "немодная" зрителей будет немного. Давайте, вы тоже обдумаете что главное в женской душе и вспомните любимые стихи Цветаевой...
Без Людмилы - трудно, но, я уверен, это важно для нее...

Это вопросы, которые хотела обсудить на литературном вечере Людмила Львовна. Поэтому в передаче мы будем стремиться отвечать именно на них:

"...- что сегодня значит для человека ( живущего в России ) слово? Можно ли сегодняшнее слово писать с заглавной буквы - Слово? Или оно измельчало и стерлось?
- кто является для Вас авторитетом в области Слова? ( родители, друзья, учителя, журналисты, писатели, поэты, НАРОД )?
- не утратила ли сегодня актуальность "свобода слова"? Какое слово вы считаете свободным ? Обладаете ли вы сами "свободой слова" и где?
- являются ли для вас М. Цветаева и А. С. Пушкин примером поэтов СВОБОДНЫХ? Считаете ли вы их своими наставниками? В чем?
- почему М. Цветаева так тянулась к стихам Пушкина? Что она в них искала и что нашла? ( эссе МОЙ ПУШКИН и др..)
- когда вы впервые по доброй воле , сами для себя и себе самому прочли стихи А.С. Пушкина?
- попадали ли вы в плен цветаевских стихотворений?
- попадали ли вы в чей-нибудь поэтический плен? Как вам в этом плену?..."


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Душа женщины: Марина Цветаева
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 08 окт 2017, 09:19 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 авг 2012, 18:07
Сообщения: 5118
Люмила, Вы были для меня идеалом редкого женского ума и бесконечной чувственности.
Я знаю, Вы прожили СЧАСТЛИВУЮ ЖИЗНЬ!

P.S. Cнова и снова слёзы, пусть они будут осенними дождинками в этот ясный октябрьский день



Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Душа женщины: Марина Цветаева
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 08 окт 2017, 11:35 
Не в сети

Зарегистрирован: 01 сен 2013, 19:15
Сообщения: 1015
Мы интересуемся жизнью других людей когда видим в их жизни то, чего нам не хватает в своей, то, чего мы не испытали сами и, увы, уже не сможем испытать. Пытаемся перенять чужой опыт, проведя его через своё сознание. Это как медитация: закрываешь глаза и смотришь фильм о чужой жизни и чужой любви и реагируешь и волнуешься на перипетии отношений других людей, будто бы сам в этом участвуешь, будто бы смотришь свою собственную жизнь. Это не вуайеризм, а возможность хотя бы частично воспользоваться опытом других людей. Так жизнь устроена, опыт одного становится достоянием всех.

Когда прочитал анонс Данилина о Марине Цветаевой сразу вспомнил Рильке и их роман по-переписке.
В сети и ютубе много о Марине Цветаевой и Райнере Мария Рильке. Вот немного копипаства.
Я его никогда не видела. Теперь я никогда его не увижу
"Я принял тебя, Марина..."

Его невозможно было представить себе несдержанным. В каждом движении, в каждом слове — сама деликатность, даже смеялся еле слышно. У него была потребность жить вполголоса, и поэтому больше всего его раздражал шум, а в области чувств — любое проявление несдержанности. «Меня утомляют люди, которые с кровью выхаркивают свои ощущения, - сказал он как-то, - потому и русских я могу принимать лишь небольшими дозами, как ликёр». Это отличало его от стихийной, шквальной природы Марины Цветаевой. Но у них было и общее: оба были поэтами тоски, общим было отношение к религии, далёкое от ортодоксального, канонического христианства. Рильке был влюблён в Россию, а Марина с детства была очень близка немецкой культуре («Во мне много душ, но главная моя душа — германская», - писала она).
Рильке послал Марине свои книги «Дуинские элегии» и «Сонеты к Орфею». Они потрясли Цветаеву. Она пишет в своём первом письме о том, что Рильке для неё - «воплощённая поэзия», «явление природы», которую «ощущаешь всем своим существом». В своей коленопреклонённости (как некогда перед Блоком) она незаметно перешла с поэтом на ты, не как с равным, а как с божеством:
«Я жду Ваших книг, как грозы, которая – хочу или нет – разразится. Совсем как операция сердца (не метафора! каждое стихотворение (твое) врезается в сердце и режет его по-своему – хочу или нет). Знаешь ли, почему я говорю тебе Ты и люблю тебя и – и – и – потому что ты – сила. Самое редкое».

Цветаева стремительно сокращает дистанцию в разговоре, не смущаясь, что пишет малознакомому человеку. Она убеждена: сильные смотрят с улыбкой на переступающих границы — оборонительные тревоги им неведомы. И Рильке не только не смущён тональностью цветаевского письма — он зачарован им. С готовностью принимает он и перенимает её «ты» и делает со своей стороны огромный шаг навстречу.

« Сегодня я принял тебя, Марина, принял всей душой, всем своим сознанием, потрясённым тобою, твоим появлением... Что сказать тебе? Ты протянула мне поочередно свои ладони и вновь сложила их вместе, ты погрузила их в мое сердце, Марина, словно в русло ручья, и теперь, пока ты держишь их там, его встревоженные струи стремятся к тебе... Не отстраняйся от них! Я открыл атлас (география для меня не наука, а отношения, которыми я спешу воспользоваться), и вот ты уже отмечена, Марина, на моей внутренней карте: где-то между Москвой и Толедо я создал пространство для натиска твоего океана».

Элегия для Марины.

Рильке посвящает Цветаевой элегию, в которой размышляет о незыблемости равновесия космического целого.

О, эти потери вселенной, Марина! Как падают звёзды!
Нам их не спасти, не восполнить, как бы порыв ни вздымал нас
ввысь. Всё смерено, всё постоянно в космическом целом.
И наша внезапная гибель
святого числа не уменьшит. Мы падаем в первоисточник
и в нём, исцелясь, восстаём.

Так что же всё это?.. Так что же тогда такое наша жизнь? Наша мука, наша гибель? Неужели это просто игра равнодушных сил, в которой нет никакого смысла? «Игра невинно-простая, без риска, без имени, без обретений?» На этот риторический вопрос Рильке отвечает не прямо, а как бы пересекая его внезапно вторгающимся новым измерением:
Волны, Марина, мы – море! Глуби, Марина, мы – небо!
Мы – тысячи вёсен, Марина! Мы – жаворонки над полями!
Мы – песня, догнавшая ветер!
О, всё началось с ликованья, но, переполняясь восторгом,
мы тяжесть земли ощутили и с жалобой клонимся вниз.
Ну что же, ведь жалоба – это предтеча невидимой радости новой,
сокрытой до срока во тьме...

То есть мы суть то, что наполняет нас. И если мы наполнились жизнью до края, она не исчезнет с нашей смертью. Она есть. Она накапливалась и зрела в нас, как цветок в бутоне, как плод в цветке. Бутон лопнул, но есть нечто иное – весь смысл жизни бутона – цветок, разливающий благоухание далеко за свои пределы. В нас тоже зреет этот благоухающий дух жизни, если мы наполняемся небом и морем, весной и песней. И любить в нас надо именно это, а не оболочку этого.

Любящие – вне смерти.
Только могилы ветшают там, под плакучею ивой, отягощенные знаньем,
припоминая ушедших. Сами ж ушедшие живы,
как молодые побеги старого дерева.
Ветер весенний, сгибая, свивает их в дивный венок, никого не сломав.

Там, в мировой сердцевине, там, где ты любишь,
нет преходящих мгновений.
(Как я тебя понимаю, женственный легкий цветок на бессмертном кусте!

Как растворяюсь я в воздухе этом вечернем, который скоро коснется тебя!)
Боги сперва нас обманно влекут к полу другому, как две половины в единство.
Но каждый восполниться должен сам, дорастая, как месяц ущербный, до полнолунья.
И к полноте бытия приведет лишь одиноко прочерченный путь
через бессонный простор.

Это трудно понять и трудно принять. «Каждый восполниться должен сам...» Сам? А не вместе? Значит, ему не нужно её рядом, слитой с ним воедино? Но что же тогда нужно?!.
Но это и есть тот самый огонь любви, в котором сгорает твоё малое «я» дочиста. Любить, ничего не присваивая. Сказать любимому не «будь моим!» - а «будь!» - и только. Мне не нужно ничего от тебя. Мне нужно только, чтобы ты был. В твоём бытие — моё.

Пропитанная мощным философским зарядом, элегия эта была близка Цветаевой всем своим духом. На долгие годы она станет её утешением, тайной радостью и гордостью, которые она ревниво оберегала от чужих глаз.

«Твоя Элегия, Райнер. Всю свою жизнь я раздаривала себя в стихах — всем. Поэтам — тоже. Но я давала всегда слишком много, я всегда заглушала возможный ответ. Я упреждала отклик. Потому-то поэты не писали мне стихов — и я всегда смеялась: они оставляют это тому, кто придет через сто лет. И вот твои стихи, Райнер, стих Рильке, Поэта, стихи — поэзии. И моя Райнер, немота. Всё наоборот. Всё правильно. О, я люблю тебя, я не могу это назвать иначе, первое явившееся и все же первое и лучшее слово".

Свиданье душ.

Райнер жил уже теперь не в Мюзо, а в курортном местечке Рагац. Здесь его безрезультатно лечили в санатории от лейкемии. Ни сам Райнер, ни врачи и друзья не подозревали ещё, что жить поэту осталось всего полгода. Оттуда были написаны его последние письма Марине: «Последнее из твоих писем лежит у меня уже с 9 июля. Как часто мне хотелось написать! Но жизнь до странности отяжелела во мне, и я часто не могу её сдвинуть с места...»

«Райнер, я хочу к тебе, - откликалась Цветаева спустя два дня, - ради себя новой, той, которая может возникнуть лишь с тобою, в тебе». Она совершенно уверена, что их встреча принесёт Рильке радость. Тяжести состояния поэта она явно не понимает. Она вся во власти любви к нему, такой идеальной и такой земной, такой бескорыстной и такой требовательной, её чувства, изливаемые на бумаге — как стихи в прозе: она творит литературу из своей жизни, из своих переживаний.
«Райнер – не сердись, это ж я, я хочу спать с тобою – засыпать и спать. Чудное народное слово, как глубоко, как верно, как недвусмысленно, как точно то, что оно говорит. Просто – спать. И ничего больше. Нет, еще: зарыться головой в твое левое плечо, а руку – на твое правое, и ничего больше. Нет еще: даже в глубочайшем сне знать, что это ты. И еще: слушать, как звучит твое сердце. И – его целовать».
Эта мечта об идеальном соединении душ, когда ей хочется видеть его — спящим рядом, это поэтическое видение, образ — он не отпугнул Рильке, а встретил у него благодарное понимание. Ибо ничего «плотского» в этих строках не было. Нечто вроде заоблачной влюблённости, небесной страсти, её дано выражать только поэтам, и они прекрасно понимают друг друга с полуслова.
«Я всегда переводила тело в душу, - писала Цветаева Рильке. - Почему я говорю тебе все это? Наверное, из страха, что ты увидишь во мне обыкновенную чувственную страсть (страсть – рабство плоти ). «Я люблю тебя и хочу спать с тобою» – так кратко дружбе говорить не дано. Но я говорю это иным голосом, почти во сне, глубоко во сне . Я звук иной, чем страсть. Если бы ты взял меня к себе, ты взял бы les plus deserts lieux . Всё то, что никогда не спит, желало бы выспаться в твоих объятьях. До самой души (глубины) был бы тот поцелуй. (Не пожар: бездна.)»
Она непреложно знала, что в жизни не встретится с Рильке, что на земле нет места для «свидания душ» - об этом она написала поэму «Попытка комнаты» - и всё-таки ждала этой невозможной встречи, и требовала от поэта места и времени её.
«Райнер, этой зимой мы должны встретиться. Где-нибудь во французской Савойе, совсем близко к Швейцарии, там, где ты ещё никогда не был. В маленьком городке, Райнер».

…Я бы хотела жить с Вами
В маленьком городе,
Где вечные сумерки
И вечные колокола.
И в маленькой деревенской гостинице —
Тонкий звон
Старинных часов — как капельки времени.
И иногда, по вечерам, из какой-нибудь мансарды —
Флейта,
И сам флейтист в окне.
И большие тюльпаны на окнах.
И может быть, Вы бы даже меня не любили…

«Скажи: да, - пишет она ему — чтобы с этого дня была и у меня радость — я могла бы куда-то всматриваться...»
«Да, да, и ещё раз да, Марина, - отвечает ей Рильке, - всему, что ты хочешь и что ты есть — и вместе они слагаются в большое ДА, сказанное самой жизни... Но в нём заключены также и все 10 тысяч непредсказуемых «нет».
«Попытка комнаты» оказалась предвосхищеньем не-встречи с Рильке, невозможностью встречи. Отказом от неё. Предвосхищеньем смерти Рильке. Но Цветаева осознала это, только когда над ней разразилась эта смерть.
Их переписка неожиданно оборвалась в августе 1926 года. Рильке перестал отвечать на её письма. Кончилось лето. Марина с семьёй переехала из Вандеи в Бельвю под Парижем. В начале ноября прислала Рильке открытку со своим новым адресом: «Дорогой Райнер! Здесь я живу. Ты меня ещё любишь?» Ответа не было.
Впоследствии, в своём письме на тот свет, к своему вечному и, может быть, самому истинному возлюбленному — Рильке — она напишет — и это будет ещё один «вопль женщин всех времён»:

Верно лучше видишь, ибо свыше:
Ничего у нас с тобой не вышло,
До того так чисто и так просто -
Ничего, так по плечу и росту
Нам - что и перечислять не надо.

На земле, на этом свете — ничего не вышло. Но...
Или слишком разбирались в средствах?
Из всего того один лишь свет тот
Наш был, как мы сами - только отсвет
Нас - взамен всего сего - весь тот свет.

Великое Ничего. Всё или ничего. Всего нельзя в жизни. Значит — ничего. На этом свете, в мире тел, в мире страстей, желаний — всё разорвано на части и надо выбирать. И вот в одном случае она сама выбрала — ничего — с Родзевичем («Поэма Конца»), в другом — судьба выбрала. Смерть выбрала.

Письмо на тот свет.

Рильке умер 29 декабря 1926 года. Последнее стихотворение позволяет понять, как мучительно протекала его болезнь.

Пусть завершит мученье тканей тела
последняя губительная боль.

Он был похоронен на маленьком кладбище неподалёку от замка Мюзо.

Цветаева узнала о смерти Рильке в самый канун Нового года. Её первыми словами были: «Я его никогда не видела. Теперь я никогда его не увижу».
В ту новогоднюю ночь она пишет ему письмо. Письменное слово – её спасательный круг в самые тяжкие минуты жизни – даже тогда, когда нет уже на земле человека, к которому оно обращено.

«Любимый, я знаю, что ты меня читаешь прежде, чем это написано», – так оно начиналось. Письмо почти бессвязное, нежное, странное. «Год кончается твоей смертью? Конец? Начало! Завтра Новый год, Райнер, 1927,7 – твоё любимое число... Любимый, сделай так, чтобы я часто видела тебя во сне – нет, неверно: живи в моём сне. В здешнюю встречу мы с тобой никогда не верили – как и в здешнюю жизнь, не так ли? Ты меня опередил и, чтобы меня хорошо принять, заказал – не комнату, не дом – целый пейзаж. Я целую тебя – в губы? В виски? в лоб? Милый, конечно, в губы, по-настоящему, как живого... Нет, ты ещё не высоко и не далеко, ты совсем рядом, твой лоб на моём плече... Ты – мой милый, взрослый мальчик. Райнер, пиши мне! (Довольно глупая просьба?) С Новым годом и прекрасным небесным пейзажем!».

Оплакивание. Заклинания. Предтеча будущих реквиемов – в стихах и прозе. Новый год Цветаева встречала вдвоём с Рильке. Она говорила не с умершим и похороненным Рильке, а с его душой в вечности. Она чувствовала его бездну своей бездной. Этого нельзя объяснить. Этому можно только причаститься.

Лучшие цветаевские произведения всегда вырастали из самых глубоких ран сердца. В феврале 1927-го ею была завершена поэма «Новогоднее», о которой Бродский скажет, что это «тет-а-тет с вечностью». Подзаголовком было проставлено: «Вместо письма». Это своеобразный реквием, нечто среднее между любовной лирикой и надгробным плачем. Письмо-монолог, общение «поверх явной и сплошной разлуки», поверх вселенной. Поздравление со звёздным новосельем, любовь и скорбь, бытовые подробности, которые А. Саакянц называет «бытовизмом бытия». Поверить в небытие Рильке для неё невозможно. Это значило бы поверить в небытие собственной души. Небытие бытия.

Что мне делать в новогоднем шуме
с этой внутреннею рифмой: Райнер – умер?
Если ты, такое око смерклось,
значит, жизнь не жизнь есть, смерть не смерть есть.
Значит, тмится, допойму при встрече!
Нет ни жизни, нет ни смерти, – третье,
новое...

Следом за «Новогодним», будучи не в силах расстаться с Рильке, Цветаева пишет небольшое произведение в прозе «Твоя смерть». «Вот и всё, Райнер. Что же о твоей смерти? На это скажу тебе (себе), что её в моей жизни вовсе не было. Ещё скажу тебе, что ни одной секунды не ощутила тебя мёртвым, себя – живой, и не всё ли равно, как это называется!»

«С тех пор у меня в жизни ничего не было, - признается она потом в письме Борису Пастернаку. - Проще: я никого не любила — годы — годы — годы. На поверхности себя я просто закаменела».
Свернуть

https://youtu.be/rG0lLV-T9Gc


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Душа женщины: Марина Цветаева
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 08 окт 2017, 18:18 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 3757
Откуда: Уфа
Да да, о Цветаевой это, во многом, о Людмиле. А может и так, - если бы Людмила о Цветаевой – это Людмила о себе. Ёлки, вот сейчас вдруг поймал себя на том, что подкоркой думаю, какой Людмилин коммент последует на двоечника замахнувшегося на Цветаеву. Да не буду я на Цветаеву замахиваться. А вот на женщин, нет, не замахиваться, а что нибудь скажу.
Я где-то с месяц назад тут изрёк нечто, а именно - почему женщины острее мужчин переживают одиночество. От безнадежности не попасть на небо. Что бы не подумали, что подразумеваю жизнь после смерти скажу несколько иначе – от безнадёжности обрести небо. Или, всё же, завершение земной жизни тут должно, тоже, подразумеваться? Потому как завершение оно, именно, завершение, завершение желаемое быть воплощённым в полноте, в полноте реализации ума и чувств?
Т.е. я тут об одиночестве. Но, я размышляю, а какое может быть одиночество, когда в окружении признающих авторитет и, нередко, любимых и любящих учеников(студентов), подопечных театральной студии, коллег по универу, радиопередача и ещё много чего и много каких в окружении. И чего же ещё должно не хватать? Отвечаю – интимности. Наверное это созвучно теме мистическое переживание, откровение и просветление. В этих деланиях неинтимность невозможная вещь. Но, если есть эта боль от нереализации этой жажды интимности ……. Так ведь эта самая жажда уже и есть сама интимность, т.е. качественно это свойство уже имеет место быть. Тогда в чём же дело? Может это иллюзия, может это установка социума, что для полноты качественной должен быть кто-то только один, только один свой? Возможно, что и иллюзия. Или что-то ещё? – Разделённость. Т.е. желание поделиться в цельности этим самым интимным, самым сокровищем души, что бы не червям только могильным оно осталось и не развеялось потом прахом в хаосе и холоде космического вакуума?
Уж простите, сумбурно, рвано, с пафосом дембельского альбома. Интеллектуальный ресурс уж …..


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Душа женщины: Марина Цветаева
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 08 окт 2017, 21:26 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:43
Сообщения: 3137
Откуда: Москва
Djuley писал(а):
Уж простите, сумбурно, рвано, с пафосом дембельского альбома. Интеллектуальный ресурс уж …..

Здорово и очень важно!!!!!!!!! Все хорошо с интеллектуальным ресурсом!
Большая просьба, позвоните, пожалуйста, во время передачи на скайп и прочтите это сообщение... или главное в нем.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Душа женщины: Марина Цветаева
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 08 окт 2017, 22:24 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
Да, Людмила будет вспоминаться и передача – память о ней.
Я тоже все думаю, что бы она еще здесь нам сказала о Марине Ивановне. Были передачи о ней на радио и Людмила о ней говорила. Здесь вспоминались стихи Цветаевой и Людмила о ней говорила. Я же вновь перечитала ее статью : Страшный дар Марины Цветаевой. http://www.proza.ru/2009/03/28/1154 Там ее Марина, глубоко ею прочувствованная и понятая.
Об этой глубине чувства вся Цветаева.

Ребенок рождается на краю бездны (не помню кто сказал, в книгах А.Г. об этом вспоминала учительница Катя). Потом разум учит его отходить от этой бездны и по возможности не приближаться к ней. Здесь на краю черта разума и безумия. Марина осталась жить у этой черты.

Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и надгробные плиты...
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти? -
Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская!

23 мая 1920

Серебристая морская пена. Ее полет как и ее боль – разбитая в брызги душа. Поймать, уловить, подчинить ее невозможно. Можно только настроиться на эту волну, стать ею и какое-то время прожить, пробыть рядом.
А дальше?... что дальше?
Дальше, если в этой волне возникнет глубина, то родится высота. Этой высоты жаждет душа Марины, этого резонанса ищет она и не находит. Разбивается в брызги, раздаривает себя серебристыми строками и снова опускается в бездну, в безумие неограниченного чувствования. В стихи выливается эта безграничность. Ее стихи прежде всего ритм и брызги, накал и колебание. Их надо читать вслух. Только тогда в них проваливаешься и понимаешь, о чем это она, о какой беспредельности души, жаждущей высоты духа и тоскующей по этой высоте.

Док часто, цитируя Канта, говорит, что желания наши никогда не могут быть удовлетворены, а вот потребности удовлетворить можно. Марина своим творчеством удовлетворяла потребность рассказывать о невозможном желании удовлетворить глубину и высоту своих чувств.
Любовь для нее – это союз равных в духе. Ее любовь – это нежность и восхищение, это стремление приблизиться как можно ближе, это открытость и искренность. И это все пугало, настораживало и отодвигало от нее тех, кого она любила. Или отодвигала она сама, рассмотрев вблизи свою любовь и сочтя недостойной ее того чувства, которое она испытывала.

Для меня стихи Цветаевой – это моя собственная мятущаяся водная поверхность. Она многое сумела зарифмовать, она уловила ритм и пульс этих метаний. Она облекла их плотью слова и позволила вырваться наружу, прожить свой восторг и боль и разбиться брызгами, оставив соленый вкус слез на губах.

В гибельном фолианте
Нету соблазна для
Женщины. — Ars Amandi*
Женщине — вся земля.

Сердце — любовных зелий
Зелье — вернее всех.
Женщина с колыбели
Чей-нибудь смертный грех.

Ах, далеко до неба!
Губы — близки во мгле...
— Бог, не суди! — Ты не был
Женщиной на земле!

29 сентября 1915

Воде одинакова нужны земля и небо. Она находится между ними. Марина – морская волна, в вечном движении между небом и землей, между разумом и безумием, удерживалась на краю бездны своим творчеством и все вглядывалась и вглядывалась в нее. Что смогла рассмотреть, о том рассказала.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Душа женщины: Марина Цветаева
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 09 окт 2017, 10:31 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
О Цветаевой можно говорить много, но разговор этот всегда сложен, потому что всегда сложно говорить о чувствах, а тем более об их движении. Сложно подбирать слова. Они окончательны, они в лучшем случае нарисуют прекрасный рисунок, но как передать живое биение чувственного сердца. Остановить его и рассмотреть? но это смерть его. Попытаться рассмотреть на ходу, на лету, в движении? Так делала Цветаева. Она слушала пульсацию чувства и накладывала на нее пульсацию слова. Об этом прекрасно и глубоко говорил Бродский. Людмила бы тоже смогла.
А мне остается одно: поверить ей.

К вам всем - что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?!-
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.


Ото всех нас она требует веры, веры в то, что то, о чем она рассказывает, живое и настоящее и это то, что и есть она, живая и настоящая. Она требует в это поверить и просит полюбить. Полюбить, значит не судить строго.
Поверить несложно. Достаточно просто довериться ритму стиха. А полюбить… полюбить ее, это ведь значит и себя полюбить вот в этих мучительных метаниях чувства. Не таких сильных, не таких ярких, но все же похожих, раз удается настроиться, рассмотреть и понять.

- Послушайте!- Еще меня любите
За то, что я умру.


Это ведь такая простая и пронзенная такой нежностью и беззащитностью перед смертью кратковременных всполохов неповторимой уникальной личной чувственной жизни просьба о любви. Любите сейчас. Я кратковременный всплеск на теле Вечности. Я тоже умру.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Душа женщины: Марина Цветаева
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 09 окт 2017, 12:55 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 3757
Откуда: Уфа
Danilin писал(а):
Djuley писал(а):
Уж простите, сумбурно, рвано, с пафосом дембельского альбома. Интеллектуальный ресурс уж …..

Здорово и очень важно!!!!!!!!! Все хорошо с интеллектуальным ресурсом!
Большая просьба, позвоните, пожалуйста, во время передачи на скайп и прочтите это сообщение... или главное в нем.
Александр Геннадиевич, спасибо но, думаю, не будет правильным, если я сам прочту этот свой текст. Формат этого текста, как мне видится, годиться или только как текст или в исполнении второго лица. Так что, если посчитаете нужным, зачитайте сами то, что посчитаете нужным.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Душа женщины: Марина Цветаева
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 09 окт 2017, 15:25 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 май 2012, 21:16
Сообщения: 205
Откуда: Москва
Памяти Людмилы Львовны Ивановой

Можно ли сказать о женской душе как некой исключительной субстанции этого мира? И отличается ли она от мужской? Особенно, в том случае, когда речь идёт о творчестве Марины Ивановны Цветаевой, считавшей себя вовсе не поэтессой, а "поэтом", не любившей отождествления своей лирики с "женской поэзией", "женскими стихами". Да и меня, честно говоря, коробит, когда говорят, что стихи Цветаевой - это "стихи для девочек". Как-то в этом много сопливо-мелодраматического, как-то уж слишком целевой становится аудитория автора и в этом мельчает главное - образ той самой Женщины, равнозначной тому самому Мужчине. Однако если взять за основу категорию андрогинности (сочетания мужского и женского в нас), то всё же как-то вдруг получится, что лирика Цветаевой - это лирика женской души, это стихи без тени маскулинности, это разливающаяся мягкость, томление и хаотичность поглощающего пространства, точнее, словесная мелодия, заполняющая пустоту. Впрочем, это женское начало в нашей душе и призвано заполнить пустоту - вопрос лишь в том, чем именно мы будем её заполнять или это лишь кажимость заполнения, лишь расширяющая границы этой пустоты. Но в случае с женским началом души Цветаевой - это заполнение пусть иногда и стихийным, но миропорождающим, созидательным началом: детскость как непосредственность взгляда и чистота, нежность как ласка и изящество гармонии, умение любить даже в отсутствии чувств, какая-то ранимая отзывчивость на прекрасность человека, его безусловное принятие.
Мне бы не хотелось сейчас переходить к литературоведческому анализу лирики ПОЭТА, упоминать какие-то факты биографии, причём не всегда лестные для автора, да и задача так не стоит - всё дело в женской душе или в женской части души... Поэтому хочется оттолкнуться от другой биографии, более приятной к телу и душе - стихам! Ведь стихи - это и есть автобиография поэта, только не событийная, а чувственная. Помня так же о том, какие прекрасные творческие диалоги *** вела Цветаева с другими собратьями по перу, иногда любимыми как люди и мужчины, имею смелость и я вступить с ней в лиропрозаический диалог. Итак, начнём благословясь!

...Ты мне памятен будешь, как самая нежная нота в пробужденье души.

Душа человека, как и тело, пребывает во сне. Но если сон человека мы можем увидеть и определить как состояние небодрствования, то с душой всё намного сложнее. Её сонливость не определишь на первый взгляд. Да и на второй может показаться, что человек вполне себе деятелен, активен, дышит полной грудью, даже счастлив, полноценен в своём нормозе. Однако ж живой жизнью это не назовёшь, ибо нет самого главного - того, что называется настоящим. По чему грустят, что приходит во снах телесных, что застыло в красивых словах, устремилось большими дорогами и тропами тесными, улеглось облаками на высоких горах. Не дающее человеку покоя ощущение собственной неполноты при тотальном комфорте души. Я могу купить себе шляпку, альбом для марок, туфельки и фирменный велосипед, я могу покрасить стены в собственной квартире в сиреневый цвет, я могу купить телевизор, который станет обоями, и будет отображать программу всех двух тысяч каналов существующих на свете, я могу купить маленький жучок-автомобиль и устремиться в нём по московским пробкам, но я не могу позволить себе самого главного - я не могу позволить себе любить, потому что это чувство уж как-то совсем не связано с комфортом. И дело даже не в том, что оно вовсе и не лишит меня материальных благ, оно лишит меня покоя, статичности, потребует каких-то движений, изменений, перевернёт мир с ног на голову, в котором жить трудно-счастливо, но в то же время так не комфортно, когда ты не спишь, но не спишь вовсе не от того, что деньги в стеклянную банку уже не вмещаются, а от того, что кому-то нехорошо, кому-то плохо, чья-то душа не на своём месте...

Обвела мне глаза кольцом теневым - бессонница. Оплела мне глаза бессонница теневым венцом.

И вот тут-то и появляется она бессонница - мучительное бодрствование души. Однако это отнюдь не застывание в невозможности отключиться от бренных дел, это переЖИВАНИЕ самой жизни. Это плач всё той же души о найденном или утраченном главном. В русском музыкально-поэтическом фольклоре был такой жанр страдание, его суть заключалась в том, что через песню, мелодию и слова человек выражал идею о тяжести бытия, его суровом обличье, ранящим острыми краями каждую душу. Однако в основе этих страданий всегда лежал примат духовного над физическим, примат любви. Куда же тут без своей тяжкой ноши, без креста. Иными словами, в этом страдании всегда возникало СО-страдание, СО-чувствие и СО-чувствоВАНИЕ. "Без любови прожить можно, почему-то не живут!" - причем не живут ни те, кто любит, ни те, кого должно любить... Людей жалко, особенно, всех. И как они такие хрупкие вмещаются в пространство зловещей реальности, иссушающей не только горло, но и жизнестойкость, перекрывая таким образом путь к источнику собственной жизни? Может ли жить человек, который не любим? Будет ли он сам человеком вне этой любви, в тисках холодного разума и даже не разума, а куцего умишка массовой культуры? Куда нам таким холодным, жалким, не обогретым? Что такое Я без существующего где-то рядом ТЫ? И не отразиться ли моё страдание (со-страдание), моё чувствование тебя светом в твоей душе, не породит ли новую личность МЫ? Тебе за отечество пострадать хочется, за судьбы великие ЭТОЙ страны, а мне не так важно парить в одиночестве, ведь найден мой смысл: все страдания -ТЫ! И пусть одиноко, и руки усталые, усталость амбиций твоих пронеся, бессонница - гостья моя запоздалая, сведёт все потери мои до нуля: ведь там где так больно живёт СО-страдание, где мир утопает в солёных слезах, есть область души моего мироздания, есть бесконечность в твоих мечтах.

Вы мне сейчас — самый близкий, вы просто у меня больнее всего болите.

Так или иначе, но сострадание, сочувствие, эмпатия, понимание невозможны без ощущения боли. Невозможно представить любовь без боли, порхающую в облаках лёгкости. Даже если взять за основу самый позитивный взгляд на это чувство, то можно сказать, что человек не любил, если он не испытывал боли. Нет, я совсем не про боль уязвлённого самолюбия говорю, хотя и она имеет тут место быть, ибо любовь как-то придавливает это САМО-, как-то топит его под собой, разливаясь своей силой, я про то, что если больно и другому, то больно бесконечно и тебе за него. И вот тут возникает близость: это общее СО-болезнование - СО-участие в боли делает, казалось бы, чужого человека родным. Если твоё сердце болело рядом с чьим-то, если твоё сердце болело за него, то уже не заштопать на нём рваную рану, не забыть, не стереть - через грудь, как копьё!

Стать тем, что никому не мило, - о, стать как лёд! - Не зная ни того, что было, ни что придёт. Забыть, как сердце раскололось - и вновь срослось...

Забвение, уход любви равносилен уходу жизни. Душа не живёт вне этого. Это застывшая глыба льда, распространяющая вокруг себя равнодушие и холод. Это и умирание времени: когда нет прекрасного остановленного мгновения, есть застывшая вечность Снежной Королевы, в которой нет любви, нет чувствования, поскольку хронотоп позволяет тебе никуда не торопиться. Собирая мелочи суровых будней, преодолевая пространства разных веток метрополитена, отслеживая скидки в магазине "Ашан-Джавшан", ты в общем-то уже никуда не спешишь, ибо цель - существование вне чувств. И этот день повторится снова, и завтра будет таким, как вчера, просто сегодня твоя основа - мелочи жизни унылого Я.

И если всё ж - плеча, крыла, колена сжав - на погост дала себя увесть, - то лишь затем, чтобы смеясь над тленом, стихом восстать - иль розаном расцвесть!

Смерть - как конечная станция жизни... нет ничего, а что останется от души, куда девалась её бесконечность на этой Земле? Конечно, то, что было вчера одной энергией, перерастёт в другую: власы красавицы - сегодняшняя трава, если верить древним. Однако же жизнь чувства не уйдёт - оно либо отразится в стихах (чувствовании мира), либо световой волной оживёт в другом сердце, выступающим новым транслятором. И этот луч по всем законам строгой науки не имеет конца, значит, границы нет и у моей чувствующей любовь души. Сумбурно над стихами размышляя, с Цветаевой на ты я говорю, нет, тайну Жизни, как она не знаю, но чувствую, что, как она, люблю! Душою женской, мягкой и смиренной, я кротости стяжаю торжество: Вся сила в сердце, раненом на ВЕРНО, но живо всё - пока болит оно. Быть женщиной не лёгкая задача: страдания молитвами поправ, я не гадаю больше на удачу, я открываю мир, его в себя вобрав!

Мне кажется, что женское начало души (именно души, я здесь вовсе не об особенностях гендера) или душа настоящей женщины, фемины, заключает в себе именно безусловное принятие, умение слышать и слушать, умение понимать и умение любить.

ЗЫ. Одной мне показалось, что Людмила похожа на Марину?

*** Интересующиеся могут ознакомиться с этими диалогами в блестящем исполнении Алисы Фрейндлих.


Последний раз редактировалось Многая Лета 09 окт 2017, 20:19, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Душа женщины: Марина Цветаева
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 09 окт 2017, 15:56 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
Многая Лета писал(а):
ЗЫ. Одной мне показалось, что Людмила похожа на Марину?

Людмила говорила, что она похожа на Ахматову. В молодости это сходство было особенно заметно. Это замечали и отмечали многие.

Многая Лета, спасибо за эссе. @->-- Очень красиво и поэтично.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Душа женщины: Марина Цветаева
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 09 окт 2017, 16:28 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 май 2012, 21:16
Сообщения: 205
Откуда: Москва
Вот я и хотела сначала написать - ахматовско-цветаевский облик!) Впрочем, эти две дамы как-то схожи для меня при всех их различиях)

Селена! Большое спасибо! :smu:sche_nie:


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Душа женщины: Марина Цветаева
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 09 окт 2017, 18:51 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 3757
Откуда: Уфа
Многая Лета, это Ваши там стихи вплетены в текст? Хорошие. Смеюсь над собой, как из текста мучительно прорывалась в мою голову рифма.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Душа женщины: Марина Цветаева
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 09 окт 2017, 18:52 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 3757
Откуда: Уфа
Игорь Корнелюк - Милый
Свернуть


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Душа женщины: Марина Цветаева
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 09 окт 2017, 19:06 
Не в сети

Зарегистрирован: 01 сен 2013, 19:15
Сообщения: 1015
Неудачный текст. Удалил.


Последний раз редактировалось Весна 09 окт 2017, 19:17, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Душа женщины: Марина Цветаева
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 09 окт 2017, 19:09 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 авг 2012, 18:07
Сообщения: 5118
Djuley писал(а):
Игорь Корнелюк - Милый
Свернуть

Виктор, и как это понять?
Ты в такой "тональности" видишь женскую душу Цветаевой? или Людмилы?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 37 ]  1, 2, 3  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 12


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.110s | 19 Queries | GZIP : On ]