Селена, спасибо за статью.
Прошедшей ночью решила погрузиться в своё бессознательное. Не буду рассказывать подробности этого Осознанного Сновидения, но там я почему-то оказалась в неком месте и мне сказали, что я во Франции, но в реальности я там никогда не была. А сейчас читая статью, поняла, что моё бессознательное больше похоже на то, как её описывает "французская школа бессознательного" (Ж.Локан), что оно структурирована как язык, как речь Другого:
+
Лингвистический вариант прочтения бессознательного, наиболее характерный для различных школ современного французского психоанализа, был представлен прежде всего Ж. Лаканом. Здесь трактовка бессознательного дальше всего отошла от фрейдовского субстанциализма в представлении о бессознательном. Несмотря на лозунг «возврата к Фрейду», лакановские представления о структуре психики и о роли бессознательного были существенно иными, нежели у Фрейда. Лакановское бессознательное «структурировано как язык», а то, что оно нам говорит, слышится как «речь Другого» (не привязанные ни к каким содержаниям материальные формы (означающие), динамика которых создаёт саму возможность языкового структурирования психики). Лакановские инстанции психики («реальное», «воображаемое» и «символическое») примерно соответствуют фрейдовским инстанциям (Оно — Я — Сверх-Я). При этом «реальное» фактически никак не представлено в психике (оно не может иметь даже вида фрейдовской «психической реальности»), «воображаемое» оказывается центрирующим началом всех субъективных иллюзий, а «символическое» — заданной культурой инстанцией прерывности, отсутствия языка как закона. Правда, у позднего Лакана намечается обратный сдвиг: от символического — к воображаемому и даже реальному, и это в общем соответствует постструктуралистскому стремлению к отказу от языка и порядка.
Свернуть
И я вспомнила давнишнее своё сновидение, где я гуляю по Москве и некоему спутнику, показываю свои любимые места. На что мой спутник говорит, что моя Душа похищена и живёт она в городе Париже. Я недоумевала, на что мне было сказано, что тот, кто скопирует все твои любимые места, тот похитит твою Душу. Я начала анализировать сон. Во Франции я не была, французский язык не изучала, косметикой не пользуюсь, одежда у меня русского стиля (юбки в пол, вышиванки). Даже в литературе и в искусстве у меня нет ярких "французских" предпочтений. Но потом я вспомнила мультик "Волшебное кольцо", где Ульянка похитив кольцо требует:
"Возьмите меня в этих хоромах, да и с мостом, и поставьте среди городу Парижу, где мой миленький живет". Тоже, своего рода, "похищение". Этот мультик был снят по мотивам поморской сказки. Я беру сборник сказок Афанасьева и читаю другой вариант сказки, где коварная невеста требует:
"Пусть мой муж в бедности остается, а меня унесите за тридевять земель, в тридесятое царство, в мышье государство". Что это за мышье царство? Для меня мышь - "мысль", "мыслишко" символ нашего интеллектуального начала.
И вот сейчас я ясно понимаю, что наше бессознательное такое, каким оно было помысленно Другими. Почему французами, я не знаю. Исследователи говорят, что современную Европу создавал и воплощал Наполеон Бонапарт. Другой вариант, что французская философская школа оказалась самой сильной и продвинутой, я не знаю. Ещё у меня есть другая гипотеза, почему Франция. У меня дочка собирается стать Архитектором и я слушаю интервью разных архитекторов, смотрю документальные фильмы. И в устах продвинутых архитекторов мне слышатся некоторые мистические моменты, вот один говорит, что профессия Архитектора связана с Вечностью. Архитектор проектирует наше жизненное пространство, возможно, с этим связанно проектирование нашего бессознательного. Недаром Александр Македонский разрушал захваченные города, а потом приглашал греческих архитекторов и они заново застраивались по греческому образцу. Вот и Юля Квагга, приводя картину "Богородичного покрова", показывает древнюю русскую архитектуру: на покрове Церкви, внизу избы...
Вы улавливаете мысль, что насколько важна организация жизненного пространства, её архитектура, для нашего бессознательного? Я уже не буду вас раздражать и в очередной раз цитировать Анастасию, но она когда говорит о создании Родовых поместий, говорит о том же.