Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Прямой эфир в 21:00
Текущее время: 17 фев 2020, 10:37

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Клетка для самого себя
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 26 сен 2019, 11:42 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 авг 2012, 18:07
Сообщения: 5115
почему-то в этой теме хочется сказать, о людях, о природе, о гармонии, о красоте.
любое видео с этого канала, это каждодневный труд от зари до заката, но любовь к земле, природе, её дарам, это нечто противоположное, той работе, которая зачастую, загоняет современного городского человека в клетку.

"На днях в Youtube был залит очередной ролик канала 李子柒 (Li Ziqi). Как всегда - сказочно красивая, при этом спокойная природа, не менее красивая девушка и труд, труд и еще раз труд. Всё то, за что канал полюбили миллионы людей по всему миру. "Лесная фея" ролик за роликом показывает миру жизнь в крохотной деревушке в горах где-то на востоке Тибетского плато.

Как сделать из бамбука мебель, как приготовить сладости из цветов, как из кривых бревен построить беседку с качелями, как покрасить овечью шерсть соком ягод и сшить пальто... Примерно так жили испокон веков местные племена тибетцев и родственных им цянов, а также поселившиеся здесь китайцы. Традиционная культура полиэтничного Китая во всей красе. Канал этой девушки не просто знакомит людей с бытом и ремеслами, но приносит в суетливую городскую жизнь толику восточной гармонии и мечты. "

о самой девушке можно прочитать, перейдя по этой ссылке, в конце статьи.

https://yehe.asia/articles/themes/tradi ... n_youtube/


выложу несколько видео, но откройте любое с этого канала, и ощутите крылья свободы)









Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Клетка для самого себя
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 26 сен 2019, 12:18 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 янв 2016, 12:05
Сообщения: 2265
Откуда: г Озёрск. чел.обл.
Molli писал(а):
почему-то в этой теме хочется сказать, о людях, о природе, о гармонии, о красоте.
любое видео с этого канала, это каждодневный труд от зари до заката, но любовь к земле, природе, её дарам, это нечто противоположное, той работе, которая зачастую, загоняет современного городского человека в клетку.

Просто там в дикой природе нет ещё тех пастухов которые загоняют баранов в клетку,то есть бараны не научились сопративляться пастухам,то есть они могут работать ,но не научились предугадывать события,и для пастухов это кладезь, из баранов которые могут работать от восхода до заката. :-):

_________________
представление всех членов людей,как единого организма,а себя как часть этого организма,то на душе становится спокойно и весело.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Клетка для самого себя
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 26 сен 2019, 18:48 
Не в сети
Почётный участник форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 08:39
Сообщения: 20014
Откуда: Москва
Molli писал(а):
почему-то в этой теме хочется сказать, о людях, о природе, о гармонии, о красоте.
любое видео с этого канала, это каждодневный труд от зари до заката, но любовь к земле, природе, её дарам, это нечто противоположное, той работе, которая зачастую, загоняет современного городского человека в клетку.

"На днях в Youtube был залит очередной ролик канала 李子柒 (Li Ziqi). Как всегда - сказочно красивая, при этом спокойная природа, не менее красивая девушка и труд, труд и еще раз труд. Всё то, за что канал полюбили миллионы людей по всему миру. "Лесная фея" ролик за роликом показывает миру жизнь в крохотной деревушке в горах где-то на востоке Тибетского плато.

Как сделать из бамбука мебель, как приготовить сладости из цветов, как из кривых бревен построить беседку с качелями, как покрасить овечью шерсть соком ягод и сшить пальто... Примерно так жили испокон веков местные племена тибетцев и родственных им цянов, а также поселившиеся здесь китайцы. Традиционная культура полиэтничного Китая во всей красе. Канал этой девушки не просто знакомит людей с бытом и ремеслами, но приносит в суетливую городскую жизнь толику восточной гармонии и мечты. "

о самой девушке можно прочитать, перейдя по этой ссылке, в конце статьи.

https://yehe.asia/articles/themes/tradi ... n_youtube/


выложу несколько видео, но откройте любое с этого канала, и ощутите крылья свободы)







Свернуть


Очень красиво. Не знала этого канала.
Правда думаю, что это постановочные видео.
Ну так и что ж? Иллюзии украшают жизнь :-):

_________________
Право, приятно,
Когда развернёшь наугад
Древнюю книгу
И в сочетаниях слов
Душу родную найдёшь.

Сегэн Госабуро /Татибана Акэми/


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Клетка для самого себя
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 27 сен 2019, 09:57 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 авг 2012, 18:07
Сообщения: 5115
Бегущая по волнам писал(а):
Очень красиво. Не знала этого канала.
Правда думаю, что это постановочные видео.
Ну так и что ж? Иллюзии украшают жизнь :-):

ну, конечно, это не съёмка скрытой камерой))

"Первый опыт фуд-блогинга у Цзыци не был особенно успешен. Ролики собирали не так много просмотров. Ее ранние видео, снятые на iPhone6, не отличались качеством, монтаж звука оставлял желать лучшего. Поначалу она снимала всё сама, что тоже отражалось на качестве. В конечном итоге её заметили некоторые кулинарные эксперты, но массового паломничества в её Meipai пока не было и в помине.

Сейчас, наверное, смешно вспоминать, но когда-то она шла покорять Meipai, чтобы с его помощью рекламировать свои товары на Taobao. Соответственно ей была нужна массовая аудитория, а не узкий круг любителей традиционных блюд. Позже, когда к ней пришла настоящая слава, она даже забросила аккаунт на Taobao, но в те дни, когда она по утрам кидалась к смартфону проверить количество новых подписчиков, ей было не просто справиться с разочарованием. Но она была сильной девушкой, пережившей так много всего, что какая-то неудача с видео уже не могла её обескуражить.

Постепенно Цзыци обзавелась приличной камерой, штативом, наняла оператора. Опыт диджея в юные годы оставил ей в наследство некоторое понимание работы со звуком и позднее она научилась монтажу и многим другим премудростям видео-блоггинга. Она всегда сама определяла стилистику её роликов, оговаривая с нанимаемыми профессионалами основные направления работы. И однажды все её труды были замечены.

Ролики Цзыци попались на глаза руководству Weibo. Как раз в то время этот своеобразный гибрид соцсети и сервиса микроблогов провозгласил программу поиска и поддержки начинающих влогеров. Сельская глубинка, единение с природой, традиции, ностальгия - именно то, что нужно, - решили в Weibo. Цзыци попала в мейнстрим и уже на новой платформе к ней пришла всекитайская слава.

В Youtube популярность Цзыци накатывается волнами, по мере того, как о ней становится известно то в одной, то в другой стране. В русском сегменте она взлетела чуть больше года назад. В конечном итоге Youtube вывел её в разряд таких знаменитостей, которыми восхищаются сильные мира сего. Недавно её пригласила к себе королевская семья Кедаха. Оказалось, что среди поклонников её труда есть и коронованые особы Малайзии.

Канал на Youtube стал прекрасной сказкой, воплощенной в видео мечтой горожанина о гармонии с природой и с самим собой. Растущее качество съемки и монтажа, особенное обаяние и спокойствие, - неспешные ролики дают людям возможность погрузиться в мир без суеты и проблем мегаполисов. Сама Цзыци прекрасно сознает, что её видео не отображает суровые реалии жизни в горной деревне. Это идиллия, своеобразная китайская Утопия.

На моих видео показано то, как я хотела бы жить в будущем, - говорит она. "


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Клетка для самого себя
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 сен 2019, 14:43 
Не в сети
Почётный участник форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 08:39
Сообщения: 20014
Откуда: Москва
Посмотрела много очень красивых роликов этого блогера - красивой девушки китаянки.
Где-то на пятом появилось неприятное ощущение слащавости. :ne_vi_del:
Наверное лучше смотреть изредка по одному ролику.

Молли, а что означает "Клетка для самого себя"? Почему и откуда такое название?

Есть такой блог (влог) "Лесной хутор". Женщина одна с дочкой школьницей ведёт хозяйство на хуторе в Литве.
На самом деле сама пилит, строит, и делает всю необходимую работу в доме, хоздворе полном домашних животных, в поле и лесу. А недавно даже опять впервые после 5 лет трудов по обустройству стала с соседкой ездить на прогулки верхом на лошади. (Она раньше занималась верховой ездой в России).

И видео у неё не постановочные - снимает свою жизнь.

Р.S. Поняла - это название темы про клетку. Посмотрю на ютубе.

_________________
Право, приятно,
Когда развернёшь наугад
Древнюю книгу
И в сочетаниях слов
Душу родную найдёшь.

Сегэн Госабуро /Татибана Акэми/


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Клетка для самого себя
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 сен 2019, 16:07 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 авг 2012, 18:07
Сообщения: 5115
Бегущая по волнам писал(а):
Посмотрела много очень красивых роликов этого блогера - красивой девушки китаянки.
Где-то на пятом появилось неприятное ощущение слащавости. :ne_vi_del:
Наверное лучше смотреть изредка по одному ролику.

Молли, а что означает "Клетка для самого себя"? Почему и откуда такое название?

Есть такой блог (влог) "Лесной хутор". Женщина одна с дочкой школьницей ведёт хозяйство на хуторе в Литве.
На самом деле сама пилит, строит, и делает всю необходимую работу в доме, хоздворе полном домашних животных, в поле и лесу. А недавно даже опять впервые после 5 лет трудов по обустройству стала с соседкой ездить на прогулки верхом на лошади. (Она раньше занималась верховой ездой в России).

И видео у неё не постановочные - снимает свою жизнь.

Р.S. Поняла - это название темы про клетку. Посмотрю на ютубе.


)))))) Бегущая по волнам, "Клетка для самого себя", такое название было в анонсе к эфиру, я понятия не имела о чём будет стрим, ну, точнее, куда выйдет разговор, точно не знала. А в этот день находилась под впечатлением, от канала этой девушки, и её истории жизни, она ещё очень молода, ей нет и тридцати.

и вот провела для себя такие параллели))
точнее, увиделась эта история свободы, девушка эта, вернулась в родную деревню из города, где пыталась вписаться в новую для себя среду, но в итоге, нашла себя и своё дело именно на земле, рядом с природой.
мне кажется, любого человека природа способна вылечить от ощущения загнаности в клетку.

п.с. да, много "переедать" не стоит, согласна с тобой полностью, слишком идеальная картинка получается, без сучка и задоринки))

но если в душе хаос, промозглость, и вообще- дисгармония, то небольшими порциями не помешает;)

обязательно посмотрю "Лесной хутор". уже заинтригована)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Клетка для самого себя
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 сен 2019, 18:59 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 янв 2016, 12:05
Сообщения: 2265
Откуда: г Озёрск. чел.обл.
мне видится аналогия-свобода это движение,клетка -это покой [/color]:-):
Движение и покой
Проблемы движения (сущность движения, его познаваемость, соотношение движения и покоя и т. д.) всегда ставились в философии очень остро и решались весьма неоднозначно.

Движение есть любое изменение материальных и идеальных объектов.

В обыденной жизни под движением мы привыкли понимать перемещение, смену мест, изменение пространственных координат. Отсутствие такого движения мы считаем покоем. Но ведь когда мы, например, лежим и спим, мы одновременно вместе с домом и городом вращаемся вокруг земной оси, вместе с Землей мчимся вокруг Солнца; наше сердце продолжает стучать, а кровь бежит по сосудам, легкие дышат, а желудок переваривает пищу. Мы изменяемся! Значит, движемся.

На тот факт, что все вокруг изменяется, т.е. движется, впервые обратил внимание древнегреческий философ Гераклит (VI – V вв. до н.э.). Все течет, все изменяется, - утверждал он, - даже в одну и ту же реку нельзя войти дважды: пока ты обсохнешь после первого раза, воды, в которые ты входил, уже протекут, и во второй раз ты полезешь уже в новые струи. Один из последователей Гераклита философ Кратил был настолько заворожен этой постоянной изменчивостью всего на свете, что отрицал возможность войти в одну и ту же реку даже один раз: пока ты сделаешь шаг, вода протекла, река изменилась, это уже другая река. Более того, пока мы о чем-то говорим, изменяется предмет нашего разговора, изменяемся мы сами, значения наших слов. Поэтому лучше вообще ни о чем не говорить, полагал Кратил. И когда к нему обращались, он лишь шевелил пальцем в знак того, что слышал, но отвечать считал бессмысленным: кому отвечать? Ведь тот, кто спросил, уже изменился, и ответ услышит другой человек! На эту же идею постоянного изменения опирается и забавный софизм: взявший взаймы вчера, сегодня уже ничего не должен, ибо он стал другим человеком.

К счастью, слова, вещи и люди сохраняют определенную устойчивость, неизменность своих основных черт. Вот эта устойчивость и выражается категорией покоя.

Покой есть отсутствие движения.

В нашей отечественной философской литературе много говорилось о взаимоотношении движения и покоя. Считалось, что движение абсолютно, т.е. что материя может существовать только в движении. Покой же относителен, т.е. это временное отсутствие лишь одного из видов движения. Лежа на диване, я, конечно, покоюсь относительно предметов, находящихся в комнате, зато принимаю участие во многих других видах движения. По-видимому, однако, покой столь же абсолютен и необходим материи, как и движение, ибо покой представляет собой необходимое условие существования всех материальных систем. Если бы не существовало какой-то устойчивости, неизменности, постоянства, мир превратился бы в хаос, ибо не могла возникнуть ни одна система. Попробуйте на своем с большой скоростью прокрутить видеофильм: мелькают какие-то пятна, полосы, в глазах рябит, ничего не разберешь. Если движение – способ существования материи, то покой можно назвать способом существования материальных систем.



Наиболее интересной разновидностью движения является развитие. Мы часто говорим о развитии нашего общества, его различных институтов, о развитии ребенка и вообще человека, о развитии биологических видов в процессе эволюции живой природы. Но что такое развитие?

Развитие есть направленное, необратимое и закономерное изменение состояния объектов.

Колебания маятника, течение реки, полет самолета – все это движение, но не развитие. Развитие – это то, что присуще, прежде всего, живой природе и человеческому обществу. Посадили вы, скажем, маленький дубок. С каждым годом он становится все крепче и больше, крона все пышнее, ствол – толще. Он начинает давать желуди, привлекая внимание окрестных свиней. И вот, не прошло еще и сотни лет, а вы можете уже отдыхать в его густой тени. Мы говорим: дубок растет, развивается. Организовал бойкий человек крохотную фирму, занимающуюся куплей-продажей. Прошел год-другой, и вот уже на фирме работают тысячи людей, а ее отделения расползлись по всему земному шару. Фирма развивается. Развитие – это переход объекта от одного состояния к другому вследствие постепенного накопления количественных изменений. Какие именно изменения накапливаются, и определяет направление развития. Однажды наша фирма может начать терпеть убытки, и через некоторое время их накопление приведет ее к краху. В зависимости от направления развития говорят о прогрессивном или регрессивном развитии.



А с точки зрения темпов развития также выделяют эволюцию и революцию. Хотя, вопрос о существовании революций до сих пор вызывает споры, и многие философы отрицают наличие таких катаклизмов не только в природе, но и в общественной жизни.

Философская теория, описывающая наиболее общие принципы и формы развития, называется диалектикой. Ее создателем был немецкий философ Гегель (1770 – 1831). Значительный вклад в ее разработку внесли К.Маркс и Ф.Энгельс, и до недавнего времени диалектика пользовалась широким признанием в отечественной философии. Следы этого в философской литературе можно видеть до сих пор. Однако далеко не все философы принимают эту теорию. Поэтому здесь мы о ней говорить не будем.

Основными формами движения являются:

1. Механическое движение – изменение местоположения материальных объектов относительно друг друга.

2. Физическое движение – изменение состояния материальных объектов.

3. Химическое движение – изменение качества материальных объектов.

4. Биологическоедвижение – изменение энергии материальных объектов (обмен веществ; ассимиляция и диссимиляция).

5. Социальное движение – изменение человека и общества.

Разные философы, в зависимости от своего мировоззрения – идеалистического или материалистического – по-разному интерпретируют взаимосвязь форм движения материи: Формы движения материи взаимосвязаны. Эта связь интерпретируется двояко:

1. Идеалисты склонны придерживаться метафизического понимания, е объясняя эту связь по нисходящей, посредством редукции, сводя высшее к низшему.

2. Материалисты придерживаются диалектического понимания, наоборот, по восходящей, идя от простого к сложному.

Итак:

Движение есть любое изменение материальных и идеальных объектов.

Покой – противоположное понятие, отсутствие движения.

Развитие есть направленное, необратимое и закономерное изменение состояния объектов, переход объекта от одного состояния к другому вследствие постепенного накопления количественных изменений.

Развитие может быть прогрессивным и регрессивным.

Философская теория, описывающая наиболее общие принципы и формы развития, называется диалектикой.

Основные формы движения – механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное.



Диалектика: динамические и статистические закономерности

Человеческий разум не безграничен, он в состоянии охватить мыслью лишь бесконечно малую долю событий и вещей, которые существуют в природе. Этого достаточно, чтобы понять законы природы, но не достаточно, чтобы с абсолютной точностью описать хотя бы одну единичную вещь. Ибо существование всякой вещи в той или иной мере зависит от действия всех прочих вещей, т.е. от конкретного состояния бесконечной Вселенной в целом. По этой причине человеческий разум обречен «играть в кости» с матерью-природой, довольствуясь вероятностным знанием о существовании вещей, данных в чувственном опыте.

Имея дело с сущностями вещей, разум получает знание, выражаемое строгими и всеобщими законами, которые иногда называют «динамическими». Относительно же существования предметов чувственного опыта знание такого рода невозможно, поэтому разум может приобрести здесь, в лучшем случае, вероятностные, или «статистические», закономерности.

Закон – это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

Динамические закономерности сопряжены с абстрагированием от множества второстепенных и случайных факторов, научные предсказания здесь имеют достоверный характер. Однако в большинстве физических, биологических и социальных процессов обнаруживаются множество случайных факторов, совокупный результат которых вскрывает определенную тенденцию, выражаемую статистическими закономерностями. Предсказания таких закономерностей имеют лишь вероятностный характер, обусловленный действием случайностей.

Три основополагающих закона диалектики это:

- Закон единства и борьба противоположностей,

- закон взаимного перехода количественных и качественных изменений,

- закон отрицания отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.).

Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего.

Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель. Им были выведены два понятия – «тождество» и «различие» и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.

Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета – движению. Примеры: существует идея, тождественна самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие - то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы – изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.

Качество – тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.

Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.).

Мера – единство количества и качества.

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.

При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) – к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок».

Напр., если нагревать воду последовательно на 1 градус по Цельсию, т.е. изменять количественные параметры – температуру, то вода будет изменять свое качество – станет горячей (в силу нарушения структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды – она перейдет в пар (т.е. разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания – вода и прежняя ситема связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) – скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лёд.

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

Примеры:

- смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу);

- «эстафета поколений»;

- смена вкусов в культуре, музыке;

- эволюция рода (дети – частично родители, но уже на новой ступени);

- ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.

Отрицание старых форм новыми – причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития – дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:

- развитие – только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;

- развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

- развитие хаотично, не имеет никакой направленности.

Практика показывает, что из трёх точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим., хотя общая тенденция все же восходящая.

Примеры:

- организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);

- исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами – расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т.д.).

Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.



Сознание, самосознание и личность



Проблема определения сознания

Сознание можно определить как свойство человеческой психики, состояние психической жизни индвда, выражающееся в субъетивной переживаемости событий внеш­него мира и жизни самого индивида, в отчете об этих собы­тиях.

Сознание также можно определить как присущую человеку способность целенаправленно и обобщенно воспроизводить действительность в идеальной форме.

Сознание противопоставляется бессознательномув раз­ных его вариантах (неосознаваемое, подсознание и т. д.).

Вопрос о природе сознания – один из наиболее сложных в философии.

Разные философские школы и направления по-разному рассматривали природу сознания.

Так, например, идеалисты полагали, что истиннно существует только сознание; оно является независимым от материального бытия царством идей, чувств, воли, способным творить и конструировать действительность. По мнению идеалистов, сознание первично, оно предшествовало возникновению общественных и трудовых отношений в нем. Идеализм отрицает, что физические объекты существуют вне восприятия и мышления и что физические объекты материальны, т.е. состоят из особенной субстанции, называемой материей.

Материализм это теория о том, что, если нечто существует, то оно имеет материальный характер.

Однако материалисты-метафизики являются исключением из этого правила: для многих из них характерно представление о вечности сознания, о всеобщей одушевлённости материи. Например, французский философ-просвещенец Дени Дидро полагал, что чувствительность в различной степени присуща всем вещам.

Диалектический материализм трактует сознание как свойство высокоорганизованной материи, высшую форму психического отражения мира, продукт эволюции природы, человека и общества. Сущность сознания, согласно диалектическим материалистам, идеальна. При этом идеальное трактуется как субъективная реальность, представленная в сознаниях отдельных личностей.

Однако нет единого согласия в вопросе о том, какова природа этого идеального.

Одни философы полагают, что оно формируется в обществе, в системе отношений человека к человеку, и возникает оно одновременно с появлен общества в процессе совместной трудовой деятельности людей, равно как и язык (Эвальд Васильевич Ильенков). «Сознание... с самого начала естьобщественный продукт и остаётся им, пока вообще существуют люди» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 29).

Другие философы полагают, что идеальное формируется в головном мозге, в силу чего психические явления могут быть объектом изучения естественных наук (Давид Израилевич Дубровский) (ВФ, 60-70-е гг).

Позиция Дубровского отчасти близка взглядам вульгарных материалистов – направления, получившего развитие в период великих открытий естествознания XIX в. Главными представителями были немецкие философы Карл Фохт, Людвиг Бюхнер и Якоб Молешотт.

Вульгарные материалисты полагали, что сознание в целом, и в частности наши мысли, это продукт деятельности головного мозга.

Дуализм - это теория о том, что существует две, и только две, разновидности субстанций: сознания и физические объекты (материя).

Сознание – чисто ментальная, нематериальная, духовная субстанция.

Физический объект – чисто материальная, нементальная, протяженная в пространстве субстанция.

Под личностью дуализм понимает совокупность проявлений духовной и материальной субстанций, но большинство дуалистов утверждают, что личность существенным образом является своим собственным сознанием и только случайным образом – своим телом.То есть, личность это сознание, обладающее телом.

Вспомним: Рене Декарт говорил о том, что человек способен управлять своим телом с помощью некой нетелесной субстанции - души.

Шишковидная железа, расположенная в центральной части головного мозга, это место, в котором духовная сбстнция (душа) взаимодействует с телесной, поэтому этот орган Декарт называет “седалищем души”.

Согласно объяснению Декарта, взаимодействие двух субстанций происходит в организме человека следующим образом. Раздражение из внешнего мира передается по нервам в головной мозг и возбуждает пребывающую там душу. Возбуждение души приводит в движение жизненные духи, и нервный импульс завершается мышечным движением.

Таким образом, связь души и тела укладывается в схемы механического взаимодействия.

Двухаспектная теория, или пантеизм -это теория о том, что ментальное и физическое суть два свойства некоторой лежащей в основе вещей реальности, которая не является ни ментальной, ни физической. Из чего следует, что двухаспектная теория несовместима с дуализмом, идеализмом и материализмом, т.к. отрицает существование ментальной и физической субстанций. Тем не менее, с идеализмом и материализмом ее объединяет то, что она является, скорее, монизмом, нежели дуализмом, т.к. включает в себя тезис о том, что изначально существует только одна субстанция, или только один вид сущности.

Представителями двухаспектной теории были:

Б. Спиноза: Бог и природа нераздельны.

Д. Юм: сознание – не что иное, как связка восприятий.

Из современных философов – Б. Рассел и У. Джеймс.

Интуитивно эта теория трудно постигаема. Обыденное мировоззрение обычно основывается на идее множественности мира вещей и различия физического и ментального.



Структура сознания

"Поле" сознания хорошо представлено А. В. Ивановым в виде круга, куда вписан крест, делящий его на четыре равные части (при этом подчеркивается, что такое разделение в значительной мере условно по отношению к реально существующему сознанию):



Сектор (I) является сферой телесно-перцептивных способностей и получаемого на их основе знания. К этим способностям относятся ощущения, восприятия и конкретные представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире, о своем собственном теле и о его взаимоотношениях с другими телами.

Главной целью и регулятивом бытия этой сферы сознания является полезность и целесообразность поведения человеческого тела в мире окружающих его природных, социальных и человеческих тел.

С сектором (II) соотносятся логико-понятийные компоненты сознания. С помощью мышления человек выходит за пределы непосредственно чувственно данного в сущностные уровни объектов; это сфера общих понятий, аналитико-синтетических мыслительных операций и жестких логических доказательств. Главной целью и регулятивом логико-понятийной сферы сознания является истина. I и II сектора образуют внешне познавательную (или внешнепредметную) составляющую сознания, где субъективно-личностные и ценностно-смысловые компоненты психического мира находятся как бы в снятом, латентном состоянии. Они образуют "левую половинку" нашего сознания.

"Правая половинка" тоже состоит из двух секторов. Сектор III можно связать с эмоциональной компонентой сознания. Она лишена непосредственной связи с внешним предметным миром. Это скорее сфера личностных, субъективно-психологических переживаний, воспоминаний, предчувствий по поводу ситуаций и событий, с которыми сталкивался, сталкивается или может столкнуться человек. Сюда относятся:

1) инстинктивно-эффектные состояния (неотчетливые переживания, предчувствия, смутные видения, галлюцинации, стрессы);

2) эмоции (гнев, страх, восторг и т.д.);

3) чувства, отличающиеся большей отчетливостью, осознанностью и наличием образно-визуальной составляющей (наслаждение, отвращение, любовь, ненависть, симпатия, антипатия и т.д.). Главным регулятивом и целью "жизнедеятельности" этой сферы сознания будет то, что 3. Фрейд в свое время назвал "принципом удовольствия".

И наконец, сектор (IV) может быть соотнесен, по А. В. Иванову, с ценностно-мотивационной (или ценностно-смысловой) компонентой единого "поля" нашего сознания. Здесь укоренены высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности, а также способности к их формированию и творческому пониманию в виде фантазии, продуктивного воображения, интуиции различных видов. Целью и регулятивом бытия этой сферы сознания выступают красота, правда и справедливость, т.е. не истина как форма согласования мысли с предметной действительностью, а ценности как формы согласования предметной действительности с нашими духовными целями и смыслами.

III и IV сектора образуют ценностно-эмоциональную (гуманитарную в самом широком сысле) составляющую нашего сознания, где в качестве предмета познания выступают собственное "я", другие "я", а также продукты их творческой самореализации в виде гуманитарно-символических образований (художественных и философско-религиозных текстов, произведений музыки, живописи, архитектуры). При этом внешнепознавательная составляющая сознания оказывается здесь редуцированной и подчиненной его "правой половинке".

Как замечает А. В. Иванов, предложенную схему сознания можно, при желании, соотнести с фактом межполушарной асимметрии мозга, где внешнепознавательной составляющей сознания будет соответствовать деятельность левого, "языкового", аналитико-дискурсивного полушария, а ценностно-эмоциональной компоненте сознания - интегративно-интуитивная "работа" правого полушария.



Эта схема сознания конкретизируется в ряде отношений. В поле сознания (в круге) могут быть выделены два сегмента: нижний, которому будет соответствовать бессознательное, и верхний сегмент - сверхсознание.



С помощью надсознательных способностей сознания мы приобщаемся также к информационно-смысловой реальности (если принимать гипотезу ее объективного онтологического существования). В ряде религиозно-мистических доктрин и во многих философских системах доказывается, что высшее знание открывается сознанию лишь в актах надсознательного озарения, когда человек "сливается" с божественным или космическим Разумом, приобщаясь к надындивидуальной истине, благу и красоте.

Отсюда идея божественного творческого экстаза, т. е. выхода индивида за собственные телесные и сознательные (в "узком" смысле) пределы. Есть все основания предположить, считает А. В. Иванов, что "я" есть лишь словесно-психический способ фиксации восхождения нашей подлинной духовно-космической самости по горной вертикали сознания. Рождаясь из "тьмы и молчания бессознательного" (выражение К. Г. Юнга), наша духовная самость, проходя через ряд ступеней эволюции, способна в конце концов достигать уровня Космического Сверхсознания.

Самосознание

Проблема сознания тесно связана с вопросом о самосознании.

Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности.

«Я мыслю, следовательно, существую», - говорил Р. Декарт.

Самосознание – исторический продукт, оно появляется лишь на определенной, притом достаточно высокой стадии развития первобытного общества. Наряду с этим оно является и продуктом индвдуального развития: у ребенка его основания закладываются примерно в возрасте 2-4-х лет.

В развитии, динамике самосознания можно выделить 3 уровня.

I – уровень самочувствия, сводящегося к элементарному осознанию своего тела и его включенности в систему окружающих человека вещей. Именно благодаря этому человек не только выделяет себя из предметного мира, но и имеет возможность свободно ориентироваться в нем.

II уровень самосознания реализуется в осознании своей принадлежности к тому или иному сообществу, к той или иной культуре и социальной группе.

III уровень - это формировние сознания «Я» как такого образования, которое, хотя и похоже на «Я» других людей, но одновременно неповторимо, причем способно не только совершать поступки, но и нести ответственность за них, что предполагает необходимость и возможность как контроля над своими действиями, так и их самооценки.

Таким образом, самосознание характеризует не только самопознание, но и сопоставление себя с неким идеалом «Я», а значит, контроль и самооценку, а также формировние на этой основе чувства удовлетворенности или неудовлетворенности собой. При этом само осознание человеком своего «Я» опять-таки может реализоваться лишь через сопоставление себя с другими людьми. Это лишний раз свидетельствует об общественной природе сознания, формирующегося в ходе коллективной деятельности и человеческого общения.



Свойства сознания

Сознание характеризуется двумя основными взаимосвязанными свойствами - предметностью и рефлективностью.

Предметность сознания дает возможность соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы с предметным миром вне нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания на внешн мир. Это свойство сознания в феноменологии получает название «интенциональность».

Второе свойство - рефлексия - это такая сторона самосознания, которая, напротив, сосредоточивает внимание на самих его явлениях и формах. В ходе рефлексии человек осознает свое «Я», анализирует его, сопоставляя себя с идеалом, размышляя о своем отношении к жизни, закрепляя или, наоборот, меняя определенные жизненные ориентиры.

При этом в оценках и самооценках возможны и ошибки. Проверка и корректировка здесь возможны при условии внимательного отношен к оценкам других людей и трезвого сопоставления с ними своих самооценок. Поэтому самосознание не есть некая константа, оно не только формируется в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми, но и постоянно проверяется и корректируется в процессе углубления и расширения межличностных отношений.

Кроме того, важной специфической чертой сознания является его активность. В истории философии сложилось две позиции понимания активности сознания.

1. Идеалистическая. Эта позиция наиболее ярко выражена в немецкой классической философии. Сознание человека выступает как сила, творящая мир, в котором живет человек. У Канта это было обусловлено структурой познающего сбкта, у Фихте – всем строем бытия, т.к. субъективное сознание провозглашалось первоосновой. Шеллинг и Гегель обосновали активность сознания человека как тождественного объективной первооснове мира.

В любом случае, воспринимаемый человеком мир являлся результатом деятельности сознания – субъективного или сверхсубъективного, мирового духа, а познание было направлено на раскрытие сущностных черт этой первоосновы, т.е. само на себя.

2. Материалистическая. Эта позиция разработана в марксизме. Под активностью сознания понимается его избирательность и целенаправленность, которая выражается в генерировании новых идей, в актах продуктивного воображения, в управлении практической деятельностью. Сознание не творит мир, но активно преобразует его – непосредственно в идеальном плане и в материальном посредством целенаправленной практической деятельности. Главное условие активности сознания – способность к целеполаганию, то есть, именно к идеальному преобразованию действительности.



Основные современные теории сознания

Практически все современные философы сходятся в выводе, что сознанию невозможно дать логически строгого определения. Надеяться, что теория сознания может быть выстроена в виде непротиворечивой системы принципов, — напрасное ожидание. Таким же самообманом будет поиск определения сознания на основе элементарных, или базисных, структур, ибо в акте сознания задействовано такое количество разнородных процессов, редуцировать которые к чему-то элементарному в принципе невозможно.

Ускользаемость сознания от определений еще у Юма вызвала подозрение: «А не является ли оно фикцией?». Уильям Джемс в статье «Существует ли сознание?» открыто сформулировал это сомнение. У ряда сегодняшних философов (элиминативистов[9]) это подозрение вылилось в радикальный диагноз об иллюзорности этого феномена. Они говорят, что как такового его нет в природе, что теоретически правомерно говорить о сознании только на основе внешне фиксируемых проявлений — на производимых текстах, нейрофизиологических процессах, физическом поведении, которое фиксируются при внешнем наблюдении.

Но другие философы не согласны с таким радикализмом. Они убеждены, что сознание, хотя и не поддается анализу объективными методами, существует как реальность. Просто оно оказалось значительно более сложным явлением, чем представлялось ранее. https://studopedia.su/10_79768_dvizhenie-i-pokoy.html
Свернуть

_________________
представление всех членов людей,как единого организма,а себя как часть этого организма,то на душе становится спокойно и весело.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.048s | 16 Queries | GZIP : On ]