Кто они такие эти булгаковские персонажи для меня?
Берлиоз – человек внешний и исключительно реалистичный. Т.е. если говорить о структуре архетипов по Данилину, он отражает в архетипе двойственности реальность. При этом отражает абсолютно, отрицая вторую часть этого архетипа – нереальность. Об этом свидетельствует его отношение к мифу как к простой выдумке. Однако выдумка эта вовсе непростая. Через него, через миф и через сны, несут в нашу личность свою энергию архетипы, помогая ей справляться с проблемами, внешними и внутренними.
В общем-то в своей позиции он прав. Этой позиции сейчас придерживаются многие. Сознание – эпифеномен материи и значит все его проявления вторичны по отношению к материальному миру. Это убеждение игнорирует внутренние процессы, оставляет их за скобками своего понимания, т.к. для подобного утверждения они есть вымысел, иллюзия, бред. Так оно и оказывается в романе. Герои, олицетворяющие вторую часть этого архетипа, попадают в комфортные, но замкнутые условия психлечебницы.
Роман “Мастер и Маргарита” часто называют евангелием от Сатаны. Ну Воланд, на мой взгляд, не Сатана. Сатана – это противник Бога, а Воланд скорее всего отступник от Бога. Бога рядом с ним нет. Он вроде где-то есть, но как бы в параллельном мире. В мире реальности Воланд остается один. Он принцип справедливого суда. Появляется он в душный майский вечер. Он и есть эта самая духота, иссушающий жар огня. Он не Огонь, он его жар. И наверное важно рассмотреть какими своими краями отражаются архетипы стихий во внешнем и внутреннем человеке.
Евангельские образы в романе разбросаны тут и там, но они обескровлены, из них ушла сила. Тем не менее они, сплетая ткань романа, по-прежнему держат нас в напряжении, заставляя следить за сюжетом, улыбаться, соглашаться, переживать.
Конечно отрезанная голова Берлиоза, отсылает к библейской притче о голове Иоанна Предтечи. Но здесь не трагедия великого пророка, а нелепая случайность. А вот случайно или нет то, что причиной этой нелепой трагедии становится масло, разлитое Аннушкой? Это ведь тоже отсылка к евангельской притче о десяти девах, которые со светильниками вышли встречать жениха, но половина из них не позаботилась о масле для светильников. В результате на брачный пир они не попали. Здесь, в романе, масло не просто не припасено, здесь оно бездарно разлито под ноги спешащему Берлиозу.
Нет внутреннего человека, нет светильника его души, не нужно масло, чтобы разжечь в светильнике огонь. Но масло есть. И раз оно не нужно для светильника, оно становится причиной несчастья.
Итак, для внешнего человека от стихии Огня остается иссушающее все вокруг стремление к справедливому суду.
Коровьев ткется из воздуха на фоне вечерней духоты как отрыжка теплого пенистого абрикосового напитка. Берлиозу душно. Иссушает его … правота, его уверенность в собственных знаниях. Он образован, начитан. Он умеет сопоставлять факты и делать выводы. Ему этого достаточно для окончательных мнений. Все это сокращает внутреннюю иррациональную стихию до размеров искусственного пруда, небольшого кстати, совсем небольшого. Когда прошлым летом я впервые увидела Патриарший пруд, он меня разочаровал. (Впрочем об этом я рассказывала здесь
https://serebniti.ru/forum/viewtopic.ph ... 97#p130897). Его квадратная замусоренная поверхность слишком мала, чтобы смягчить жару, исходящую от раскаленного асфальта и каменных стен домов, плотно сомкнувших свои ряды вокруг этого бульвара. На долю чувств остается лишь приторно-сладкая сентиментальность, щекочущая нервы пузыречками газа, но она неожиданно вызывает икоту, укол в сердце и глумливую физиономию Коровьева.
Воланд – чувство справедливости. Коровьев и Бегемот – способы, инструменты с помощью которых эта справедливость восстанавливается. Способы эти нечистоплотные, унижающие и высмеивающие. А впрочем, что с ними церемонится, они же погрязли в своих грехах и их надо наказать. Как-то сейчас вот это глумление, язвительная издевка, презрительный стёб становятся почти единственным способом отстаивания своей правоты. Нет без них в интернете, наверное, ни одной дискуссии. Коровьев и Бегемот никуда не делись. Они между нами.
Бездомный – поэт, по-видимому не лишенный таланта. Иисус у него получился хоть и неприятный, но почти как живой. Он, в отличие от Берлиоза, лучше чувствует нереальность. Она для него полна жизни, глубины и простора. Недаром он не может унять икоту от абрикосовой газировки пока Берлиоз рассказывает ему о незначительности и неважности мифов. Разумом он с Берлиозом соглашается, а вот внутренне его душа никак не может принять это. Доводам Берлиоза не хватает чувственного переживания, они не смогут стать стихами, т.е. не смогут выразить внутренний миф, ибо его-то тут как раз и нет.
Иван Бездомный становится свидетелем трагедии. Шок. И все, что происходило, перестает вмещаться в очерченный разумом пруд чувств. Бездомный кидается в погоню за Воландом. Сначала он ищет его в квартире, в ванной, а потом решает, что тот в Москва-реке. И опять отголоски евангельского сюжета. Иоанн Креститель призывал народ к покаянию и затем крестил его в водах Иордана.
Вода течет, вода смывает, вода очищает тело. Внутренние воды очищают душу. Но что сейчас такое мы сможем назвать вот этим самым очищением души? Да и нужно ли оно нам сегодня? Ведь мы же все стали безгрешными.
Иван Бездомный чувствует, что это ему нужно. Внутренние воды замусорены. Но он не знает, как это сделать. В воду он кидается не с покаянием, а с желанием найти виновного. Перед этим он раздевается. В результате остается без одежды в одном нижнем белье. Стыдясь и конфузясь, он малолюдными переулками отправляется искать Воланда, продолжая его винить в гибели Берлиоза.
Чаще всего так и выглядят наши попытки облегчить душу, очистить ее от тяжелых переживаний. В поисках виновного мы обнажаемся до нижнего белья, потом пытаемся сделать вид, что это вариант нашей летней одежды, но ничего не получается и мы сами это чувствуем.
В общем Иван Бездомный – это тот осколок нашей внутренней реальности, который позволил оставить критик-реалист Берлиоз. Как только Берлиозу сносит голову, этой части внутренней реальности грозит свалиться в безумие.
Как-то пока так для меня обозначились эти персонажи.