Интуиция и музыка. Клуб СН
Это небольшой отрывок наших встреч.
(Валентина играет на синтезаторе).
А.Г. Мне кажется, люди очень часто называют интуицией ощущение человека.
Голос из зала. Эмпатия…
А.Г. Более точное слово – эмпатия, но мы же им в жизни-то не пользуемся. Ну не пользуемся мы им, по-моему. Мы почему-то называем это тоже интуицией. Мы говорим: «Я интуитивно чувствовала, что он подлец, что не надо было выходить за него замуж». Известен факт, что любой подлец себя подлецом не чувствует. Правда?
Голоса из зала. Да… да…
А.Г. И у каждого человека есть своя система оправданий. Тогда какое чувство мы имеем в виду? Космос – это где? Вот это – «космическое чувство»…
(пауза)
Голоса из зала. В нас самих.
В сознании.
Можно разные слова подобрать.
А.Г. Вы слышите, что вы говорите? Может, вас всех госпитализировать?
Зал (смеётся). В одну палату!
А.Г. Я понимаю, что вы говорите эти слова – правда? — следом за мной. Однако, это то самое, о чём… чего я тут пару раз повторял – и по радио, и в реальности… Это та самая мысль: сознание – это Бог. Потому что — что вы имеете в виду под «космосом в душе»? Это чего? Чёрная пустота, а в ней звёзды? Или что?
Голос из зала. Божественное присутствие.
А.Г. В первую очередь этот космос имеет одну характеристику – совесть и закон объединяют словом «разум», да? Совесть говорит. Совесть говорит, что мы… чаще (моя) – она чаще говорит, что мы поступили не так. Потому что когда она говорит, что мы поступили так – мы это совестью уже почему-то не называем.
(смех в зале)
Почему? И вот вся проблема с совестью, мне кажется, очень проста. Дело в том, что мы всегда знаем, что мы поступили не так — это означает, что в нас всё время существует некоторое начало, которое знает, что такое ТАК. <…>
А.Г. …интуитивно предчувствуя, пойдёт голосовать за Путина – пойдёт, совершенно не прислушиваясь к своей совести. Правда? Или интуиции. К чему-то совершенно другому. Я в данном случае не политическую речь держу. Я просто говорю о таком массовом отношении народа – это же наша проблема, да? На кухнях у нас у всех совесть, а там, на собрании в Лужниках, у нас «нужды дела». <…>
А.Г. …Молодой человек, который был – он преподаватель английского языка. Я научу его пользоваться творчеством как интуицией – он станет нищим музыкантом. Я разве могу гарантировать ему успех? Этого вот эта самая интуиция отнюдь не гарантирует. Гогену, который был в нашем понимании сегодняшнем успешным банкиром — правда? У него возникли интуитивные ощущения, потом вид?ния, возникла страсть… Бросил преуспевающий банк, ушёл из семьи, уехал в конечном итоге в Полинезию, там нарисовал голых чёрных проституток… Последнюю картину, которую нарисовал (говорят, фантастическую) — всю жизнь в Полинезии в своём домике на стенах рисовал некую фреску – перед смертью спалил. Ему давно понаставлено диагнозов всеми психиатрами всех стран мира. Потому что это — классический пример психопатологии. Потому что вся психиатрия мировая не умеет иначе понимать норму, чем норму адаптации. «Если вы такие умные, то чего ж вы такие бедные?» Норма – это то, что человек удерживается в обществе. Гениальность – с точки зрения творческой гениальности – это компромисс. Это люди, которые могли достичь некоторого компромисса. Я говорил в передачах по-другому это немножко – я говорил, что они смогли найти язык, на котором свою гениальность они передали людям. <…>
А.Г. … и реагируешь ударом до того, как тебя ударит соперник. То же самое… вообще это, конечно, не каратэ. Это основы воспитания самураев. Как они называли эту зону, в которой существует интуиция? Они называли это Дао. Я ещё говорил замечательное слово — неподвижная праджня – на одном из занятий. В буддизме есть такое определение. Мы это называем обычно «потоком». Психотерапия называет «процессом». А вот такой Арнольд Минделл – очень близкий мне человек из трансперсональной психологии – называет это же самое «сновидением». Он использует опыт австралийских аборигенов, которые говорили, что надо оказаться в мире сновидения, чтобы почувствовать смысл событий – лично для себя. Ты как бы выходишь из этого мира – и оказываешься в мире сновидений. Или в «потоке». Внутри ДАО. Находясь внутри Дао, ты можешь… так и не ответили на вопрос, что мы можем делать, находясь внутри Дао. <…>
А.Г. …Ну, если мы предвидим события, то это значит, что вот этим людям «приговорено» разбиться на самолёте, а вот тем, кто остался – не суждено. Так это или не так? Судьба – есть?
Голос из зала. Ну они же ничего не предвидели, там были объективные причины, по которым они опоздали…
А.Г. Судьба – есть?
Голоса из зала. Есть…
Есть…
Нет…
А.Г. Удивительно. Кто считает, что есть судьба, предопределённость в человеческой жизни?
Кто считает, что судьбы нет?
Очень показательно. Всегда примерно две половины. Чуть больше считают, что судьба есть, чуть меньше — что судьбы нет. Ну правда. Так всегда. В любой группе так.
Голос из зала. Ну может быть, мы можем её менять как-то?
А.Г. Мы говорим: для того, чтобы почувствовать интуицию – ей надо учиться доверять, правда? А готовы ли мы к этому? Поскольку это отчасти всегда напоминает какое-то такое безумие? А пытаюсь я объяснить следующую вещь. Вот разбились люди на самолёте – ну простите, жестокий пример. А как вы думаете… Вот двое на самолёт опоздали. А как вы думаете: у остальных — тех, кто оказался на самолёте – не было сигналов интуиции?
Голоса из зала. Были.
Были…
Может быть.
Мы не знаем.
А.Г. Тогда какая предопределённость?
Голоса из зала. Они не послушались.
Не доверяли.
Ну есть возможность, может быть, менять что-то?
А.Г. Смотрите. Знаете – этот эксперимент… Можете… кто не читал, конечно… Есть замечательный роман очень мною любимого вообще Торнтона Уайлдера, который называется «Мост короля Людовика Святого». (Есть и фильм по этому роману, но, как всегда, в общем, – лучше романа ничего нету). Там эксперимент такой проводится. Там (сейчас уже не помню) 9 человек, по-моему, переходят мост через пропасть в Мексике — висячий, на лианах, который висит уже, там, несколько тысяч лет. И вот в этот момент мост рвётся и они разбиваются. Священник-иезуит предпринимает исследование: что их привело на этот мост? Что общего в их жизни? По мнению Уайлдера – тоже, там такое же, что сигналы получают ВСЕ. У всех что-то происходит – у кого-то, там, не знаю, жена болеет, у кого-то мама, у кого-то… Не доверяя интуиции, мы такого рода «толчки» или предупреждения как бы игнорируем, не связываемся с ними.
И это вот чувство – оно особенно интересно тем, что оно имеет некий очень индивидуальный смысл. Не все же люди всей Земли получают предупреждение о том, что «этот самолёт разобьётся». Это не универсальные поля, а это что-то, имеющее отношение лично ко мне. Значит, я хочу сказать, что, когда мы говорим об интуиции – мы говорим о какой-то нашей индивидуальной «воронке» во всеобщее поле, или о каком-то «водовороте» индивидуальном в «потоке» — или о какой-то нашей личной задаче по отношению к Богу – если мы называем это Богом. <…>
(А.Г. берёт зеркало)
А.Г. Почему зеркало… Повыше поднять? Смотрите. Почему зеркало – такой символ… значимый для человечества? А для сказок, волшебства, магии… Что там? Что есть в зеркале?
Голос из зала. Если долго-долго смотреть…
А.Г. Чего там есть? Ваши, например, лица. Кресла, столы… Что ещё есть в зеркале? Ну, наверное, когда нас нет, то и отражения нет. А ЭТО есть всё равно. Что нужно для того, чтобы возникло отражение?
Голос из зала. Свет.
А.Г. А?
Голоса из зала. Свет.
А.Г. СВЕТ. В зеркале всегда есть СВЕТ.
(к А.Г. подходит девушка и берёт зеркало)
Ну попробуй – просто мне интересно. Попробуй посмотреть на себя с точки зрения света.
Девушка. Ну, если по лучу, то туда можно куда-то уйти (показывает вглубь зеркала).
А.Г. Ну… Я здесь, выходи.
(смех в зале)
Девушка (продолжает смотреть в зеркало). Можно уйти… <…>
А.Г. …Для того, чтобы человек почувствовал интуицию – исходя даже из наших разговоров, правда? – мы должны исходить из того, чтобы видеть себя с точки зрения совести. Себя – с точки зрения творчества.
Что человек делает, когда он приходит в музей? А когда он приходит в музей не потому, что так надо (учительница в школе велела) – а правда любоваться картиной? Когда он… Как Наташа сейчас сказала очень точно: если так попытаться – то можно провалиться…
Дело в том, что когда мы смотрим на Рембрандта – для меня, это моё описание, субъективное, художественное — мы на самом деле смотрим на себя глазами Рембрандта. Точка перемещается. Мы отстраняемся от себя и оказываемся в мире: хотите – интуиции, хотите – творчества. Если этого отстранения не происходит – это называется «экскурсия по картинной галерее».
«Я люблю Горовеца» — это означает «Горовец мне соответствует. Он меня понимает». Не всех. Кто-то больше любит Рихтера.
Нельзя смотреть на себя только глазами Достоевского – это быстро приводит к самоубийству. <…>
А.Г. …Почему в зеркале есть всегда люди?
Голос из зала. Отражение.
А.Г. Что нужно для того, чтобы возникло отражение?
Голос из зала. Свет.
А.Г. А?
Голоса из зала. Свет.
А.Г. СВЕТ. В зеркале всегда есть СВЕТ.
А.Г. …Эксперимент ну, правда, непростой, поэтому вы нас не судите слишком строго – хорошо? Речь идёт о том, что Валя попробует «сыграть» Виту. Это вообще такой… В действительности всё то, что называется «музыкальным лечением» в традиционной культуре, сводится к двум вещам, которые – вот принцип которых такой.
Первый принцип. Целитель настраивается на пациента всеми усилиями и пытается «сыграть» его. Часто ещё мы когда-то несколько лет назад – кто ходил на презентации книг – мы ещё учились «пропевать» человека.
Поскольку я хочу показать какие-то вещи, которые очень здорово могут помочь дома – просто с любимой музыкой. Хотя и этот эксперимент мы готовы несколько раз повторить, чтобы те, кто хочет, это попробовал послушать.
Два вопроса у меня к залу. Вопрос первый: похожа мелодия на Виту? Вопрос второй: вам от этой… вы как чувствуете эту мелодию – хорошо или плохо? Ладно? Это только первая половина упражнения. Хорошо? Пробуем?
(Вита кладёт руки на синтезатор. Валентина играет).
Валентина. На самом деле (здесь, может быть, музыканты есть) есть ещё тональности… можно понять… Вот Вита, она «лежит» в тональности соль мажор и параллельной ей ми минор. Это тональность, в которой есть одна повышенная ступень которая звучит очень… (Валя берёт фа-диез) — тяготение чувствуется. Она такая, «мистическая». Это сочетание солнца и такой мистической «полутени», которая наползает. Вот Вита точно чувствуется… <…>
А.Г. …Я думаю, что все меня легко поймут, если я скажу, что наполненность звуком и наполненность смыслом – вещи очень близкие. Вы знаете, что я принадлежу к числу людей, которые убеждены, что мы теряем здоровье, теряем жизнь, когда теряем смысл, когда теряем наполненность каким-то смыслом – вот этой самой ВНУТРЕННЕЙ ЗАДАЧЕЙ… <…>
А.Г. Поблагодарим Валю (аплодисменты).
Голос из зала. А первый инструмент был какой?
Валя. Первый был – колокольчики…
Записала Eugenia
Очень часто (да практически всегда). Если чувства мне говорят одно (интуиция как я понимаю) а ум говорит другое. «Иду на поводу» у разума, и как правило не ошибаюсь. Потом с течение времени понимаю, вижу что чувства «обманsdfkb».
Значит у меня совсем нет интуиции? Обидно(((… ))
Очень интересный вопрос — как посмотреть на себя с точки зрения совести и научиться доверять интуиции.
+1
Здравствуйте
Возможно ли как-то посмотреть всю запись?
Очень интересный вопрос — как посмотреть на себя с точки зрения совести и научиться доверять интуиции.
Валентин
всю запись… если 8GB скачаешь с инета дам ссылку на торрент
Я нашел транскрипт на сайте. Вроде он полный.
Посмотрю еще и если будет мало напишу.
Спасибо )
Если можно, то дайте, пожалуйста, мне ссылку на торрент.