Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Прямой эфир в 21:00
Текущее время: 21 июн 2018, 20:30

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Вандализм и Иван Грозный
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 28 май 2018, 18:38 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3678
Откуда: Ульяновск
~ Причины вандализма и загадки картины Репина "Иван Грозный и сын его Иван"

Изображение

25 мая вандалом вновь повреждена картина Репина "Иван Грозный и сын его Иван".
16 января 1913 года картина пострадала от трёх ударов ножом, которые нанёс двадцатидевятилетний иконописец, старообрядец, сын крупного мебельного фабриканта Абрам Балашов. 25 мая 2018 года картина серьёзно пострадала от ударов металлическим столбиком ограждения, которые нанёс посетитель Третьяковской галереи, житель Воронежа. Абрам Балашов был признан психически ненормальным и помещен в клинику. Мотивы нынешнего вандала, Игоря Подпорина, выявит следствие.

Ну а картина … необыкновенно экспрессивна, … экспрессия ужаса, ужаса от собственных деяний. За мгновение до этого гнев Грозного обрушивается на сына, … буквально, … в виде тяжелого металлического острия царского посоха. Этим посохом нанесена смертельная рана. Гнев разрядился, а душа летит в бездну отчаяния. Глаза безумны, рот раздирает крик ужаса, руки судорожно сжимают последние капли жизни в тяжелеющем теле, пытаются остановить хлыщущую из виска кровь. Совершено невозвратное, и царь знает это и не хочет в это верить.
В общем-то он убивает свое будущее. Вся его осмысленная деятельность теряет всякий смысл. Необходимость массовых жертв сами тираны перед самими собой могут оправдать только светлым будущем, ради которого они приносятся. Только это может успокоить уколы их совести. И сын – всегда зримый символ будущего в настоящем. Он наследует дело царя-отца. И вот он убит в результате яростного аффекта. Иван Грозный здесь, на картине, в интерпретации Репина, не планировал убивать сына. Это результат разрядившегося гнева. И этот результат ужасает самого царя. Осознание этого ужасает и зрителя. Нет будущего у того, что строится на массовых жертвах. Это очевидно, но очевидность эту человек все время хочется отбросить и забыть. Однако забыть это не дают художники и Репин со своей картиной. Вандализм – очередной аффективный бунт против необходимости помнить, что чтобы оставаться человеком, нужны постоянные усилия, позволяющие переждать агрессивные импульсы, не пустить их все и сразу в действие.

И. Н. Крамской, увидевший картину вскоре после ее создания, был потрясен и подробно писал о ней А. С. Суворину. «Вот она — вещь в уровень таланту!.. выражено и выпукло выдвинуто на первый план — нечаянность убийства!.. Отец ударил своего сына жезлом в висок, да так, что сын покатился и... стал истекать кровью! Минута, и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), другою поперек за талию прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного необыкновенно симпатичного сына, а сам орет... от ужаса в беспомощном положении... Отец выпачкал половину (верхнюю) лица в кровь... Этот зверь — отец, воющий от ужаса, и этот милый, дорогой сын, безропотно угасающий... эти беспомощные руки!.. и как написано, боже, как написано!.. крови тьма, а вы о ней и не думаете, и она на вас не действует, потому что в картине есть страшное, шумно выраженное отцовское горе, и его громкий крик, а в руках у него сын, сын, которого он убил...»
(Письмо А.С. Суворину от 21 января 1885 г. // И.Н. Крамской. Письма. Статьи. — М., 1966. С. 324.).

http://nearyou.ru/repin/t85ioan.html

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Вандализм и Иван Грозный
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 май 2018, 03:18 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 июл 2010, 22:30
Сообщения: 1284
Несколько лет назад вышла книга питерского историка Евгения Анисимова «Письмо турецкому султану. Образы России глазами историка».
Одна из глав книги посвящена картине «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».
Автор рассказывает об истории написания картины и её последующей судьбе.

Иван Грозный и сын его Иван
Илья Репин
Иван Грозный и сын его Иван
16 ноября 1581 года
1885 год

«Тело изнемогло, болезнует дух, — писал Иван Грозный в завещании 1584 года, — струпы душевные и телесные умножились, и нет врача, который бы меня исцелил».

Не было греха, который бы в последние годы своей жизни не совершил царь. На его совести были тысячи и тысячи жизней невинных людей, многих из которых он убил собственными руками.

Одной из жертв царя стал и его старший сын Иван.
Что же произошло?
Существует несколько версий причин конфликта в семье, закончившегося смертью наследника престола.

Так, псковский летописец свидетельствовал, что царь «сына своего царевича Ивана того ради осном (посохом с железным наконечником. — Е. А.) поколол, что ему учал говорите о выручении града Пскова», осажденного поляками.
Но ближе всего к истине рассказ побывавшего в Москве и хорошо информированного иностранца Антонио Поссевино.
По его словам, как-то царь вошел в палату дворца, что в Александровской слободе (тогдашней опричной столицы Ивана), и застал там беременную жену царевича в одной нижней рубахе. Рассердившись на сноху за столь неприличный вид, царь стал избивать ее посохом. Вбежавший в покои царевич заступился за жену и начал выговаривать отцу, что тот уже лишил его двух жен, заточив их против желания сына в монастырь, «и вот теперь избиваешь третью, чтобы погубить сына, которого она носит в чреве». Тут-то царя и обуяла ярость, и он ударил сына посохом.

Вообще-то, ссора отца и сына была неожиданной — до тех пор царевич Иван как будто не имел своего лица, покорно терпел от отца побои и беспрекословно выполнял царскую волю, послушно, как тень, сопровождал отца в военных походах и на богомольях, на приемах послов и на публичных казнях.

Рассказывали, что как-то раз Грозный, решивший перебить взятых его армией польских пленных, сам ударил копьем одного шляхтича. Когда же тот попытался вырвать оружие из рук тирана, Иван позвал сына, который тотчас добил пленного.
Возможно, к моменту ссоры чаша терпения прежде покорного Ивана Ивановича переполнилась — нужно учитывать, что он женился на пригожей Елене Шереметевой как раз в начале 1581 года и в момент ссоры (кстати, не 16, а 9 ноября) ожидал рождения сына.

Нет сомнений, что Грозный не хотел убивать наследника, но удар посохом пришелся в висок, и рана оказалась смертельной. Царевич, однако, умер не сразу. Известно, что на третий день после ссоры царь из слободы написал боярам, что не может приехать в Москву из-за болезни сына.
В Александровскую слободу срочно выехал дядя наследника Никита Романов (Иван был сыном первой жены царя Анастасии Романовой) с врачами и лекарствами, но они оказались бессильны: царевич, узнав к тому же, что у жены случился выкидыш, 19 ноября умер. Грозный был страшно потрясен смертью наследника. Он не мог спать, терзаемый угрызениями совести, издавал тяжкие стоны. Потом царь отправился в Троице-Сергиев монастырь, там просил старцев устроить ежедневное поминовение сына «во веки и на веки, докуды обитель сия святая стоит», сам при этом «плакал и рыдал»...

Картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван» произвела сенсацию в русском обществе. Когда в феврале 1885 года в Петербурге открылась очередная выставка передвижников, тысячи людей устремились к дому княгини Юсуповой, чтобы увидеть выставленный там шедевр. Так 20 лет назад толпы людей замирали в изумлении перед полотном Карла Брюллова «Последний день Помпеи».

Теперь трудно сказать, что вдохновило художника.
Много лет спустя он утверждал, что картина стала его ответом на убийство 1 марта 1881 года Александра II и казнь его убийц, что взяться за кисть его побудила эмоциональная музыка Н. А. Римского-Корсакова. В другой раз он признался, что во время поездки за границу видел так много крови — и на корридах Испании, и на картинах в музеях, — что кровь эта не давала покоя его воображению и заставила искать сюжет, который и обнаружился в истории.

Действительно, обильно пролившаяся кровь написана художником мастерски — недаром, согласно легенде, он писал ее с натуры, притащив в мастерскую сына Юрия, разбившего случайно (и кстати!) голову в саду.

Как всегда, Репин работал над картиной долго. Он изучал предметы быта эпохи Ивана Грозного в музеях Москвы, сам разработал и сшил костюм царевича.

Много раз переделывал он и композицию картины, расположение фигур, в конце концов оставив в центре полотна, на красном ковре, только отца и сына и поместив в тень все второстепенные детали картины. Самым сложным оказался образ царя — несколько человек позировали Репину, пока не возник столь запоминающийся, жуткий образ обезумевшего от горя сыноубийцы.

С царевичем было проще — Репин писал его с В. М. Гаршина, человека болезненного и психически неуравновешенного. Вскоре тот покончил с собой, бросившись в лестничный пролет.

Эмоциональное воздействие картины на зрителей было необыкновенным. Ею восторгались и Лев Толстой, и многие художники, и критики, и простые люди. Творение Репина современники, в отличие от нас, воспринимали не как произведение исторической живописи, а как созвучную всякой эпохе притчу на тему «Не убий!».
Игорь Грабарь позже писал, что «успех пришел к Репину именно потому, что он создал не историческую быль, а страшную современную быль о безвинно пролитой крови».

Кажется, именно эта кровь, сцена смерти магнетически влекли к себе зрителей. За несколько лет до выставки толпы зрителей так же валили на Семеновский плац, где казнили убийц Александра II.

В итоге выставленное полотно стало, как тогда говорили, «скандалиозным», и влиятельнейший в империи человек, обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев, добился, чтобы купивший картину для своей коллекции П. М. Третьяков убрал ее в запасники.
Когда же картину выставили вновь, она продолжала потрясать зрителей.

В 1913 году один из посетителей Третьяковки, старообрядец-иконописец Авраам Балашов, набросился на картину, выхватил из-за голенища нож и с криком «Довольно крови!» трижды ударил по полотну в том месте, где изображены головы Ивана Грозного и царевича.
Вызванный в Москву Репин занялся реставрацией, но, видно, так увлекся непривычным для истинного творца делом, что заново переписал головы персонажей.
Говорят, что новая редакция картины очень не понравилась И. Э. Грабарю, тогдашнему директору Третьяковки, и, как только Репин уехал, Грабарь ничтоже сумняшеся стер еще не высохшую краску, заполнил краской утраченные от удара ножа места и вернул картине первоначальный, столь памятный всем вид.

Ныне картина висит в Третьяковской галерее под надежным стеклом. Прежних безумных страстей в наш «железный век» она не вызывает — кровь ежедневно и обильно льется на кино- и телеэкранах и... ничего.
Свернуть

_________________
Кто предвидит последствия, не сотворит великого...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Вандализм и Иван Грозный
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 май 2018, 09:27 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 апр 2015, 10:35
Сообщения: 696
Откуда: Курган
Я вижу в глазах царя Иоанна мгновенное и кошмарное пробуждение от сна, от иллюзии: "сын- моя вещь". Отец необратимо испортил, сломал эту ценную вещь- убил сына!- за одно мгновение, и только в это последнее мгновение он впервые понимает, что сын живой. (И, посмотрите, на картине отец и сын неразделимы, они составляют единое целое! Грозный, ударив посохом сына, убивает и себя.)
Почему картина Репина за сто с лишним лет терпит третью попытку уничтожения? Конечно потому, что человек, берущийся за нож, хочет избавиться от смотрящих на него с картины своих же подспудных, неистово отрицаемых желаний, желаний немыслимых, невозможных.. Убить своего отца, который убивает тебя. Убить себя, убившего своего отца.. Даже Репин, когда писал картину, чувствовал себя очень плохо, потому что и он извлёк на свет божий из своей души такое же желание.. Потом у него отнялась рука.
Игорь Подпорин, последний из поднявших нож на своё невозможное, запретное желание последние полгода ухаживал за престарелыми отцом и матерью.
Робкий, целиком подчинённый воле своего великого батюшки, Иван впервые запротестовал, когда Грозный поднял посох на его любимую жену. Рухнуло привычное равновесие отношений, и царь не смог этого перенести. Вещь обрела голос!!!
В первый раз на картину накинулся с ножом 16 января 1913 года двадцатидевятилетний иконописец, старообрядец, сын крупного мебельного фабриканта Абрам Балашов. Старообрядец, сын крупного бизнесмена, он тоже мог увидеть в царевиче себя.
Картина о том, что убивая кого-то мы всегда убиваем себя. И надо "убить" картину, чтобы разомкнуть порочный круг насилия.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Вандализм и Иван Грозный
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 май 2018, 14:56 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 авг 2012, 18:07
Сообщения: 4782
я понимаю, что всё довольно печально,
но случай конечно интересный

где-то в этих направлениях наверное можно поискать причину произошедшего:
http://doctoroff.ru/vandalizm-socialnye ... rozhdeniya


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Вандализм и Иван Грозный
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 май 2018, 19:44 
Не в сети

Зарегистрирован: 29 авг 2016, 19:11
Сообщения: 41
Из письма Ивана Грозного Курбскому: «Зачем вы разлучили меня с моей женой? Только бы у меня не отняли юницы моей, кроновых жертв не было бы». За три года до гибели сына Иван называет казни бояр «кроновыми жертвами». Иван Васильевич, будучи человеком образованным, конечно, знал, что Кронос (Крон) – верховное божество древнегреческой мифологии. Кронос боялся предсказания Урана, по которому кто-то из его детей, рождённых ему Реей, свергнет его, и поэтому пожирал детей, «проглатывая их одного за другим». Кроносу соответствует римский Сатурн.
«Сатурн, пожирающий своих детей» (вариант названия «Сатурн, проглатывающий своего сына») – знаменитая фреска Франсиско Гойи.
Изображение

И.Е. Репин в 1883 году был в Испании, я не знаю, видел ли он фреску, но после посещения боёв корриды писал в дневнике: «Кровь, убийство и живая смерть очень влекут к себе. Вернувшись домой, я в первую очередь примусь за кровавую сцену». Замечательное выражение «живая смерть», точнее не скажешь. Может быть, Репин и Гойя пытались разгадать загадку самого глубокого, трагического вандализма - уничтожения будущего?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Вандализм и Иван Грозный
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 май 2018, 20:43 
Не в сети

Зарегистрирован: 30 май 2017, 21:03
Сообщения: 1
Да, в полнолуние только об агрессии и вандализме и говорить, подходящее время :)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Вандализм и Иван Грозный
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 май 2018, 06:22 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 3438
Откуда: Уфа
По моему, это лучший инструмент эмоционально отрефлексировать на тему Ивана Грозного:
С.Прокофьев Иван Грозный балет Юрия Григоровича https://rutube.ru/video/f209ea421022fe6 ... cfb992910/


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Вандализм и Иван Грозный
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 31 май 2018, 18:06 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 май 2018, 12:21
Сообщения: 48
Посох и иже! И вновь проекции "Волшебной палочки". Опять же, она у каждого своя и потому живёт по сути своей жизнью.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.044s | 18 Queries | GZIP : On ]