Добрый вечер, Александр Геннадьевич и все слушатели эфира!
Хотелось бы поделиться своими впечатлениями о фильме «Вечное возвращение». Когда я услышала о том, что Кира Муратова ушла от нас, мое первое чувство можно было бы выразить словами Расула Гамзатова «Друг ушел от моего порога…». Конечно, она никогда не была моим другом, я редко чувствую в художниках «своих людей». Я преклоняюсь перед их умом, восхищаюсь творчеством, но даже мысли не возникает о дружбе. А Киру Муратову я чувствовала именно, как друга. С ней у меня был тот самый «порт», возникающий только в самом доверительном общении. Ее фильмы одновременно поэтичные и искренние, говорящие обо всем человечестве чувственным опытом одного человека. Как говорил один критик, они одновременно наивные и мудрые. Коммуникативная ситуация, представленная различными вариациями в «Вечном возвращении», у меня сильно ассоциируется с взаимоотношениями психолога и его клиента и, наверное, не самыми удачными. Тут легко вспоминаются слова Людмилы Татьяничевой: «Ошибки, как испорченные дети, с немым укором смотрят на меня». Здесь каждый герой совершает ошибку за ошибкой из раза в раз, в разных интонациях, но с одним итогом. Главная мысль, на мой взгляд, заключается в корневых ошибках женщины (в некотором смысле, играющей роль психолога) и мужчины, к ней обращающегося. Героиня раз за разом иногда с сочувствием, иногда без него предлагает вернувшемуся страдальцу варианты выхода из его ситуации, как развернутую конфетку из фантика: на, бери, кушай. А он не может и не хочет кушать эту конфетку, он нуждается в том, чтобы самому прийти к какому-то решению. И ему не нужно готовый рецепт, возможно, с ним лучше было бы помолчать, дать выговориться, чтобы он внутренне успокоившись, нашел собственное решение проблемы. Но это заняло бы больше времени, которое мы так часто не хотим тратить друг на друга, а главное оставило бы меньше ее личной власти над ним. Такой подход героини, на мой взгляд, и является ее основной ошибкой, ведущей к отсутствию понимания между ними, этой вечной глухоте говорящих. Ошибка главного героя для меня заключается в том, что он, находясь в состоянии аффекта, накрученный сам собой, «закапсулированный» (ничего не может ни видеть, ни слышать) идет за жизненным советом такого большого значения. В этот момент говорить с ним о вечном смешно, он изначально не состоянии услышать. Он пришел переложить свою муку и ответственность за свою жизнь на плечи другого человека. И яростно протестует, когда женщина не хочет брать на себя его судьбу, говорит, что она плохой человек. В момент страдания человек становится очень эгоистичным, он не способен ни чувствовать, ни слышать вокруг себя, не способен подняться над собой, посмотреть со стороны на ситуацию. В общей глухоте двух персонажей, в болезненном отсутствии контакта – драматический стержень фильма Муратовой, такой искренний и простой.
|