Серебряные нити
http://serebniti.ru/forum/

Культурология - Третий Великий Аркан – Василиса Премудрая
http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=8&t=803
Страница 1 из 1

Автор:  Селена [ 15 июн 2011, 17:30 ]
Заголовок сообщения:  Культурология - Третий Великий Аркан – Василиса Премудрая

Третий Великий Аркан – Василиса Премудрая (Императрица).
(эфир от 20.05.2010г.)

Доброй ночи. Я вновь приветствую всех тех, кто набрался смелости путешествовать вслед за символами старинной колоды карт Таро и буквами своего собственного родного алфавита. Мы приближаемся к третьему Аркану, к Аркану, который в нашей небольшой колоде обозначен русской буквой В и носит название Василиса Премудрая.
На картинке женщина в свободных одеждах, которая восседает на менее ограничивающем ее движения низеньком троне. На картинке в нашей колоде это заметно не очень явно. Картинки же большинства колод позволяют предположить, что свободные одежды и свободный, выражаясь фигурально, трон нужен женщине, потому что она беременна.
В ее правой руке щит с изображением орла, а в левой руке скипетр с навершием, наподобие древнеегипетского знака анкх. Это позволяет думать, что перед нами снова зеркало. Поскольку скипетр, как символ активности, мужской символ, держат в правой руке, а щит, как символ защиты, в левой. Смотрите, Василиса Премудрая, она же Императрица, не просто держит в руках знаки царской власти, она держит в руках мужское и женское начало, если хотите, Мага и Берегиню, символ дерзания, активности, и символ защиты.
На голове у женщины корона, на сей раз корона царского небесного достоинства. Очень схожая, кстати говоря, с коронами русских королевских фамилий. В нашем случае над ее головой развернуто полотнище, на котором находится одиннадцать, мне хочется сказать, узелков. В действительности это полотнище расположено так, что напоминает крылья у нее за спиной. И действительно, на многих старинных и новых изображениях этого Аркана у этой женщины есть крылья. А то, что на нашей карте изображено в виде узелков, похожих на запятые, во многих карточных колодах изображено в виде звездочек. Этих звездочек, точно так же как и узелков одиннадцать. Двенадцатая более крупная звезда, горит во лбу. Возможно это намек на один из двенадцати знаков зодиака, в котором присутствует солнце при рождении человека. Когда я рассказываю об этом описании, то так и хочется предположить, что Александр Сергеевич Пушкин был знаком с тогдашними образцами карт Таро. Поскольку вполне возможно, что он почерпнул из рисунка этой карты отдельные черточки своей царевны – Лебедь. Очень схожий образ, дева, одетая в Солнце, встречает нас в Апокалипсисе святого Иоанна Богослова. Ну и, конечно же, по христианской символике образ женщины - матери, женщины - царицы близок к образу Богородицы. Похоже, что эта молодая женщина в недавнем прошлом та самая дева из второго Великого Аркана Таро, который мы назвали Берегиней. Однако теперь она стала хозяйкой, зрелой деловой женщиной. И, кроме того, женщиной - матерью. Помните, она ожидает ребенка.
Интересно, что исторически скорее всего буквы Б и В произошли от одной и той же буквы греческого письма, которая у греков называлась “бета”, а у византийцев “вита”. Интересно, что на латыни слово “вита” означает жизнь. И это вполне подходит смысловому ряду карты. Эти две женские буквы Б и В расположены рядом только в славянских алфавитах, т.е. в кириллице и в глаголице, в других европейских системах письма знак, соответствующий звуку В стоит в конце алфавита. При этом русский алфавит можно сравнить лишь с одной символической системой, с системой старших Арканов Таро. Впрочем, мы об этом говорили.
Старинное русское слово Василиса, именно это изображение на карте, по-гречески означает “царица”. Собственно говоря, имя, которое, конечно же, вполне подходит этому Аркану. В словосочетании Василиса Премудрая в русских сказках как раз и появляется владычица или царица дома, владычица или царица судьбы, которая теперь на уровне этого третьего Аркана, стала действительно способной вкладывать ум в дерзновение Мага или Чародея. Она смогла преодолеть или превозмочь те эмоции, которыми была переполнена на уровне второго Аркана. И, конечно же, в этом символизме есть то, что Карл Юнг назвал архетипом Великой Матери, который во все времена ассоциировался с женщиной и с жизнетворящей порождающей силой. Императрица олицетворяет плодородие жизни и, конечно же, человеческую плодовитость. В некотором смысле третий Аркан является шагом возвращающем девственную Берегиню от ее человеческих свойств духовности и поиска истины, от поиска знания, назад к физической природе. Только здесь она, как Богородица, способна стать ее владычицей. Она способствует росту и развитию всего сущего. Она способна интегрировать, собрать разрозненные элементы в единое целое. Именно она, Великая Мать, сохраняет целостность семьи. Именно она знает, как сохранить жизнь своим детям и какой именно ум имеет смысл вкладывать в головы юных Магов и Берегинь.
Почему же голова Василисы Премудрой, она же Императрица, увенчана короной, а не тиарой? Обратите внимание, в отличие от предыдущего Великого Аркана, корона имеет не три, а два яруса. Это значит, что достоинство, величие, которыми эта корона наделяет и которые она символизирует, относятся сразу к двум уровням бытия. Навершие короны устремлено в небеса, ее основание, диадема, устремлено вниз к человеку. Любая классическая корона – это олицетворение принципа, что внизу, то и наверху. Валентин Томберг, мне кажется, очень точно определил, что именно символизирует корона. Он сказал, что задачей Императрицы является сублимация природы.
Что такое сублимация природы? Это значит внесение человеческого, духовного или божественного в то, что изначально было природным или определялось, как природа. Жозеф Пеладан когда-то, на мой взгляд, дал почти идеальное определение магии. Он писал, что магия – это искусство сублимации человека. Сублимация человека – это его природные функции, качества, которые с помощью Василисы Премудрой, превращаются в духовный порыв. Разве не в этом функция Василисы Премудрой в русских сказках? Разве она не заставляет Ивана-царевича совершить путешествие за тридевять земель для того, чтобы преобразовать свою земную природу, для того, чтобы он понял, что такое его подлинная мужская природа?
Сублимацией природного огня, инстинктов, назвал основатель психоанализа Зигмунд Фрейд целью человеческой жизни. Мы должны переделать человеческую природу. Превратить инстинкт в творчество. Найти связь между рождающимся маленьким человечком и звездами. Разве не является главной задачей материнства сделать так, чтобы этот родившийся по природным законам человечек не вернулся потом обратно, к звездам или к Богу. Тот же Жозеф Пеладан избрал своей эмблемой один из главных символов магии, парящего орла, и писал, что это символ, призывающий бросить на ветер орлов своих желаний. Бросить на ветер, значит вознести к небу, сделать духовными или возвышенными. Кто может сделать это лучше орла?
А Жерар Анкосс, он же Папюс, дал когда-то другое определение магии, предельно простое, которое тоже очень отчетливо видно на рисунке этого Аркана: “Подлинная магия есть наука Любви”. Но если для Берегини, для предыдущего Аркана, наука Любви есть вопрос эгоцентрический, вопрос связи с собственными чувствами и с собственной интуицией, то для Василисы Премудрой это вопрос конкретной жизни, которую она носит в себе, и которую олицетворяет. Объединение двух начал: женского и мужского, символ жизни на ее скипетре и орел, как символ полета Духа от природного, инстинктивного вверх, к небесам и к смыслу, как символ сублимации – вот главная весть и орудие Императрицы.
Человеческое рождение всегда ЧУДО. И оно всегда природно и поэтому в нем всегда есть нечто, что человек будет воспринимать как греховное и запретное. Для того, чтобы преодолеть это ощущение, требуется объединение двух воль: воли божественной и воли человеческой. На картинке карты чудо единения двух воль, то, что родилось от природного можно возвысить к звездам. Именно это объединение двух воль: божественной и человеческой, отражает и корона, и навершие скипетра. Точно так же, как решимость Императрицы выражает объединение мужского и женского начала. То, что у Мага было дерзанием, а у Берегини возможно дерзостью, у Императрицы становится силой. За счет чего? И происходит это вовсе не по причине божественного дуновения. Это объединение мужского и женского, небесного и земного, и в знаках королевского достоинства, и в рисунке на нашей карте, отражает только одно, Императрица становится другой, и она становится сильной за счет того, что принимает на себя ответственность за другую жизнь. В ней появляется абсолютно новое человеческое чувство и абсолютно необходимое, которое Мартин Хайдеггер, один из основателей философии экзистенциализма, назвал главным свойством человеческой души. Это способность проявлять заботу. И Чародей, и Берегиня на это неспособны. Материнство создает из Василисы премудрую, поскольку она становится способной проявить заботу. Неважно, как и в каком аспекте это понимать. Важно почувствовать, что способность заботиться о других автоматически одевает эту корону на голову Императрицы.
Именно эта забота позволяет ей связать природное и духовное, животное и человеческое, объединяя в себе противоречия. Забота и ничего кроме заботы. Удивительная вещь, но эта самая забота и ответственность делают ее счастливой. У нее получается то, что никак не получается у Чародея и Берегини. Она способна получать радость от чувственных удовольствий, потому что в ней живо природное начало. Она становится способной наслаждаться своей женственностью и своей эмоциональной чувствительностью, которая так беспокоила Берегиню.
Кстати говоря, карта, являясь зеркалом, всегда выражает ваше собственное отношение не только к материнству и к идее заботы, включающей в себя все окружающие вас живые существа, которые в этой заботе нуждаются. Удивительная вещь, Василиса Премудрая сама забота, всегда с легкостью открывает путь к чему-то новому. Возможно, если вас заинтересовал этот Аркан, вы сейчас порождаете или даете жизнь чему-то новому: творческим идеям, новому продукту или ребенку. Кроме того, так как Императрице и Василисе Премудрой свойственно разрешать себе наслаждение от чувственных удовольствий, то она способна, любит и умеет наслаждаться эстетикой и красивыми вещами.
Вполне возможно, если человека интересует или к нему приходит этот Аркан, что вашей жизненной задачей, то, что доставляет вам максимум удовольствия, является помощь другим или оказание гостеприимства. Вы умеете и знаете, как дать, ну например молодым девушкам или юношам, корректный практический совет. Вы способны заботиться о чем-то важном, и не только о гостях. Вполне возможно, что вы сейчас курируете какой-то проект или руководите большим коллективом. В своем прямом значении эта карта означает, что вы на своем месте и умеете это делать.
Кроме того, карта, конечно, может символизировать и саму природу-Мать и ваше желание выбраться из опостылевшей городской среды.
Может она носить и вполне абстрактный оттенок милосердия, которое вы или хотите проявить или проявляете в недостаточной степени по отношению к кому-то близкому.
В своем прямом значении эта карта означает, что вы хороший начальник. Вполне возможно она означает, что вы хороший отец, поскольку забота вовсе не является, не забывайте об этом, прерогативой сугубо женской половины человечества.
Что касается перевернутой карты, то чаще всего она означает одну из самых распространенных в нашем обществе болезней. Эта болезнь в психиатрии называется гиперопека. Она может показывать, что вы пытаетесь, например, не воспитывать своих детей, а программировать их, т.е. жестко контролировать каждый их шаг. Вы можете оказаться Ужасной Матерью Карла Юнга, пожирающей, удушающей и требовательной или наоборот хронически отсутствующей. Если вы мужчина, то перевернутая карта, в конце концов, может оказаться женщиной, которая, несмотря на все ваши старания, ну никак не хочет чувствовать себя как ваша мать и вести себя так, как вела или ведет себя она.
Конечно же, у заботы, а это, пожалуй, самое главное значение карты есть свой перевернутый аспект. Возможно, вы очень боитесь выполнять женскую роль в обществе. С негодованием отвергаете, отрицаете традиционные женские роли или образы. Ну скажем, вы можете принять решение во имя творчества или во имя бизнеса никогда не иметь детей. Вполне возможно впрочем, что вы не хотите заботиться о себе или о других.
Может быть, и совсем другой аспект проблемы заботы. Отрицательное значение карты или карта перевернутая может показывать, что вы слишком сильно отдаете себя другим. Вы чрезмерно альтруистичны и со своим бесконечным желанием проявить заботу, наносите неосознаваемый вами вред тому, о ком заботитесь. Задумайтесь, если с вами что-то случится, ну не будем говорить о самом страшном, а вот если, например вы получите травму и на некоторое время попадете в больницу, ваша забота о своих близких не лишит их способности действовать, принимать решение самостоятельно? Может быть, вам стоит чуть меньше обращать внимание на них и чуть больше заботиться о себе самой?
Среди возможных интерпретаций, есть и еще одна, это чрезмерное попустительство своим желаниям. Т.е. избыточная забота о той самой чувственной стороне удовольствий и, как следствие,… нет, нет, я имею в виду вовсе не интимные проблемы, следствием таких потаканий своим желаниям чаще всего являются необходимость диеты или необходимость отдавать бесконечные долги.
Кроме того, в отрицательное значение этих карт входят просто лень и апатия. Ну например, вам кажется, что ни на что кроме заботы вы не способны, а дети уже выросли, разлетелись из гнезда и теперь вам некуда приложить свои женские силы. Хотя разумеется это вовсе не так. Ведь вокруг нас такое количество людей, которые нуждаются в нашей заботе. Нет, вы это понимаете. Перевернутая карта, скорее всего, говорит о том, что вы требуете награды за свою заботу. О некой тайной мыслишке, которая преследует вас и все время гнетет. Ведь эту мысль не скажешь даже близкому человеку. Мысль эта заключается в том, что раз они выросли, дети, то они могли бы быть более благодарными и проявлять больше заботы обо мне. А так как дети проявлять эту заботу не могут или не хотят, то я буду стараться перестать ухаживать за собой, заболеть. Для того, чтобы они почувствовали, насколько они виноваты передо мной, и проявили обо мне ту же заботу, которую я проявляла о них маленьких. Может быть, я рассказываю сложновато, но вы, наверное, поняли, о чем идет речь. Речь идет о том, что вы пытаетесь вышибить из своих близких заботу с помощью шантажа. Я надеюсь, что вы понимаете, что это невозможно. И если вы, правда, хотите заботы, снимите телефонную трубку, позвоните своим выросшим детям, спросите их, как они себя чувствуют и не нужно ли им чем-нибудь помочь. Вот тогда, возможно, преодолев собственное желание шантажировать, вы получите хотя бы часть той заботы, в которой нуждаетесь.
Кроме того, эта карта может означать, что женщина чувствует себя бесправной, слабой или зависимой, т.е. она может показывать, что женщина требует от своего мужа, чаще всего, чтобы он уделял больше времени ей, детям, а не своей работе или своим увлечениям.
Если эта карта интересует мужчину, то, скорее всего он чувствует какой-то комплекс неполноценности из-за того, что с его точки зрения проявляет чисто женские черты характера.
В отрицательных значениях карты есть еще одно. Это значение – всепоглощающая страсть. Концентрация всей своей заботы в одной точке. Но страсть это слишком важный аспект. Давайте поговорим о нем в следующей передаче.
Спокойной ночи.

Автор:  Селена [ 15 июн 2011, 17:31 ]
Заголовок сообщения:  Re: Культурология - Третий Великий Аркан – Василиса Премудра

Третий Великий Аркан – Василиса Премудрая (Императрица) (продолжение).
(эфир от 25.05.2010г.)

Доброй ночи. Доброй ночи всем, кто продолжает путешествовать и размышлять вместе с нами над колодой старинных карт, над Великими Арканами загадочных карт Таро.
Мы с вами говорили о карте, которая в нашей колоде получила название Василиса Премудрая, а в традиционной колоде называется Императрицей, что собственно одно и то же, потому что имя Василиса по-гречески и значит “царица”. И это имя, конечно, можно и нужно дать этому Аркану. Тем более что в этом Аркане есть еще одна интереснейшая деталь. Почти на всех картах самых разных школ почему-то Хозяйка, Императрица, Василиса Премудрая держит в правой руке щит с изображением двуглавого орла, герба России. И вполне возможно, что это дальний отзвук русского происхождения карт. Кто знает.
Это мнение существует далеко не только у отечественных исследователей. Об этот щит спотыкался взгляд очень многих европейских исследователей колоды Таро, в том числе и современных. Кто-то из них считает, что цыгане, дороги которых проходили через Россию, принесли с собой, подхватили в России этот знак. Кто-то считает по-другому. Но, тем не менее, мы то с вами уже высказали свое предположение о связи карт Таро с русским алфавитом.
Берегиня или Папесса, героиня картинки предыдущей карты, училась получать знания. Василиса Премудрая потому и премудрая, что она способна это знание использовать. Это красивая спокойная женщина с царским достоинством ставит перед нами еще один вполне неожиданный вопрос. А зачем нужны человеку или женщине знания?
Мы очень часто говорим детям, что им надо учиться. И естественно этот текст традиционно принадлежит Василисе Премудрой. Мы только почему-то забываем объяснить: зачем же все-таки надо учиться. Давайте сделаем отступление. Может быть, нам поможет разобраться в этом традиционное мифологическое значение этой карты.
Итак, это архетип Великой Матери. Раз мы назвали Берегиню Персефоной, то, наверное, проще всего Василису Премудрую объявить одним из образов Деметры, Великой богиней Древней Греции, Матерью Землей, Владычицей Природы и защитницей беспомощных тварей. Как говорят древнегреческие мифы, с благословения Деметры вызревает золотистое зерно на полях, а в конце лета люди благодарят ее за щедрость Земли. Деметра управляет сменой времен года и жизненным циклом всего живого. Она покровительствует беременности и рождению новой жизни, благословляет брачные союзы, как средство продолжения жизни. Это богиня матриархата, женский образ силы самой Земли. Греки считали, что это она научила мужчин возделывать землю, а женщин молоть зерно и печь хлеб. Когда Аид похитил Персефону, и Деметра в гневе перестала заботиться о плодородии земли и отказалась вернуть ей изобилии, человечеству грозила гибель от голода. Помните, конфликт между Деметрой и Аидом был разрешен с помощью мага Гермеса. Это он, великий манипулятор, смог найти компромисс. Но всякий раз, когда её дочь покидает землю и уходит к своему мужу Аиду, матерь Земля предается скорби, становится холодной и безжизненной. Наступает зима.
Конечно же, образ Деметры отражает опыт материнства. Он включает не только физический процесс беременности, но и рождение, и воспитание маленького и беспомощного дитяти. И это,… здесь есть еще одна очень важная деталь, в уверенной позе царицы есть осознание ценности своего собственного тела, переживание самой себя неотъемлемой части природы. Радость видеть, слышать, ощущать вкус, счастье оттого, что ты просто живешь. Без Великой Матери внутри каждого из нас ничто не могло бы воплотиться, кто бы мы ни были: мужчины или женщины. Именно благодаря ее великому терпению, мы находим смирение ждать, пока не придет время действовать или получать результаты, собирать зерно.
Опыт общения с матерью оставляет в ребенке чувство защищенности и доверия. И точно также образ Императрицы связан с внутренним ощущением защищенности и уверенности сегодняшнего дня.
Деметра мудра. В русских сказках она становится Василисой Премудрой. Но эта мудрость не имеет прямого отношения к разуму. Эта природная мудрость, сознающая цикличность жизни, знающая, что все созревает в свое время. И, конечно же, это образ, не боящейся смерти. Именно потому, что ему известна цикличность жизни.
Конечно же, ровно эти свойства прямой картинки имеют свою темную сторону. Ведь можно следовать за природой, а можно подчиняться ей. И тогда появляется гиперсексуальность, апатия, чувство тупости, т.е. застой Духа. Женщина, которая была доброй матерью, становится матерью поглощающей, которая никак не может отпустить свое дитя на свободу, никак не может поднять свой щит.
Мать скорбящая может быть наполнена горечью и обидой, потому что жизнь вообще требует перемен и расставаний, и с чем-то или с кем-то приходится прощаться навсегда. В Василисе Премудрой мы сталкиваемся и с темными, и со светлыми сторонами своей собственной природы.
В отрицательном смысле женщина, которая так и не научилась гордиться своей природой,... а без этой гордости нет никакого доверия к себе, теряет почву, она вылетает у нее из-под ног. Женщины могут чувствовать себя бесправными, слабыми, зависимыми. А мужчины считать себя не до конца мужчинами из-за того, что у них появляются женские черты характера. Очень часто перевернутая Императрица,… напомню, она может быть перевернутой не только на карте, лежащей перед вами, она может быть перевернута у вас в душе,… обратная сторона – это синдром пустого дома. Дети разлетелись из гнезда, оставив мать в одиночестве. И вы вдруг чувствуете себя, как Деметра, у которой украли Персефону, опустошенной и никому не нужной.
Можно ли как-то описать эту карту одним главным свойством так, чтобы это было понятно? Да. Мне кажется, это сделал Мартин Хайдеггер, который именно к значению этой карты,… только не подумайте, что Хайдеггер писал что-либо о Таро, это конечно не так,… но он считал свойство именно этой карты – главным свойством человека вообще. Потому что на этой карте изображена в конечном итоге сама Забота.
Если читать сначала Берегиню, потом Василису Премудрую, то мы получим ответ на вопрос, который я поставил в начале нашей передачи: знания человеку нужны для проявления заботы, потому что во всех остальных случаях они становятся абсолютно бессмысленными. Знания нужны для того, чтобы заботиться о ребенке. Знания нужны для того, чтобы заботиться о городе, в котором ты живешь. Природа позаботилась о нас, а мы теперь должны заботиться о ней. Если хотите Императрица – это карта движения зеленых. Об этом главном свойстве Императрицы мы забываем, когда наш дом покидают дети, например. Мы забываем о том, что будут внуки, о которых тоже нужно будет заботиться. Мы забываем о том, что есть другие внутренние смыслы у карты Василиса Премудрая. Ну, например, она держит на щите герб России, а корона ее очень похожа на классическую русскую царскую корону. И это, конечно же, значит, что она Родина.
Все очень просто с определением слова Родина. Это ведь не только Мать, это такое место на земле, в котором мы чувствуем себя сильными, сильное пространство. Это место на земле, которое заботится о нас или, по крайней мере, должно заботиться о нас. Однако и это место требует своей заботы. В современном мире, как бы остаток символического значения Императрицы оказался в образах Первых леди, жен президентов разных стран. Как вы знаете их функцией, как-то незаметно, стала забота о слабом: благотворительные акции, культура. Но если не каждая из нас жена президента, то каждая может стать Императрицей, по той простой причине, что вокруг нас есть, всегда есть кто-то или что-то, о ком нужно проявлять заботу, что нужно создавать. Ну например, Родина наша разрушена, и это значит, что сейчас для того, чтобы остаться богиней ей нужна наша с вами забота. Эта забота нужна городам и селениям, лесам и весям просто потому, чтобы они становились местами силы для наших детей. Нам нужно не только спрятать их от жизни и вырастить, нам нужно каким-то образом изменить саму жизнь вокруг для того, чтобы она научилась заботиться о наших детях.
Почему необходимо иногда почувствовать себя Императрицей? Да по той простой причине, что Императрица – это карта возможности заботы. Ее перевернутый отрицательный аспект сводится к мысли, что моя забота никому не нужна. Эта мысль всегда ложная. И как только произносишь ее отдельно, то становится очевидно: мы всегда можем заботиться о том, чтобы вокруг нас не разрушали родную природу. Мы можем заботиться о том, чтобы наших детей нормально учили в школах. Мы можем заботиться о том, чтобы в нашем городе или маленьком селе поменьше нарушался закон. Но для этого мы должны почувствовать, что каждый из нас Василиса Премудрая. Я не случайно путаю род. Дело в том, что Василиса Премудрая несет в себе обязательное человеческое право проявлять заботу. Как только вы, как мы говорили в упражнениях, примите позу Императрицы и попробуете почувствовать и в этих ее раздвинутых коленях, разведенных в сторону локтях – это такая свободная развернутая поза, эта поза позволяет вмещать в себя весь тот мир, которым вы дорожите. Только это надо почувствовать.
Сесть, выпрямиться, взять в руки щит и почувствовать, что вы обязаны защищать, и имеете право это сделать, потому что вы не просто Императрица по юридическому статусу вашему,… нет, вы Василиса Премудрая. И это ваша обязанность, защищать мир, который вас породил.
Здесь есть еще один тайный, невероятно важный аспект. Позы у Василисы Премудрой и у следующей карты, у Императора или Хозяина, абсолютно разные. Поза Императрицы открыта, несмотря на то, что щит у нее в руках, она не защищает им себя, она его хранит. И это значит, у нее есть одно колоссально важное значение, колоссально важный смысл. Она умеет принимать. Она включает в себя, впускает все то, что она собирается защищать.
Что такое использованное знание? Не мудрость, а премудрость, что-то превышающее эти знания в реальной человеческой жизни. Это и есть способность принимать. В знаниях, которые получает Берегиня, в своей многоступенчатой короне, есть одна страшная особенность. Это способность знаний превратиться в паразитирующую систему автономного мышления. Это та проблема, которой лишена Императрица и которая является необыкновенно важной в нашей системе получения знаний.
Что такое паразитарная система автономного мышления, что я имею в виду? Я имею в виду эффект чистых знаний взятых без заботы. Я имею в виду чистую психопатологию, некий гипноз философской или мировоззренческой системы. Между прочим, по сравнению с катастрофическим действием на ум человека подобной системы колдовские чары сущие пустяки. Человек, зараженный такой вот паразитарной автономией некоторой теории, возможно до конца жизни так и не сможет увидеть людей, мир, исторические события иначе, чем через призму некоторой системы, которой он одержим, как злым духом.
Так, если человек считает себя марксистом, а еще недавно таковых у нас было абсолютное большинство, он не способен увидеть в истории абсолютно ничего, кроме классовой борьбы. Он начинает через призму двух слов видеть решительно все исторические процессы и события. Мы с вами можем говорить о психологии, мистицизме, магии, религии, философии. Но весь этот мир марксист назовет лишь опиумом для народа. Т.е. он сообщит, что все это делается для того, чтобы утопить в мистическом, идеалистическом тумане реальность эксплуатации пролетариата буржуазией.
Не менее красноречивым примером может служить, например, фрейдизм. Человек полностью ослепленный учением Фрейда во всем, что мы говорим, будет лишь видеть сублимацию подавленного полового инстинкта, которая и вынудила ведущего в поисках выхода из собственной сексуальной неудовлетворенности ухватиться за карты Таро и вести о них такое большое количество передач.
Почему всему этому противостоит Императрица? Да, по одной очень простой причине. Она, это начало души, которое способно все принять, всему доверять, но окончательно надеяться только вот на это самое свое чувство заботы. Оно является последним пределом, критерием внутренней истины. Вот это вот знание позволяет мне заботиться о ребенке? Вот это вот знание принесет счастье или комфорт моей Родине? Вот это вот знание поможет хоть одной человеческой душе стать добрее, найти смысл собственной жизни? Или оно может только разрушить? Сам этот вопрос, поставленный в глубине души с точки зрения заботы, придает человеку, любому человеку, императорское достоинство. Это признак того неуловимого, что мы называем зрелостью. Императрица, Великая Мать, отчасти сурова, но ведь иначе не может быть, потому что далеко не всякое проявление жалости, опеки приносит человеку пользу. Иногда заботой о ребенке является оставление его без опеки. Он же должен в конце концов когда-нибудь вырасти. Почувствовать это может только открытая поза Императрицы, желание вместить в себя, почувствовать другого человека, того о котором ты собираешься заботиться. Разомкнутая поза Императрицы позволяет ей принимать, понимать, но не позволяет захватывать в рабство.
Может быть мне мерещится, что на наших картах ее губы чуть-чуть тронуты улыбкой, и это есть ирония по отношению к абсолютному знанию. Императрица знает – абсолютно только ее чувство. Это и есть чувство заботы.
Нужно сказать, что первые три карты нашей колоды в чем-то аналогичны. Магия – в лице первого Аркана, искусство, желание творчества – в лице второго и деторождение – в лице третьего, по существу аналогичны. И относятся они к категории проецируемых знаний. Это экстериоризация, т.е. внешнее воплощение внутренней жизни, способность проецировать из небытия разные формы материи, которые отныне наделены собственной жизнью. Это треугольник, венцом которого, необходимым качеством является способность защищать свое творение, не удерживая его, а принимая, т.е. сохраняя его свободу.
Я, между прочим, могу предложить вам одно упражнение Императрицы, в абсолютно чистом его виде. Оно основано на доверии к собственному телу.
Сядьте, расслабьтесь немного, примите позу Василисы Премудрой. Вовсе не обязательно держать в руках щит. Хотя, между прочим, поставить вот так на колени книжку, например, оказывается очень удобно. Расслабьтесь, как сможете, закройте глаза и поднимите под закрытыми глазами зрачки чуточку вверх. Потратьте две секунды на сканирование вашего тела. Почувствуйте его. А теперь повторяйте слово “да”, прислушиваясь к телу. Просто говорите: “да”, “да”, “да”,… и мысленно попросите тело дать вам сигнал. Когда вы решите, что вы такой сигнал получили,… у меня например это легкое подергивание мышц на правой руке,… мысленно повторяйте слово: “нет”, “нет”, “нет”, и наблюдайте, получите ли вы такой же сигнал может быть с другой стороны тела. А может быть просто получите какой-то другой сигнал. У меня, например, напрягается левое бедро. Можно это упражнение проделать несколько раз, вставая и меняя положение тела. Самое главное запомнить, какой сигнал тело посылает в ответ на слово “да”, и в ответ на слово “нет”. Это все. Дальше вы можете использовать это упражнение в повседневной жизни. Это упражнение, например, позволяет отключить вашу логическую оценку другого человека и включить вместо мудрости премудрость, т.е. почувствовать себя Василисой Премудрой.
Один мой знакомый на спор решил использовать это упражнение. Он научил свое тело давать ему ответы с помощью чувства покалывания в плечах: “да” – в правом плече, а “нет” – в левом плече. И применял этот способ в тех случаях, когда хотел понять: человек говорит ему правду или врет. Покалывание в правом плече означало, что все в порядке, покалывание в левом означало сигнал опасности. Я рассказал ему это упражнение, но так получилось, что встретились мы лишь через три года. Выяснилось, что это упражнение полностью изменило жизнь моего знакомого. Он стал использовать эти сигналы, скажем во время переговоров, и со 100%-ной вероятностью научился ощущать успех или провал. Скажу вам честно, более того этот человек смог довести свои сигналы до такой отточенности, что мог научиться в любой фразе определять в каких частях она лжива, а в каких искренна. Все ведь дело в вашем желании заниматься и прислушаться к смыслам того, о чем может сообщить вам русская буква В и одна картинка в старинной карточной колоде.

Автор:  Селена [ 15 июн 2011, 17:36 ]
Заголовок сообщения:  Re: Культурология - Третий Великий Аркан – Василиса Премудра

С третьим великим Арканом связался недавно прочитанный роман “Пока мы лиц не обрели” Клайва Стейплза Льюиса. Глубоко философский роман-притча. Конечно он сам по себе больше чем этот Аркан. Но… все же, все же,… именно через этот Аркан он перекидывает мостик к Просветлению. Так, по крайней мере, увидела это я.

Варварское государство Глом. Войны, неурожаи, эпидемии. Неприязненные взаимоотношения Царя и главного Жреца, служащего богине Унгит. У царя Трома две дочери: одна безобразна и умна, другая красива и глупа, и нет наследников трона. Он женится в очередной раз, через год молодая царица умирает при родах. На свет появляется божественно прекрасная младшая дочь царя Психея. Старшая и младшая неразлучны. Их наставник, пленный грек Лис, обучает их языкам, наукам, искусствам. Средняя ленива, предпочитает сплетни, украшения, наряды…
Психея растет и хорошеет и душой, и телом. Жители Глома сначала, как водится, видят в ней богиню и начинают поклоняться, затем требуют принести ее в жертву, надеясь задобрить грозную богиню Унгит и избавиться от несчастий, разом обрушившихся на страну: эпидемия, мор, засуха, угроза войны с соседями.
Психею приносят в жертву, но она не умирает, и Оруаль, старшая сестра, находит ее в священной долине. Находит и снова теряет.
Повествование ведется от имени Оруаль. Она, ставшая после смерти отца Царицей, обвиняет богов в тех внутренних болях и бедах, с которыми столкнулась ее душа.
Оруаль, мудрая царица. Талантливая ученица греческого учителя, она меняет жизнь государства в лучшую сторону. Все замечательно и спокойно, страна процветает и развивается. Но Оруаль страдает без Психеи, которую любит, как дочь, и которая из-за ее ревнивой любви вынуждена скитаться где-то в чужих странах.

Пытаюсь пересказать и понимаю, что не получается. Хоть роман и небольшой, но сложно уложить его в короткий приблизительный пересказ. Сложно, не умещается,… не буду больше пытаться.

Что здесь важно: Берегиня-Психня исчезает из романа, когда Оруаль становится Царицей. Происходит возврат от духовных поисков к земной физической природе, к земным делам и заботам о людях, к земным знаниям, к земной мудрости. Царица не имеет семьи, она бездетна, но ее семьей и ее детьми становится целое царство. И для всех его жителей она становится мудрой Матерью. Но исчезнувшая из ее жизни Психея и нарастающий бунт против местных богов, грозит мудрость Василисы превратить в удушающую гиперопеку ужасной Матери.
По-моему, сюжетной линией замечательно отражены и все достоинства, и все возможные недостатки этого Аркана. В какой-то момент царица Оруаль видит себя в образе жестокой богини Унгит, к которой она испытывает внутренний страх и отвращение.

И все-таки путь из этого Аркана лежит дальше по колоде Таро к Аркану 20-му Просветление. Оруаль и Психея встречаются в стране Богов и становятся неотличимы друг от друга, обе прекрасные и обе мудрые.
Неожиданно вот что приходит в голову после рассматривания этих Арканов: Берегини и Императрицы. В возникших у меня литературных и кино-ассоциациях главные героини далеко не красавицы. Не очень симпатичная Паша Строганова, играющая Бабу-Ягу, безобразная Оруаль, скрывающая свое лицо под покрывалом. Наверное это не случайно и неслучайно вспомнился Льюис. Пока мы лиц не обрели. Женщины на первых Арканах одеты, а на последних нагие. Одежда, искусственная личина, скрывает отсутствие подлинных лиц. Они появятся только к концу путешествия. Нагие тела, как обретенная подлинность.
И в романе Психея должна спуститься в страну Мертвых, чтобы там отыскать ларец с красотой царицы Оруаль.
Если разложить колоду Таро, то во второй заключительной и коротенькой части романа К.С. Льюис схематично показал путешествие от первых двух к двум последним через некоторые наиболее значимые Арканы колоды.
Ну а первая часть все-таки очень близко в моем видении к третьему Аркану Таро.

Автор:  quagga [ 12 ноя 2011, 13:58 ]
Заголовок сообщения:  Re: Культурология - Третий Великий Аркан – Василиса Премудра

На японской гравюре у Императрицы нет щита, но в руках японки- веер. Веер можно превратить в щит, если развернуть его. В то же время веер может служить оружием.

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/