Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Прямой эфир. Youtube
Чат переехал на ютуб

Текущее время: 28 мар 2024, 23:21

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Правила форума


Уважаемые форумчане, напишите, пожалуйста, ваши наблюдения о связи карт Таро с явлениями человеческой культуры.
Для каждой карты Таро создавайте отдельную тему.

Просьбу доктора Данилина об этом смотрите здесь в теме Культурология Таро.



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 14 июн 2011, 17:13 
Не в сети
Почётный участник форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 08:39
Сообщения: 20159
Откуда: Москва
Девятый Великий Аркан - Отшельник (Инок)

Буква «Ш» (Щ, Ч) Карта №9 (эфир от 01.07.2010 г).

Доброй ночи, доброй ночи всем, кто смотрится в зеркала старинной колоды карт, пытаясь узнать в них себя и свои мечты. Для программы «Серебряные нити» эта колода карт всего лишь ещё один старинный способ познать человека. Или найти в человеке человеческое. Помните, как легендарный Диоген, отказавшийся от всех благ мира и живший в бочке, ясным днем ходил с фонарем в руке и разыскивал человека. Этот, по всей видимости, анекдот, о Диогене был очень популярен в конце средних веков, в Эпоху Возрождения. И фактически девятый аркан нашей колоды – Отшельник, очень многие другие колоды, особенно колода Эпохи Возрождения, так и называли – Диоген.

На лежащей перед вами картинке изображен пожилой человек, старик. В левой руке он несет посох или опирается на посох, а правой рукой поднимает лампу-светильник, где-то на высоте своих плеч и лица. И, наверное, этот аркан Таро покажется всем вам наименее аллегорическим, наименее загадочным... Лицо пожилого человека, лампа в его руке, посох, наверное, большинству наших постоянных слушателей покажутся ужасно знакомыми. И действительно, мы знакомы. Ведь на карте «Отшельник» изображен ваш или наш внутренний мудрец, с которым мы не раз и не два, по крайней мере, учились встречаться во время упражнений программы «Серебряные нити». Почему же «внутренний», скажут мне многие? Конечно же, этот мудрец одновременно и внешний. Он похож на отшельников, которые были духовными учителями всех народов и всех стран. На русских мудрых старцев, которые уходили в скит и там узнавали только им одним открывавшуюся истину. На старцев Индии, на мусульманских шейхов, так можно продолжать до бесконечности. Однако несмотря на узнаваемость этого образа все равно мне не до конца понятно, почему он так универсален, ну почему все-таки человеку для того чтобы стать мудрым, нужно уйти от мира? Запереться в скит. И когда приходит этот возраст, этот момент, когда человеку становится необходимым отшельничество.

Мы иногда называем это необходимостью одиночества. Но самом деле, нам необходимо не одиночество, а отшельничество.. Которое уносит от мира, чтобы там, в концентрации, молчании, тишине, безмолвии – удивительная вещь, услышать самих себя... Ведь это происходит именно так, правда? Русский святой, индийский гуру, суфийский шейх, уходят в скит, в конечную медитацию, дают обеты молчания, вовсе не потому, что это является неким ключом или кнопкой, чтобы включить некий висящий на стене скита громкоговоритель или телевизор, откуда раздастся голос бога, который можно услышать своими собственными ушами. Мне кажется это так очевидно, мы просто никогда об этом не задумываемся, кого, с нашей светской точки зрения слушает старец в скиту, кого слушает шейх, кого слушает йог в глубокой медитации. Ответ ведь абсолютно очевиден, конечно же, он слушает самого себя. Одиночество нужно человеку, чтобы различить голос бога, среди сотни и тысяч обрывков мыслей и фраз, шумов, которые непрерывно, непрестанно, присутствуют у нас в голове. Вот для того, чтобы произвести акт такого различения человеческого и божественного, для того, чтобы обрести своё высшее я, свою целостность, свою личность. Это просто разные слова, которые, в сущности, повествуют об одном и том же простом процессе. О погруженности в себя. То, что отшельник слышит в своем уединении, в своей потребности в одиночестве, для него достаточно.

Посмотрите на эту картинку, мне кажется, так и чувствуется, этот старец суров, ему не хочется говорить. Плотно сомкнуты, подчеркнуто плотно сомкнуты, его седые уста, а говорят лишь глаза. Может быть, из-за иконописности этого образа, этих глаз мне и чудится возможность русского происхождения этой колоды. Эта карта обычно интересует или притягивает к себе тех, кто ищет пути к самому себе и для этого ему нужно одиночество, нужна замкнутость. Такие люди обычно кажутся своим близким чем-то суровыми, возможно даже строгими, сдержанными, целомудренными, умеренными, деликатными. Могут они быть и совсем другими, они способны как Диоген, на презрительность, резкость. Если попытаться силой или насмешкой пробиться сквозь это желание, пусть даже скрываемое желание одиночества. Такой человек может говорить одними глазами, отказываясь публично передавать знания.

Поднимая лампу, Диоген ищет человека при свете дня. Что он может освещать? В основном только самого себя. Он показывает, что он ищет то, чего снаружи нет и не может быть, ведь солнечный свет затмевает свет масляной лампы. То, что ищет Диоген, существует только внутри.
Освальд Вирт, который, как вы помните, разделял великие арканы на тройки, объяснял функционирование этого символа, как завершение третьей тройки Таро. Это девятый аркан, девятая тайна. В третьей тройке Колесница представлялась ему как молодой и беспокойный человек, добивающийся в своих внешних целях, реализующий работу прогресса. Вторая карта - восьмая «Заповедь» как в традиционной колоде, «Справедливость» или «Закон» представлялась ему торможением, остановкой этой вечно куда-то бегущей тройки. Когда человек добился прогресса, когда он захватил то, что мог захватить, когда он приобрел то, что мог приобрести – деньги, успех или власть, у него появляется потребность затормозить присоединиться к каким-то традициям. Помните, в 90–х годах в условиях нашей страны мы говорили: «Даже бандитам рано или поздно становится нужен закон». Так ведь, в сущности, и получилось, нужно затормозить. Нужно затормозить, стать консервативным, научиться быть справедливым и присоединить себя к чему-то. Вечная гонка на колеснице невозможна, нужна остановка. Такой духовной остановкой являются духовные законы или заповеди. Но все отшельники этого мира уходят в затвор, по той простой причине, что законы и заповеди их не устраивают. Почему? Да потому, что вновь хочется понять свою уникальность, но на сей раз – хочется понять не уникальность своих достижений во внешнем мире, а уникальность самого себя, своей собственной души.

Великий для меня грузинский мыслитель Мераб Константинович Мамардашвили сказал однажды вот такие очень важные для меня слова: «Фундаментальное ядро философии состоит в том, что оно намертво связано с самой природой феномена человека. Поскольку человек есть искусственное создание истории и культуры, а не природное. Другими словами человек имеет внеприродные основания своего бытия. Надприродный, сверхприродный, назовите их как угодно. И тем самым - сверхопытный. Поскольку все что опытно – природно. Или все что природно – опытно. В природе нет гарантий для человеческого общения, и человеческого существования вообще. Их основания закладываются иначе. И всегда, как ни странно, о таких основаниях люди рассказывали, тем самым сохраняли их с помощью символов. Т.е. с помощью неких мифических существ, тотемов, первичных хранителей памяти. А тотемы это что такое? Это сверхчувственные предметы. Скажем, если бы тотемом была птица, то имелась бы в виду не та птица, которая летает, а птица, священный предмет, живущий в особом пространстве и времени. С точки зрения опыта она просто птица, а в качестве тотема – символический предмет, несущий в себе код тотема, например, код семейных отношений данного племени. Она передает отношение человека к некоему сверхъестественному существу, откуда же появилось такое отношение? Метафизика появилась потому, что само отношение человека к сверхъестественному, есть тигель его формирования в качестве человека. Появление человека можно датировать моментом открытия сверхъестественного. Человек, создает себя в качестве человека через отношение к чему-то сверхчеловеческому, сверхъестественному и освещаемому, то есть священному, в чем хранится память поколений. Там символически закодирован весь опыт». Конец цитаты.

Обратите внимание Мамардашвили пользуется алхимическим понятием тигля, т.е. того самого котла, в котором и должны совершаться превращения низменных металлов в золото. Если пользоваться психологическим языком, то тигель, это точка превращения того, что человек получает в опыте – в сверхъестественное, для меня эта мысль крайне важна, потому что в отличие от Вирта, помните, я говорил, что в моих субъективных ощущениях, в колоде развиваются более сложные геометрические фигуры. И сейчас мы находимся в пяти углах пентаграммы – звезды. И это – пять возможных выходов из ситуации обыденности.

Теперь, опираясь на цитату Мераб Константиновича, я могу объяснить, что значит выйти из обыденности способом, который отражает знакомый всем образ Отшельника. Это значит трансформировать опыт, полученный на предыдущих жизненных этапах в некую символическую, метафизическую или просто человеческую форму. Когда нас не устраивают, фигурально выражаясь, ни активные действия в мире, ни законы и заповеди, которые предлагает этот мир, нам остается только смотреть внутрь своей собственной души. Не важно, на каком языке учится перерабатывать свой опыт в символы Отшельник – он пишет мемуары, рисует картины, сочиняет музыку или просто думает о смысле собственной жизни, потому, что выразить его иначе, чем через символы невозможно. И понимание этого делает человека отшельником. Потому, что нужно собраться, сконцентрироваться, задуматься, делать это можно и посреди толпы, как делал это Диоген. Тогда человека, взгляд и интерес которого притягивает к себе эта карта, может казаться окружающим раздраженным и рассеянным. Да, да, ведь рассеянность чаще всего означает, что человек думает какую-то внутреннюю, чрезвычайно важную для него мысль. Эта мысль важнее, чем внешний мир.

Эта карта очевидна и проста. Но мы, почему-то, не хотим задумываться даже о простом. Очень часто вместо того, чтобы пытаться понять, кто же они такие – отшельники нашей культуры, что они делают, мы начинаем лихорадочно искать себе Учителя. Поиск которого, конечно, тоже может означать эта карта. Однако можно ли сегодня найти подлинных духовных учителей? Ответ на этот вопрос: «Не знаю» или «Не уверен». Во всяком случае такие великие исследователи духовных традиций, как Рене Генон или Мирча Илиаде считали, если говорить словами Генона, буквально: «что инициатический элемент буквально удалился от человека и исчез». Действительно за последние 100 лет таинственный восток, источник сказок и медитаций продемонстрировал гораздо более высокие темпы вестернизации, чем некоторые страны Европы, не говоря уже о Средней Азии. Япония, Китай, постепенно этот процесс захватывает и Индию, стали развитыми западными странами. А Япония, можно сказать, является даже более развитой западной страной, чем любая западная географически страна. И поэтому многочисленные восточные учителя, наводнившие наши города, очень часто демонстрируют интеллектуальное убожество и невежество в области собственной родной им культуры. И, поэтому велика вероятность встретить не Учителя, а источник профанации, компрометации великих духовных традиций.

Торговая культура, страстная привязанность человека к миру вещей постепенно порвала подлинную передачу духовной культуры, в разных странах этот процесс проходил по-разному. Можно, наверное, отметить лишь, что если вы сегодня слышите о человеке, что он представитель многих поколений волшебников, целителей или уж, тем более, представляет преемственную духовную традицию, то уж тем более это достаточно примитивный очевидный PR-ход. Это реклама и продажа знаний, вряд ли в сегодняшнем нашем мире можно найти что-то похожее на духовную инициацию. Ну хотя бы на того человека, который смотрит на нас с картинки старинной карты, но очень ведь хочется, правда, хочется его найти.

Вот что важно, если выражение лица этого старика, его поза и фонарь в его руке кажутся вам знакомыми, то, как ни удивительно, это означает, что этот старинный образ, внутренний мудрец, находится внутри вас. Если это так, то вполне возможно лично вертикальное как называл его Рене Генон посвящение или инициация, т.е. умение, навык получать откровение из метафизической или божественной даже области самостоятельно, открыться этим силам. Между прочим, сделать это совсем не сложно. А вот что значит лампа в руке отшельника, и как это почувствовать технически или предположения на эту тему мы с вами обсудим в следующей программе.

Девятый Великий Аркан - Отшельник (Инок) продолжение

Буква «Ш» (Щ, Ч) Карта №9 (эфир от 06.07.2010 г).

Доброй ночи, доброй ночи всем, кто путешествует вместе с нами во внутренних пространствах человеческой души, держа в руках колоду старинных карт Таро.
Отшельник... его позиция в этом мире как позиция Диогена, как бельмо в глазу, сидевшего в центре античного города, со свойственной ему, этому городу роскошью и распущенностью нравов. Да, да они были всегда... В западной культуре позиция отшельника всегда была героической. И всякий воин на этом поле имеет все основания считать себя одиноким. Как писал Юлиус Эвола: «Бытие определяет сознание». Знакомая нам с детства фраза оказывается гораздо более сложной, чем мы её привыкли понимать. Как понимали бытие: как быт, как все, что сегодня называется экономикой, естественно все остальное было для нас надстройкой, однако Отшельник живет и несет свою лампу там в этой самой надстройке. Удивительная вещь в Советском Союзе никакое наше бытие никакого нашего сознания не определяло. Все было с точностью до наоборот. Поскольку бытие наше определяли мифы, точнее говоря, идеология, которая создавала мифы, а бытие наше было, пожалуй, куда как более бедным, чем бытие сегодняшнее. И вот, когда мы с этим самым бытием столкнулись в полной мере, столкнулись с потоком информации в интернете, на телевидении, столкнулись с бесконечным разнообразием человеческих точек зрения, из которых невозможно выбрать устраивающие нас законы и заповеди, мы вдруг столкнулись с тем, что привычное нам представление о сознании, как неком рациональном или прагматическом рассуждении не помогает, ставит в тупик.

Одна из главных проблем нашего времени заключается в том, что очень немногие из нас даже просто осознают, что же с нами происходит. Поток бытия, экономики, житейских проблем, захватил нас целиком и наше хваленое сознание оказалось бессильным справится с этим потоком. Человек становится в позицию отшельника только именно тогда, когда он чувствует тупик. Он не в силах логически рационально осмыслить то, что с ним происходит. Он все время чувствует какую-то искусственность, некую недостаточность интерпретаций, которые даёт интеллект. Мы никак не можем ухватить некой подлинности и в первую очередь своей собственной подлинности. Мы никак не можем почувствовать своего существования в стремительно текущем и стремительно меняющемся потоке дней. Мы никак не можем найти вот этих двух предметов, которые отшельник, пусть даже и старый, так уверенно держит в руках: посоха, который дает точку опоры, возможность опереться хоть на что-то в этой горящей и кипящей изменчивости, и лампы - лампы, которая осветила бы истину. Рациональные усилия действительно очень часто оказываются бесполезными. Мы стремимся к подлинному познанию, к тому, что мы называем понимание. Но дело в том, что акт познания и акт самого бытия абсолютно неотделимы друг от друга. Понимание или познание мира – это переживание непосредственного слияния с чем-то сверх реальным, с какой-то непосредственной тайной, с каким-то арканом, который лежит в основе самой жизни.

Отшельник делает что-то, если вы посмотрите на рисунок аркана в любой колоде, вы удивитесь, что в нем есть некий скрытый динамизм. Он сейчас в данный момент куда-то идет, что-то совершает. Это не пассивная позиция. Что же он все-таки делает этот самый Отшельник.

В 19-том веке отшельник, одинокий философ, задумавшийся о смысле человеческого бытия – Франц Кьеркегор, разделил человеческое существование на аутентичное, т.е. имеющее смысл, и неаутентичное – смысла не имеющее. При чем аутентичным существованием Кьеркегор считал существование человека способного ощутить свою внутреннюю сущность и отдельность задачи своего существования от таких же задач других людей. Неаутентичным, в свою очередь, Кьеркегор считал человека, существование которого определяется тиранией толпы. Таких людей Кьеркегор назвал плебсом. Именно из философских понятий этого отшельника слово плебс или плебей проникло в наш лексикон.
Мы просто не помним, что изначально это слово, имеющее в нашем языке отчетливо пренебрежительный оттенок, означало человека, не способного обращаться к своей внутренней сущности и доверять ей. А если он не может этого делать, его поведение будет целиком определяться тем, что Кьеркегор называл толпой, а мы называем, ну, например законами и общественными отношениями. Собственно говоря, толпа Кьеркегора – это все то, что мы с вами называем внешним миром. Ведь в середине 19 века люди ещё не знали ни кино, ни телевидения, ни других средств массовой информации. Аутентичное существование у Кьеркегора – это способность обращаться к богу внутри себя. В глубинах человеческого «я» хранится истина.

А наша профессиональная психиатрия, ещё больше исказив мысль Кьеркегора, произвела от понятия - аутентичность термин аутизм описывающий провал, падение личности в собственное внутренне пространство. Но существование болезненного аутизма вовсе не отменяет необходимости для человека той самой аутентичности. Наш замечательный прозаик Фазиль Искандер писал, что только тот, кто думает, может до чего-нибудь додуматься. Чтобы думать – надо выпадать из жизни. Дар философа, есть дар выпадения из жизни при сохранении памяти о ней. И наш замечательный философ Михаил Михайлович Бахтин говорил, что для того, чтобы что-нибудь понять нужно по отношению к понимаемому процессу занять позицию вне находимости, подняться над ним. Можно сказать, что в любой момент, когда мы пытаемся делать упражнения в программе серебряные нити, мы оказываемся на секунду в той самой позиции вне находимости, вне находимости для внешнего мира, в позиции отшельника. Поразительная вещь, но те, кто делал наши упражнения, уже поняли что эта позиция, каким-то непостижимым образом дает человеку точку опоры. Искандер и Бахтин ассоциировали человеческую способность занять позицию вне находимости со словами мудрость или философия. Действительно, Отшельник – это карта мудреца.

Но есть же ведь ещё и перевернутый Отшельник. И это карта плебса, которому больно чувствовать себя плебсом. Это карта человека, которому для того, чтобы найти точку опоры необходимо начать думать. Я уже упоминал Рене Генона и Мирчу Илиада – мыслителей традиционалистов. Ещё один подобный мыслитель - Юлиус Эвола оставил отчетливый, на мой взгляд, портрет человека, который характеризуется картой перевернутого Отшельника. Человека, для которого поиск собственной аутентичности или собственного смысла является чем-то абсолютно необходимым. Надо сказать, что описание это сделано в начале 20-го века, это описание человека, который захвачен тиранией толпы, управляется извне и всё время пытается найти во внешнем мире информацию, идею, идеологию, словом какую теорию, которая описывала бы его собственную жизнь, её смысл. Слабохарактерность, уклончивость, беззаботная безответственность, распущенная небрежность заметны даже в повседневных жизненных мелочах. Такие люди что-то обещают написать, позвонить, сделать то или иное и не делают. Исчезла пунктуальность, в самых запущенных случаях отказывает даже память, постоянная забывчивость, рассеянность, неспособность на чем-либо сконцентрироваться. Кроме того, согласно наблюдениям специалистов новые поколения отличаются плохой памятью, для объяснения этого явления пытались привлечь самые оригинальные толкования, однако истинную причину надо искать в указанном изменении общей атмосферы, которая, похоже, ведет к настоящим структурным изменениям психики.

Если же вспомнить то, что лаконично писал Вейненгер о связи между этикой, логикой и памятью, о том значении, которым обладает память на высшем, а не только на психологическом уровне: «Память тесно связана с единством личности, с её сопротивляемостью рассеиванию во времени, потоку длительности. Т.е. она имеет этическую и онтологическую ценность. Не зря упражнения, направленные на укрепление памяти составляют часть высшей аскезы, например в буддизме, легко понять, какие выводы можно сделать из этого явления. Естественно поведение человека из породы бесхребетного входит привычка к вранью, причем врет он нередко безвозмездно, безо всякой цели. Отсюда это его специфическая черта. Если же человека этой породы упрекают в подобном поведении, он либо изумляется, поскольку считает его совершенно естественным, либо, чувствуя себя оскорбленным, реагирует на упреки с почти истерической нетерпимостью. Он не желает, чтобы его доставали. Достаточно чуть пристальнее присмотреться к нему, чтобы без особого труда распознать этот тип невроза среди наших собственных знакомых. Тогда обнаруживается, что многие люди, которых вы ещё вчера наивно считали своими друзьями или хотя бы просто порядочными людьми, сегодня после кризиса стали просто неузнаваемыми. Стоит ли говорить здесь о мире политиканов с их махинациями и продажностью, неизменными спутниками парламентской демократии, сегодня чуть ли не выставляемых напоказ с наглой беззастенчивостью? Ведь вполне понятно, что именно эта область представляет собой подлинный питомник для такой породы бесхребетного человека, сохраняющего свою идентичность, несмотря на различия партийных ярлыков». Конец цитаты. Если учесть, что строки эти написаны 1955 году, то становится понятным, что ни с чем уникальным в нашей повседневной жизни мы, в общем-то, не сталкиваемся. Если хотите, количество таких людей – перевернутых Отшельников - всегда будет прямо пропорционально количеству людей, берущих на себя героическую в подобные времена роль Отшельников в культуре.

Но все-таки, я вращаясь вокруг одной и той же темы, никак не могу сказать, описать, что же, все-таки, делает Отшельник, какой поступок он совершает. В 1911 году наш замечательный мыслитель и писатель Василий Васильевич Розанов оставил такую запись в своей записной книжке, цитирую: «Мой Бог – бесконечная моя интимность, бесконечная моя индивидуальность. Интимность похожа на воронку или даже две воронки. От моего общественного я идет воронка, суживающаяся до точки, через эту точку или просвет идёт только один луч – от бога. За этой точкой – другая воронка, уже не суживающаяся, а расширяющаяся в бесконечность. Это - Бог. Там – Бог. Так что Бог – один, так что Бог - и моя интимность и бесконечность, в коей самый мир – лишь часть». Конец цитаты. Как и все у Василия Васильевича, эта маленькая запись чрезвычайно образна и символична. Что значит сузить воронку общественного я? Это и значит – стать отшельником. Что значит прислушаться к тому, что звучит во внутренней воронке, расширяющейся в бесконечность? Молиться? Слушать Бога? Нет-нет, конечно – нет! Розанов буквально в двух строках своей записной книжки просто описывает процесс мышления. Человек мыслит. Мысль в сущности и есть концентрация на внутреннем. Она не может быть снаружи, снаружи бывают только чужие мысли. И эта человеческая мысль, когда он, человек делает усилие мысли, зажигает свет в точке, находящейся между двумя воронками. И мы говорим на нашем простом и повседневном языке – не я выдумал мысль, а мысль пришла мне в голову. Этот вход мысли, её приход и составляет акт понимания. Он приходит, возникает из той самой сущности бытия, несмотря на примитивность картинки, лоб Отшельника на рисунке 9-го аркана изборожден морщинами, чего вовсе нет ни на гладком лбу карты, которая у нас называется Заповедь, ни на таком же гладком лбу героя карты, которая у нас называется Вожжи. Эта складка есть на лбу у Отшельника. Мыслить, господи, боже мой, насколько это простая мысль, это и значит – увидеть или почувствовать луч от Бога.

Когда человеку хочется выбраться из борьбы с внешним миром, из заповедей, навязанных обществом, воспитанием, традиционной религией, семьей, он может либо совершать поступки, которые потом назовут преступлениями, поскольку любое преступление – это переступление через черту тех самых заповедей, либо совершить какой-то совершенно другой акт, который Иммануил Кант назвал трансцендированием. Преступление, как мы с вами уже и говорили совершается на уровне 7-го аркана, 9-й аркан посвящен необходимости мысли, а мысль – это всегда способ подняться над самим собой, достичь позиции вне находимости, расшириться, потому что мысль приходит оттуда из самой сути бытия. Никто из нас не знает, почему возникло бытие. В чем его причина и механизмов бытия мы не знаем. А слово это существует и употребляется непрерывно. Следовательно, мы имеем в виду какую-то особую категорию. Бытие есть, но это понятие предельно и самодостаточно. Бытие существует само, на своих собственных основаниях и является причиной самого себя. Что останавливает человека на пути совершения преступных поступков? Некая черта, мы называем её совестью. Что делает человека отшельником? Тоже некоторая черта или инстанция, Фрейд назвал эту инстанцию «суперэго», мне больше нравится понятие все того Мераба Мамардашвили, он говорил слова – «инстанция невыносимости собственного бытия». Мы называем её совестью. Ну, если мы обратимся к жизни нашего современника, реального прагматика, которому «сам черт не брат», то мы выясним, что совесть – это тоже абсолютно неизвестная нам и непонятная инстанция. Она просто звучит в человеке и не имеет для себя никаких рациональных, прагматических оснований. Что такое – совесть, или - сделать по совести? Совесть в человеке либо есть, либо её нет. Не может быть больше совести или меньше совести. Она просто есть. И её самобытие, самобытность является достаточной. Совесть существует где-то помимо нас, на своих собственных основаниях и является причиной самой себя. Или вот, например, что такое личность? Конечно, я понимаю, что мои слушатели не психологи. Но я хочу лишь сказать, что психология, этиология так и не смогли обнаружить границы этого платоновского понятия. Можно ли сказать моя личность, ваша личность определена только семейным воспитанием? Нет, конечно, мы все равно другие, чем наши родители. Наша личность определена только законами нашего общества и экономикой. Ну, вот уж – шиш, в наше время этого никак сказать нельзя. Наша личность определена генетикой. Но мало того, что мало кто из нас понимает, что такое генетика. Но все равно, очевидно - нет, нет, не только наследственностью. Наша личность определена сплавом всех этих факторов, все равно - нет. Этого недостаточно.

Ещё одна, последняя на сегодня, невероятно важная для меня цитата. Михаил Михайлович Бахтин писал когда-то, что одно из главных человеческих чувств – это чувство того, что я, человек, представляю из себя нечто большее, чем я есть в окружающей меня реальности. Если вы задумаетесь, то вы поймете, что это блестящая характеристика личности каждого из нас. Того, что мы называем самолюбием, амбициями. На чем они основаны? Если вы такие умные, то чего ж вы такие бедные? Оно основано на ощущении, что я представляю из себя нечто большее, чем я есть в этой реальности. Самолюбие это и есть это мучительная надежда на то, что я – личность. Правда? Мы ведь так говорим? Совершенно верно. Именно на это. И значит это, что это самое «нечто большее» тоже представляет из себя некое самодостаточное бытие, некую цельность. Мы все внутренне чувствуем, что такое наша личность, только выразить словами этого невозможно. Что такое мысль? Сама мысль, откуда она взялась? Откуда произошла, и что отражает? Вам не кажется, что это тоже вот такое же самодостаточное понятие. Если хотите, то это и есть – тайна или аркан. Но ведь нас интересует именно это, правда? Нас интересует смысл бытия, наша личность, личность другого человека. Нас интересуют такие же самодостаточные понятия, как добро и зло. Но ведь делать добро непросто. Это не получится исходя из заповедей. Это искусство. И поэтому мыслить, зажигать свет Диогена или ощущать свет в центре соединения двух воронок из описания мыслей по Розанову, это значит мыслить вот об этих самодостаточных понятиях, которые гораздо больше, чем мы сами. Надо сделать усилие. Двинуться куда-то. Наморщить лоб, для того чтобы в вашей лампе зажегся свет, который несет Отшельник. И когда человек делает это усилие, он сужает общественную воронку, превращаясь в отшельника уже тем самым. Тогда он начинает мыслить об этих понятиях больших, чем человек и его разум и он сам становится больше. Он вырастает, как личность, в точке Розанова его касается луч от бога. Или, если хотите, от любви, потому, что любовь - это точно такое же понятие, оно существует само, на своих собственных основаниях и является причиной самого себя. Тогда ваша мысль начинает касаться этих понятий, вы совершаете героический поступок Отшельника. Успехов.

_________________
Право, приятно,
Когда развернёшь наугад
Древнюю книгу
И в сочетаниях слов
Душу родную найдёшь.

Сегэн Госабуро /Татибана Акэми/


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 15 июн 2011, 06:59 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 мар 2011, 09:56
Сообщения: 1725
Откуда: Курган
IX Буква "Ш" (Щ, Ч)- "Отшельник"
Я обратила внимание, что на карте аркана "Отшельник" много букв: "Ш", "Ч", "Щ". Как на карте аркана "Шут".
Крамской "Христос в пустыне"


У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

_________________
То, что сейчас происходит во мне,
Тоже является частью Вселенной!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 01 июл 2011, 13:13 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
Добрались до одиночества, вернее уединенности. И зажгли фонарь, и это при солнечном-то свете… Но он зачем-то нужен на этой картинке…
Темнота и неопределенность бывает во внутренних глубинах души. Вот ее-то уголки и освещает фонарь в руке Отшельника. Карта размышлений о себе и поиска собственной индивидуальности.

Литературные ассоциации с этим Арканом,… сложно подобрать… Так или иначе отдельной частью, отдельными кусочками архетип, описанный этим Арканом, встречается во многих произведениях, а вот чтобы с ним олицетворить героя целиком…
Впрочем, предположу следующее,… два брата, Алеша и Иван, из “Братьев Карамазовых” Достоевского. Прямой и перевернутый аспект этой карты.
Почему именно они?... Мне кажется, что именно в этих образах Достоевский делает приоритетными внутренние поиски и метания над внешними. Внешние события для этих героев лишь оправа, канва, рамка, очерчивающая, обозначающая глубинные проблемы души. Они оба не могут опереться только на внешний авторитет традиционных учений и знаний. Они оба опускаются во внутреннюю глубину собственных душ. Они честны в своем поиске и в своих сомнениях. Только пути познания и поиска себя в келье Отшельника у них разные.
Алексей сердцем, чувственно воспринимает все происходящее вокруг. Пройдя через боль и муки, он приходит все-таки к сердечной мудрости понимания и всепрощения… «Простить хотелось ему всех и за все и просить прощения, о! не себе, а за всех, за все».
Иван мечется в интеллектуальных противоречиях, так и не сумев опустить их в глубину собственного сердца. Добрался он только до чёрта в своей душе. Создал Великого Инквизитора, который, выбравшись из кельи Отшельника, станет 15-м арканом в колоде Таро.
Две стороны одной карты: светлая и темная. Два противоположных уединенных поиска своей индивидуальности, два честных взгляда в глубину собственной пещеры. Искреннее желание зажечь там фонарь и пройти ее лабиринтами. Трансформация внешних знаний, теорий, догм, чувств в нечто своё, внутреннее, только собой принимаемое и переживаемое.
Результат отшельнической концентрации различен. Но, наверное, это тоже закономерно.
Путь сердца и путь интеллекта разделены и помещены в разные образы этого романа. Впереди еще много ступенек, по которым надо подняться человеку, чтобы, исследовав оба пути, соединить наконец-то их в одну дорогу.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 01 июл 2011, 21:22 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
Может здесь стоит посмотреть среди христианских аскетов. Путь отшельничества, путь аскезы очень явственная линия в христианстве, впрочем и в индуизме тоже...там ведь в прошлом, не знаю как сейчас любой отшельник почитался за святого местности. надо полистать фолианты Что то кажется было в Библиографии :du_ma_et: Кажется, что то есть и у Г.Гессе и что-то помнится у Толстого, с отрубившем палец себе, в наказание за плотские помышления...
Ну, конечно, как же я запамятовал американского соловья Эмили Дикинмон, когда-то очень легли на душу ее стихи. Вспомнилось...
Под легким флером мысль видней
Ясней ее вершины.
Так пена скажет: здесь прибой.
Туман - здесь Аппенины
Гениальная затворница, не позволявшая издавать свои стихи, считая это оскорблением Духу...как продать и вазможно ли пение жаворонка
Стихи были изданы против ее воли... Для отшельничества нужен внутренний гений вероятно, не обязательно талант, но гений, уж точно
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1% ... 0.B2.D0.B5

Ну, да, Будда, ушедший из дворца, и перепробававший все духовные техники, отказался от них и в конце-концов устпаший искать истину уселся в одиночестве под деревом бодхи, пока на него не снизошло озарение,подаривщее миру буддизм

А сколько пустынножителей о которых мы не знаем не потому что их не было, а просто- не знаем, а сколько великих монахов... Один Франциск Ассизский чего стоит или наши святители земли русской...

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 16 июл 2011, 11:18 
Не в сети

Зарегистрирован: 21 июн 2011, 22:40
Сообщения: 50
Откуда: Волгоград
9-й он Великий или Большой Аркан -[color=#FF4000]Отшельник[/color]
Разве эта карта не невляется докозательством уединения(монахов,гуру и т.д.) в познании мира и гормонии с природой нашей планеты, на которой мы все живём свами.
Ведь как сказано: " ищи и найдешь просветления в мире сего ". :ti_pa:
Многие великие учителя были Отшельниками, но порой из этого получалось очень многое.


У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

_________________
2012 Год Водного Дракона ! - Вперёд Россия за нашим счастьем !


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.096s | 18 Queries | GZIP : On ]