Видеоблог, Интервью и на ТВ    |   

Смысл психотехник: холотропное, визуализация и прочее…

Холотропное дыхание и лсд. Как дышать и о чем думатать

Психиатр Данилин о смысле психотехник.

Холотропное дыхание и лсд. Как дышать и о чем думатать

Валентина Скворцова: Скажите, пожалуйста, как вы относитесь к разного рода психологическим техникам, например, таким, как холотропное дыхание, визуализация и тому подобное?

Александр Геннадиевич: Мне кажется, что, возможно, это один из главных вопросов современной путаницы. Путаница заключается вот в чём.

Путаница заключается в том… в самом ответе на вопрос «в качестве чего я должен ко всему этому относиться?» — я бы так сказал. Потому что… ну, холотропное дыхание возникло потому, что Станислав Гроф не смог продолжать эксперименты на ЛСД, по его собственному признанию. Так вот, если вспоминать печальную историю ЛСД, то стоит вспомнить, что ЛСД было первым официально разрешённым для применения психоактивным лекарственным препаратом – не аминазин, а именно ЛСД. И использовался этот препарат с одной-единственной целью: он использовался с целью обучения начинающих психиатров. Они принимали таблетки и делали уколы ЛСД для того, чтобы изучить, как чувствует себя больной, когда у него развивается психоз. И надо сказать, что за несколько лет, пока этот препарат был разрешён, я думаю, что тысячи, а может быть, десятки тысяч молодых врачей в Европе и Америке этот препарат приняли, и ровным счётом ничего с ними не произошло. Поскольку мне известно: никто из них не сошёл с ума, не стал наркоманом. Дело вот в чём. У НИХ БЫЛА КОНКРЕТНАЯ ЦЕЛЬ. ЛСД не было самоцелью. Поэтому весь вопрос моего отношения к любым психологическим тренингам, практикам, телесно ориентированным, холотропному дыханию зависит только от одного: какую задачу ставит человек, который приходит на эти тренинги? Между прочим, это ровно тот же вопрос, который определяет, скажем, проблему «а существует ли зависимость от компьютера или от социальных сетей?»

Я пишу книги время от времени – ничего у меня из этого, правда, не получается ))), но пишу)). Для того, чтобы писать книги (это моя цель) я широко использую Интернет – ну цитаты гораздо легче брать в Интернете, чем перепечатывать их с текста бумажных книг, например. Я использую Интернет как источник информации. Но я использую его как источник информации для выполнения какой-то своей работы или какого-то своего дела, для выполнения своих задач. Как только Интернет и общение в социальной сети становится для меня самодостаточной целью – то есть я там живу, я там общаюсь, у меня там любовь – он превращается для меня в зависимость. А до тех пор, пока компьютер и Интернет являются для меня ИНСТРУМЕНТОМ для выполнения моей задачи… таким же, как утюг. Утюгом гладят, и поэтому от него очень трудно испытать зависимость. Как только я объявляю какую-либо методику или какой-либо объект самодостаточной целью – это, собственно, и есть зависимость. Широко я всё время описываю это как подмену цели средством.

Валентина: Да, но есть люди, которые ходят на психологические тренинги или сидят в сети Интернет, оправдывая это тем, что это их способ расслабиться. Это способ получить удовольствие, снять напряжение. Да, вот они говорят такие вещи: например, холотропное дыхание может быть средством для того, чтобы справится со стрессом, например.

А.Г.: Нет. Потому что справиться со стрессом – это значит обрести здоровье. А здоровье, в свою очередь, тоже является лишь средством для чего-то. Ну, например: мне нужно здоровье, чтобы вырастить детей. Целью здесь является «вырастить детей» — это значит их воспитать, дать им какие-то знания, какие-то ориентиры в жизни – то, что зависит от меня. А будучи здоровым лохом вообще, не имея при этом никаких задач и целей, я буду использовать своё здоровье для того, чтобы пить, например, или для того, чтобы, не знаю, соблазнять женщин. И опять. Хорошо, если я воспринимаю соблазнение женщин как цель. Вот у меня есть цель – соблазнение женщин. И тогда, например, холотропное дыхание мне нужно именно для этого – чтобы расслабиться от всех тех неприятностей, которые они мне вместо удовольствия принесли. Вполне сойдёт. Я ведь сейчас не о каких-то более… абстрактно высоких вещах. Я сейчас о том, что если моей задачей, ради которой я пришёл на холотропное дыхание, является некоторое облегчение моего процесса соблазнения женщин, то я… никаких у меня неприятностей от холотропного дыхания не возникнет. Они возникнут только в том случае, если я считаю: это способ просветления. Вот я таким образом достигну контакта с Богом. Хотя самое что поразительное: ведь мир создан тоже промыслительно. И Бог же, видимо (если люди верующие), создавал мир не просто так. Не из ошибки. А ради чего-то. Стало быть, в некотором прямом смысле бегство от мира не может быть человеческой задачей.

Валентина: Но здесь же существуют разные точки зрения. Некоторые религиозные конфессии, наоборот, говорят о том, что необходимо уйти от мира ради решения, видимо, каких-то других задач.

А.Г.: Нет, ну, если мы уходим от мира совсем, то целью могут являться только две вещи: либо личное спасение, то есть обретение бытия души после смерти, либо всё то же спасение мира. И здесь (я думаю, что глубже мы туда погружаться не будем)… Но если я понимаю и чувствую свою задачу, то снова, в любом случае, даже если я занят личным спасением, конкретная практика будет служить выполнению этой задачи. Но. В том-то вся и беда, что люди приходят на тренинги, в том числе и на тренинги, связанные с особыми состояниями сознания, как вот во всяких сектах (ритмология; холотропное дыхание всё больше и больше становится похожим на секту)… Дело в некоем вообще очевидном стремлении потребительской культуры превратить психологическую практику в род товара. А для того, чтобы что-то продать, нужно придать ему некую самодостаточную ценность. И если я иду потреблять холотропное дыхание просто потому, что мне интересно… Или мне кажется, что вот я приду куда-то в какую-то тренинговую группу и поумнею, стану более умным, стану гениальным и тогда уже буду решать, что мне делать. Вот это и является той самой главной ошибкой, из-за которой случаются неприятности и в практиках холотропного дыхания, и в любых других тоже.

Валентина: Ну, это вообще даже проблемы с обучением, когда человек приходит учиться вообще чему-либо, решая, что он сначала станет умным, а потом начнёт думать.

А.Г.: Ну, в общем, обучение – это, я бы сказал, более дозированное и более регулярное воздействие на организм, чем холотропное дыхание или другие практики особых состояний сознания. Всё ведь зависит от этой предельно простой проблемы: вы идёте заниматься какой-то психологической практикой – это СРЕДСТВО. Вы должны понимать, ДЛЯ ЧЕГО СЛУЖИТ ВАМ ЭТО СРЕДСТВО. Для целей создания чего в этом прекраснейшем из миров? Потому что на самом деле целью может служить только некоторое СОЗИДАНИЕ. Я даже… я боюсь немножко использовать слово «творчество», поскольку понимаю его в самом широком смысле этого слова.

Творчество – это ведь тоже не цель. Это снова средство. И вот здесь мы вечно путаемся, потому что важно же не творчество само по себе, а важно, ЧЕГО Я СОБИРАЮСЬ СООБЩИТЬ ЛЮДЯМ С ПОМОЩЬЮ СВОЕГО ТВОРЧЕСТВА. Я о чём буду с ними говорить? Я чего им станцую, нарисую? Я меру чего собираюсь повысить в мире? Не знаю: меру добра, меру любви, меру сексуальности, меру чувственности? Или я собираюсь сообщить людям, что все они ничтожества – к этому тоже можно стремиться в творчестве. Я сейчас пытаюсь от этого вот освободиться.

Я пытаюсь сказать, что всё равно единственной целью человеческой может быть произведение какого-то действия в ЭТОЙ реальности, вкладывание в неё каких-то смыслов. И единственная задача… единственная проблема, связанная с любыми тренингами и практиками вообще, — это то… это проблема того, осознаёт ли человек, какой СМЫСЛ он пытается внести в реальность. В ЧЁМ ему нужна помощь? Он может ошибаться в этом смысле. Он может его менять по мере развития событий. Но без устремлённости любая практика такого рода превращается в наркотик. Потому что на вопрос «Зачем тебе нужно занятие холотропным дыханием?» люди обычно отвечают (чаще всего): ну, вот, для здоровья. Или: для удовольствия. Почувствовать что-то новенькое. Пережить какие-то новенькие ощущения. По сути своей это и есть самоцель, к которой нас приучает потребительская культура. Мы ничего не собираемся создавать, мы просто хотим потребить конкретный психологический товар. И ЭТО НАС РАЗРУШАЕТ. Поскольку, к сожалению, человек ничего не может делать просто так.

Записала Eugenia

Просмотров: 58

Комментарии к записи (2)

  1. Федор Человек #

    Само видео не посмотрел, но текст прочитал.
    Более конкретно ответьте:
    1) на сколько безопасно холотропное дыхание (Зураб Кекелидзе весьма уклончиво ответил на данный вопрос)?
    2) показание?
    3) противопоказание?
    4) кто имеет право их проводить?
    Хорошо будет, если об этом будет сделан видеоролик в вашем стиле с одноименным названием, а то выдают его как лекарство от всех болезней.

    1. admin #

      Его выдают как лекарство от всех болезней именно уже далекие и совсем недалекие последователи школы Грофа. Он сам отрещивается от них, ибо никак не контролирует их. Карму он себе благодаря им подпортил. Мне было смешно, когда ему задали однажды вопрос на встрече: «Как часто нужно делать холотропное дыхание?» Вопрос Грофа ввел в недоумение. Холотроп он сам использует как часть терапии и то не всегда, а его зрители давно перешли на обычный потребительский уровень.
      Это все что я узнал с нескольких видео на ютубе. Гроф не виноват, кароче — все как обычно)

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

«Серебряные нити»