Почему Париж? Почему гасконец? Почему нос?(Очерк к теме, посвящённой литературному герою - Сирано де Бержераку)Я продолжу говорить о карте нулевого аркана – Шут (Дурак). Проводя параллель со сказками, я упоминала один из важных сюжетов, раскрывающий смысл этой карты; когда герой встречает либо змею, которая оборачивается вокруг его шеи, либо царевну-змею, которая ему помогает. К этой серии относится поморская сказка-скоморошина Бориса Шергина «Волшебное кольцо», по мотивам этой сказки был снят полюбившийся многим одноимённый мультфильм. В этой сказке дочь змеиного царя дарит герою кольцо, которое у него хитростью выманивает царская дочка. Своё главное желание она озвучивает так:
«Возьмите меня в этих хоромах, да и с мостом и поставьте среди городу Парижу, где мой миленькой живет». Конечно, это желание звучит, как сатира на великосветский быт 19 века, когда основы дворянства – базировались на французской культуре, с обязательным присутствием гувернёра француза или гувернантки француженки. И это не смотря на существование сильных образовательных систем в Германии и Англии. Почему не слыханную популярность в аристократии снискали именно французы? Этой любви и преданности не помешала даже война с Наполеоном 1912 г. Наверное, у историков есть свои объяснения этого феномена. А я попробую объяснить это, исследуя наши внутренние духовные архетипы.
Но начну я с современности. По тем количествам экранизаций, которые происходят в мировом кино, можно судить, что самыми популярными литературными персонажами являются; английский сыщик Шерлок Холмс и французский мушкетёр Д.Артаньян. В отечественной фильмографии Шерлока Холмса сыграл Василий Ливанов, который не только у нас, но и в Англии слывёт актёром, который воплотил лучший образ Шерлока Холмса. А вот лучшим д,Артаньяном «всех времён и народов» многие считают М.Боярского. Очень много схожего у д.Артаньяна с другим известным персонажем - Сирано де Бержераком (Эдмона Ростана), оба мушкетёра, оба гасконца, со схожим темпераментом. Лицо Сирано отмечено огромным носом, актёр - М.Боярский носитель длинного носа. В другом фильме о русских мушкетёрах «Гардамарины, вперёд» он сыграет роль французского посланника - шевалье де Брильи, который будет иметь прозвище: «нос», «чрезвычайно носатый господин». Перечисляя персонажей, которые выражают какой-то общий значимый образ, я добавила бы сюда и Барона Мюнхгаузена; его невероятные истории, перекликаются с научной фантастикой, написанной Савиньеном Сирано де Бержераком, который в свою очередь является прототипом героя пьесы Э. Ростана. Самое знаменитое сочинение Сирано де Бержерака — опубликованная посмертно романная дилогия под общим названием «Иной свет»: «Государства и империи Луны» и «Государства и империи Солнца», где Сирано описывает от первого лица воображаемое путешествие на Луну и Солнце и жизненный уклад тамошних аборигенов.
У всех перечисленных героев я вижу некий общий корень. Корень этот лежит в архетипе, который олицетворяет собой карта Шута (Дурака). А как я уже говорила, внутри нас существует некая духовная частица или субстанция, которая выполняет очень важные функции в строении нашей личности. Я перечислю некоторые из уже упоминаемых в этой работе:
- мудрость (образ сказочной змеи или царевны змеи)
- воспитатель, наставник, сват (Катома-дядька, герой пьесы Э.Ростана)
- эта сущность обладает интеллектуальными способностями и, анализируя всю без исключения информацию, может даже предвидеть будущее (Шерлок Холмс).
И это лишь часть важных функций, которые оно выполняет. Поэтому для того чтобы ещё что-нибудь понять, я отправилась в Осознанное сновидение (далее ОС), с целью общения с этой сущностью. Итак, оказавшись в ОС, я увидела на стене свою тень: очертание моей головы, только к моей шее было прилеплено нечто, по своим очертаниям похожее на полумесяц. Я поразилась тому, что если раньше эта сущность могла трансформироваться в «третий глаз» на переносице так, что это напоминало: «
А на лбу звезда горит», то теперь оно явно напоминало: «
под косой луна блестит» (царевна Лебедь, сказка А.С.Пушкина «О царе Салтане"). Позже, когда я читала о Савиньене Сиране де Бержераке, который писал об империи Луны и Солнца, его избирательность меня ничуть не удивила.
Продолжу повествование своего сна; я сформулировала свой вопрос, при этом вспомнив образ Сирано де Бержерака. На что эта сущность начала рассказывать свою историю:
«Когда-то мы на площади устроили мятеж против Бога. Когда к нам спустился Бог, он сказал: «Я только Имя на Земле. [Как вы можете бунтовать против того, кто ничего не имеет, кроме имени?]». После этого он соединил нас с людьми и мы стали служить вам и Ему, как «поллунь», разнося салат (еду? растения?). Но самое главное то, что мы носим письма, но это, к сожалению, случается крайне редко». Меня поразил образ Бога, описанный им. Уж очень он напоминает свата Наума из сказки «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что» [1], который про себя говорит: «
Нет, меня никто не может видеть, я то - не знаю что». В другом варианте этой же сказки он называется «Шмат-разум»[2]. В одной из передач «Серебряные нити» обсуждалась эта сказка, тогда в обсуждениях на форуме я сделала смелое заявление, что в этой сказке я чувствую «еврейский след», но я не смогла точно мотивировать своё чувство. А сейчас я нашла ещё один из вариантов этой сказки, он называется «Сказка о бессчастном стрелке»[3]. Там стрелок видит над пропастью камень, на том камне кубышка, из кубышки вышел голос, который так о себе говорил:
«Мне имени нет, и меня глаза не видят, а кличь, если хочешь: Мурза! Чудодей-чародей посадил меня в эту кубышку и, запечатав Соломоновым перстнем, бросил сюда, и лежал я здесь семьдесят лет, пока ты не пришел». Мне эта цитата важна, для того чтобы честно договорить тему «Стойкость» и проблему еврейского народа, которую я подняла в одноимённой теме на форуме. Мой жаркий спор оборвался на том, что я говорила о пылкости, как о свойстве темперамента. Как известно, существует четыре типа темперамента. Считается, что их олицетворяют персонажи А.Дюма (отца) «Три мушкетёра»: Арамис – меланхолик, Атос – флегматик, Партос – сангвиник, д,Артаньян – холерик. Гиппократ, объясняя темперамент, как особенности поведения, видел в них преобладание в организме одного из «жизненных соков», иначе четырёх элементов: жёлчи (огня), лимфы (воды), крови (воздуха), чёрной жёлчи (земли). Допустим, что все эти элементы так или иначе выражены в архетипах людей, но есть один загадочный элемент, который, сдаётся мне, «запечатан Соломоновым перстнем». Его мы называем «огонь» – иначе «пылкость», то, что Александр Геннадьевич в третьей передаче о стойкости вычеркнул это качество, было мне сигналом, что, да, некое "проклятье" тяготеет над этим свойством. Воспроизведу этот разговор:
К.С. (в ответ на сообщение Валентины): «Для меня, чтобы научится так чувствовать, как чувствовали твои предки [евреи], нужно будет разбираться не столько в своих амбициях, сколько в своих мечтах. Мне кажется, во многих людях живут пылкие мечты и идеалы, которые рождают противоположные ощущения, что "ты не на своём месте", что занимаешься не своим делом.
А.Г.: «Эти пылкие идеалы и мечты не твои, они внушённые. И разница именно в пылкости, в горении, оно характеризуется не покоем».Раз мы уже начали говорить о пылких и темпераментных гасконцах, нам нужно на их примере понять, откуда берутся и кто внушает пылкие мечты и идеалы. Д,Артаньян и Сирано де Бержерак (Ростана) окружены романтическим флёром героя. А давайте посмотрим на них глазами правящей элиты или глазами простых обывателей; ну, типичные задиры и забияки, а к последнему можно добавить, что он бунтарь и вольнодумец, и главное, возмутитель спокойствия. Хорошо это или плохо? Из моего общения с сущностью видно, что её история тоже началась с мятежа. Мятежа против Бога. А кто у нас противостоит Богу? Ну, разумеется, нечистая сила. Нужно ли открещиваться от этой силы? Думаю, нет, потому что, тот же Бог нашёл ей предназначение, о котором нам нужно подробно поговорить.
Наверное, говорить об этом я буду на своём примере, для наглядности. Меня очень удручает моё поведение на некоторых авторских сайтах, особенно здесь. Я себя считаю мягким, спокойным, деликатным человеком, но, как только на форуме или в эфире передачи «Серебряные нити» я слышу мнение, с которым я не согласна, я с воплями «тысяча чертей!» готова сорваться с места и вступить в словесную дуэль. При этом я понимаю, что я могу обидеть своих оппонентов, которые являются живыми людьми. Я даже обратилась за помощью к своей знакомой – психологу, она читает нам лекции по семейной психологии в детском психологическом центре. Однажды она, смеясь, сказала, что очень часто к ней обращаются люди с таким посылом: «Объясните, почему я так сделал/почему так поступила?». Я обратилась к ней с той же просьбой; объяснить мне мои поступки. Она попросила меня вспомнить лекции о кризисе подросткового возраста (13-15 лет). В этот период человеку нужно отделиться от своих родителей, происходит это через отрицание и бунт. Если человек это своевременно не сделает, то он пытается наверстать это в течении жизни или, вообще, останется «не отделённым». Например, она считает, что многие диссиденты и те же Пуси Райт, это те, кто своевременно не пережил этот кризис. И моя «борьба» очень похожа на борьбу с авторитетом родителей, особенно с авторитетом отца, потому что самые главные «битвы» происходят на мужском авторском сайте. И что, моей подсознательной целью является – выделение себя, как отдельно мыслящей личности. Я считаю, что она права, потому что мой отец до сих пор считает, что я не могу самостоятельно мыслить, к слову сказать, он относит это ко всем женщинам; мыслить и принимать решения за них должны мужчины. Поэтому, в-принципе, спорить я должна со своим отцом.
Из этого разговора я поняла, чтобы ощутить себя самостоятельной, свободной и творческой личностью, нужно уметь себя ВЫДЕЛЯТЬ. Но, для этого нужна особая бунтарская сила, которую и символизируют такие герои, как д,Артаньян и Сирано де Бержерак. Может быть поэтому эти книги так популярны среди подростков, особенно юношей. Кстати, А.Дюма сравнивает своего героя с молодым Дон-Кихотом, и подбирает к нему эпитеты: упрямец и одержимый. Все мы знаем, что для устойчивости стола или стула, достаточно трёх ножек, поэтому система из трёх мушкетёров Атоса, Партоса, Арамиса – очень устойчива, но чтобы «вырваться» и «выделиться», этой системе нужна пылкость четвёртого – д,Артаньяна. Четвёртый – это «тёмная лошадка»; с одной стороны, он лишает троичную систему – устойчивости и покоя, с другой стороны, он помогает ей войти в контакт с бесконечностью. Очень хорошо эту мысль выражает герой пьесы Э.Ростана "Сирано де Бержерак":
Де Гиш (вскакивая). Портшез! Я еду!
(К Сирано.) Может быть,
Вы, сударь, помните главу из Дон Кихота?..
Сирано. Я, граф, могу перечитать охотно,
Хоть ни одной главы в нем и нельзя забыть.
Де Гиш. Вы помните главу о мельницах? Так вот:
Не кажется ли вам, что этот Дон Кихот...
Сирано (гордо). Во мне свое подобье создал.
Де Гиш. Но крылья власти, бешено вертясь,
Довольно часто скидывают в грязь.
Сирано. Или подбрасывают к звездам!
Но почему бунтарская сила оказалась под «соломоновой печатью»?
(продолжение следует)
Ссылки:
1. Сказка в пересказе А.Толстого «Пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что» Изд. Худ. Лит., 1985 г. OCR Палек, 1998 г. Собрание соч., т. 8
http://allbooks.in.ua/read.php?id=218&page=10 2. Пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что: [Сказка] № 212 // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т. — М.: Наука, 1984—1985. — (Лит. памятники). Т. 2. — 1985. — С. 108—117.
http://feb-web.ru/feb/skazki/texts/af0/af2/af2-1082.htm3. Сказка о Бессчастном стрелке: [Сказка из примечаний Афанасьева] № 567 // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т. — М.: Наука, 1984—1985. — (Лит. памятники). Т. 3. — 1985. — С. 257—259.
http://feb-web.ru/feb/skazki/texts/af0/af3/af3-257-.htm4. Сват Наум; ИС: Габбе Тамара Григорьевна. Быль и небыль. Новосибирское книжное издательство ДТ: 1992
http://www.chukfamily.ru/Humanitaria/Gabbe/Svat.htm