Почему-то не нашла здесь этого аркана, хочется сказать о нём, поэтому открываю тему и начинаю с опубликования стенограммы одноимённой передачи. Расшифровка сделана Эльмирой.
ВТОРОЙ ВЕЛИКИЙ АРКАН - БЕРЕГИНЯ (эфир от 13. 05. 2010).
Доброй Ночи! Доброй Ночи всем, кто путешествует вместе с радиотеатром фантазий программы «Серебряные Нити» по великим арканам Таро старинной карточной колоды. Мы совершаем большое путешествие по арканам. Мы размышляем о символах, изображённых на картах, как о базовых состояниях человеческой души. Великий аркан второй, который в нашей колоде получил название Берегиня. Мы считаем его духовным воплощением смысла, который создатели нашего алфавита включили в букву Б. На троне лицом к нам сидит молодая женщина, закутанная в одежды. Её правая рука покоится на коленях и на ней лежит книга, от которой, по всей видимости, эта женщина только что отвела взгляд. Левой рукой она показывает нам её. По легенде, между прочим, эта та самая таинственная Книга Судеб, которая будет открыта лишь в день Cтрашного Cуда. Если мы попробуем в своём воображении повернуть картинку на карте в профиль, то она совпадёт с очертаниями буквы Б. Кстати говоря, в одном из предшественников славянской азбуки – готском алфавите Ульфилы - буква Б имела форму перевёрнутой буквы Я, в чём, может быть, тоже скрывается важный для нас смысл. На многих изображениях карт, других – не в нашей колоде - за спиной жрицы, или рядом с её руками, находятся две колонны. В нашем случае они ограничиваются всего лишь фигурными ручками трона. Как повествует легенда, такие же две колонны стояли при входе в храм Соломона. Есть ещё одно старинное название этого Великого аркана, который называется Врата Храма. В любом случае, даже на нашей картинке есть некоторое ощущение того, что женщина, как бы сидит в некотором проходе. Над головой у неё висит ткань, как будто обозначающая преграду. «Женщина, по своей древней природе, Страж», - когда-то сказал Иван Ефремов. Да, женщина Страж и Страж – мудрый, и потому – недоверчивый. Кто она? На практике в раскладах эта карта очень часто бывает обманчивой и непредсказуемой, как впрочем, и положено молодой, знающей себе цену и в меру кокетливой женщины. Эта неприступная дева, чью тайну предстоит постичь Магу в разных колодах, предстаёт то в виде коварной соблазнительницы – ведьмы, хозяйки колдовского сборища, то в образе скромной монахини, то в образе Папессы. (Отражение известной печальной легенды о Папессе Иоанне – женщине, которая ухитрилась стать римским Папой. Что же она такое? Или по крайней мере – что же она будет значить в нашей колоде? Конечно же… но прежде, как ни странно, позвольте – как ещё раз вернуться к Магу. Как мы с Вами говорили, он отражает начальный архетип мужчины – Вечного юношу, живущего в наших душах – пуэра – по Карлу Юнгу. И поэтому вовсе неслучайным является то, что Маг на своей картинке стоит, а наша Берегиня сидит. Мужчина – человек понимался древними как антропоморфное воплощение Вселенной, то есть как существо, занимающее вертикальное положение, направленное к небу. Подобно столпам, которым поклонялись язычники… в отличии от горизонтального положения, которое воплощало всё земное и тленное. Поэтому греческое слово «Anthropos» - человек, можно истолковать, как сложение корней соответствующих «аnс» или столп (кстати говоря, на древнеанглийском «Ас» («Os») значило «Бог» и слово «руппель», которое во многих диалектах означало «шест» или «кол» или «священный шест». Конечно же, поэтому понятие мужчина в очень многих культурах ассоциировалось с понятием священного древа. Поэтому, наверное, по древнеанглийски «сиард», «сиа» значит "лес", и на том же древнеанглийском «ильфан»– половые органы мужчины. Похожие вещи есть и в ирландском языке и во многих других древнерусских языках. В качестве чего выступает «Пуэлла» - первый женский аркан в колоде старших арканов Таро? Что вообще для древних символизировала женщина? В первую очередь, женщина может выступать как олицетворение Судьбы – женское божество. Так, во многих древних северных языках ворд– женщина. Но по древне-английски “wyrd” – Судьба. Кроме того, языковые соответствия указывают на то, что женщина выступала как существо Верхнего Мира. Не стоит забывать, что женское божество чаще всего было верховным божеством в огромном количестве языческих культур. Очень интересно в связи с этим арканом сказать, что женское божество и слово «женщина» на очень многих языках соответствует слову «правда». Проще всего сравнить, например, немецкое «Frau»- женщина и русское «правый» или «правда». Смотрите, Маг, который дерзает, он смеет действовать, становится абсолютно бессмысленным без правды. А раз у этой самой правды в руках находится книга, то мы может смело сказать – без знания. Можно сказать, Маг смеет, он дерзает, он действует, и потому стоит. Берегиня знает и потому сидит. Впрочем, как Вы знаете, Берегиня – это не единственный женский аркан. И он означает какую-то изначальную женскую ипостась. Может быть, не столько правду, сколько потребность в правде, не столько знания, сколько потребность его обрести. «Ну, хорошо, - скажет слушатель, – «о том, что такое знания и чем они выражаются, может быть, и стоит поговорить. Но как может быть выражено в человеческом состоянии души потребность в знании или потребность в правде?» Да, собственно говоря, очень просто. Особенно сильно знания становится нужным человеку тогда, когда его эмоции крайне хрупки и противоречивы. И поэтому самое главное свойство этого великого аркана и свойство души человеческой – противоречивость. Стремительный лёгкий перепад настроений. Именно когда настроение стремительно меняется, так хочется найти ось, какое-то знание, понять устройство мира, от этого и вся противоречивость этой карты в раскладах. Если Вы выбрали эту карту, и она вышла перед Вами в раскладе, она, скорее всего, говорит о том, что Вы чувствуете в своей душе какую-то тайну, но не можете выразить эту тайну словами. Вы чувствуете, что у Вас есть какая-то Великая миссия, но не в состоянии выразить её ни словом, ни действием. Вы находитесь как будто в ожидании чего-то огромного и страшно значимого. Между прочим, эта карта значит, что Вы стоите на страже, то есть охраняете своё внутреннее пространство, никого не желая в него пускать. Эта карта значит, что Вы не научились никому и ничему доверять. (В том числе, к сожалению, и собственной интуиции). Поскольку там, где настроение колеблется свободно и легко, в том, что мы называем женской чувствительностью, и у интуиции есть своё огромное и отчётливое место. Что такое начальная ступень духовного пути женщины? Я думаю, что все наши радиослушательницы это прекрасно знают: это знание о том, что ты чувствуешь верно, но неспособность это сформулировать и неспособность доверять своим собственным чувствам Вот из этого противоречия и состоит Берегиня. Что в этом состоянии главное, порой не удаётся выразить словами. Одно очевидно: Вы великолепно чувствуете, как можно относиться к человеку, который общается с Вами, но не доверяете этим чувства и поступаете вопреки им, пользуясь какими-то аргументам разума. А потом говорите самой себе: «Но я же это знала, я же это чувствовала!» Это состояние девушки, которая хочет выйти замуж. Её проблема заключается в том, что она надеется на то, что какая-то внешняя сила приведёт в порядок её переменчивую душу. Вполне возможно, что в этой ситуации на перепады Вашего настроения действует первый сексуальный опыт или воспоминания о нём, отсутствие такого опыта и ожидание любви, а иногда и некое трансформирующее воздействие, которое оказывает на человеческую душу первая любовь. Это то самое состояние души, в котором так легко перепутать внешнее воздействие или внушение со своим собственным мнением. Это состояние души, когда хочется бросаться в крайности. Но на самом деле, женщина бросается в крайности в этой ситуации только лишь потому, что крайности позволяют понять – «В чём же заключается этот самый срединный путь?» Они помогают выбрать. Так как карта предполагает то, что Вам хочется, чтобы Вас оставили в покое. Вам сейчас хочется одиночества, потому что хочется остаться наедине с собой, чтобы как-то успокоилось, перешло в гармонию эта постоянная мучительная скачка эмоций. Вам хочется найти что-то вроде храма или святилища самопознания, в котором Вы почувствуете природу своего подлинного спокойного и стабильного Я. Удивительно, потому что всё время кажется, что это что-то такое болезненное, что со всеми окружающими девушками этого не происходит, это происходит только со мной. Но это совсем не так! Женщина, которой предстоит объединить в себе противоположности, должна испытывать эту внутреннюю противоречивость потому, что незаметно, но внутренние метания эти позволяют женщине постичь самою себя, ту самую свою внутреннюю мудрость. Я боялся, что Вы на меня обидитесь, потому что вполне возможно, что этому аркану подошло бы другое название на букву «Б», название, которое, кстати, так любил Василий Розанов. Это название «Баба» . Ну, баба! Со своими бабскими слезами, бабскими эмоциями, так непонятными Великим Магам – Мужчинам. Поразительная вещь – именно эта самая баба с её метаниями, только она может стать для мужчины и для себя самой превратницей, открывающей вход во дворец Истины. Тысячи раз - не преувеличиваю! – буквально тысячи раз повторял я своим пациентам: «Тонкая эмоциональная чувствительность – это не недостаток, это достоинство, это дар, поскольку без него немыслима интуиция!» Я боюсь, что большая часть женщин, которым я это говорил, меня так и не послушала! Но факт остаётся фактом: любой вид человеческого опыта или познания в своём предельном выражении становится чувством или предполагает особое чувство. Всем, кто стремится постичь неповторимую сущность или задачу своего собственного бытия, нужно развивать то самое, чего у Берегини и так в избытке. Это Духовное Осязание, потому что без него никакая магия немыслима. На голове у нашей Берегини надета трёхъярусная корона или тиара. Тиара повторяется на большинстве старинных карточных рисунках. Она отражает три ступени, или три этапа, с помощью которых чувства, приносящие боль ощущения, преобразуются в знания. Первый этап – это любимое наше воображение или мечты. Это чистое отражение. Человек проигрывает, или повторяет, или развивает полученный им чувственный опыт в своих мечтах и фантазиях. Второй виток короны – это проникновение опыта в память. Мы постепенно раскладываем по полочкам в своей памяти события, которые мы прочувствовали, но никак не иначе: ведь не прочувствованное событие, как бы, не существует вовсе. Третий – самый близкий к голове Берегини этап – это ассимиляция. Превращение чувства и знака памяти в слова, по крайней мере, внутренне, которое на данном этапе существования становится выразителем тех самых чувств, которыми они были на самом верхнем витке короны. Но есть ещё четвёртый виток - это тело жрицы и книги – это Писание. То есть этот тот самый этап, когда символ превращается в написанное или высказанное слово, которое можно передать другим. Эта работа, давайте подчеркнём ещё раз – начинается с духовного осязания – с эмоциональной чувствительности и появляющихся следом за ней противоречий. Не надо их бояться! Нужно о них думать. Поскольку не только в дерзании, в действии, в манипуляции, в трансформации, но и в понимании полученного опыта состоит задача человеческой жизни. А она немыслима без второго аркана. В действиях Мага не возникнет правды, если в нём же не будет эмоциональной чувствительности Берегини, её способности преобразовать собственные чувства сначала в образы и символы, а потом и в слова. Конечно же, мы с Вами немножко занимаемся метафизикой - стоит только чуть-чуть прикоснуться к символам. Но вот что удивительно: то о чём я сейчас рассказываю, философия в общем считает главным свойством человеческой жизни. Вот что говорил Мираб Константинович Мамардашвили: Давайте я продолжу цитату «Всегда странно обоснованиях человаеческого существоавния лдюди рассказывали и тем самым созраниял из с помоющь ю симвовло – то есть некоторых мифических существ- «Фундаментальное ядро философии состоит в том, что она намертво связана с самой природой феномена человека, поскольку человек, (- вслушайтесь пожалуйста! Это кажется абсолютно очевидным, но необыкновенно важно для нашего понимания человека вообще, поскольку человек (А.Г.))- есть искусственное создание истории и культуры, а вовсе не природное. Другими словами, человек – это создание, имеющее внеприродные основания (надприродные, сверхприродные, как угодно их назовите) и, тем самым, сверхопытные, потому что все, что опытно природно. Или: все, что природно, - опытно. В природе нет гарантий для человеческого общения и человеческого существования. Их основания закладываются иначе. И всегда, как ни странно, о таких основаниях люди рассказывали (и тем самым их сохраняли) с помощью символов». Я сейчас прерву на секундочку эту цитату, потому что хочу сказать: посмотрите: действие мужчины – столпа – Мага, дерзающего, остаются природными… Он связан с бесконечностью, но не очень осознаёт - в чём именно.. Для того, чтобы стать Магом, а, точнее говоря, стать человеком, ему нужно получить свойства второго аркана. Давайте я продолжу цитату. Ещё раз (повторю )«И всегда, как ни странно, о таких основаниях люди рассказывали (и тем самым их сохраняли) с помощью символов, то есть неких мифических существ - тотемов, первичных хранителей памяти. А тотемы - что это такое? - Это сверхчувственные предметы. Скажем, если тотемом была птица, то имелась в виду не та живая птица, которая летает, а птица - священный предмет, живущий в особом пространстве и времени. Эмпирически она просто птица, а в качестве тотема - символический предмет, несущий в себе некий код, например, код семейных отношений данного племени: она выступает как отношение человека к некоторому сверхъестественному существу. Откуда же появилось такое отношение? Метафизика появилась потому, что само отношение человека к сверхъестественному - есть тигль – его формирование в качестве человека; с этого открытия можно датировать появление человечества. Человек создает себя в качестве человека через отношение к чему-то сверхчеловеческому, сверхъестественному и освящаемому (то есть священному), в чем хранится память поколений – …В каком-то смысле язык сверхъестественных предметов - не язык каких-то якобы существующих конкретно тотемов, а чего-то другого. И он является тиглем человекообразования». Конец цитаты. Тигль – это алхимический котёл, то самое место в лаборатории алхимика, где из низменного металла должно было образоваться золото. Я прошу Вас обратить внимание: я бы не стал читать столь сложную цитату, если бы не хотел сказать: этот тигль в виде короны одет на голову Берегини или Папессы. Почему? Потому что Мамардашвили говорит ровно о том же самом. Человек возникает тогда, когда к нему приходит чувство. Это чувство становится больше, чем предметом. Оно становится сверхъестесственным предметом или символом. А с помощью символов Человек начинает вырабатывать знания, то есть своё отношение к существующим событиям, людям и вещам. Смотрите: большая часть свойств Мага – природна. Тончайшая эмоциональная чувствительность Берегини, если она хочет сделать усилие для того, чтобы разобраться в своих символах - (это ведь то самое усилие, которое мы с вами делаем сейчас - не правда ли?) для того, чтобы обратить их в знания - вообще делает человека Человеком. Только эта пара: действие, манипуляция, игра, концентрация без усилий ничего не стоит, они не являются человеческими, если человек не откроет в себе Берегиню, механизм которой позволяет преобразовывать чувства в символы, а потом - в понятия и слова, которые когда-нибудь можно сказать другому или написать. И поэтому, как Вы наверное понимаете, Маг – это не есть чисто мужские свойства, точно также, как и Берегиня, не есть свойства чисто женские Это свойства мужской и женской частей души каждого из нас. Ведь слова, прочитанные и написанные, сформулированные Берегиней, абсолютно бессмысленны без дерзания и действия. А дерзания превращается в шарлатанство и повисает в пустоте без этого состояния тонкой эмоциональной чувствительности. «Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень». (А. С. Пушкин, «Евгений Онегин») Маг, как символ дерзания, имеет огненную природу. А Берегиня, как символ тонкой эмоциональной чувствительности, которая ещё не обрела, но хочет обрести форму знания, конечно же, - символ воды. Они должны найти способ взаимодействовать друг с другом. Иначе, либо огонь испарит воду, либо вода погасит пламя. Пока они существуют раздельно, лишь, намекая, указывая сложнейшую задачу внутреннего синтеза этих двух своих начал: дерзание, действие и знания - духовного знания, его защитницы и источника его энергии. Давайте подумаем об этом ну, по крайней мере, до нашей следующей программы. Спокойной ночи!
|