Встречи    |   

Презентация книги «Воспитание Пиноккио»

Все радиоведущие очень редко видят глаза своих радиослушателей, и когда это удается — это для нас праздник! Поэтому, спасибо!

Радиопередача выходит в формате  прямого эфира. Поэтому, я предлагаю разговаривать тоже «в прямом эфире». В книге, которую мы сегодня представляем, все утверждения спорные. В ней идет речь о том, как же все таки стать Настоящим Человеком.

У нас в стране, за долгие разные годы ее существования, это понятие менялось с такой стремительностью, что разобраться в нем почти невозможно. Поэтому, если звучат вопросы, то они не риторические, а я жду ваших ответов и мнений. Тогда  у нас  получится что-то вроде тренинга. Если будет время, упражнения мы тоже поделаем — у нас это всегда входит в программу.

Как вы думаете, почему сказка о деревянной марионетке покорила весь мир и стала одной из популярнейших книг? Почти за 120 лет (120-летний юбилей будет через два года) общий тираж книги «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы» составил около 3-х миллиардов экземпляров(!). Даже страшно подумать!

В нашей стране популярнее «Золотой ключик, или приключения Буратино». О различиях мы сейчас тоже поговорим…

Почему же образ  деревянного  человечка  так популярен во всем мире?

Зал: Хороший конец сказки.

Александр Геннадиевич: У большинства сказок хорошие концы… простите, окончания :)

Зал: Тайна

А.Г.: С тайны начинается книга. В чем заключается тайна? Чем похож на нас Деревянный Человечек?

Зал:

  • Он живой;
  • Добродушный;
  • Им можно управлять;
  • Он наивный;
  • Он живой, и это этапы нашей жизни.

А.Г.: Я думаю, что тайна марионетки — в  крестовине.  В этом отличие марионетки от любой другой куклы, и в этом «гипноз»  Пиноккио и наша любовь именно к этой кукле.  У любой марионетки есть что-то, что ее ведет. А мы всю жизнь  ищем  кукловода.

Зал: (смех)

Что вы смеетесь? Кто-то хочет выйти замуж (я собрался по этому поводу провести большой очный тренинг в начале  следующего года), а кто-то ищет веру или религию. Это тоже поиск «кукловода», если не пытаться буквализировать эту схожесть.

Я все время вспоминаю Моление о чаше: «…не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:40-46). В кризисные жизненные периоды мы повторяем эти слова, как бы разыскивая некую «крестовину», к которой мы все подвешены (или не подвешены). 

Кто-то ищет другую «крестовину», называя ее наукой,  внутренней опорой, мировоззрением; кто-то разыскивает пришельцев, кто-то доброго начальника, кто-то справедливого царя…

Чем похожа кукла-марионетка на нас? Да только одним — Пиноккио  оказался в ситуации, необыкновенно схожей с нашей. Это марионетка, лишенная веревочек,  крестовины и кукловода — ожившая  марионетка. Правда? Как мы. И для того, чтобы стать настоящим Человеком, ему необходимо обнаружить свою  крестовину.

Где мы и деревянные куклы можем её обрести?

Зал:

  • В поступках;
  • В душе;
  • В сознании …

А.Г.: Внутри себя, правда? Не снаружи, а внутри себя.

Что делает Пиноккио (в широком смысле)?

Зал: Путешествует.

А.Г.: А зачем мы путешествуем?

Зал: Чтобы познавать.

А.Г.: Познать самого себя.

Зал: …найти крестовину.

А.Г.: May be, почему бы и нет…? Где мы совершаем это путешествие?

Зал: В жизни.

А.Г.: Жизнь всегда начинается с того, что мы пытаемся искать эту «крестовину» во внешнем мире. Вот поэтому Пиноккио совершает путешествие. Он ищет крестовину во внешнем мире, но в конечном итоге, обнаруживает ее в себе. Тогда он становится Человеком. Это наш жизненный путь.

Здесь даже Людмила говорила, что вот вроде Александр Геннадиевич по каждому поводу имеет свое мнение. На самом деле, мы все по каждому поводу имеем собственное мнение. Поэтому нам всем знакомо  чувство, которое мы называем «я не такой, как все». Для того, чтобы обнаружить «крестовину» в себе, нужно обнаружить некоторое право быть не таким как все…

Я очень люблю сказку Коллоди. Так сложилось, что я родился и вырос в библиотеке — у  меня мама была библиотекарем, заведующим библиотеки. Мне было  лет 6, когда я впервые читал «Приключения Пиноккио…», а «Золотой ключик, или приключения Буратино» прочитал уже много позже, скорее тогда, когда у нас  стали показывать первые фильмы. Фильм о «Приключениях Буратино» появился уже в годы моей юности.  И мне много раз приходила в голову предельно простая мысль: может быть разница пути к праву ощущать себя через опорную точку лежит через книгу?

Буратино — по  итальянски «кукла», обычно этим словом называют куклу-марионетку. В чем отличие Буратино и Пиноккио?

Зал:

  • Буратино более позитивный.
  • Более добрая сказка…

А.Г.:  Вот это очень интересно, в чем доброта сказки про Буратино?

Зал: Там нет убийств, а в «Пиноккио» есть.

А.Г.: Убийства?  Нет. Ни одного убийства в «Приключениях Пиноккио» нет.

Это самое больное место нашего разговора, поскольку все любят «Золотой Ключик или Приключения Буратино», я знаю.

Так вот, нет — никаких убийств в сказке «Пиноккио» нет. Ни  одного! Есть, правда, гробик и могилка мамы-феи, есть мертвая Фея. Но убийств там, совершенно точно, нет.  Сверчка тоже не убивают, как и в «Пиноккио», он дальше путешествует,  появляясь в сказке.

В своей книге «Воспитание Пиноккио, или Уроки самостоятельного мышления» я пытаюсь доказать,  что Сверчок — это совесть. И поэтому, её можно пытаться убить, но до конца убить нельзя. Она непрестанно появляется откуда-то.  К. Коллоди никого не убивал в сказке.

А в чем разница сказок? А.Толстой изначально опубликовал пересказ сказки К. Коллоди «Приключения Пиноккио» в 1932 году, а потом появился «Золотой ключик или приключения Буратино». Сюжетно сказки расходятся в таверне, где навсегда расходятся пути двух человечков.

Поднимите руки, кто читал «Приключения Пиноккио»?

Даже не треть зала, — гораздо  меньше.

Зал: Захватывающая книга.

А.Г.: Ну, я не знаю. Это очень сложно, потому, что я в детстве был влюблен в «Пиноккио» и мне было шесть лет. Это наверное ключевой момент  — все зависит от того, что мы читаем.

О чем сказка «Буратино», если убрать фразу: «О приключениях Деревянного Человечка»?

Зал:

  • о коммунизме;
  • светлом будущем;
  • необходимости верить во что-то;
  • о правде жизни;
  • образование необходимо получить;
  • это сказка о добре…

А.Г.: Сказка «Буратино» обо всем том, о чем вы рассказываете. Главная разница между Пиноккио и Буратино — у Пиноккио есть задача стать настоящим мальчишкой, а у Буратино такой задачи нет. А какая есть задача у Буратино?

Зал: Пойти в школу, стать счастливым…

А.Г.: И это единственное? Он ведь довольно быстро перестает учиться. Дело не в коммунизме. На самом деле Буратино — профессиональный революционер. И ему, как настоящему профессиональному революционеру, заканчивать учебу в школе не надо.  Он там несколько уроков получает и сбегает. Буратино надо найти Волшебный ключик. Который поможет что сделать?

Зал: Открыть волшебную дверцу.

А.Г.: За волшебной дверцей прячется справедливый кукольный театр.  Ему нужно сквозь эту дверцу уйти в счастливую жизнь и увести за собой кукол. Для этого достаточно найти тайный ключик…

Хотите ругайте, хотите соглашайтесь, но по моей глубокой убежденности, на этой схеме построена вся наша жизнь. Каждый из нас мечтает найти  «волшебный ключик» или «крестовину», чтобы эмигрировать в счастливый и справедливый мир, где не нужно  разбираться с Карабасами-Барабасами и Дуримарами, вечно  садящимися в лужу. Если вы заметите, так себя большинство и ведет, разве нет?

Мы не раз говорили об этом в передачах.  Обсуждая первородный грех,  мы забываем об одной (для  меня, как для психотерапевта) главной детали. Адам и Ева хотят быть «как боги».  И каждый из нас тоже этого хочет.

Зал: Но они этого не знали сначала, им не сказали.

А.Г.: Но это не так важно. Обратите внимание, Буратино-то тоже сначала этого не знал — ему подсказали. Но «подсказчики» существуют всегда: и в «Пиноккио», и в «Буратино», и в Книге Бытия…

Главный соблазн Змия заключается в том, что для того, чтобы стать «как боги», — достаточно сожрать яблочко.  Например, Адам в Раю именовал животных. Это была такая работа. Ева, похоже по тексту,  занималась уборкой райского сада. Эти усилия им не нравились. Соблазн Змия соответствует предельно простой идее всех жуликов на Свете: «Я тебе дам много денег, а тебе ничего не надо будет делать… только паспорт отдай или договор заключи…»

Внутренне мы все верим в чудо. Только все считаем, что «чудо» — это некое  однократное событие, которое приносит нам что-то очень просто. «Что-то» — называется  счастьем или блаженством. Вот поэтому Буратино достаточно найти Золотой ключик. А волшебная дверца, приведет в справедливый райский мир.

Есть ли здесь поклонники «Алхимика» Паоло Коэльо? Сюжет «Алхимика», Паоло Коэльо, по моему мнению, взял у Густава Майринка, а Густав Майринк использовал сюжет старинной арабской сказки. Согласно очень древней легенде, путник отправляется на поиски некоего сокровища, по какой-то карте. Он долго его ищет. Но потом выясняется, что карта вела к его дому, и под его собственным крыльцом было зарыто сокровище. Путник возвращается домой и находит сокровище через много лет странствий…

Поэтому сюжет «Буратино» полностью соответствует сюжету «Алхимика» П. Коэльо: Буратино после путешествия возвращается домой, находит дверцу в каморке папы Карло. Там — нарисованный очаг, а за ним путь к справедливому миру. Как хотите его назовите:  коммунизмом или чем-то ещё. Это отнюдь не оригинальный сказочный сюжет, придуманный Толстым или Коэльо — это  один из  древнейших архетипов. Он повествует о том, что человек отправляется в путешествие, и только поняв что-то, он возвращается домой: к себе, внутрь — там он находит Бога и все сокровища.

Тайна— это  важнейший аспект человеческой жизни. В сказке «Золотой ключик или приключения Буратино» она заключена в нарисованном очаге в каморке папы Карло.

В сказке «Приключения Пиноккио» папу зовут Джепетто, он плотник. В «Буратино», как вы знаете, он станет шарманщиком, который  с трудом вырежет  деревянного человечка из полена.

Мы с вами только что поняли, зачем нужна картинка очага в сказке «Буратино». А зачем она нужна в сказке «Пиноккио»? Она упомянута в сценке, где Пиноккио голодный возвращается домой, и весьма потешным способом пытается залезть в очаг, и что-нибудь съесть из котла.  Дальше этот очаг никакой роли не играет.

Зачем нужен нарисованный очаг?

Зал: Чтобы понять трудности жизни.

А.Г.: Здесь наверняка найдется человек, у которого дома висит натюрморт. Зачем мы вешаем картины в наших домах?

Зал: Изучаем…

А.Г.: Мы изучаем и совершенствуем себя.

Зал: Это иллюзия.

А.Г.: Представляете, зачем нищему плотнику Джепетто иллюзия нарисованного очага? Он чего скажет?

Зал: Он скажет: «Посмотришь, и меньше есть хочется…»

А.Г.: О, о! «Меньше есть хочется» — вот зачем приятель Джепетто нарисовал эту картинку. Вот зачем ему нужна иллюзия. В этом есть и тайна моего искусства — психотерапии: «посмотришь, и меньше есть хочется».

Так как мы далеко не все можем это сформулировать, то в своей книге мне тоже приходится задавать вопросы.

Зал: Это получается, как «Книга о вкусной и здоровой пище»?

А.Г.: Возможно все книги, которые пишутся в практических целях, являются «кукбуками» (book) —  «Книгами о вкусной и здоровой пище». По крайней мере, так их называли в Америке. В метафоре, Вы правы, конечно.

Мы не вешаем картинок на своих стенах случайно, но почему-то большинство из нас  всегда забывает рассказать детям и внукам, чего они значат для нас:

«Вот это — фотография курортного  отеля, в котором мы с твоей мамой были счастливы. А вот это портрет твоего прадедушки, которого я не знала, поскольку он погиб в первый год войны. Я смотрю на этот портрет, когда мне не хватает мужества. И тогда твой прадедушка мне помогает. Вот на эту картинку я смотрю, когда мне не хватает красоты. В жизни очень много некрасивого, но если я внимательно на нее посмотрю и «впущу ее в себя», тогда у меня в душе красоты становится чуть больше и жить становится легче».

Вот такая доморощенная психотерапия, «Книга о вкусной и здоровой пище», которая есть на стенах наших квартир.

Почему же сказка о Пиноккио кажется многим такой скучной?

Зал: Она философская

А.Г.:  Видимо, это связано со мной: как только мою «рожицу» видите, — вы  считаете, что это связано с философией :)

Какая же  сказка не связана с философией? Да и, Господь с вами, любая сказка связана с философией. Ничего более философского, чем русские сказки, на Свете не бывает. Откройте А.С. Пушкина, он был философ и мифолог,  как только краешка коснешься — диву даешься от философии!

Почему сказка кажется скучной?

Зал: Скучно жить

А.Г.: А что мы считаем скукой в жизни?

Зал: Монотонная сказка.

А.Г: «Пиноккио»? — Вы её читали?  Там сплошные приключения и коротенькие главы.

Зал: Это процесс всей жизни.

А.Г.: Нет, ну какой же «всей жизни». Процесс жизни Пиноккио начинается только в конце сказки. Он превращается в мальчика, и его ждет целая жизнь. А до этого — достаточно короткий отрезок жизни (правда, длиннее, чем отрезок жизни Буратино).

Потому, что в отличие от многих героев других сказок, Пиноккио приходится много страдать. Страдать, буквально: он четыре месяца сидит в тюрьме, пол года отрабатывает, чтобы содержать больного отца, которого он спасет из акулы.

«Приключения Пиноккио» — несомненно, сказка о воспитании. Чем заканчивается история с Полем Чудес в «Стране Дураков» в «Приключениях Буратино»?

Зал: Лиса и Кот обманывают Буратино и кидают его в озеро…

А.Г.: И всё. Правда?

Откуда возник образ Поля Чудес в «Стране Дураков» (в переводе Камилла Данини —  «Страна Болвания»)?

Зал: Буратино — Кот  с Лисой рассказали.

А.Г.: Да, … и Пиноккио тоже Кот с Лисой рассказали — никакой разницы.

Зал: Это готовность обмануться. Пиноккио не поверил.

А.Г.: Как не  поверил? Пиноккио поверил, и дети наши верят!

А мы умеем объяснить, чего хотят наши дети? Чего хочет Пиноккио (или Буратино) в первой трети сказки?

Зал: Хочет ничего не делать, не учиться…

А.Г.: Да. Современные молодые люди называют это «стремлением к легкой жизни». Сейчас это целая проблема. Дети говорят родителям: «Мы пойдем всякой дрянью торговать и будем 30 тысяч в день зарабатывать (или уже зарабатываем). А вы как сидели в нищете, так и сидите! Если вы такие умные, то почему вы такие бедные?».

Что вы можете этому противопоставить?

Зал:

  • Ничего.
  • Иметь много детей, как в прежние времена.

А.Г.: То есть, если двое не помрут, ухаживая за коровой, — они будут удачливыми, а остальные — фиг с ними! Как в Спарте: кто  выживет…

Я даже не столько об этом. Системно, это тот же самый «первородный грех».  Он сегодня называется «возможностью легкой жизни». Сказка «Приключения Буратино» эту возможность не исключает. Буратино  не страдает, он оказывается в некоторых обычных сказочных приключениях: обманывает Карабаса, обхитривает Дуримара, отказывается учиться  в школе и т.д.

А как можно бороться, что противопоставить легкой жизни? Что родители могут сказать в ответ?

Зал:

  • Воспитывать надо. Трудиться.
  • Нужно учиться, что-то делать, чтобы ни от кого не зависеть.

А.Г.: Труд можно противопоставить понятию «легкой жизни»?  У вас нету, видимо, современных детей! Ну как, помогает труд противопоставлять?

Зал: (смех)

А.Г.:  Нужно объяснять, зачем нужен труд.  Для меня это хоть какой-то (пусть плохой), но выход. А что если почитать в детстве «Приключения Пиноккио» или «Буратино»,  поделать по сказке упражнения и поиграть в игры… с детьми, не с вами. Может они будут чуть другими, чем те, кому в детстве читали «Буратино»? Это мое рабочее предположение. Вам — бабушки, мамы, будущие мамы, его подтверждать…

Ну-ка, дайте мне какой-нибудь аргумент против легкой жизни — любой: почему жизнь должна быть трудной,  нужно работать, учиться, а это скучно?  Во всяком случае, уроки папы Джепетто не работают… Половина молодых, половина умудренных опытом, скажите мне: какой текст можно сказать?

Зал: О смысле жизни

А.Г.: «Смысл жизни? — Да пошла ты на…!» — это мне так мои пациенты-подростки скажут. «Смысл жизни? — вот и катись ты со своим смыслом жизни, доктор!»

Зал: Надо объяснять ребенку о смысле жизни.

А.Г.: Чего объяснять-то ребенку? Я про это и спрашиваю! Ради этого и книжки писались.

Зал:

  • Нужно дать возможность ребенку вместе участвовать.
  • Научить его чувствовать счастье.

А.Г.: Сейчас я к вам начну приставать с вопросом, что такое счастье. Я могу, честное слово :)

Все очень просто. Легкая жизнь заключается в чем?

Зал: В потреблении.

А.Г.: Да, первое — это «потреблятство». Это модель общества потребления.

Какая вторая задача легкой жизни?

Зал: Удовольствие

А.Г.: Да, в удовольствии.  Желании получать непрерывное удовольствие и больше ничем не заниматься.

Поднимите руки, сколько здесь детей до 16-ти лет? Сейчас будет текст «14+»…

Давайте вспомним про оргазм. Это предел, данный нам, физиологических удовольствий. Слово «удовольствие» — сугубо чувственное  и  подразумевает некоторую сексуальность. Других удовольствий на самом деле не бывает. Удовольствие — это «лечь в ванну, выпить чашечку коффэ»…и т.п. Трудно оргазм-то пережить, дамы и господа?

Мужчинам чуть проще, женщинам чуть сложнее. Однако, без напряжения ничего не получится. Это элементарный принцип получения удовольствия, который каждый родитель должен помнить с самого рождения ребенка.

Для ребенка один из синонимов слова удовольствие — это расслабление: «Хочу расслабиться, понимаешь?!» Ребенку невозможно объяснить, что такое расслабление, если не объяснить прежде, что такое напряжение. Ну невозможно, даже если очень постараться!

Что произошло дальше с Пиноккио, кто помнит?

Зал: Он научился работать

А.Г.: Прямо сразу научился работать!

Зал: В осла превратился

А.Г.: В результате чего? Он куда попал?

Зал: В Страну Дураков

А.Г.: Да! На остров удовольствия!

Папы и мамы,  что такое «Страна Удовольствий» у К. Коллоди, кто помнит?

Зал: Веселиться можно постоянно

А.Г.: Есть ещё одна книга, которая прекрасно украла эту страну у Коллоди — это «Незнайка на Луне» Николая Носова. Там, конечно, несовременные удовольствия: карусели, горки, каталки. Герои сказки просыпаются и каждый день идут развлекаться. Во что это превращается?

Зал: В безделье

А.Г.: Не, не в безделье — в рутину,  ежедневный труд. Этот труд не требует чего?

Зал:

  • Усилий.
  • Напряжения.

А.Г.: Господь с вами! Слушайте, люди, вы правда считаете, что  катание на карусели не требует напряжения?!  Головы это не требует своей собственной!  Это тоже попытка обрести «крестовину».

Зачем нужны карусели в реальном мире?  Карусель — это способ получения удовольствия для ездока, и прибыли для того, кто эти карусели построил. То есть, если ты начинаешь работать «без головы», то ты превращаешься в «осла», и твой ослиный труд начинают использовать, в прямом смысле, те люди, которые построили этот остров и создали эти карусели. Вся проблема в том, что, видимо, мы это считаем злом в сказке. Потому, что настоящая сказка не должна превращать своего героя в осла.  Хотя, многие сказки превращают, и Коллоди — не  первый.

Эта сказка отнюдь не скучная, она очень веселая, краткая и замечательная! Она написана для того, чтобы родители научились объяснять все это своим детям. И, если бы кто-нибудь  слегка отвлекся бы, и рассказал ребенку о том, как он сам в каком-нибудь ОАО «МММ» (сам, его родители, или знакомые ) — попал в «Страну Дураков на Поле Чудес», то может быть ребенок туда не попадет. Потому, что сказки, которые мы читаем с родителями, запоминаются с детства и на всю жизнь. Сделать это, между прочим, можно и читая «Буратино».

А что произошло с Пиноккио, кто помнит? Мы двигаемся потихоньку в этом направлении.

Зал:

  • Зарыл эти деньги, и выросло дерево
  • Ему обещали Кот и Лиса, что он получит еще больше, если зарыть монеты.

А.Г.: Не, не, не… У Пиноккио отняли деньги. Было это в стране Болвании. И он пошел в суд. Судом руководила судья Горилла, которая сказала, что сажать в тюрьму надо тебя, потому что ты оказался дураком, а в стране  Болвании люди получают прибыль с дураков. И поэтому, раз ты пришел в суд жаловаться в стране Болвании на жуликов, то ты покушаешься на городскую власть.

Да! А чего вы аплодируете? Его посадили, и он четыре месяца сидел в тюрьме. В книге все это написано. Там, между прочим, есть замечательная деталь, что выпустили его в результате маленькой революции, которая регулярно случалась в стране Болвании. Потому, что постоянно жулики новые должны были приходить к власти.

А в переводе И. Казакевича, там случилась амнистия: всех преступников выпустили, а Пиноккио оставили в тюрьме. Знаете почему? — Потому, что он никаких преступлений не совершал и выпускать-то его было не за что!!!

Правда, это есть только в переводе Казакевича.  Казакевич, видимо, имел в виду амнистию  53-го года (кто помнит и знает) и  как-то пытался намекнуть, что уголовников отпустили, а «политических» не выпустили, потому, что они никаких уголовных преступлений не совершали. В книге я описываю и перевод Казакевича, и некоторые другие.

Мы, видимо, удивительно близки к ситуации Италии конца ХIХ века.  Но, конечно,  эта сказка не политическая. Однако,  если ты прочел о том, что тебя за глупость могут в тюрьму посадить, иногда дети запоминают это на всю жизнь…

С чего начинает Пиноккио свое путешествие? Пиноккио начинает путешествие с капризов. В самом начале, как только папа Джепетто заканчивает вырезать ему ноги, Пиноккио  тут же убегает.  Неизвестно зачем, неизвестно куда, он бежит из дома на площадь. А как только появляется папа Джепетто, — ложится на землю и начинает сучить ножками.

Папу Джепетто, который пытается его увести, забирают в Полицию за жестокое обращение с ребенком (смотрите, как все похоже, просто ужас!). А когда он возвращается домой и пытается накормить сына, Пиноккио не хочет есть сердцевину от груши и начинает  капризничать в еде. В общем, первая часть сказки — сплошные капризы.

Как вы думаете, что такое детский каприз?

Зал: Способ добиться.

А.Г.: Способ самоутвердиться и добиться желаемого.

Зал: Добиться легко.

А.Г.: Добиться через легко? Ну, вы усвоили первый урок, я понял :-)

Я с вами согласен. Давайте просто в целом скажем, что детские капризы — это самый первый способ самовыражения. Самое страшное, когда этот способ самовыражения остается единственным на всю жизнь.

Между прочим, вы же сами, не я, заговорили об обществе потребления. А в обществе потребления человек сам себя продолжает выражать через капризы.

Какое психологическое действие  мы называем капризом?

Каприз — это  всегда отрицание. Ребенок никогда не говорит: «Я не хочу яичницу, а хочу холодец». Ребенок говорит: «Не хочу яичницу! …». Предлагать должен «поставщик товаров»: мама или бабушка, а наше дело — выражать свое недовольство. Обратите внимание, как выражают себя люди на приеме у парикмахера, косметолога или врача? «Не хочу!».Я не парикмахер — не  могу сказать, как меня надо стричь, зато я точно знаю, как меня стричь не надо. А вот некоторой альтернативы этому способу самовыражения нет.

Например:

  • Так как я последние тридцать лет проходит в халате, у меня  нет костюма для выступления. Я могу сказать: «Не пойду выступать в Центральную Детскую Библиотеку! Принесите мне костюм!»
  • Не подходит мне этот Лимузин: «Не поеду! Это не моего статуса машина!»
  • Я в этом платье в обществе появиться не могу: «Не пойду! Хочешь, чтобы я пошла с тобою в театр — принеси мне другое платье! Не знаю какое — другое!» 

Я пытался писать и другие книги комментариев, между прочим, тоже к итальянцу — к «Божественной комедии» Данте Алигьери. (А.Г. Данилин «INFERNO: Испытания души» — прим ред.)

В результате такого рода самовыражения то, в чем мы живем, превращается в ад … только не совсем по Данте, скорее по Сведенборгу:

«…На самом деле в аду душа каждого человека после смерти оказывается полностью погруженной в иллюзию собственного превосходства над всеми остальными душами…»

Вот вам и ад, который мы устроили сами себе.  Это, наверное, неизбежное свойство потери коллективизма. Когда мы долгие годы учились думать одинаково, теперь учимся думать по-разному, в своих интересах. Поэтому каждый из нас стал чувствовать собственное превосходство, и задачей каждого стали капризы. Каприз — это всегда отрицание чего-то без всяких позитивных предложений.

Поэтому сейчас нам бы самое главное найти в себе право отрицать другого. Многие ходят к врачам, в магазин с целью показать свое превосходство: «Обслужите меня так, как я этого достоин, «клиент всегда прав»». Это ад Сведенборга. А альтернатива какая?  Что может быть на месте каприза?

Зал: Прошение, благодарение.

А.Г.: Я боюсь к детям дошкольного возраста подходить со словами «прощение» и «благодарение».

Зал: Переключить внимание

А.Г.: Там рубильник есть какой-то? Или таблетками будем переключать?

Зал: Найти интерес другой, мотивировать чем-то.

А.Г.: Если вы с этого хотите начать, — давайте разберемся, что такое интерес? Откуда он берется?

Зал:

  • От рождения,
  • Поиска новизны,
  • Чем больше запретим, тем больше будет тайны.

А.Г.: Между прочим, в этом есть своя правда. Я хочу начать вот с чего: чего современному ребенку больше всего не хватает? С этих рассуждений начинается и книга.

Зал: Общения, внимания.

А.Г.: А «ВКонтакте» как же? А школа, это не общение?

Зал: Общения на равных.

А.Г.: А «тусовка» на переменках, в кружках, после школы…

Зал: Мне моя дочка, когда я ей начинала давать советы, все время говорила: «Полюби меня» — то есть имела в виду обнять, приласкать, приголубить.

А.Г.: Вы удивитесь, про объятия  в этой книге тоже есть. Это правда необходимо и детям, и взрослым тоже. И все-таки самое главное не недостаток объятий (бывает) и не недостаток общения. Пожалуй, с недостатком общения мы сталкиваемся гораздо позже — уже после школы, института. Хотя, если вы пришли, значит нам общения правда не хватает.

Это то, зачем нужны сказки. Современному ребенку больше всего не хватает тайны. Все остальное появляется потом. Для того, чтобы чем-то интересоваться — нам нужно ощущение тайны. Где мы это ощущение тайны найдем, ровно в эту сторону будут направлены наши усилия.

А современная жизнь полна иллюзии отсутствия тайны. Это ощущение «всезнайки»: «Я сейчас открою Интернет и там есть все, поэтому я на тебя буду смотреть сверху вниз». Ощущение, что ты можешь найти любую информацию, порождает ощущение, что ты уже все знаешь. Просто ты эту информацию для себя  в какие-то красивые мелодии и цепочки составлять не умеешь. Кажется, что это и не нужно — это  сделает за тебя кто-то другой.

Снова, это некоторая  модель легкой жизни. Легкая доступность информации. Складывается такое ощущение, что всё уже известно, все цели определены. «Надо побыстрее заработать деньги; побыстрее выйти замуж, чтоб подруги завидовали; нарожать детей и пусть там муж деньгами занимается».

Так между прочим,  и дети остаются без объятий. Если не чувствовать в них тайны, а чувствовать, что они «деревянные человечки», про которых все понятно (если что неизвестно, то можно в Интернете посмотреть, или за тебя будут решать врачи или кто-то ещё). Может я не прав, конечно. Вы не заметили, у нас в обществе чувства и способность говорить о чувствах —  исчезают. Потому, что мы во всем хотим технологии. «Ты нам объясни, как правильно — мы будем делать. Крестовину дай, простую  и ясную, для управления механическим человечком».

Когда К. Коллоди описывает процесс создания Пиноккио, присутствуют два мастера: мастер Антонио, по прозвищу Вишня, и мастер Джепетто, по прозвищу Кукурузная Лепешка. Какая разница между ними?

Коллоди описывает два главных человеческих типа по отношению к тайне. Мастер Антонио берет полено и делает ножку для стола. Тут полено вскакивает, вскрикивает, начинает ругаться, разговаривать…

Что делает мастер Антонио? — Пугается и бросает полено в сторону. А как только к нему заходит мастер Джепетто, он  пытается сбагрить палено, говоря: «Вот тут есть хорошее полено, может ты его заберешь и сделаешь из него человечка?».  Есть люди, которые тайны панически боятся, и поэтому жизнь их практически неинтересна. Это и есть некоторая технократическая модель жизни мастера Антонио.

Я не хочу сказать, что технократическая жизнь, связанная со схемами, ценностью зарабатывания денег — плохая жизнь. Я хочу сказать, что такая жизнь очень быстро становится скучной.

Что происходит с мастером Вишней? Единственная информация, которая есть о нем в конце сказки — один из персонажей скажет знакомое до боли: «А мастер Вишня, ты знаешь, спился совсем».

Если человек не чувствует тайну в жизни, то он не может найти и смысла жизни. Потому что смысл жизни — это фрагмент тайны, в который я «вгрызся» своей жизнью. Эта тайна может быть любой. Она может быть и технологической. Лишь бы она была.

Что такое творчество?

Это некая попытка прорваться тайну, в область собственного непознанного.  Что такое наука? — Это попытка «вгрызться» в что-то непознанное.

Поэтому одна из главных задач родителей и процесса воспитания — дать ребенку чувство таинственного. Не важно в чем: в Кикиморе, которая живет в лесу; в куске дерева, которое можно двумя движениями превратить в загадочное животное; в картине, которая висит дома на стене; в сказке, которую вы прочли и попробовали обсудить…

В книге «Воспитание Пиноккио или Уроки самостоятельно мышления» я привожу и множество других сказок. Естественно, это не обязательно делать лишь с помощью сказки «Приключения Пиноккио». Но очень удобно, потому, что она начинается с тайны простого полена.

Если вы были в Ассизи — на родине Св. Франциска Ассизского, то знаете легенду, изображенную в храме: женщина, которая до старости не могла родить, положила в коляску деревянную куклу, а Франциск вынул оттуда живого младенца. И ребенок этот тоже стал проповедником в Ассизи.

Я сейчас даже не про веру, я про тайну. Ведь это тоже сказка, правда? Или нет… Но это тайна. Откуда раздался голос в полене?

Если мы это осознаем, то следующей загадкой, которой мы должны научить детей,  является труд. Абсолютно неотличимо от наших детей, Пиноккио бежит на самом деле от труда. Потому что ежедневная учеба — это тоже труд. Современные «Буратины» говорят своим папам: «А зачем она мне?»

Как объяснить необходимость труда, и можем ли мы это вообще сделать?

Зал: Да

А.Г.: А как?

Зал: Надо вместе трудиться.

А.Г.: Что такое труд? Я даже боюсь говорить, потому, что слово «труд» — это такое слово, что если я его произнесу — вы  можете книгу не купить. Кошмар какой!

Зал: Напряжение

А.Г.: Во первых, это необходимость напряжения, конечно! А что еще?

Зал:

  • Удовольствие;
  • Видеть результат.

А.Г.: Видеть результат, точно! Для того, чтобы обрести живую маму, Пиноккио вынужден  оказаться на острове «Трудолюбивых Пчел» и более того, когда он оттуда сбежит снова в «Страну Развлечений», ему все равно придется возвращаться по морю на тот же остров «Трудолюбивых Пчел».

Зал: Труд — это совместное общение

А.Г.: На мой взгляд, в процессе труда не очень пообщаешься. Смотря какой труд, конечно…

Что мы имеем в виду под словом «труд»? Чем он отличается от понятия «работа»?

Зал: Труд в радость

А.Г.: А какой труд в радость?- Закапывание золотых монет на «Поле Чудес»?

Зал: Сделать кому-то что-то хорошее.

А.Г.: Да, что бы мы не делали,- мы это делаем для других. Если у труда нет потребителя, в любом смысле этого слова, то он тогда зачем?

Зал: Это творчество и удовольствие.

А.Г: А что такое творческий труд?

Зал:

  • Создать что-то.
  • Познать.

А.Г.: Вот! Труд — это некоторая форма того, что на Востоке называют медитацией. Я не работу имею в виду, а процесс труда. Это сосредоточенность на некоторых повторяющихся действиях, в результате которого и идет процесс самопознания.

Мы приучаем к труду, если умеем радостно поговорить с ребенком после уроков,  которые естественно случаются каждый день, о том, что он сегодня познал в этой своей тайне. Ведь ощущение тайны мы должны давать гораздо раньше.

Коллоди несколько ближе, чем мы, к эпохе Марксизма.  На самом деле не К. Маркс, а  прежде Э.Фромм заговорил о труде, как способе самопознания. В сказке вы встретитесь со всеми видами труда.

К. Маркс говорил об «отчуждаемой» и «неотчуждаемой» собственности и об «отчуждаемом» и «неотчуждаемом» труде. И потому, чтобы прокормить осла, Пиноккио, вместо ослика, должен крутить ворот. А для того, чтобы продолжать самопознание и встретиться в дальнейшем с мамой, он начинает заниматься домашним ремеслом — плести  корзины и  продавать их. Ничего зазорного в этом нет. Это и есть тот самый «неотчуждаемый труд» и неотчуждаемая собственность».

Это позволяет ему собрать деньги на костюм, как он мечтал…но тут он встречает Улитку, которая сообщает, что мама Фея смертельно больна и срочно нужны деньги на лечение. Как только Пиноккио отдает отдает Улитке деньги за свой творческий приработок, он просыпается человеком, с абсолютно здоровыми папой и мамой.

Мы как-то перестали понимать, что спасением от наемного труда по кручению ворота, является труд творческий, труд для себя. И невозможно отделить одно от другого. Для того, чтобы ребенок научился получать ещё больше удовольствия, он должен научиться делать что-то для себя, но вне обязательной работы. Например, ребенок обязан учиться, а время после уроков посвящать какому-то труду для себя. Своему творческому самовыражению. Не обязательно плести корзины, можно заниматься танцами и выигрывать на соревнованиях.

Есть такая библейская загадка, (простите мне очередную ересь), зачем царь Соломон танцевал перед Ковчегом?

Зал: Трудился.

А.Г.: Да, я это пытаюсь объяснить в  книге «Воспитание Пиноккио…». Он показывал Богу, что способен трудиться на месте царя.  Потому, что танец — это сложный ритмический труд, определенный набор священных «па». Самый древний способ общения с богами был именно танцем. Я имею в виду племенной танец-ритуал, который вам хорошо знаком  по кино и этнографии.

Царь Соломон показывал, что готов трудиться ради Господа своего.  Совершать монотонные сложные ритмические действия на всем пути следования Ковчега.

И как только мы начинаем рассуждать, все  постепенно начинает становиться на свои места…

***

 Я думаю, что моего полуторачасового трепа достаточно.  Если у вас есть вопросы — задавайте их. Если вы купили книгу — прочитаете, и мы соберемся еще раз, если захотите. Какие есть вопросы, или уже хватит информации, выше крыши?

Зал: Если вернуться к первородному греху… Бог сказал, что будешь в поте лица своего зарабатывать хлеб свой, а человек хочет легко, — правильно я поняла?

А.Г.: Да. Я же об этом и говорил. «…Зарабатывать будешь в поте лица и рожать будешь в муках…».  Для меня обозначает  следующее: если вы не захотели учиться в Раю, в школе, как положено, под прикрытием учителя в тепличных условиях, то самопознанием вам придется заниматься в процессе труда.  И путь обратно «заказан»! А мы всё хотим обратно:  жить на ренту, быть богами (богами быть  ответственно, но «как боги» быть хотим, чтобы жить легко, но ни за что не отвечать). В книге «Воспитание Пиноккио или Уроки самостоятельного мышления» есть очень много рассуждений о том, почему без страданий ничего не получается.

Зал: Скажите пожалуйста, а книга «Воспитание Пиноккио…» и прилагаемый диск — это одно и тоже?

А.Г.: Нет! Я обычно пишу книги так:  начинаю с цикла передач, который я импровизирую. Потом использую текст тренинга, как основу для книги. Если расшифровывать объем передач, которые есть на диске — они займут страниц 60-80, а в книге — 440 страниц. То есть это ни в одном случае не повтор диска. Так не бывает.

Например, есть книга «Таблетка от смерти» и диск. Диск представляет  собой единственное последнее упражнение в книге. Всего остального на диске нет. Потому, что это разные форматы: книги и радиоэфиры. Устный и письменный формат очень сильно отличаются друг от друга.

Зал: Скажите, пожалуйста, рассматривается ли  «Страна Дураков» в параллели с нашей сегодняшней реальностью, или это полностью взаимоисключено?

А.Г.: Я, по-моему, только что все это объяснил. Вы прослушали просто. Я думаю, удивительно просто, насколько мир, по которому путешествует Пиноккио, напоминает нашу сегодняшнюю ситуацию. Книга писалась в конце ХIХ века, и это видимо, зона нашего отставания. Но, это оставляет надежду: если нам не удастся ничего изменить, хоть дети наши будут жить не в «Стране Дураков».

Зал: Третья книга по Данте собирается быть?

А.Г.: Опыт продажи книг по Данте показал: «шибко умные книжки», не желают их читать слушатели. Вообще, я могу сказать честно: все кто прочел (у меня много  разного народу прочло) — всем  очень нравятся эти книги. Но люди боятся Данте. Хотя, на самом деле «Божественная комедия» Данте — одна из самых прекрасных книг на Земле.

Я писал книги по Данте и пытаюсь говорить в радиопередачах о тех книгах, которым я благодарен и которые меня спасали.  Спасала меня «Божественная комедия» — пишу книгу по Данте. Спасали меня «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» — я по ним делаю цикл передач. Помогали мне когда-то себя  понять «Москва-Петушки — значит, собираемся и по этой книге сделать цикл передач. Один из первых радиотренингов  в новом году будет по «Москве-Петушкам». Такой у меня план.

Что касается  «Божественной комедии», то Рай — это  очень гностическая книга,  не совпадающая с ортодоксальным взглядом на религию. И, наверное, её надо написать, а то могут не дать. Если выживу, то в следующем году сяду и за книгу, и за тренинг. Надеюсь, что к следующему Рождеству будет и тренинг по Раю.

Зал: Если детям уже 18-19 лет, что-то можно еще сделать родителям в этой ситуации?

А.Г.: А психотерапевт может что-то сделать с детьми?

Сделать что-то можно всегда. Например, с помощью этих же книг.  Ели дети не хотят читать — запретите им их читать! Скажите: «Вот эту книгу я для своих внуков берегу», и спрячьте её. Они  прочтут «от корки, до корки»! И, может быть, задумаются… А вдруг? Всегда можно сделать что-то.

Я эти книги пишу для того, чтобы вам было, что противопоставить их мировоззрению. Мы же говорить с ними не умеем: «Идиот ты! Все сам потом поймешь, — поздно будет!». Нужно учиться строить диалог, всем: и учителям, и психотерапевтам, и психологам и родителям…

Зал: А как?

А.Г.: Вот для этого — читайте книгу!

В издательстве есть книга «Вопросы Психотерапевту». Это вопросы, заданные мне на нашем сайте в разделе «Вопросы А.Г. Данилину» и в письмах программы. Вопросы задают правда люди и правда в свободном режиме, а я на них отвечаю. Зачем? — Чтобы вы учились говорить на любую тему. Там есть и философские, и о толковании сновидений, и о здоровье… Берите, читайте!

Зал: Спасибо большое!

Просмотров: 182

Комментарии к записи (6)

  1. Василий #

    Просто великолепно! Спасибо, новую книгу обязательно куплю.

  2. Владимир #

    Что тут мудрить,господа! «Крестовина»-сама часть тайны, содержит по обыкновению четыре связи (мир Г.Минковского), которые может познать марионетка из множества связей. Отсюда смысл жизни и пр. познать другие связи, чтобы не быть марионеткой. Это трудная задача, господа.

  3. Маша Сушкова #

    Вы, Александр Геннадиевич, умеете заставить задуматься, тут ничего не попишешь… Очень люблю сказки с детства. Мне всегда интересны были Ваши интерпретации сказок и тренинги по ним. К сожалению, тренинг по Пиноккио пока не успела прослушать , но надеюсь. 
    Можно по-разному трактовать роль очага в сказках, но без сомнения, картинка эта – суть соль их. Мне сразу пришли на ум строки песни И. Корнелюка «Там для меня горит очаг, как вечный знак забытых истин… Мне до него последний шаг, и этот шаг длиннее жизни». Очаг – это те истины к которым мы сознательно или бессознательно стремимся и идем всю жизнь. Но, на мой взгляд, эти истины хоть и рядом, но откроются не всем. Наверное, Вы правы. Для этого, перефразировав строчки Н. Заболоцкого, надо не позволять душе лениться.
    С уважением.

    1. Владимир #

      Маша! Вы неверно истолковываете понятие «очаг» — это метафора ада.

  4. Миша #

    Не хочешь Трудиться, на тебе таблетку.
    «…и так он покупает себе, наконец, личное успокоение ценою своей духовной личности, ценою отказа от разума и философического бремени.»
    Спасибо, отличная презентация!

    1. Владимир #

      Миша! Вы правы: она лечит сердца раны и строит рестораны. Презентация, как представление,это введение в заблуждение. Не «крестовина» управляет марионеткой, а марионетка управляет «крестовиной» по механизму т.н. «обратной связи».Что уж тут мудрить, господа!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

«Серебряные нити»