Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Прямой эфир. Youtube
Чат переехал на ютуб

Текущее время: 28 мар 2024, 11:31

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 105 ]  Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 7  След.
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 02 дек 2017, 17:20 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 окт 2015, 23:01
Сообщения: 548
Откуда: Одесса
хорошо, остался Берлиоз - трудно было выбрать фотографии... ну, как вышло - так вышло - это Никита Михалков

Изображение

и вот такой
Изображение

этот мой образ - скорее что-то среднее между этими двумя картинками, но пока похоже я другого не нашла...

_________________
Галина


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 02 дек 2017, 20:27 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:43
Сообщения: 3137
Откуда: Москва
Блестяще, Галинка! @->-- ... и мой тоже :sh_ok:


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 02 дек 2017, 22:16 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 окт 2015, 23:01
Сообщения: 548
Откуда: Одесса
Спасибо :-*
(а Воланд мой - Борисов - все-таки хорош! - красаВчик)

_________________
Галина


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 03 дек 2017, 15:46 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
Кто они такие эти булгаковские персонажи для меня?

Берлиоз – человек внешний и исключительно реалистичный. Т.е. если говорить о структуре архетипов по Данилину, он отражает в архетипе двойственности реальность. При этом отражает абсолютно, отрицая вторую часть этого архетипа – нереальность. Об этом свидетельствует его отношение к мифу как к простой выдумке. Однако выдумка эта вовсе непростая. Через него, через миф и через сны, несут в нашу личность свою энергию архетипы, помогая ей справляться с проблемами, внешними и внутренними.
В общем-то в своей позиции он прав. Этой позиции сейчас придерживаются многие. Сознание – эпифеномен материи и значит все его проявления вторичны по отношению к материальному миру. Это убеждение игнорирует внутренние процессы, оставляет их за скобками своего понимания, т.к. для подобного утверждения они есть вымысел, иллюзия, бред. Так оно и оказывается в романе. Герои, олицетворяющие вторую часть этого архетипа, попадают в комфортные, но замкнутые условия психлечебницы.

Роман “Мастер и Маргарита” часто называют евангелием от Сатаны. Ну Воланд, на мой взгляд, не Сатана. Сатана – это противник Бога, а Воланд скорее всего отступник от Бога. Бога рядом с ним нет. Он вроде где-то есть, но как бы в параллельном мире. В мире реальности Воланд остается один. Он принцип справедливого суда. Появляется он в душный майский вечер. Он и есть эта самая духота, иссушающий жар огня. Он не Огонь, он его жар. И наверное важно рассмотреть какими своими краями отражаются архетипы стихий во внешнем и внутреннем человеке.

Евангельские образы в романе разбросаны тут и там, но они обескровлены, из них ушла сила. Тем не менее они, сплетая ткань романа, по-прежнему держат нас в напряжении, заставляя следить за сюжетом, улыбаться, соглашаться, переживать.
Конечно отрезанная голова Берлиоза, отсылает к библейской притче о голове Иоанна Предтечи. Но здесь не трагедия великого пророка, а нелепая случайность. А вот случайно или нет то, что причиной этой нелепой трагедии становится масло, разлитое Аннушкой? Это ведь тоже отсылка к евангельской притче о десяти девах, которые со светильниками вышли встречать жениха, но половина из них не позаботилась о масле для светильников. В результате на брачный пир они не попали. Здесь, в романе, масло не просто не припасено, здесь оно бездарно разлито под ноги спешащему Берлиозу.
Нет внутреннего человека, нет светильника его души, не нужно масло, чтобы разжечь в светильнике огонь. Но масло есть. И раз оно не нужно для светильника, оно становится причиной несчастья.
Итак, для внешнего человека от стихии Огня остается иссушающее все вокруг стремление к справедливому суду.

Коровьев ткется из воздуха на фоне вечерней духоты как отрыжка теплого пенистого абрикосового напитка. Берлиозу душно. Иссушает его … правота, его уверенность в собственных знаниях. Он образован, начитан. Он умеет сопоставлять факты и делать выводы. Ему этого достаточно для окончательных мнений. Все это сокращает внутреннюю иррациональную стихию до размеров искусственного пруда, небольшого кстати, совсем небольшого. Когда прошлым летом я впервые увидела Патриарший пруд, он меня разочаровал. (Впрочем об этом я рассказывала здесь https://serebniti.ru/forum/viewtopic.ph ... 97#p130897). Его квадратная замусоренная поверхность слишком мала, чтобы смягчить жару, исходящую от раскаленного асфальта и каменных стен домов, плотно сомкнувших свои ряды вокруг этого бульвара. На долю чувств остается лишь приторно-сладкая сентиментальность, щекочущая нервы пузыречками газа, но она неожиданно вызывает икоту, укол в сердце и глумливую физиономию Коровьева.
Воланд – чувство справедливости. Коровьев и Бегемот – способы, инструменты с помощью которых эта справедливость восстанавливается. Способы эти нечистоплотные, унижающие и высмеивающие. А впрочем, что с ними церемонится, они же погрязли в своих грехах и их надо наказать. Как-то сейчас вот это глумление, язвительная издевка, презрительный стёб становятся почти единственным способом отстаивания своей правоты. Нет без них в интернете, наверное, ни одной дискуссии. Коровьев и Бегемот никуда не делись. Они между нами.

Бездомный – поэт, по-видимому не лишенный таланта. Иисус у него получился хоть и неприятный, но почти как живой. Он, в отличие от Берлиоза, лучше чувствует нереальность. Она для него полна жизни, глубины и простора. Недаром он не может унять икоту от абрикосовой газировки пока Берлиоз рассказывает ему о незначительности и неважности мифов. Разумом он с Берлиозом соглашается, а вот внутренне его душа никак не может принять это. Доводам Берлиоза не хватает чувственного переживания, они не смогут стать стихами, т.е. не смогут выразить внутренний миф, ибо его-то тут как раз и нет.
Иван Бездомный становится свидетелем трагедии. Шок. И все, что происходило, перестает вмещаться в очерченный разумом пруд чувств. Бездомный кидается в погоню за Воландом. Сначала он ищет его в квартире, в ванной, а потом решает, что тот в Москва-реке. И опять отголоски евангельского сюжета. Иоанн Креститель призывал народ к покаянию и затем крестил его в водах Иордана.
Вода течет, вода смывает, вода очищает тело. Внутренние воды очищают душу. Но что сейчас такое мы сможем назвать вот этим самым очищением души? Да и нужно ли оно нам сегодня? Ведь мы же все стали безгрешными.
Иван Бездомный чувствует, что это ему нужно. Внутренние воды замусорены. Но он не знает, как это сделать. В воду он кидается не с покаянием, а с желанием найти виновного. Перед этим он раздевается. В результате остается без одежды в одном нижнем белье. Стыдясь и конфузясь, он малолюдными переулками отправляется искать Воланда, продолжая его винить в гибели Берлиоза.
Чаще всего так и выглядят наши попытки облегчить душу, очистить ее от тяжелых переживаний. В поисках виновного мы обнажаемся до нижнего белья, потом пытаемся сделать вид, что это вариант нашей летней одежды, но ничего не получается и мы сами это чувствуем.
В общем Иван Бездомный – это тот осколок нашей внутренней реальности, который позволил оставить критик-реалист Берлиоз. Как только Берлиозу сносит голову, этой части внутренней реальности грозит свалиться в безумие.

Как-то пока так для меня обозначились эти персонажи.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 05 дек 2017, 19:22 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 апр 2015, 10:35
Сообщения: 708
Откуда: Курган
А вот такой Коровьев?
Изображение
Воланд:
Изображение
Бездомный:
Изображение
Берлиоз мной воспринимался как незначительный персонаж, и я его никак не представляла.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 05 дек 2017, 20:25 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2013, 06:55
Сообщения: 2110
Откуда: Москва
А я когда ещё в подростковом возрасте читала "Мастер и Маргариту", думала, что прототипом поэта Бездомного является Маяковский
Вложение:
i_007.jpg

Поэтому мне понравилась игра в этой роли актёра Сергея Гармаша, в фильме (1994 г), что-то общее у них есть с Маяковским, ГЛОТКОЙ похож. Из всех представленных в Дмитрии Дюжеве тоже что-то есть "маяковское", но я была на его спектакле, слабый голос:


У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 дек 2017, 10:53 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 апр 2015, 10:35
Сообщения: 708
Откуда: Курган
Катя, прототип Бездомного, насколько я помню- революционный поэт Демьян Бедный. Подтолкнула ещё на один образ:
Изображение
(Это не Пастернак. Это актёр Толоконников в молодости.)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07 дек 2017, 17:10 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
Тем временем в романе появляется его второй глубинный пласт, знаковая точка на карте истории – Иерусалим, две тысячи лет назад.

В Иерусалиме жара еще более страшная, болезненная, смертельная. И это иссушающий жар власти. Идет суд. Суд власти над свободой. Самый всесильный человек в Иудеи на самом деле бессилен реализовать свое желание.
Понтий Пилат, прокуратор Иудеи, пытается спасти Иешуа Га-Ноцри. Но его желание оказывается меж двух огней. С одной стороны, это закон, охраняющий власть кесаря. Бродячий философ имел неосторожность слишком вольно говорить о природе власти. И вот только за это по законам этой самой власти полагалась смертная казнь. Прокуратор не может нарушить закон, это смертельно опасно. Но и заставить первосвященника Каифу помиловать невиновного, с его точки зрения, человека он тоже не может. Первосвященник Каифа тоже власть, власть духовная. Мысли Иешуа Га-Ноцри опасны и для этой власти.

Пилат – это болезненная замкнутость и ограниченность суда.
Суд ограничен законами. Они – огненный круг, за который не может выйти разум. И здесь уже не просто духота, здесь жара, иссушающая душу и отражающаяся нестерпимой головной болью. От этой боли спасает только свободный мыслитель Иешуа. Но он опасен для огненного круга законов, законов и светских, и духовных. Он – вода перемен.

Иешуа – не евангельский Христос, он – толстовский Христос. Он далек и от Бога, и от реального человека. Но близок к Идеалу. Он почти идеальный человек. Почти… потому что в нем есть немого обычного человеческого. Он робок, покорен, избегает боли, боится смерти, наивно-доверчив. В общем не идеал, но идеалист, идеалист, проповедующий внутреннюю свободу, поэтому он так опасен и для кесаря, и для патриарха Каифы.

Каифа – консерватор, охранник традиций. Народ будет жить, пока крепки духовные скрепы, объединяющие его. Причем скрепы эти для него – это духовные законы, освященные временем. Они прочны, если в них не сомневаться. Всякий, сеющий сомнение, есть враг. Каифа – архитипический образ земной стихии.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 08 дек 2017, 11:11 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 3757
Откуда: Уфа
А товарищ Бендер с Воландом в родстве, ну, хотя бы, в троюродном или ещё как?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 12 дек 2017, 12:25 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2013, 06:55
Сообщения: 2110
Откуда: Москва
Откуда взялся кот?

Моя версия такая. Я вспомнила литературный дебют Антония Погорельского (автора знаменитой "Черной курицы") - "Лафертовская маковница", эта повесть-быличка считается первой в русской прозе примером фантастического романтизма. В ней есть персонаж - сватающий за себя Машеньку (главную героиню) статский советник Аристарх Фалелеич Мурлыкин, но в повадках Маша узнает в нем кота умершей старухи-ведьмы. Есть мультик по нему, но читать интереснее https://www.litmir.me/br/?b=66919&p=1

Вот мультфильмы, они немного переиначены, но красивые:





Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 27 дек 2017, 22:48 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
Иешуа и Воланд, как сказал Док, символы первичного архетипа двойственности: света и тьмы, Солнца и Луны, Инь и Ян. Поэтому-то для меня мир Воланда оказался параллелен миру Иешуа, а не противопоставлен ему. Две части одного архетипа не могут противостоять друг другу, но и слиться не могут. Произошла первичная дифференциация, первичное деление.
Иван гонится за Воландом, но нельзя догнать свою тень. Тем более, что она тоже начинает двоиться (пока). Сначала рядом с Воландом появляется Коровьев-Фагот, затем возникает кот Бегемот.

Кот Бегемот очень интересный персонаж. Он единственный в книге зверь, ведущий себя как человек, ну и как зверь, иногда (вероятно он символ животных инстинктов в человеке). И он как-то очень напоминает такого хулиганистого подростка. Для кота он большой, но для человека, даже встав на задние лапы, маленький. Ребенок еще. И хулиганистые проделки его во многом такие детские. Вот его не пускают в трамвай и он цепляется к последнему вагону и так едет. Возможно это свой инфантилизм вытесняет Иван и пытается не признавать и не осознавать его.

Потеряв из виду всю троицу, Иван начинает совершать поступки, которые можно назвать инфантильными.
Он очень уверенно (самоуверенно) выбирает квартиру №13 и ищет Воланда в ванной… и конечно же находит там голую женщину. Он виноват в сложившейся конфузливой ситуации, но не признается.
“Недоразумение было налицо, и повинен в нем был, конечно, Иван Николаевич. Но признаться в этом он не пожелал и, воскликнув укоризненно: «Ах, развратница!..» – тут же зачем-то очутился на кухне”.
Осуждающий укор женщине, перепутавшей его с любовником, защищает его самолюбие от конфуза. Инфантильная позиция: обвинить другого, чтобы не чувствовать себя виноватым.
Дальше он крадет бумажную иконку и свечку. Ну вот зачем они ему, атеисту и материалисту? Какой-то совсем ребяческий поступок: забрать себе вещь, не задумываясь о ее смысле и назначении, только потому, что ее новизна привлекла внимание. А для Ивана в этих вещах несомненно есть новизна. Ведь его атеистические убеждения не позволяли ему их иметь.
Ну и потрясающе смешная фраза:
“Когда мокрый Иван приплясал по ступеням к тому месту, где осталось под охраной бородача его платье, выяснилось, что похищено не только второе, но и первый, то есть сам бородач”. :)
Конечно и несомненно для общего самоуспокоения он должен верить, что все похищено теми злыми силами, которые он ищет. А он сам в своем наивном доверии ошибиться не мог.

В общем, регресс в детство происходит после того, как кот Бегемот уезжает от Ивана в неизвестность… и оказывается совсем рядом. Словно он начинает руководить его поступками и желаниями.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 04 янв 2018, 00:03 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
МАССОЛИТ звучит солидно. Поискала, что означает эта аббревиатура. Оказывается Булгаков ее придумал. И теперь каждый расшифровывает ее по-своему. Впрочем, и без расшифровки понятно, что это солидное объединение писателей и поэтов, и размещается оно в доме Грибоедова… в доме, в котором, по легенде, по легенде, уточняет Булгаков, Грибоедов читал своей тетке “Горе от ума” в том самом зале с колоннами, в котором вскорости окажется тело Берлиоза … без головы, т.е. без того самого ума, от которого горе.
Сюда же приходит и безумный Иван в поисках Воланда. В его сошедшей с ума душе созрела уверенность, что та сила, которая с одной стороны справедливость, а с другой непременно насилие, должна спрятаться где-то здесь под столиками уютного, элитного, открытого только для обладателей “членского МАССОЛИТского билета, коричневого, пахнущего дорогой кожей, с золотой широкой каймой…” ресторана, где собиралось сытое самодовольство.

Параллели между Чацким и Бездомным с одной стороны явные. И того, и другого то общество, к которому они принадлежали, объявляет сумасшедшими. А с другой … сумасшедшим Чацкого объявляет общество глупцов. Для них ум как бы и есть его критический надлом. Бездомный безумен на самом деле. Его ум, каким бы он ни был, не выдерживает натиска душевного переживания, водного натиска. Под напором водной стихии рушатся все те конструкции, которые составляли, казалось бы, надежную и разумную опору. Чацкий устоял под напором своих переживаний и погрузился в горе. Бездомный не устоял и бросился искать врага – свою тень.

“Карету мне, карету!”
От своего сумасшествия Чацкий еще может уехать, а Бездомный уже нет.
В аду грибоедовского ресторана разлито одно желание…
“О боги, боги мои, яду мне, яду!..”
И все потому, что, чего не хватишься …
“Нет ничего, и ничего и не было! Вон чахлая липа есть, есть чугунная решетка и за ней бульвар... И плавится лед в вазочке, и видны за соседним столиком налитые кровью чьи-то бычьи глаза, и страшно, страшно...”

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 10 янв 2018, 18:44 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
– А на что же вы хотите пожаловаться?
– На то, что меня, здорового человека, схватили и силой приволокли в сумасшедший дом! – в гневе ответил Иван.
Здесь Рюхин всмотрелся в Ивана и похолодел: решительно никакого безумия не было у того в глазах. Из мутных, как они были в Грибоедове, они превратились в прежние, ясные.


Так болен Иван или нет?
Вот если бы Иван пришел в ресторан Грибоедова с рассказом об иностранном шпионе (и не одном, а с подручными: один в клетчатом, выдает себя за бывшего регента, другой похож на кота), который собирает сведения о советских литераторах и собирается их всех потихоньку извести, то в милиции сразу бы открыли дело и вскорости непременно бы нашли и иностранного агента, и врагов народа, покушающихся на основы советской идеологии. И были бы все здоровы, и никакой патологии в психических процессах. Но Иван зачем-то вспоминает нечистую силу, Понтия Пилата и этим никак не вписывается в современную культурную парадигму, за что и обретает диагноз и постельный режим в комфортабельной палате под охраной дюжих санитаров.

Лабиринт – архетип сознания, сказал Док. Это наши мысли блуждают по его развилкам и тупикам. Блуждают в поисках истины. Но вот в тупике появляется зеркало (тот самый архетип Утешителя) и мысль останавливается и становится правдой, окончательной правдой, т.к. двигаться дальше некуда, но зеркало создает перспективу продолжения пути.
Окончательные истины – это всегда мысли, застрявшие в тупиках. Несчастье с Берлиозом выбило Ивана из одних тупиковых истин. А потом разговор двух теток около него об Аннушке, пролившей масло, по ассоциативной цепочке привел в другие тупики с иной культурной парадигмой, в рамках которой его дальнейшие неосознанные действия обретали основание и смысл.
Беда Бездомного в том, что он не видит тупиковой нестыкованности. То, что для него было очевидно, не являлось очевидным для всех остальных. Мир оказывается расколот на две очевидности. В мир приходит шизофрения.
Однако, в этом расщепленном мире есть факты одинаково очевидные для разных сторон.
Один факт касался поэта Рюхина. Его бездарность и двуличность очевидна и Бездомному и самому Рюхину. Другой иностранного консультанта. Он еще натворит дел – предупреждал Иван. Он и натворил.

Впрочем, двуличная расщепленность щедро рассыпана по всей главе. Это ведь не только к поэту Рюхину относится. Таков и профессор Стравинский, вроде бы пытающийся понять Ивана, но на самом деле давно все для себя решивший. Таков и Арчибальд Арчибальдович, вроде сочувственно расспрашивавший об Иване, но на самом деле совершено равнодушный к его судьбе. Тоже своего рода шизофрения … нравственная. Похоже, что целостны здесь только шнырявшие возле веранды коты, у которых “был утренний вид”.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 12 янв 2018, 05:34 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 3757
Откуда: Уфа
О духе-утешителе, кстати:

Красноярец укрылся от судебных приставов "в Нарнии" - там их полномочия "не действуют"
Подробнее: http://www.newsru.com/russia/10jan2018/narniya.html


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 17 янв 2018, 15:48 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2013, 06:55
Сообщения: 2110
Откуда: Москва
Читали анонс, В смысле "евреи"?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 105 ]  Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 7  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 12


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.097s | 18 Queries | GZIP : On ]