Встречи    |   

Лень в образах русских сказок

Часть занятия со встречи в рамках клуба о понятии лени с помощью русских сказок

Лень в образах сказок

Часть встречи в рамках клуба о символах лени в сказках

Лень в образах сказок

Теги:
Просмотров: 89

Комментарии к записи (2)

  1. Сергей #

    мне кажется, что основное для преодоления лени — получить интерес.
    Есть интерес — лень уходит.
    Лекция понравилась. Спасибо.

  2. Хочется причины лени показать в другом аспекте – скорее психологическом, чем социальном. Человек может делать легко и с удовольствием только то, что любит, так, чтобы процесс доставлял удовольствие. Если удовольствия от деятельности – любой деятельности – нет, нет желания делать – это называют ленью. Может быть при этом желание иметь высокий статус, зарплату, царственно восседать на начальственном месте в соответствующем прикиде и макияже, но сама работа удовольствия не доставляет – так для этого есть подчиненные, а начальник не столько работает, сколько удовлетворяет потребность обладать властью.

    Как это возникает? Могу привести пример из собственного опыта. Если ребенку не интересно то, что он делает – он не будет это делать. Если его заставляют – интерес не возникнет. Для многих детей есть захватывающая игра и то, что «надо» — чистить зубы, собрать игрушки, когда потребуют взрослые, идти в детский сад. Это выполняется в той или иной степени из-под палки, за исключением очень редких семей, которые могут нейтрализовать даже влияние самой отвратительной воспитательницы детского сада. Ребенок, вырастая, научается не хотеть делать то, что «надо», и способен получать удовольствие только от развлечений.

    В какой-то момент, в дошкольном еще возрасте, может быть еще интересней. Ребенок растет, и ему внушают, что жизнь создана не для удовольствий, что надо себя пересиливать. Любая нормальная мать, несмотря на все эти проблемы, любит своего ребенка – в том числе показывает свою любовь, когда он делает то, что ему не нравится. И человек… начинает с определенным удовольствием делать то, что ему не интересно. С ощущением ответственности, но без интуиции и радости. И это всех устраивает. Хороших учителей, которые могли бы поддержать в ребенке интерес к тому, чему учит, — мало, да и власть имущим не нужны думающие люди, им нужны ответственные исполнители.

    И в сказках, возможно, в тридцать лет и три года слезающий с печи Иван или кто это был – тот, кто отказывался подчиняться заведенному распорядку, пока не захотел чего-то своего, не поставил цели самостоятельно. Это конечно сказка, но, возможно, описывает кризис среднего возраста – в те годы средний возраст наступал раньше, чем сейчас…

    Прообразом лени, халтуры, безразличия к другим, отсутствия любви и вовлеченности в то, чем человек занят, я считаю именно психологическое насилие в детстве – не обязательно в жесткой форме, это может быть просто плохо скрываемое безразличие родителей, которых в свое время не научили любить – в нашей стране много десятилетий ненавидеть учат чаще, чем любить. И я не думаю, что лень такая уж национальная черта – достаточно посмотреть на наших дачников и огородников, чтобы со мной согласиться хотя бы отчасти. А если нет этой любви… я не знаю, как самостоятельно ее перенести откуда-то из глубин души. Призывы любить, попытки любить, если любви нет, вызывают чувство вины, попытки себя заставить – тоже ничего хорошего, и психосоматику в частности. Нежелание что-либо делать – это тоска и скука, и отсюда алкоголизм, агрессия, я думаю, в том числе и поэтому в нашей стране такая низкая продолжительность жизни. Хотя конечно все сложней. Я лишь про один аспект, в одном ракурсе…

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

«Серебряные нити»