Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Прямой эфир в 21:00
Текущее время: 17 янв 2019, 23:22

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 11 ] 
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 18 сен 2018, 14:35 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 авг 2017, 12:14
Сообщения: 49
Откуда: Сыктывкар
1-й ключ к подлинной жизни. Как жить.

В начале июня мы начнем очный тренинг и систему вебинаров, которую я назвал «Искусство мыслить», и как и для всякого человека, мне очень важно сформулировать начало, те самые начала, на которых базировалось с древнейших времен искусство человеческого мышления.
Современные психологи приписывают себе один за другим эти принципы, но на самом деле возникли они в глубокой древности, и первый принцип, о котором я хочу поговорить, первый, и, может быть, самый главный принцип жизни — это принцип того, как же все-таки выделить себя самого из потока событий, как определить свои собственные желания и устремления, как научиться быть, а не хотеть, как оставаться целостным несмотря на то, что жизнь раздирает тебя на мелкие кусочки? Первый, а может быть, самый главный принцип, о котором я хочу рассказать, это принцип «живи настоящим», или принцип сосредоточения на настоящем моменте. Нам этот принцип хорошо известен, в конечном итоге, в современном мире он принял форму «живи одним днем», но в действительности это вовсе не так.
Мы с вами сегодня склонны к детерминизму, то есть склонны разыскивать целые комплексы, потоки причин, из-за которых с нами случаются те или иные события. Мы с вами пытаемся определить свой собственный характер или поступки через наследственность, как король у Шварца, который обвинял покойную бабушку в склонности к собственной подлости; как бы мы чувствуем себя зависимыми: от государства, от бюджета, от президента, в конце концов, даже в религии мы сегодня ищем зависимость, мы обвиняем Бога за то, что с нами происходит, разве нет?
Вырваться из потока причин и следствий и научиться чувствовать себя позволяет принцип сосредоточения на настоящем моменте. Сформулировали его впервые в IV в. до н.э. философы-стоики, и проигрывают его снова и снова в современных учениях и идеях до бесконечности. Но на самом деле сосредоточение на настоящем моменте — это способ выбраться из потока событий, а вовсе не забыть их, вовсе не избавиться от ответственности, как об этом сейчас часто пытаются говорить. Настоящий момент — это неуловимый, но зато это единственный миг времени, которым мы можем управлять. Наша жизнь состоит из потока, это поток воспоминаний и ожиданий, мы вспоминаем чаще всего о своих ошибках, о том, что мы совершили какие-то поступки или, наоборот, не совершили их, и бесконечно ожидаем; мы ожидаем чего-то от близких людей, которые нас окружают, от любимых мы ожидаем или преданности или подлости, воспоминания направлены в прошлое, ожидания — в будущее, и мы никак не можем остаться тут, в настоящем времени.
Цитата:
От тебя везде и всегда зависит и благочестиво принимать как благо то, что сейчас с тобой происходит и справедливо относиться к тем людям, что сейчас с тобой и общаться по правилам искусства с теми представлениями, которые у тебя сейчас для того, чтобы не вкралось что-нибудь непостигательное.( Марк Аврелий. «Размышления». Книга VII).

Слова, сказанные намного позже, а именно Зенон Китийский, основатель стоицизма, говорил, что внимание к настоящему — это и есть твой главный секрет, оно освобождает от страстей, которые всегда возникают из-за прошлого или устремлены в будущее, концентрация на настоящем — это способ бдительности; мы концентрируемся на крошечном, ускользающем настоящем моменте, которым всегда можем овладеть, всегда совладать с ним, его пережить просто ввиду его малости. Концентрация на настоящем облегчает переживания, потому что уводит из прошлого и будущего, когда мы просто оглядываемся и пытаемся понять, что мы есть здесь и сейчас, чего мы хотим,к чему стремимся. Концентрация на настоящем — это, собственно говоря, и есть мышление, мы в данный момент должны размышлять о том, что есть у нас в жизни и чего нам не хватает. Именно сейчас, в настоящем мы должны обозначить принципы, направляющие и вдохновляющие наши действия, мы можем исследовать себя сейчас-утром, а потом исследовать себя сейчас-вечером, чтобы осознать совершенные ошибки и достижения. И все это будет концентрацией на настоящем, потому что в любом случае те ошибки, которые мы совершили, уже совершены, и их не исправить, их надо только осознать; а те ожидания, которые мы направляем по отношению к вещам, людям, они еще не состоялись, и мы можем здесь и сейчас проверить себя, насколько наши ожидания справедливы, потому что сейчас, этим самым моментом мы владеем полностью, завтра наступит будущее, которым мы не владеем, но это «сейчас» позволяет вам подготовить себя к будущему, к первой и самой главной дихотомии в человеческой жизни, к вопросу о том, насколько справедливы наши ожидания, можем ли мы ждать от другого человека, который настолько же противоречив, как и мы сами, преданности или предательства.
Здесь и сейчас мы можем попробовать понять другого человека как самого себя, а в потоке событий мы не можем этого сделать. Так ли плохо то, что совершилось с нами в прошлом, в наших воспоминаниях? Быть может, то, что случилось, привело к каким-то вещам, которые сегодня, здесь и сейчас могут подарить нам радость? Мысль дана человеку для оценки событий, для согласия с прошлым и снижения тревоги за будущее, просто нужно всегда утром и вечером уметь об этом настоящем времени, ускользающем, малом, в котором мы можем быть, можем существовать, с котором мы можем совладать. Для эпохи классического эллинизма это было очень важно, можно сказать, это было секретом философии.
Я принадлежу к числу людей, которые думают, что философия была для древних греков была чем-то вроде практической психологии для современного человека, философия была «любовью к мудрости», системой духовных упражнений, которые в эпоху эллинизма превратились, как, может быть, они отчасти превращаются сейчас, в подлинную, глубинную религию древних греков. Жить по-настоящему, быть — это значит быть мудрым, а быть мудрым — это и есть искусство мыслить, ежедневно размышляя, отсекать от себя свои ненужные реакции на уже прошедшее прошлое и ненужные ожидания от будущего, просто этому надо посвятить время, и конкретно мы будем делать это на очном тренинге «Искусство мыслить».


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 18 сен 2018, 14:40 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 авг 2017, 12:14
Сообщения: 49
Откуда: Сыктывкар
2-й ключ к подлинной жизни. Как жить.

Хотелось бы выделить самые главные правила жизни, которые создали европейское мышление и идут из глубокой Античности, из эпохи классического эллинизма, эпохи, главной богиней которой была Мудрость, потому что эллины, как мы, чувствовали свою жизнь абсолютно детерминированной, зависимой от богов, как мы зависимы от наследственности, от науки, обстоятельств, правительств, золотого миллиарда и бесконечности всяких разных других вещей. Мы с вами сказали, что человек полностью владеет лишь настоящим, вспомнили принцип «живи так, как будто завтра ты умрешь», принцип «memento mori», сегодня мы поговорим о принципе разделения желаний, наверное, одном из главных принципов бытия человеческого.
В настоящем мы должны научиться отличать, что зависит от нас и то, что не зависит от нас, и это самая основа искусства мыслить. Создатель философии гедонизма и вовсе не гедонист Эпикур, живший в IV-III в.в.до н.э. считал, что четыре проблемы делают человека несчастным, или четыре страха: страх невозможности достижения счастья, страх перед страданием, страх перед богами и страх смерти. Лекарством должна была стать для этих четырех страхов философия Эпикура.
Цитата:
Если человек помнит о настоящем и о радостях, которые дала ему жизнь, и радуется чувству собственного бытия, ему очень легко заполучить счастье, оно внутри, а не снаружи. Страдания, которые являются единственным злом, перенести легко, вдумайтесь: поскольку если страдание сильное, то оно непродолжительное, а когда страдание долговременное, то оно несильное, и наконец, не столько страдания докучают людям, сколько страх перед страданиями, ожидание страдания, что легко преодолевается, если человек учится жить радостью настоящего момента в своем бытии, и смерти, в общем-то, нет. <...> Смерть не касается нас нисколько. До тех пор, пока мы существуем, мы живы, смерти нет, а когда мы умерли, нас в привычном понимании нет, поэтому нет смысла говорить о ней.

Каким образом все это позволяет дифференцировать желания человеческие? Разумеется, Эпикур делил их на необходимые, отчасти необходимые и ненужные.
Цитата:
Голос плоти — «не голодать, не жаждать, не зябнуть» — у кого есть это и кто надеется иметь это в будущем, тот даже с Зевсом может поспорить в счастье
.
Отсюда присущее Эпикуру чувство благодарности, почти неожиданно освещающее все то, что можно назвать пиететом по отношению к настоящему и вещам, которые мы имеем.
Собственно, вот эпикуровское правило разделения:
Цитата:
Пусть будут возданы милости блаженной природе, устроившей так, что необходимые вещи мы получаем легко, а вещи, которые каждому из нас трудно достичь, не являются необходимыми.

Вот, если хотите, бритва Эпикура: то, что нам трудно достичь, не является для нас необходимым, мы с вами путаем свои собственные желания с тем, что трудно достижимо, а на самом деле счастье наше всегда тут, просто мы его не ценим, поскольку получили слишком легко, нами ведет зависть, а вовсе не чувство и желание достижения счастья. Оно уже здесь, с нами, а преодолеть страдание, а преодолеть наши страхи позволяет размышление, именно размышление в настоящем времени тетрефармакона Эпикура.


Последний раз редактировалось Valeri 18 сен 2018, 14:45, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 18 сен 2018, 14:45 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 авг 2017, 12:14
Сообщения: 49
Откуда: Сыктывкар
3-й ключ к подлинной жизни. Как жить.

Сегодня я бы хотел поговорить о принципе, который современный человек, наверное, назовет «принципом непрерывной учебы», а классики, как стоики, Марк Аврелий, Эпиктет, так и Эпикур, называли этот принцип «принципом физики». Зачем мы учимся? Почему нужно учиться всю жизнь?
Это вроде бы очевидная мысль, которую я пытаюсь продемонстрировать этими видео. Например, я могу утверждать, что наши великие писатели, Владимир Набоков, Иосиф Бродский утверждали, что человек, который не знаком с античной культурой, не может стать ни писателем, ни поэтом, поскольку основы образов письменной речи для европейцев лежат именно там.
А я посмею утверждать, что невозможно быть психологом, не зная базовых принципов античного мышления по той простой причине, что основы всех психологических мыслей XX-XXI века зарыты именно там, в трудах стоиков, Платона, Аристотеля, Эпикура. Невозможно не понимая основу создавать что-то новое. Зачем человек непрерывно учится всю жизнь? Он учится затем, как писал Марк Аврелий, «что разум наконец-то должен поместить себя в перспективу природы».
Мы учимся всю жизнь для того, чтобы синхронизировать себя с ходом Вселенной и с ходом Вселенского Разума, Всеобщего Ума или Мудрости, той Мудрости, которая, по моему утверждению, стала в эпоху философии, любви к мудрости, главной религией Древней Греции. Возможно, Она, София, и до сих пор является главной религией человека, религией, мимо которой он проскакивает, которую не хочет замечать, но выясняется, без которой совершенно невозможно жить.
Цитата:
Как бы не утаились от тебя какие-нибудь благородные человеческие наклонности, главная из них — мелочность, злейший враг души, которая предназначена вечно стремиться к божественному и человеческому в их целокупности. Если человеку свойственны возвышенные помыслы и охват мысленным взором совокупного времени и бытия, думаешь ли ты, что для такого человека много значит человеческая жизнь? Нет, это невозможно. Значит, такой человек и смерть не будет считать чем-то ужасным? Да, менее всего. (Платон. «Государство»).

Здесь то, о чем мы говорили — упражнение смерти тесно связано с созерцанием целого, целокупности, с возвышением мысли, переходящей от индивидуальной и страстной субъективности к объективности универсальной перспективы, т.е. к упражнению чистой мысли. Мы можем изучать всю жизнь самые разные направления универсальной перспективы, направления универсального разума: историю, физику, химию, биологию, теорию эволюции, в сущности, с точки зрения Платона, с точки зрения любви к мудрости, это абсолютно неважно, самое главное, что смысл этих усилий направлен к постижению нами некой целокупности, и вне этой целокупности, этого целого или размышлений о неком Великом и Всеобщем Целом не может быть никакой учебы.
По-моему, Ж. Мишле однажды воскликнул: "Если ты хочешь быть уникальным человеком, необычным человеком или не таким, как все, ты не можешь не быть человеком универсальным, только стремление к универсальному мышлению, к универсальной мудрости дает возможность тебе быть уникальным», потому что иначе ты слишком мелок, мелочен, а не уникален, ты не можешь быть уникальным в мелочности, как сказано в Библии, «в суете», ты можешь быть уникальным только в своем понимании универсального целого и стремлении своем постичь это универсальное целое, ты можешь увековечить себя, только себя превосходя, и это одна из сторон «memento mori», вот этой самой непрерывной мысли о смерти.
Что такое «построить скульптуру самого себя»? Отбросить все мелкое, суетное, отбросить страхи. Абстракция это? Нет. Единственный способ избавиться от тревоги, говорили мы недавно — это задуматься о вечном или прикоснуться к вечному, прикоснуться к мудрости в любой из бесконечных областей знаний, которые предъявляет человечество сегодня.
Цитата:
Страхи души разбегаются, когда раздвигаются стены мира. Когда я вижу ход вещей в бесконечном пространстве, все это бесконечный восторг поселяет в меня и бесконечный ужас, ужас, когда сознаю, что бесконечною силой твоею открылась вся природа везде и доступною сделалась мысль. (Лукреций. Из трактата «О природе вещей»)
.
Решать, выбрать, что же мы можем сделать, что мы можем изменить в этом мире, а чего изменить не можем, можно только двумя способами: сверху и снизу, если хотите, методом Эпикура, возвышаясь над природой, восходя к обобщению, и методом Марка Аврелия, методом нижней физики, которая все равно окажется помещением событий и бед человеческих в систему мыслей, но об этом, наверное, в следующий раз.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 сен 2018, 14:14 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 авг 2017, 12:14
Сообщения: 49
Откуда: Сыктывкар
4-й ключ к подлинной жизни. Как жить.

Главные мысли, необходимые человеку для того, чтобы жить, почувствовать ценность своего собственного бытия несмотря на наличие обстоятельств, которые нас детерминируют, мы с вами продолжаем разговор о принципе непрерывной учебы, я сказал, что существуют верхние и нижние принципы непрерывного обучения, у Марка Аврелия они объединены понятием «синхронизации»: для того, чтобы почувствовать свое бытие в тот самый миг настоящего, о котором мы должны помнить и быть благодарными, согласно Эпикуру, мы должны синхронизировать себя с вечным течением природы и ее разума, как раз с тем, что стоики, Эпикур, Сократ и Платон называли мудростью, этой вечной богиней Древней Греции, и, на мой взгляд, и нашей богиней современности.
Что такое «синхронизация вверху»? Это то, что Платон считал «духовным упражнением в смерти», не в умирании, не в положении себя в гроб, отнюдь, в ежедневном упражнении, в котором человек в воображении пытается избавиться от желаний своего тела.
Цитата:
Вот тогда-то, поправ всякое зло и устремляясь ввысь, душа обретает сокровенную глубину природы и в этом обретает духовное совершенное благо, которое только может выпасть на долю человека, тогда сладостно ей, странствующей среди звезд, смеяться над мозаичными драгоценными полами в домах наших богачей, над всей землей и ее золотом, роскошные колоннады, сияющие слоновой костью, наборные потолки, искусно подстриженные аллеи, струящиеся в домах реки не вызовут презрения в душе до тех пор, пока она не обойдет весь мир и, оглядывая сверху круг земель, и без того закрытый по большей части морем, а в остальной части почти дикий или скованный либо зноем, либо стужей, и скажет она сама себе: «И что, это та самая точечка, которую столько племен делят между собою огнем и мечом? О, как смешны все эти границы между городами и людьми, которые устанавливают смертные». (Сенека. О природе.)

Мы можем в медитации своей постепенно отказаться на время от желаний души и подняться вверх, синхронизировать себя с природой или духовными сущностями, в которых мы верим.
Цитата:
Если бы ты, внезапно поднявшись вверх над землей, бросил бы взгляд на человеческие дела и на многоизменчивый ход их, то преисполнился бы презрения к ним, в то же время имея возможность созерцать столько существ, обитающих окрест в воздухе и эфире. Предположи, что ты вдруг находишься в высотах и созерцаешь сверху человеческие вещи и их разнообразие, как же ты их стал бы презирать, когда ты увидел бы тем же самым взглядом огромные пространства, населенные существами воздуха и эфира. (Марк Аврелий. Наедине с собой).

И в сущности своей, гуманитарные науки, которые мы продолжаем изучать, история, искусствоведение, литературоведение разве не позволяют нам встретиться с возвышенными существами, с душами воздуха и эфира, пусть ушедшими, но по-прежнему дарящими нам свои мысли.
Вместе с тем есть и другие люди, которые отрицают возвышение всеобщей мудрости, которые называют себя людьми науки и которые используют совершенно другие термины, считая исключительно их терминами разума, мы называем их «технарями», и для Марка Аврелия это отнюдь не значит, что Мудрость относится к ним скептически. Как отделить то, что мы можем изменить от того, что мы изменить не можем? Помните вещи, которые мы изменить не можем, которые выходят за рамки осуществления нашей свободы, их очень много, это здоровье, слава, богатство, все происшествия, предполагающие вмешательство внешних сил, другие люди, да и общий порядок космоса, определяемый Универсальным Разумом, или Универсальной Мудростью. Мы не можем их изменить, но мы можем синхронизировать себя с ними, почувствовать радость, и сделать это можно двумя путями: высшим, воспарением души и тем, что мы называем «наукой».
Цитата:
Пурпур — это шерсть овцы, окрашенная кровью улитки, а соитие — это трение известных органов и выбрасывание семени, соединенное с особыми спазмами. (М. Аврелий).


Мы, видя пурпурный цвет, придаем ему эмоциональную окраску, и соитию мы придаем огромное эмоциональное содержание, которого очень часто в нем нет, это чуть другая форма учебы, но, собственно, та же самая: проникая в суть того или иного события, мы можем дать ему оценку относительно самих себя — можем ли мы это событие изменить или нет, это относится и к здоровью,и к славе, и к богатству,их нужно изучить, включить в общий ход природы, и для этого совершенно необязательно возвышаться над ним, достаточно продолжать учиться для того, чтобы что-то,что тебе нужно устранить из твоих желаний, было объяснено, сведено к естественному ходу вещей.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 сен 2018, 14:16 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 авг 2017, 12:14
Сообщения: 49
Откуда: Сыктывкар
5-й ключ к подлинной жизни. Как жить.
Принцип судьбы.


Может вы уже заметили, что те принципы, которые я привожу, в чисто психологическом смысле, в смысле упражнения, чем-то вроде бритвы, которой пытаешься отрезать что-то лишнее и ненужное в своем собственном мышлении. Бритвы, которая помогает жить, и следующий принцип или следующую бритву я для себя называю «принципом судьбы», это не знаки рока, это хорошо знакомое каждому из нас и на самом деле самое сложное в жизни утверждение: «нужно научиться отделять то, что мы можем изменить от того, чего мы изменить не можем», и вот это самое то, «чего мы изменить не можем» и является судьбой, чем-то независящим от нас.
Наверное, это упражнение самое сложное в человеческой жизни и, конечно же, ему надо учиться.
Древние и на Западе, и на Востоке, и в Древней Греции и на Древнем Востоке, в Древней Иудее прекрасно умели отвечать на этот вопрос очень коротко и ясно: они утверждали, что от нас не зависят три вещи в жизни: здоровье, богатство и слава. Если вы задумаетесь, то поймете, что наука еще не дошла до того уровня знаний, чтобы наше здоровье и правда зависело от нас, потому что и на здоровье, и на богатство, и на славу действует такое количество факторов, что человек не может учесть их все, и даже большую часть из них, поэтому здоровье, богатство и слава — три темы, на которых спекулируют и наживаются бесконечное количество людей, утверждая, что они узнали, как их достичь с помощью сознательного усилия, как сделать из зависящими от нас.
Но если мы с вами хотим мыслить трезво, или соответствовать разуму, то мы должны признать, что ни первое, ни второе, ни третье на самом деле от нас не зависит. Люди сходят с ума, гоняясь за собственным здоровьем и умирают совершенно неожиданно и внезапно от неучтенных факторов собственного организма. Люди всю жизнь гонятся за богатством и умирают глубоко неудовлетворенными, потому что ни один магический способ не помогает его достичь. Люди стремятся к славе и читают массу учебников о том, как достичь популярности, но чего-то, что они сами внутренне чувствуют как славу, так никогда не достигают и тоже умирают неудовлетворенными.
Сама попытка признать эти простейшие вещи, внутренне, для себя, освобождает гигантское количество времени для «соответствия разумной природе человека», как сказал бы Сенека. Для поиска смысла, для поиска веры, для поиска, в конце концов, своего собственного разума. Самое главное — просто эти вещи признать, это ведь все не означает, что человеку нельзя или противопоказано стремиться к здоровью, богатству или славе. Но вся проблема заключается в том, что достижение и первого и второго и третьего напрямую от нас не зависит. Если вы себе это скажете, закроете глаза и попробуете почувствовать, какой эффект это признание производит, вы поймете, что какое-то внутреннее напряжение, внутренняя суета внутренний гон немедленно отступают.
Желать только их, то есть жить ради того, чтобы быть здоровым, по меньшей мере глупость, как и желание жить для того, чтобы быть богатым, как и желание жить ради того, чтобы прославиться. Дело все в том, что все эти три вещи — средства. Здоровье — это средство, для того, чтобы сделать что-то осмысленное для себя и других людей, хотя бы для своих собственных детей и потомков; богатство — это средство для того, чтобы создать что-то разумное, доброе, вечное; а слава — это средство для того, чтобы это разумное, доброе, вечное, созданное кем-то богатым и умным донести до других людей. Слава —это способ сделать для людей что-то большое и хорошее, что-то им объяснить.
Если мы этого не понимаем, не признаем, что здоровье, богатство и слава — это вещи,которые не зависят от нас, мы остаемся несчастными, даже если достигаем и первого, и второго, и третьего тем краешком, который нам позволен, подумайте об этом.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 сен 2018, 15:09 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 авг 2017, 12:14
Сообщения: 49
Откуда: Сыктывкар
6-й ключ к подлинной жизни. Как жить.
Принцип безразличия.


Какие ограничения позволяют человеку жить и чувствовать себя счастливым, какие главные направления мыслей позволяют человеку преодолевать трудности и страдания. Я называю шестой принцип «принципом любви», хотя на самом деле, вернее и точнее его было бы назвать «принципом безразличия», просто это слово считается у нас антонимом «любви» и употребляется обычно в смысле ее отсутствия.
Однако, в некотором традиционном смысле, в том числе в русском написании этого слова есть вариант его смысла — это смысл быть безразличным — это не делать различий, то есть любить одинаково все, что с нами происходит, он сводится к тому,чтобы любить одинаково все, что с нами происходит и не зависит от нас. Мы говорили о принципе «синхронизации с природой», потому что древние считали: природа, или Бог, разлитый в природе и задумавший ее, любит самое себя, и события, происходящие в природе и не зависящие от нас,являются результатом некоего непостижимого человеком необходимого стечения причин, которые в своей совокупности и составляют судьбу, те самые здоровье, богатство и славу, о которых мы говорили в прошлый раз.
По отношению к ним, к средствам (здоровью, богатству и славе) древние советовали оставаться безразличными, не различать, любить, не различая любую ситуацию, которую мы переживаем в жизни. Это трудно, и это требует, казалось бы, некоего непривычного подъема вверх, над ситуацией, и мы с вами делать этого почти всегда не умеем, но мне хочется сказать, что любовь невозможна без подъема над собой, без преодоления себя, без своей отстраненности от тех событий, которые с человеком происходят. Можем ли мы научиться этой отстраненности? Запросто, потому что принцип любви — это принцип взаимодействия двух начал, это принцип дополнительности. Это значит, что во всяком плохом есть нечто хорошее, впрочем, точно также, как и наоборот. Принцип безразличия заключается в том, чтобы научиться любить и плохое, и хорошее, и плохих людей, и хороши тоже, поскольку каждый из них играет какую-то роль в твоей судьбе, и поступки другого человека относятся к числу вещей, которые не зависят от тебя, он имеет свободу воли, и это значит, что мы моем влиять на другого человека лишь отчасти, лишь временно, но определить его судьбу и поведение мы не можем.
Так как же на практике осуществляется этот самый принцип любви или принцип дополнительности? Очень просто, и вы все знаете эти упражнения. Возьмите лист бумаги, разделите его пополам, с одной стороны напишите столбиком семь бед, которые случались в Вашей жизни или в жизни ваших близких, а с другой стороны — те преимущества, к которым эти беды привели. Упражнение это называется «найди положительную сторону».
Древние греки советовали начинать день с одного дополнительного вопроса: «А не слишком ли я?» А не слишком ли я влюблен и не слишком ли много времени посвящаю этому чувству? А не слишком ли я одинок и не слишком ли много времени посвящаю любованию своим одиночеством? А не слишком ли я погружен в работу и не пора ли мне задуматься об отдыхе? А не слишком ли я серьезен? Это такой внутренний реостат: принцип любви, или принцип отсутствия различий требует, чтобы мы любили не только то, во что погружены сейчас без предела, но и его противоположную сторону, он требует, чтобы мы не вносили различий, не выделяли что-то как самое главное в настоящем. Конечно, сама эта бритва и сам этот вопрос «а не слишком ли я?» нас не остановит, этот вопрос не уберет нашей любви и не уберет нашей страсти к работе и вопрос «не слишком ли я погружен в свои болезни» не сделает меня здоровым, но сам этот вопрос, заданный человеком самому себе, вносит баланс, вы это делаете со мной, прямо сейчас чувствуете какое-то, пусть небольшое, но облегчение тревоги, попробуйте задавать этот вопрос себе каждое утро, и тогда жить становится как-то легче, получается не сразу, но очень помогает. Удачи.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 сен 2018, 15:56 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 авг 2017, 12:14
Сообщения: 49
Откуда: Сыктывкар
7-й ключ к подлинной жизни. Как жить.
Осознанность.


Седьмой принцип вам хорошо известен и кажется чем-то невероятно тяжелым. Прежде чем говорить об осознанности, я скажу, что для меня очень важной практикой является психологическая практика Таро. Мне кажется, что она позволяет увеличить осознанность собственной жизни за счет соотнесения символа и собственной реальности, так легче познавать себя и так легче понимать свои собственные смыслы и содержания.
Осознанность на самом деле — это очень простая вещь, это собственно ваши мысли, сформулированные до конца, и эта мысль, которая способна всегда помочь вам жить. Единственное правило формулировки этой мысли — она должна быть вами внутренне сформулирована полностью, то есть она должна содержать в себе причины и следствия, если быть более точным, то в том случае, когда вам нужно победить собственные опасения или страхи, или то, что мы называем микронавязчивостями, крутящуюся в голове мысль, мешающую жить, работать, творить, то в случае, если эта мысль содержит опасение или страх, то вам нужно сформулировать причину этого страха, чего конкретно вы боитесь, а в случае, если победить нужно какое-то собственное желание, например, агрессивное, нужно представить его последствия.
Итак, для осознания страха нужно сформулировать себе, чего я боюсь, повод к страху, а для того, чтобы сформулировать собственное желание, нужно обозначить его последствия. Например, «я боюсь лифтов», это страх, но мало сказать себе «Я боюсь лифтов», надо сказать себе, почему: «я боюсь лифтов, потому что в лифте очень мало воздуха, и я задохнусь». Что такое формулировка желания? «Я хочу воткнуть ржавый кухонный нож в толстое брюхо своего начальника и долго там крутить». Последствие: «после чего у него выпадут кишки, а меня повезут в тюрьму».
Ясно сформулированная мысль содержит в себе или причины, поводы для страха, или последствия желания». «Я очень хочу переспать с Машей, но мне придется воспитывать Машиных детей, и моя жена будет недовольна». «Я хочу купить новый автомобиль, но тогда я точно буду спать за рулем в мягких креслах, а автомобиль будет сам собой проезжать все городские пробки».
Когда-то мой отец любил говаривать нынче опасное и немодное утверждение: «лучшее — враг хорошего». Для того, чтобы победить желание лучшего, нам нужно ясно формулировать для себя, чем это лучшее хорошо, автомобиль или новая жена. Любые манипуляции: общественным сознанием или продавцами основаны исключительно на том, что мы не хотим до конца произносить вслух свои желания, и то, что нас откармливают психотропными таблетками, которые сродни наркотикам, очень часто зависит оттого, что мы не умеем сами себе слух называть собственные страхи, а это название и есть осознанность. Это совсем крошечное усилие, но оно способно поменять жизнь.
Когда я говорю «название», я имею в виду и образ, визуальное, не только словесное. Я всегда пытаюсь объяснить: когда мне жалуются на страхи, то по большей части люди говорят о смутных страхах, опасениях, и это, по сути, тревога, потому что страх всегда конкретен, страх — это то, чего я боюсь конкретно, лифта, открытых площадей, прикосновений — имя им легион, этим страхам. Суть в том, что для того, чтобы победить страх, я должен его четко осознать, если я боюсь неизвестно чего, это не страх, а гипертрофированная тревога, и для того, чтобы ее вылечить, ее нужно превратить в страх. Только что я разговаривал по скайпу с тревожной мамой, и она называла страхами свои опасения за детей, что с ними может что-нибудь случиться.
Чтобы избавиться от страха, нужно что-нибудь превратить во что-то, иначе страх непобедим, потому что дальше мы с вами можем работать. Нам нужно получить либо некоторое аудиальное высказывание сути страха, либо как вариант — картинку, которая пугает маму. Секрет очень прост: наш собственный разум, я назвал его Внутренним Утешителем, он знает абсурдность картинок и фраз, которые мы себе произнесем, и я говорю маме: «Представьте, что может быть с Вашим 29-летним бугаем: его свяжут, положат в багажник, похитят, представьте себе то, чего Вы боитесь по наихудшему варианту, мы получим картинку, с которой совсем несложно работать, но самое главное — научиться осознавать то, чего мы боимся, тогда этот страх очень легко расколоть, а осознанность все равно остается главным принципом до тех пор, пока вы не понимаете, ради чего вы пьете, покупаете новые автомобили, уходите к новым мужчинам и женщинам, все будет продолжаться именно так.
Изменения начинаются с того что мы создаем себе либо конкретную фразу, либо конкретный визуальный образ, детальный. И еще, это для меня очень важно: запомните, пожалуйста, то, что я говорил в начале: если вы работаете со страхом, вы должны осознавать то, чего вы боитесь, а если вы работаете с желанием, то вы должны осознавать четко, в виде фразы или образа, последствия того, что вы желаете. Вот так все просто, вы, наверное, и сами это знаете.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 сен 2018, 16:44 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 авг 2017, 12:14
Сообщения: 49
Откуда: Сыктывкар
8-й ключ к подлинной жизни. Как жить.
Мысль материальна.


Мы не хотим управлять собственными мыслями, мы хотим, чтобы ими за нас управлял кто-то другой: политики, родители, мужья и жены, психиатры, в конце концов. Когда человек говорит «я сдаюсь» и ложится в больницу, это значит, что он отказывается пытаться управлять собственными мыслями, а потом мы обсуждаем вопрос «материальна ли мысль» и никак не можем найти на него ответа. Мыль материальна, если мы хотим и умеем сделать ее материальной и своей собственной, не мыслью из телевизора, а своей собственной. Ответ на этот вопрос и очень прост, чрезвычайно банален и вместе с тем очень сложен, потому что в действительности мы все знаем где-то внутри себя, что мысль материальна, мы боимся говорить о чем-то вслух, чтобы не сглазить, в общем, это ощущение магизма собственной мысли у нас присутствует несмотря на то, что мы не хотим делать магических усилий, чтобы направить мысль в нужное русло.
Ответ на него действительно прост: мысль, конечно, материальна, но всем нам из опыта известно, что не всякая мысль материальна, а какая мысль материальна, нам тоже известно. Материальна мысль экстатическая, заполняющая нашу душу целиком, так заполняют ее тайно или явно детские мечты, мечтая о чем-то, мы практически всю жизнь носим сокровенные, потаенные образы у себя в голове и, как правило, в том или ином смысле, если оглянуться назад, оказывается, что наши детские потаенные мечты сбылись.
Первое условие материальности мыслей: они должны быть отчетливыми. Когда детство минует, нам приходится этому учиться. Отчетливая мысль — это мысль, это ощущение, это мечта, которая использует все пять органов чувств, то есть мысли, которые становятся материальными, не могут быть смутными материальными образами, мысль о прекрасном мужчине в темном костюме на побережье. Я все время говорю, что для того, чтобы в вашей жизни появились мужчина или женщина, нужно представить, как выглядит его лицо, чем он пахнет, какой у него голос, какой на вкус может быть его кожа, какие у него есть недостатки, кроме сплошных достоинств, какое чувство испытывает ваше тело, когда вы думаете об этом мужчине: у вас подводит живот, напрягаются мышцы спины, или вы расслабляетесь и раскрываетесь вся как бутон. Ровно то же самое относится к тем мечтам, которые сбываются, к тем мыслям, которые материальны, мы их бессознательно прорабатываем, это не всегда осознанный процесс, и тянется он с детства, например, видим свою славу со звуками, запахами зала, в который вступаем, музыкальными инструментами, которые играют марш, мы как-то чувствуем себя, как передвигаемся под грохот аплодисментов. Вот такие мечты очень яркие, объемные, которые содержат информацию от всех органов чувств, становятся материальными.
Второе правило материализации мысли — не гневите Бога, или Космос, или Единое, или Вселенское Сознание, или Коллективное Бессознательное, или Внутренний Ресурс, как хочешь это назови. Принцип этот заключается в том, что не надо торопиться. У Бога нет перед Вами никаких обязательств, скорее, они есть у вас перед Ним. Поэтому, нужно в конце концов научиться отчетливо строить свою картинку того, чего вы хотите, и удерживать ее где-то справа за лобной костью. В течение дня вспомнили об этом, посмотрели, на месте ли эта картинка, понюхали, повкушали, почувствовали, как чувствует себя ваше тело, и пошли дальше. Если эта объемная, отчетливая, связанная со всеми органами чувств картинка удерживается вами в голове достаточно долго, она как правило, материализуется, есть еще одно условие: мало лежать дома под кондиционером и мечтать, надо использовать возможности, которые предоставляет жизнь, цепляться за каждую возможность, которая вдруг появляется на вашем пути, иногда этого приходится ждать годы, но если вы это делаете, все может случиться гораздо быстрее.
И, наконец, третье: мы можем мечтать о помощи людям, мы можем мечтать о том, чтобы к нам приблизились, но мы не можем мечтать об управлении людьми, власти над ними по одной простой причине: человек свободен, и это его главная характеристика.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 20 сен 2018, 16:24 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 авг 2017, 12:14
Сообщения: 49
Откуда: Сыктывкар
9-й ключ к подлинной жизни. Как жить.
Свобода другого.


Что мы можем изменить в своей жизни, а что не можем, и как отличить одно от другого? Причиной огромного числа наших бед является непонимание нами, например, простой фразы Сократа, по крайней мере, Ксенофонт приписывает эти слова Сократу: «Только боги отвечают за судьбу человека». И это некоторое спорное место, то, чего мы не понимаем, наверняка, вы проникнитесь возмущением из-за того, что я буду сегодня говорить.
Я хочу сказать, что один человек не может полностью отвечать за судьбу другого человека независимо от того, кем этот человек является: моим ребенком, женой мужем, мамой, отцом; другой человек всегда свободен, потому что загадочная свобода является тем единственным свойством человека, которое мы можем познать, все остальное в руках Бога, как это написано в первых строках Библии, Книге Бытия; не в человеческих руках и не в человеческих силах, мы все время забываем о том, что, когда мы полностью пытаемся отвечать за судьбу, жизнь или поступки другого человека, мы лишаем его человеческих качеств. Э. Фромм сказал бы, что мы его убиваем, выступаем в качестве некрофила, потому что действительно управлять окончательно можно только трупом, а живой человек все равно так или иначе будет выбираться из-под нашей опеки. Мы в культуре тотально этого не понимаем, и поэтому единственным методом руководства у нас является закручивание гаек, то есть попытка контролировать каждый шаг своих собственных сотрудников, своих собственных детей, не предоставляя им никакого выбора, и это одна из самых больших наших проблем.
Мы можем любить, а любовь и контроль, любовь и насилие — две вещи абсолютно разные, и очень часто мы не хотим этого понимать. Мы можем стараться убедить, давать советы, помогать, чем можем, но мы не в силах взять на себя ответственность за другого человека, помните, я часто повторяю, что фраза «я не могу без тебя жить», если она воспринимается без юмора, становится пугающей: я в туалет — она умирать; она к маме уехала — он помирает, помните, как Чудище в «Аленьком цветочке»: «Если ты на 15 минут опоздаешь, я помру». На самом деле, это Аксаков невероятную ответственность на свою героиню в сказке повесил. И это как бы то, чего мы не хотим никак понимать.
Помните, мы говорили, что человек за многие вещи в своей жизни может отвечать, кроме собственного здоровья, власти и богатства. Мы не можем полностью отвечать за свое здоровье, потому что в каждый следующий момент нам очень трудно предсказать, что случится, и тем более мы не можем полностью отвечать за здоровье другого человека: если причины болезни хотя бы отчасти психосоматические, то это значит, что болезни — это плоды ошибок его, другого человека, не наших с вами. Мы не можем отвечать полностью за здоровье своих отцов, матерей, детей, и это глубоко порочный круг, порождающий огромное количество бед, который звучал в нашем поколении гордо: «Я в ответе за все». Это невозможно хотя бы потому, что мы просто этого всего, за что мы отвечаем, не знаем. Мы можем предполагать, но, как говорил Сократ: «располагают боги», но предполагать человек должен. Нам кажется, что подобного рода разговоры порождают ответственность, надо просто внутри себя понять: это такая мировоззренческая бритва: «все, что в моих силах, я сделаю для своей мамы, но я не имею права приносить себя в жертву ее здоровью». Это прозвучит ужасно, и вы наверняка будете обвинять меня в аморальности, но тоже самое касается здоровья ребенка: «я должен попробовать сделать все, что я могу, чтобы мой ребенок был здоров и счастлив, но мембрана должна быть тонкой, проницаемой, я должен попробовать, но из-за того что человек принципиально, базово свободен, это странность функционирования нашего сознания, я не могу отвечать за его здоровье целиком, тем более, даже если у меня больной ребенок, я, мать, не могу, не имею права жертвовать собой ради больного ребенка».
Не воспринимайте этот принцип как некую крайнюю аморальность, мы просто не имеем права жертвовать собой, мы состоим и из того, и из другого, я всегда повторяю фразу Христа «Возлюби ближнего своего как самого себя», два центра: не умеешь любить самого себя — не умеешь любить ближнего,не любишь — становишься для него удавом, петлей на шее.
Цитата:
Если вы начинаете с самопожертвования ради тех, кого любите, то закончите ненавистью к тем, кому принесли себя в жертву. (Б. Шоу).

Это знаменитое выражение имеет отношение и к взаимоотношениям матери и ребенка, и я это очень хорошо знаю по тысячи своих пациентов. Если мать приносит себя в жертву ребенку, то заканчивается все тем, что не только он начинает ненавидеть мать, мать его тоже втайне начинает ненавидеть. Мы можем огромное время посвящать своим детям, своему больному ребенку, но не все, мы обязаны оставить что-то себе: любовь, увлечения, работу, потому что иначе нас ждет обратная сторона монеты — ненависть с обеих сторон.
Цитата:
Постарайтесь получить то, что любите, иначе придется полюбить то, что получили. ( Джордж Бернард Шоу).

На самом деле это тот же самый принцип в гениальных афоризмах Б. Шоу, и не только его, Толстой в своей последней книге совершенно замечательно говорил:
Цитата:
Наиболее обидным выражением эгоизма является самопожертвование. (Л.Н.Толстой).

Обратите внимание, я сейчас не о самопожертвовании в годы войны, не о социальных подвигах, я хочу сказать, что в межчеловеческих отношениях жертвование — это некоторая акция или акт, основой которого является вовсе не любовь. Главная причина — это комплекс неполноценности, боязнь самого себя, неверие в собственные силы. Человек не верит в то, что он достоин любви и признания и начинает их завоевывать, и самопожертвование становится элементом манипуляции, не всегда осознанной, к сожалению, мы жертвуем собой ради своих любимых, потому что боимся, что человек, ради которого совершается жертва, нас покинет, бросит, уйдет; то есть из страха.
Есть еще одна вещь, которую вы все хорошо знаете про самопожертвование, знаете про себя, как это ни больно признавать: почему возникает ненависть к человеку, ради которого приносилась жертва? Потому что, принося жертву, мы в большинстве случаев втайне ожидаем благодарности за свою жертву, обычно это те самые детско-материнские отношения: «Ах, ты, неблагодарная свинья, я ради тебя пожертвовала своей молодостью». Чтобы этого не происходило, мы можем дарить, но не смеем жертвовать. У каждого из нас есть некоторый смысл, но если опираться на первую фразу Сократа, которую я произнес, то сводится он к тому, чтобы определить свои отношения с богами, обнаружить тот самый свет у себя внутри, для того, чтобы его можно было подарить, его нужно сначала обнаружить в себе, и без любви к себе, без того, чтобы посвятить себе, тому, что мы любим какое-то время, нам просто становится нечего дарить, и вместо дарения мы начинаем жертвовать собой, на самом деле пытаясь задушить другого чувством вины.
Большая часть наших даров, когда мы жертвуем собой, оказывается ненужной. То, что мы дарим другому в нашей жизни — это как подарки на день Рождения, из того, что нам дарят, нужным оказывается 10%, а то и гораздо меньше. Осмысленным, дарящим какое-то тепло — еще меньше. Дарить себя нужно продуманно, в каждом подарке нашей души должен быть какой-то смысл, иначе мы забываем о принципе свободы другого. Наши подарки должны увеличивать его свободу, а не привязывать человека к нам.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 20 сен 2018, 16:27 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 авг 2017, 12:14
Сообщения: 49
Откуда: Сыктывкар
10-й ключ к подлинной жизни. Как жить.
Диета для ума. Формул успеха.


С моей точки зрения, наша безумная увлеченность диетами, это одна из главных тем сегодняшнего интернета, телевидения; диеты, правильное питание, качество продуктов — это такая попытка подменить, подсунуть суррогат умственной диеты.
Слова «сознание» и «внимание» — синонимы. То, на что внимание направлено, то у нас в голове и находится, что вполне естественно и очевидно, поскольку это главная функция восприятия. Внимание обладает способностью к идентификации: не только отражать, но и перенимать качества того, на что мы обращаем внимание. Внимание — функция более-менее произвольная, и мы можем им управлять, и именно наше внимание — главное поле битвы современности, за обладание им спорят решительно все: политики, рекламодатели, магазины, как бы главная задача — привлечь наше внимание, если удастся добиться того, что мы вовлечемся в процесс и больше — идентифицируем себя с продажей товара, все равно какого, духовного или плотского, то это будет полным успехом продавца, того, кто непрерывно хочет всучить нам какой-нибудь товар. Борьба за это внимание достигла такого, что у человека возникло ощущение, что он своим вниманием не управляет, то есть все время происходит процесс его перемагничивания, и мы совершенно не задумываемся о том, что внимание наше забито всяческим мусором.
Главной загадкой того, кто же я, является то, на что направлено наше внимание и каким именно родом мусора это самое внимание забито. Мы правда забываем, что можем своим вниманием управлять.
Цитата:
Что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том и помышляете. (ап. Павел).

Апостол Павел считал, что мы можем направлять внимание и заставлять себя управлять им, помышлять о чем-то, вам не кажется, что мы постепенно теряем это человеческое качество, и кто-то постепенно поэтому помышляет или размышляет за нас? В буддизме есть понятие «неразумного внимания», и у нас есть у каждого, между прочим, своя умственная диета: один обжирается футболом, другой прогоняет всю семью, когда начинают идти политические новости, третий смотрит одни боевики, четвертый — комедии. Каждый из нас, хочет он этого или нет, создает определенную структуру умственной диеты. Если мы смотрим новости о войнах, насилии, алчности, страхе, то это качество присутствует в нас самих, растет, зреет и разгорается, мы это понимаем, но не делаем никаких шагов,чтобы с ним справиться, чтобы что-то такое со своей собственной умственной диетой сделать.
Я не смотрю телевизор и посвятил последний год размышлениям о «Мастере и Маргарите» и о всяких разных вещах, с этим романом связанных. Я организовал себе умственную диету, состоящую из определенных тем и книг, их немало, но они позволяют мне жить, потому что если бы я на полном серьезе задумывался о роли Трампа и Путина в мировой истории, если бы я посвящал этому большую часть своего времени, никаких этих разговоров вы бы не увидели. Помните знаменитую фразу профессора Преображенского: «Никогда не читайте перед едой советских газет». Вот вам пример умственной диеты.
Цитата:
Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла и потушила все лампы? Да ее и вовсе не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? Это вот что: если я вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха, если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной настанет разруха. Следовательно, разруха — не в клозетах, а в головах, значит, когда эти баритоны кричат «бей разруху», я смеюсь, клянусь вам, мне смешно, это значит, что каждый из них должен лупить себя по затылку. И вот когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займется чисткой сараев, прямым своим делом, разруха исчезнет сама собой. Двум богам служить нельзя, нельзя в одно и то же время подметать трамвайные пути и устраивать судьбы каких-то там испанских оборванцев, это никому не удается, доктор, тем более людям, которые вообще, отстав в развитии от европейцев лет на двести, до сих пор еще не совсем уверенно застегивают свои собственные штаны. (М. Булгаков. «Собачье сердце»).

Обратите внимание, о чем говорит профессор Преображенский и пишет Булгаков: о том, что человек бросает чистить сараи, потому что увлекается своей ролью спасителя испанцев (хаятеля американцев, украинцев или тех же европейцев). Он перестает что-то делать и начинает грезить о чем-то другом, пытается делать кучу дел одновременно, чтобы чувствовать себя великим без всяких на то заслуг.
В этом фрагменте есть древний как мир совет: попробуйте один день делать одно дело одновременно. Читаете книжку — читайте книжку, если при этом вы решаете проблемы ребенка, планируете отъезд за границу или на дачу, вспоминаете, как вы катались на байдарке в прошлом году, ничего хорошего из этого не получится, лучше прочитайте один абзац книжки с полным вниманием.
Моете посуду — думайте о том, какая замечательная у вас посуда, какие современные моющие средства для мытья и как свет бликует и играет на поверхности посуды. Решили что-то посмотреть на компьютере — делайте это ровно столько времени, сколько ваше внимание способно удержаться на этой теме. Долго так не получится, но если вы попробуете просто так пожить один день —это будет один из самых лучших дней в вашей жизни: у вас появится огромное количество времени, внутренних ресурсов, появится внутренний свет.
В некотором смысле, это важнейший навык, ведь это главный секрет успеха. Успех — это способность полностью сосредоточить внимание на том, что ты делаешь. Не спасать тех самых испанских оборванцев, кем бы они сегодня ни были, а заниматься конкретной областью бизнеса, и как только тебе хочется от перепродаж обуви уйти в сторону и заняться любовью, религией и спасением человечества, так только твой бизнес и закончится. Это примитивно донельзя, но только так дела и делаются, никак иначе.
Если говорить о любви, то я вспомню гениальную фразу блаженного Августина: «Пожалуй, что человек полюбит, тем он и станет». Имеется в виду, что если мужчина страстно, безумно любит женщину, о он для женщины в женщину и превращается, а если он Бога полюбит, то Богом и станет. Это мысль с далеко идущими последствиями, но поскольку полное сосредоточенность внимания нуждается в любви и даже любовь порождает.
Выбирайте, что вы читаете и о чем, выбирайте, что вы смотрите, музыку, которую вы слушаете. По принципу любви, по принципу «во что бы вам хотелось превратиться». И вы заметите, как ваши дела наладятся, а проблемы решатся.
Большая часть наших страхов, тревог и ожиданий связана с новостями, которые постоянно подогревают эти страхи, тревоги и ожидания. Агрессии повсюду так много, что молодым людям кажется, что без нее невозможно решить конфликты. Умственную диету детям тоже можно организовать, но главное, чтобы вы организовали ее себе, чтобы вы выбрали то, что вам действительно интересно и сосредоточились, поскольку то, что интересно не может иметь окончательных ответов в коротеньких постах в сети, там может быть только глупость, если вам интересно, полностью сосредоточитесь на этом, копайте глубже, читайте, ищите другие материалы, пытайтесь рассмотреть разные стороны проблемы. Помните, мы говорили о принципе физики у античных мыслителей? Я имею в виду углубление в те тайны мира, которые вам интересны. Так устроено внимание, что если вы это сделаете, вам потихоньку начнет сопутствовать успех, хотя бы чувство успеха, я сейчас не про деньги, это отдельная материя, потому что чувство неуспешности, необходимость срочно менять внешность у женщин рождается от отсутствия умственной диеты, от того, что все внимание забито стандартами красоты, которые, в общем, даже и не совсем женские сегодня, женщина не может их достичь и ощущает свое несоответствие. Несоответствие чему, зачем — об этом она не задумывается, несоответствию мусору, который накопился у нее в голове, неспособность побыть наедине с собой и подумать о том, что ей действительно нравится и что для нее действительно важно.
Учеба в классическом смысле слова описана в старой притче про европейца, который приехал к мастеру дзен и сказал: «Я хочу у Вас учиться», а мастер поставил ему на колени чашку чая и стал лить в нее кипяток, чашка наполнилась, а он все лил и лил, чай вылился на блюдечко, а потом потек на колени к будущему ученику, тот вскочил со словами «Что Вы делаете, Учитель?», а учитель ответил: «Чтобы напиться свежего чая, нужно сначала опорожнить свою чашку».
Сейчас много обсуждается индивидуальный выбор студентов чему учиться, по каким направлениям, но как современный 17-летний человек с мусором в голове может выбрать, чего ему нужно, чего ему не нужно? Только исходя из иррациональных рассуждений, из собственной мании величия, подростковой еще. Нужно учить опорожнять чашку. Сосредоточиться только на учебе: вам в чашку наливают каких-то знаний, и ваш внутренний ресурс как-то пропускает через сито то, чему вы научились и отбирает нужное и важное. Но самое главное, что современный студент ничему не может научиться, потому что он не умеет слушать, потому что он не понимает, что такое умственная диета, он сидит на занятиях и думает обо всем и при этом сидит сразу в трех социальных сетях, постоянно переписываясь, потому что знания ему не нужны, а деньги за его обучение платят родители.
Учитесь опустошать чашку и не бойтесь, что вам внушат что-то такое, у вас всегда есть внутренний ресурс, ваша индивидуальность, а раз вы пришли учиться, то только учитесь. Если вы что-то действительно любите, скажем, искусство, даже футбол, но только займитесь глубоким изучением процесса, постарайтесь отбросить мусор. Юмор — это прекрасно, но канал ТНТ круглосуточно заражает не юмором, а слабоумием, к сожалению. Как бы решитесь, выберите себе умственную диету и, поверьте мне, у вас будет гораздо больше счастья, чем есть сейчас.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 20 сен 2018, 16:30 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 авг 2017, 12:14
Сообщения: 49
Откуда: Сыктывкар
11-й ключ к подлинной жизни. Как жить.
Счастье — это когда тебя понимают.


Сегодняшняя тема очень банальна, потому что об этом говорили все религии, все философии, за исключением какого-нибудь Макса Штирнера. Я хочу сказать, что счастье — это когда тебя понимают, как говорил главный герой фильма «Доживем до понедельника», и мы, тяжело вздыхая, глядя на стопку собственных сожженных сочинений повторяем это, забывая, что герой фильма — подросток, и ему предстоит еще многое понять в жизни, и то, что он должен будет понять и, наверное, главнейший для меня принцип жизни будет звучать совсем по-другому: «счастье — это когда понимаешь ты» или «если ты хочешь, чтобы поняли тебя, начни с того, чтобы понять другого».
Почему я говорю, что про это всегда говорили все? Например, когда перечисляют даже не столько главные принципы буддизма, сколько главные принципы жизни Будды, современный буддист Оле Нидал в число принципов включает понимание: «старайтесь понимать, сначала попытайтесь понять другого человека, а потом уже старайтесь, чтобы поняли вас». Будда говорил так: «Приложи все свои силы, чтобы понять точку зрения другого человека. Когда вы почувствуйте, что вы сердиты и обижены, не думайте об этом. Думайте о другом, попробуйте понять его точку зрения, и вы обретете покой.
Цитата:
Ты хочешь быть прав или счастлив?

Мы все время стремимся к чувству правоты, правоты собственного разума. Борьба за значимость человеческую, человеческое самоуважения, как будто заключена в том, чтобы иметь право с высоты своей кандидатской диссертации, опыта, возраста судить другого. Мы стремимся достичь любой ценой, как можем, грехопадения, то есть мы хотим по крайней мере сделать вид, что мы съели плод с древа познания добра и зла и ни с кем не поделились, даже с собственной Евой, а просто наш жизненный опыт, даже если нам восемнадцать лет, дает право судить другого. Мы начинаем с этого и заканчиваем этим свою жизнь. Наши амбиции заключаются в том, что собирается кто-то из окружающих выслушивать наш суд или нет.
Психиатрия, я уже не говорю про наркологию, не задумывается, в чем заключается величайший моральный принцип человечества «не судите и не судимы будете», существующий и в Ветхом Завете, и в Новом. Мы удерживаем все внимание на себе, и наша оценка заключается в том, что мы хотим быть правыми, и из-за этого никогда не бываем счастливыми.
У меня постоянно возникает ощущение, что я живу в обществе правых, и глобально неправ только я один, все остальные правы; каждый пытается судить другого с кочки своей собственной точки зрения и только в этом ощущает свою индивидуальность, а базовые заповеди Ветхого, Нового Завета, буддизма, ислама, которые всегда упрутся во фразу «возлюби ближнего своего как самого себя»...
Мы сейчас заняты тем, что пытаемся всеми способами возлюблять самого себя, нам этого не хватает, и мы самоутверждаемся самым доступным способом — судя, анализируя; психиатрия ставит диагнозы другому человеку, тем самым превращая его в неправого, грешника, больного, то есть в некую вещь, которой можно манипулировать, человеком же нельзя манипулировать, его надо сначала превратить в вещь. Но этот постоянный поиск собственной правоты, собственного права судить приводит к тому, что человек становится мучительно несчастлив, потому что никто не хочет слушать его осуждения,его анализа; пока ты врач и работаешь в психдиспансере, ты можешь ставить всем шизофрению, но когда ты выйдешь на пенсию, очень мало кто будет слушать твое занудство на тему того, что вокруг одни шизофреники.
Для того, чтобы быть счастливыми — это еще один способ описания этого же самого принципа: Будда и Христос говорили «прощайте», если вы отвечаете злом на зло, то зла становится больше. Нельзя с помощью ненависти заставить себя любить. Давайте я вас скручу в бараний рог, и вы меня за это будете любить. Сильного не любят, это ложь, сильного боятся, а любят только равного и того, кто делает усилие, чтобы понять другого. А разве умение понять другого — это не счастье, ведь нас тогда будут любить.
Цитата:
Никогда не мстите подлым людям. Просто станьте счастливыми. И они этого не переживут. (Ю. Никулин).

Это мог бы сказать Христос, мог бы сказать Будда. Надо ли это как-то объяснять? По-моему, это очевидно. Подлый человек рано или поздно накажет себя сам и месть начальнику или бывшему мужу (жене) хоть когда-нибудь кого-нибудь сделала счастливым? Прощайте, любите и любимы будете, помните, что счастье — это быть частью, а быть частью — это значит понимать других, в том числе в их ничтожности, подлости, глупости, ведь это свойства человеческие, которые заслуживают сострадания, разве нет?
Если говорить о принципах, вот эта абсолютно гениальная фраза «возлюби ближнего своего как самого себя» содержит столько уровней понимания и смысла, что о ней можно говорить бесконечно, в первую очередь, понимание другого — это не телепатия, это не попытка проникновения в чужую черепную коробу, это не анализ неправильно пройденного Эдипового комплекса; понимание другого — это чувство, чего хочет другой, что ему нужно для счастья, и это чувство содержится внутри тебя, что называется в психологии «подстройкой» и в классической Эриксоновской психотерапии, в любых направлениях психологии, с этого должно начинаться обучение, буквально: я сажусь в позу другого человека, стараюсь войти в его ритм дыхания, закрываю глаза и пытаюсь почувствовать не его, а себя, какие эмоции меня в этой позе обуревают, что я бы почувствовал, если бы так сидел, так ходил, так разговаривал.
Понимание другого — это вопрос к самому себе, «полюби ближнего своего как самого себя», и если ты каждый раз делаешь усилие для того, чтобы понять, ты почувствуешь что-то совершенно другое в человеке. Это процесс обучения эмпатии. И Будда, и Христос, и Оле Нидал, многие мудрецы были правы: ненависть порождает только ненависть, а мы с вами для того, чтобы быть счастливыми, должны увеличивать меру любви, а любовь, конечно же, далеко не всегда интимные отношения, любовь — это в первую очередь способность понимать другого человека, и когда вы хоть капельку счастья дарите ему, вы становитесь счастливы сами, так банально, просто, и я буду повторять эту мысль до самой смерти, но, наверное, проку нет ,потому что гораздо более мудрые, сильные и влиятельные люди это говорили, но страшная наша беда в том, что мы не хотим этого понимать, а если бы поняли, то жили бы в совершенно другом мире.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 11 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.048s | 16 Queries | GZIP : On ]