Фильм смотрела, но вспомнила об этом, только когда начала пересматривать его. Название ничего мне не сказало, поэтому пошла смотреть, что оно значит.
Расёмон (яп. 羅城門 или яп. 羅生門, также Радзёмон или Расэймон, «ворота Расё», букв. «за́мковые ворота») — ворота, стоявшие в южных концах основных городских проспектов (Судзаку-одзи) в древних японских столицах Наре (Хэйдзё-кё) и Киото (Хэйан-кё). На противоположных (северных) концах проспектов стояли ворота Судзаку (Судзакумон) — парадный въезд в императорскую резиденцию.
Расёмон в Киото являлись самыми величественными из двух монументальных ворот, возведённых в период Хэйан. Построенные в 789 году, они были более 32 метров в ширину, около 8 метров в высоту, примыкали к 23-метровой каменной стене.
...
К XII веку ворота пришли в запустение и стали небезопасным местом, имевшим дурную славу пристанища воров и разбойников. В строениях ворот оставляли трупы и брошенных детей. Легенды гласили, что ворота служили обиталищем демону Ибараки Додзи.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0 ... 0%BE%D0%BDРасёмон – замковые ворота, которые пришли в запустение и стали небезопасным местом.
В основу сюжета фильма лег рассказ Рюноскэ Акутагавы “В чаще”. А в названии фильма использовано название другого его рассказа “Ворота Расёмон”.
И эти величественные развалины ворот и потоком льющийся дождь, с одной стороны, противостоят солнечному дню и густому дикому лесу, в котором произошли трагические события, о которых рассказывают по очереди его очевидцы. А с другой, с другой очень соответствуют всему тому, что там происходило.
Все четверо свидетелей говорят правду своего “ложного Я”. Разбойник остается разбойником, женщина – поруганной добродетелью, самурай – обесчещенным мужем, дровосек – невольным воришкой. И монах, как совесть человеческая, разочаровывается в человеческом в людях. Можно ли людям доверять, если в самый трагический для них момент все остаются в рамках их внешних форм и не могут пробиться внутрь? Ворота внутрь разрушены. Мало того небезопасны. В них живет демон Ибараки Додзи . Дорогу заливает дождь. Небо затянуто серыми тучами, солнца не видно. И в чаще леса оно пробивается на землю пятнами. И причудливые тени скрывают и путают реальность.
Вода – символ чувств и эмоций. Рассказанные, они вылились на ворота Расёмон, на людей, укрывшихся в их развалинах, мощным потоком. Кого-то привели в смятение, кого-то ожесточили, кого-то очистили.
Невольное воровство дровосека совершено ради шестерых детей. И искупается оно седьмым, приемышем, найденным здесь же, в развалинах ворот.
Собственно вот они, ворота к свету нашей души, – это другие люди, впущенные в душу.
Дождь закончился. Все дороги раскисли от воды. Бродяга уходит с богатой одеждой, в которую был завернут младенец. Дровосек уносит самого младенца. В душу монаха возвращается вера в то, что человек от природы своей добр.