Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Прямой эфир. Youtube
Чат переехал на ютуб

Текущее время: 28 мар 2024, 13:49

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Правила форума


Уважаемые форумчане, напишите, пожалуйста, ваши наблюдения о связи карт Таро с явлениями человеческой культуры.
Для каждой карты Таро создавайте отдельную тему.

Просьбу доктора Данилина об этом смотрите здесь в теме Культурология Таро.



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 27 июн 2011, 20:07 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
Седьмой Великий Аркан – Вожжи (Колесница).
(эфир от 17.06.10г.)

Доброй ночи. Доброй ночи всем, кто согласен глубоко задумываться о собственных отражениях в зеркалах старинных картинок карт Таро в радиотеатре фантазий программы “Серебряные нити”. Жан Бодрийяр, французский философ, когда обсуждал человеческую влюбленность, писал о ставшей главной в человеческой жизни философии изворотливости. Цитирую:
“Изворотливость – это всеобщая уловка, которая состоит в том, что мы живем не за счет нашей собственной энергии или нашей собственной воли, а благодаря энергии, которую мы ловко крадем у мира, у тех людей, кого мы любим и ненавидим. В конечном итоге источником нашего существования становится энергия незаконная, украденная, совращенная. И другой человек также существует лишь благодаря этому непосредственному ловкому присвоению, обольщению и праву передачи. Полагаться на кого-то другого в смысле желаний, веры, любви, решений – это вовсе не означает отречение от самого себя. Это просто стратегия. Делая другого своей судьбой, вы извлекаете из этого энергию. Придаваясь какому-то знаку или событию, связанному с жизненными хлопотами, вы присваиваете себе его форму”.
Я бы добавил: лишь бы не искать того, что является нами самими, нашей подлинностью. Однако этот поиск является залогом триумфа или праздника, значением которого в человеческой жизни посвящены тайны следующего великого Аркана, седьмого Аркана Таро, который в нашей колоде называется Вожжи, обозначен буквой Ж, и на картинке изображена колесница, именно так эта карта называется в традиционной колоде, которой управляет всадник с короной на голове. И сама колесница, и всадник имеют вид античного триумфатора.
Глядя на эти карты, я вспоминаю поразившие меня когда-то древние игрушки, которые находят в раскопках по всему миру. На этих игрушках изображено огромное животное, чаще всего конь, но вовсе не обязательно он. Это может быть и мул, и корова. При этом конь очень сильный, очень рельефный и очень натурально выполненный. А всадник на нем представляет собой маленькую условно намеченную, почти искусственную фигурку. Эта игрушка, как и седьмой великий Аркан, третий Аркан пятиугольника, следующей геометрической фигуры, которую я вижу в картах Таро, которая показывает еще один выход из квадрата обыденности. И выход этот тоже нам очень хорошо знаком. Этот выход упирается в человеческие желания. Ведь именно в этом заключен триумф. Воин изображенный на картинке, возможно, хотел захватить какую-то страну и вернулся с победой, как это было во времена классической древности, когда возникло само слово “триумф”. Он научился управлять своими желаниями.
Об этом же, в общем, говорит и сам рисунок буквы Ж. В нем два полукруга, обращенных навстречу друг другу, соединены и одновременно разделены единой вертикальной управляющей чертой. Справиться с двумя разными конями, на многих классических рисунках этой карты, в отличие от нашей, кони изображаются двух разных цветов: черного и белого, или по крайней мере несут на себе две разные по цвету попоны. Первоначально игра в Тарок или в Тароччи в символической форме показывала победу одних принципов над другими. Причем эти самые триумфы изображались с помощью как раз вот таких триумфаторских карт. И если эту карту вы выбрали как самую интересную или она часто приходит к вам в раскладе, то именно сейчас вы побеждаете или доказываете свое мастерство. Возможно, вы хотите обрести власть над обстоятельствами своей жизни или уже нащупали дорогу, которая позволяет это сделать. Ваша задача вырастить здоровое эго, личность, которая помчит вас к вашему жизненному предназначению, держа инстинкты и эмоции, это видимо и есть то, что изображают на карте два коня, под своим контролем. Вы держите поводья в руках, по крайней мере, в метафорическом смысле. Вы способны управлять своими инстинктами и способны управлять своими эмоциями. Конечно же, в этой декларации так и хочется сказать: несмотря на… Чаще всего эта карта обозначает, что вы стремитесь к чему-то и упорно двигаетесь к своей цели, несмотря на то, что противоречия раздирают вас на части, словно лошади, которые тащат колесницу в двух разных направлениях, словно лебедь, рак и щука. Именно это и есть выход из обыденности. На карте изображено нахождение вами главного жизненного интереса или, если хотите, вы сейчас ощущаете новые цели, к которым стремитесь. Вы обнаружили дело, увлечение или чувство, которое выводит вас из обыденности. И это нахождение, по крайней мере, создало в вас ощущение, что вы способны управлять собой.
Древние мистики знали две формы посвящения, т.е. достижения человеком чувства присутствия Бога или высшего Разума в своей судьбе. Из них мы сейчас помним только слово “экстаз”, который по сути своей и есть чувство, сопровождающее триумф, чувство подлинного праздника, который изображен на этой карте.
Однако существует и забытое понятие энстаза, о котором нам говорила карта предыдущая. Для того чтобы не потеряться между двумя женщинами и обрести божественную силу, которая на шестой карте изображена в виде солнца и ангела на нем, нужно погрузиться в глубину самого себя. Попробовать заглянуть к самим основам своих желаний. На этом пути человек старается все более и более углубиться в себя, не давая чувству раздирать себя на части. Углубляется в себя до тех пор, пока не пробуждается в самом изначальном слое, в том самом образе Божьем. Главным чувством, которое сопровождает энстаз, является чувство прикосновения или духовного прикосновения. Поэтому шестую карту, карту Еть или Влюбленные, можно воспринимать как карту энстаза. Юноше в центре необходимо углубиться в себя, для того чтобы почувствовать, что такое любовь. Понять, чего он хочет на самом деле и, в конце концов, вместо человеческого прикосновения почувствовать прикосновение Божье.
Другой вид посвящения, который с исторической точки зрения считают пифагорейским, основан прежде всего на слуховом восприятии или чувстве духовного слуха. Он по сути своей музыкален. Тогда как первый был скорее вещественен или алхимичен. Он зависел от другого. Чувство того, что ты являешься частью огромной Вселенной или огромного космического Разума, достигается через экстаз или восторг или через выхождение из себя.
Разговаривая о предыдущей карте, мы назвали это любовью.
Музыка сфер, которой учил Пифагор, и была, по всей видимости, именно таким ощущением. Звуки, числа и геометрические формы у Пифагора были теми тремя аренами, на которых представлялось и приобретало мысленную образность невыразимое ощущение этой музыки или гармонии сфер.
Искренняя увлеченность, интерес, стремление, осознание цели, пусть даже какого-то отрезка своей жизни – это и есть выхождение из себя или, если хотите, из квадрата своей обыденности. Это есть экстаз, в котором мы начинаем слушать музыку сфер. Именно это и есть то внутреннее чувство, которое дает нам победа. Она возможна только в том случае, если мужское и женское, Маг и Берегиня, Господин и Хозяйка, сознательное и бессознательное работают в одной упряжке. Именно это ощущение целенаправленной работы вашего Я и есть чувство экстаза или победы.
Я все время рядом с понятием триумф использую слово праздник. Помните, как мы говорили про Новый Год. В течении года сама ткань бытия износилась и поэтому требуется повторное творение, новое вмешательство высших сил. Кажется, что триумф не имеет к этому никакого отношения. Однако это не так. У нас есть фундаментальная базовая потребность в празднике и в победе. Внутренне очень легко понять, что это, в общем-то, общее чувство. Сделай мне так, чтобы душа сначала развернулась, а потом обратно свернулась. Мы постоянно живем в ожидании праздника. С предчувствием его возможности, с ощущением, что вот сейчас что-то произойдет, и что скоро все изменится и мы, наконец, будем жить светло и радостно. Даже эту историю про Новый Год можно повторить про человека. В течении жизни ткань бытия износилась, испортилась и поэтому требуется миг повторного творения, новое вмешательство высших сил.
Праздник – это победа чего-то, это разрыв в ткани будней. И, в общем-то, и триумф, и победа – это то же самое. Спортсмен упорно и мучительно тренируется. Это труд, труд и труд, и будни и вот когда он побеждает на соревнованиях, появляется ощущение триумфа. Это ощущение того, что все было сделано правильно, что усилия не прошли зря. Так и хочется сказать, что эти усилия соответствовали промыслу о тебе.
В триумфе определяется предел бытия отдельного человека, который может быть раздвинут, разорван вторжением сверхчеловеческого. Я сделал правильно. Я верно направил усилия. Я правильно трудился и не зря страдал. Это мой триумф. Я поступил правильно. Но кто ввел это правило? Чему соответствовало мое чувство? Оно может соответствовать только чему-то сверхчеловеческому, метафизическому. Поставленная цель и соответствие этой цели предполагает разум. В моменты триумфа, когда мы можем обуздать, надеть вожжи на свои чувства, инстинкты, мы можем прорваться к сверхсознательному, к Богу, мы можем раздвинуть ткань бытия, вторжением чего-то сверхчеловеческого. Это и есть чувство праздника. Ведь праздник – это разрыв. В любом празднике, даже не имеющем отношение к победе, мы всегда ощущаем, что как бы мы себя не вели, сейчас так вести себя можно, потому что – это праздник, особое время, время, соответствующее желаниям все того же сверхсознательного, все того же Разума, о существовании которого мы забыли, но который сохранился в виде старинных рисунков на картах и на уровне наших чувств. Просто мы не умеем распаковывать, раскрывать их потрясающие смыслы.
Праздник – это прорыв к вечности. Помните, мы говорили о празднике, как ритуале. Победа, триумф – это способность справиться с собой,… справиться,… соответствовать правилам вечности, поскольку в миг триумфа римский император, возможно изображенный на картинке, пребывает, как мы в состоянии праздника, вне истории, над историей. Он сейчас не подчиняется ее потоку, он его творит, он стал индивидуальностью.
Перед нами миг управления собой понятый как экстаз, выход из себя к божественному. От этого триумфы древних римских воинов – победителей обставлялись с такой сверхчеловеческой роскошью. Для праздника характерно обращение к сверхреальности. И поэтому все должно быть сверх: сверхбытие, сверхсознание, сверхязык, только так можно указать на тот сверхсмысл, который воплощается в празднике и в триумфе. Помните, как вы ребенком радовались победе. Вашим родителям ваша победа казалась такой маленькой и незначительной, а для вас это был прорыв. Прорыв к чему? Да к своему собственному образу, образу Бога. Это была встреча с вашим сверхсознательным.
Праздник совершается или должен совершаться не человеком для человека, а человеком для Бога, скорее даже Богом для других Богов. Посмотрите на картинку. Всегда остается актуальным вопрос: кто празднует в нас, когда мы празднуем свою настоящую подлинную победу, которая всегда является победой над собой. В праздники во время триумфа человек чувствует себя медиатором или медиумом, выполнившим волю высших сил. И поэтому наверно на карте не зря изображен воин. Ведь ядром древних праздников являлось жертвоприношение, возлияние на землю вина, сжигание жертвы. Но жертвоприношение самое главное и самое большое. Ведь принести в жертву того, кого ты считаешь подлинно реальным, самого себя. Ведь для того, чтобы воин на колеснице достиг триумфа, он сначала должен был очень многим пожертвовать в себе. Само участие в празднике, когда-то требовало от человека многих самоограничений. Ну например, поста перед праздником. Для того чтобы стать жрецом, всегда нужно было совершать аскетические подвиги. Ну и, конечно же, следы того самого праздничного, того самого предтриумфального или предпраздничного аскетизма, могут считаться рыцарские традиции различных воинских элит: рыцари, военная аристократия, самураи, с их дисциплиной и самоограничением, доходящими порой до самоуничтожения. Я вспоминаю знаменитые харакири. Для того чтобы победить, человек должен ограничить свои желания, т.е. научиться обуздывать их. И отдать себя на волю божеству в ритуальных битвах, повторяя подвиги своего древнего предка, античного героя или бога.
Рыцарские турниры, кулачные бои и спортивные соревнования, древние битвы всегда символизировали поединок сил добра и зла, победу разума над чудовищем, избиение темных сил. Ведь триумфатор, изображенный на картинке, вне всякого сомнения верил, что он едет бороться с темными силами. Вообще, так как по нашему предположению на карте изображена борьба разума с чувствами и эмоциями, то это значит, что праздник всегда телесен. Человеческое тело здесь имеет огромное значение. Это отзвук древнего мифа о первотеле, тотальном теле, из частей которого был создан мир. Все части человеческого тела в древних праздниках приобретали символическое значение. Они уподоблялись священным сущностям и стихиям. И вы прекрасно знаете, как в миг победы особо одухотворенным чувствует себя тело. Это потому, что оно смогло, на время, справиться с желаниями и эмоциями, отказаться от излишеств и тем самым достигнуть праздника.
Так выглядит третий путь изображенный на седьмой карте великих Арканов Таро. И это путь воли, путь самоограничения.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 27 июн 2011, 20:08 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
Седьмой Великий Аркан – Вожжи (Колесница) продолжение.
(эфир от 22.06.10г.)

Доброй ночи. Доброй ночи всем, кто в это вечернее время смотрится в зеркала старинной карточной игры. Мы с вами говорим о седьмом великом Аркане, который у нас обозначен буквой Ж, и который в традиционной колоде носит название Колесница, а мы с вами называем его Вожжи.
И мне достаточно сложно говорить об этой картинке, потому что, если начинать всерьез задумываться о ней, то выяснится, что на ней изображен самый распространенный в наши дни путь прорыва от обыденности. Этот путь прорыва, или триумфа, или праздника имеет две разных внешних видимости. Первая из них – это победа любой ценой, победа ради победы, и именно этот принцип со временем порождает из себя фразу: человек человеку волк, и всю ту изнанку конкуренции и рынка, с которыми мы так хорошо познакомились за последнее десятилетие. С другой стороны, далеко не каждый готов быть победителем, но каждый хочет себя победителем чувствовать. И мы чувствуем себя победителями во время праздников и День Победы, один из главных праздников нашей страны, вспоминается как-то само собой.
Мы редко и мало говорим о сущности праздника. А ведь когда мы говорим: сегодня настоящий праздник, мы имеем в виду некое особое состояние сознания, праздничное состояние души.
Что это за состояние сознания? Оно знакомо каждому без исключения. В эти дни мы чувствуем себя центром внимания окружающих, своего рода героями. В эти дни мы любим друг друга, особенно тех, кто собрался за праздничным столом. В эти дни мы готовы быть великодушными. В эти дни мы чувствуем полет души в некоторые потерянные и забытые нами пространства свободы. В эти дни мы чувствуем себя Магами, т.е. мы чувствуем, что мы управляем реальностью. Существует даже особая категория “праздничных” людей. Это люди, которые сами живут от праздника до праздника. И мы, как правило, вспоминаем их только во время праздников, когда они появляются за столом и становятся, обратите внимание, героями праздника. Ведут себя шумно и бурно, заводят компанию.
Михаил Михайлович Бахтин высказал когда-то одну необыкновенно важную для меня мысль. Он писал, что главное чувство, которое руководит человеком, это чувство того, что человек в своей реальной повседневной жизни является чем-то не совсем тем, что он представляет собой на самом деле. Мы все время чувствуем неокончательность своего повседневного состояния. Мы все время чувствуем, что в нас есть нечто гораздо большее, чем мы являем собой в реальности. Вот этим вот “гораздо большим”, мы пытаемся быть в те дни, которые называем праздниками. И почему-то эти же самые праздничные дни очень часто у нас в стране заканчиваются не только привычной пьянкой, но и преступлением. Даже пьяный праздничный героизм всегда в основе своей мучительно противоречив.
Есть одно радикальное изображение героя на карте Колесница и буквы Ж.. В букве Ж центральная палочка представляет собой вертикаль. И эта вертикаль позволяет организовывать два полукруга или две скобки, которые соединены по горизонтали. Буква Ж образует своего рода крест, есть вертикаль чувств по отношению к Богу и есть горизонталь, которая позволяет, ну давайте скажем так, объять весь реальный мир, принять его в себя. На самом деле, буква Ж графически необыкновенно интересна. Так вот, в отличие от нее наш с вами рисунок героя подчеркнуто горизонтален. Колесница закрыта пологом, ну чего-то вроде шатра, не знаю, как это правильно называется. Таким образом, она показывает то самое негативное значение, негативную сторону героя, которая открывается в преступлении. Когда сильно пьющий человек готовится к празднику, он очень часто говорит окружающим, но в первую очередь себе самому, до боли знакомую русскому человеку фразу. Он говорит: все пьют, а я почему права не имею. И эта фраза до боли напоминает легендарную фразу Раскольникова из “Преступления и наказания” Достоевского. Вы помните, там фраза звучит так: кто я - тварь дрожащая или право имею. Праздничный человек воспринимает сам шаг в некое праздничное состояние души, как какой-то особенный поступок, на который он не способен в обычное время.
Вот теперь я право имею. Теперь я герой, пусть даже этот героизм постоянно оказывается в кавычках. Это конечно крамольная мысль, но преступление это ведь тоже праздник, по крайней мере, для преступника и в миг совершения преступления. Это своего рода апофеоз мысли или желания Мага. Я всемогущ. Я распоряжаюсь жизнью и смертью, и меня никто не сможет одолеть, поймать. В этом искушение, искушение Мага и искушение праздника, и оно естественно звучит как обратная сторона любого военного триумфа или военной победы, во имя добра или во имя зла, но за ней всегда стоит кровь и жертвы человеческие.
И эта горизонталь и есть одно из основных негативных значений карты. Мы смутно понимаем, что такой горизонтальный героизм, героизм во имя себя самого, во имя своей собственной славы, героизм делающий отношения людей – отношениями волков, из поговорки, не из реальности.
В чем же дело? Среди мифов об Александре Великом, которые очень часто воспроизводились со времен античности и во время эпохи Возрождения часто вспоминается такая история. Говорят, что после цепочки своих побед пришедший на восток Александр, наконец, достиг конца мира, конца твердой земли. И он захотел узнать, правда ли, что земля и небо соприкасаются в одной точке. Но колеснице невозможно преодолеть океан. И Александр с помощью хитрости и уловок, кстати говоря, вы помните, правда, что хитрость, а порой даже ложь, это тоже право, которое присваивает себе герой во имя того, чтобы добиться своей горизонтальной цели. Так вот он заманивает двух гигантских грифонов, огромных птиц, которые как раз и водились когда-то в конце твердой суши. Он запрягает их в ярмо и располагает между ними что-то вроде огромной корзины. Дальше он берет в руки копье, ну правда, похоже на рисунок седьмого Аркана, и на это копье насаживает аж четверть лошади. Располагает эту приманку, как удочку, перед глазами грифонов. И они вдохновленные пищей, которая покачивается перед их глазами, поднимаются в полет. И он летит через Великий океан, который окружает твердую землю к той самой точке, в которой земля сходится с небом. Но, как выясняется довольно быстро, это место разумеется обитания богов, если хотите, это Олимп. И пустить туда человека боги, как вы знаете, не хотят. Ровно в середине пути над серединой Великого океана Александр встречает огромного взбешенного человека – птицу, который угрожает ему смертью и требует, чтобы он отказался от проекта. И дальше Александр ведет себя совсем не так как положено герою мифической истории. Он склоняет перед человеком – птицей голову и бросает копье с четвертью лошадиной туши на землю и туда естественно опускается его колесница, его грифы с корзиной и с ним самим.
Миф повествует следующее. Он говорит, что только поэтому боги позволили Александру стать величайшим из царей земли. Здесь таится разгадка или если хотите закон награды или подлинного триумфа. Подлинный герой тот, кто может желать чего-то и управлять своей страстью, а потом он должен уметь отречься от желаемого. И отречься он должен искренне. Если хотите, в этом отречении героя от награды скрывается подлинный героизм или возможность снять полог с колесницы, обрести снова вертикаль.
Человек не может унести на тот свет с собой все, что он накопил и завоевал. И это значит, что умение найти свой минимум есть качество истинного героя, которым как бы не относиться к этой фигуре, несомненно, был Александр Великий.
Конечно, можно сказать и проще. В негативе карты необоснованные амбиции, недостаток таланта, узурпация того, что тебе по праву не принадлежало или чувство тяжести от того, что ты в жизни напобеждал, нахватал, а теперь не можешь этим управлять, не можешь справиться с этим, потому что ты никак не можешь снять с себя не столько ответственность, сколько желание контролировать все и вся. Желание это на самом деле, все то же желание Мага быть всемогущим и всеведающим.
Есть еще один древний миф, который, как мне кажется, поможет понять историю героя.
Эта история знакома всем и уж тем долее каждому, кто интересовался психоанализом. Эдип, встретив на перекрестке дорог старца на колеснице, убивает его. Затем сфинкс загадывает ему загадку, Эдип правильно на нее отвечает тем самым, спасая страну от чудовища, и женится на ее царице. Впоследствии выясняется, что старец тот был его отцом, а царица матерью. Возможно, и вы в настоящий момент находитесь на пути поиска победы или какого-то конкретного способа самопознания. Перевернутая колесница задает вопрос: какой ценой достанется вам эта победа? Возможно мучительная попытка контроля, направленная на все подряд, распыляющая внимание приводит к тому, что вы не способны контролировать своих лошадей, свои чувства, свои инстинкты. И если, глядя на колесницу, вы думаете о других людях, то чаще всего это демонстрирует скрытую зависть. Вы очень любите воспринимать других людей, как бандитов, хулиганов, разбойников с большой дороги. Вы очень любите навешивать ярлыки на тех, кого вы считаете сильными или состоявшимися. Хотя на самом деле сильные и состоявшиеся люди всегда сомневаются в своей силе и состоятельности. В этом великий закон отречения. Ибо нельзя по своей воле влететь в точку, в которой обитают боги. Нельзя чувствовать себя богом и нужно уметь отрекаться. Если хотите в этом главный урок этой карты.
Сегодня мы вспоминаем очень много мифов. И мифологическое Таро предлагает вспомнить Ареса, разумеется Ареса, бога войны в классической Греции и бога победителей. Удивительная вещь, мать Ареса, Гера - царица богов. Согласно мифу она как сказали бы сейчас, понесла Ареса с помощью партеногенеза, т.е. собственным волевым решением и без мужского семени. Обратите внимание, у бога войны не было отца. Главное его наслаждение – это бой. Двое его оруженосцев, Деймос – ужас и Фобос – страх, согласно некоторым источникам они были его сыновьями, сопровождают его на полях сражений. Арес крайне непривлекателен, поскольку ассоциируется с конфликтами и кровопролитием. И Зевс, и Афина его недолюбливали, в связи с грубой силой и отсутствием утонченности. Но вот что поразительно. Его мужскую силу смогла оценить не кто-нибудь, а сама богиня любви Афродита. Видимо мощь и неустрашимость прекрасного воина не шли ни в какое сравнение с достоинствами ее хромоного мужа, кузнеца Гефеста, бога огня. Афродита влюбилась в Ареса без памяти. И чувство ее было встречено взаимностью. Однажды бесстыдно воспользовавшись отсутствием Гефеста, Арес осквернил супружеское ложе. И кузнец Гефест, обнаружив неверность жены, замыслил хитроумную месть. Он тайно выковал металлическую сеть, настолько тонкую, что ее нельзя было увидеть., настолько прочную, что ее нельзя было порвать. Сеть он подвесил над кроватью, на которой обычно резвились любовники. Встретившись в следующий раз и насладившись утехами любви, парочка уснула. А сеть опустилась на спящих и крепко их опутала. Гефест призвал всех богов, чтобы засвидетельствовать позор своей жены и ее любовника. Но надо сказать, что это не вылечило страсть Ареса и Афродиты, и вскоре от их союза родилась дочь, которую звали Гармония, и которая сочетала в себе качества своих отца и матери, воинственность и любовь.
Конечно, на уровне души человеческой Арес, правящий колесницей, символ агрессивных инстинктов, которые направляет сознательная воля к победе. И тогда кони, тянущие колесницу, отражают вечный конфликт порывов внутри нас самих. Нужна твердая рука, чтобы укротить эти силы. Поэтому мы и назвали карту Вожжи. Арес - дитя неполной семьи. Он, бедный, воспитывался одной мамой, а с точки зрения классической Греции у него не было отца, Разума, который мог бы вложить в него истинные ценности. Научить управлять теми самыми агрессивными инстинктами. Понадобилась любовь Афродиты, чтобы обуздать их. Обратите внимание – это безумно древняя истина. Мать Гера просто любит и покровительствует, это будит агрессивные инстинкты и не дает возможности Аресу контролировать их. До встречи с Афродитой он получает наслаждение только в бою. Это и есть божественная гиперопека, которая никак не дает научить справляться со своими инстинктами.
И посмотрите. Для того чтобы в этой ситуации родилась гармония, снова приходится снимать полог с колесницы. Колесница с закрытым верхом недоступна для взгляда богов. Каждый герой тащит за собой какую-то ложь, какие-то кровавые тайны, какое-то предательство или какую-то измену. Без этого невозможна победа в этом горизонтальном мире, как, в общем-то, невозможна и власть. Для того чтобы родилась дочь, по имени Гармония, понадобилось, чтобы все боги, весь Олимп увидели тайну измены Ареса. Что сделал Гефест с помощью своей сети? Он снял полог с тайны, снял покрывало, все позорное в героизме оказалось на виду. И это наверно позволило Аресу отречься от чего-то лишнего, ненужного, чего он упорно добивался своими любовными подвигами. Наверное, они с Афродитой испытали стыд. Это ведь он позволяет герою отречься от ненужного. Это ведь он должен избавлять от зависти, хотя иногда приводит к ней. И если пусть даже и двусмысленные подвиги, происходят на глазах у богов, вот тогда от них и рождается Гармония.
В мировоззрении человека тех времен, времен классической античности, когда складывались и рассказывались эти мифы, вера, в нашем современном смысле этого слова, не играла особой роли. Поскольку ощущение присутствия божественных сил в опыте и повседневной жизни было, наверное, даже более естественным и непосредственным, нежели ощущение окружающей реальности, чувственного мира. Это были времена, когда формировалась совесть, потому что человек считал, что он все время находится на глазах у богов и все его поступки, так или иначе, поверяются богами. Беда преступления не в самом порыве к победе, к чему-то новому, к чему-то великому, что как кажется каждому, живет у нас внутри, беда в том, что человеку кажется, что он может спрятаться от взгляда богов.
Спокойной ночи.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 27 июн 2011, 20:14 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
Карта победы, триумфа, экстаза, инсайта. Стремление к славе, к значимости, к признанию. Желание праздника, успеха. Все это может приводить к тщеславию, высокомерию, абсолютизации собственной важности. Карта радостного творческого возбуждения, когда все получается, когда вожжи в твоих руках, когда кони сильны и быстры, дорога выбрана, цель видна… Карта реализованного Мага. Там, в первом Аркане, дерзание Мага где-то конечным своим итогом предполагало именно эту карту,… карту собственной победы, собственного триумфа.

Первая ассоциация литературная: братья Стругацкие “Понедельник начинается в субботу”. Ироническая фантастическая повесть о творчестве и познании.
Очень много здесь из этого Аркана: И вера в собственную дорогу, в выбранное направление, каким бы странным и нелепым оно не казалось другим. Впрочем, фантастический антураж повести помогает нелепость делать обычной привычной реальностью, что очень важно для дерзающего Мага, стремящегося к триумфу.
Изящная ирония повествования делает смешной и праздничной обыденную рабочую обстановку, которую пресловутая бюрократическая власть даже в сказочном институте стремится загнать в рамки сухих и узких приказов и должностных инструкций. Кони, управляемые триумфатором прорывают все кордоны к празднику, который есть, как ни странно, работа в новогоднюю ночь в любимом институте.
Сейчас вот подумалось, что именно ироническое описание в этой повести творческой атмосферы магического института – это и есть подлинный путь воина, изображенного на карте. Маг насуплен и сосредоточен, Воин спокоен и уверенно-расслаблен. Только доверившись ситуации, распределив внимание между двумя конями, тянущими колесницу в противоположные стороны, можно добиться победы, достигнуть поставленной цели, добраться до своего триумфа, ощутить праздничный экстаз. Ирония убирает излишнюю серьезность из обыденной рутинной работы и… вырывает человека из квадрата обыденности в праздничную суету, в которой возможно все самое невероятное.
“Они были магами потому, что очень много знали, так много, что количество перешло у них наконец в качество, и они стали с миром в другие отношения, нежели обычные люди”.
Другие отношения с миром, переход количества в иное качество – наверное, это главное в этой карте. И это главное замечательно и легко отражено в романе.

Еще одна ассоциация стихотворная: Пастернак “Быть знаменитым некрасиво…”
Хотя вроде бы девиз стихотворения:
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

… уводит от основной сути карты, обозначенной как триумф, победа, тем не менее, думаю, что оно тоже отражает этот Аркан. Оно обозначает все возможные недостатки перевернутого Аркана. Показывает, как их избежать и что значит подлинный прорыв к собственной победе.
Колесница закрыта тяжелым пологом, и это значит, искушение остановиться здесь, сделать собственную победу целью жизни, очень велико. Следовательно, не только ирония, но и умаление собственных побед даст возможность двигаться дальше. А иначе… путь собственного развития закончится на этом Аркане.

______________________________________________________

30 июня.
Кони, несущие возницу к триумфу и празднику, это ведь уже апофеоз усилий, последняя заключительная и самая желанная стадия действий. Поход завершен, работа закончена,… все… дальше отдых, потехи час, миг триумфа и славы или карнавальная круговерть… выводящая за границы серой, обыденной, привычной и обязательной, связанной предписаниями, законами и условностями жизни.
Три белых коня несут героев из слякотного привычного города в сказочный Китежград в фильме “Чародеи”. Наверное недаром русские так любят быструю езду.
“Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится, вся вдохновенная богом!.. Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земли, и косясь постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.” (Н.В. Гоголь. Мертвые души)
Так может и несут эти кони Русь не куда-то, а откуда-то?... из квадрата обыденности в карнавальную суету праздника.

Ну и еще один фильм, связанный с этим Арканом: “Карнавальная ночь” Э.Рязанова. Бешеная популярность на долгие годы, судя по всему, совершенно не случайна.
Серьезный директор ДК товарищ Огурцов, скорее не занудную бюрократию олицетворяет, а всю ту же обыденность предыдущих четырех Арканов, из которой непременно надо вырваться. И вырываются… в веселую суматошную ночь.

Но… размышления над этим Арканом и карнавальные ассоциации натолкнули на мысль, что отрицательной негативной перевернутой стороной этой карты может быть именно само желание вырваться из обыденности, а не прорваться в запредельную бесконечность. Вырываемся ради праздника, карнавала, побеждаем ради триумфа, славы,… и за скобками остаются неясные еще, но манящие новизной и откровением цели, и путь к ним забыт,… а кони мчатся и мчатся… куда?... возможно к обрыву, к пропасти…
Вдоль обрыва по-над пропастью, по самому краю
Я коней своих нагайкою стегаю,- погоняю,-
Что-то воздуху мне мало, ветер пью, туман глотаю,
Чую, с гибельным восторгом, пропадаю! Пропадаю!

Когда путь завершается шестым Арканом, то ощущения наверняка такие. Высоцкий здорово о них сказал.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.073s | 19 Queries | GZIP : On ]