Счастье гештальт-терапии
Один человек поехал в Египет. Пошел на экскурсию. Там его и всех туристов отвели к древним могилам. Гид начал переводить надписи на надгробиях: вот этот прожил два года, этот три месяца, а вон тот две недели… Туристы удивились. Гид объяснил, что по старой традиции, здесь жизнью считают только те моменты, которые человек прожил счастливо. Человек возвратился на родину, собрал за столом всю семью и сказал: «Когда я умру, напишите на моей могиле —родился мертвым…».
Старый анекдот.
В эпиграфе — старый анекдот, очень старый… Он встречается в древних сборниках историй про Ходжу Насреддина – обучающих притчах суфиев; его можно найти в рассказах китайских даосов, есть текст этой истории и в агадическом мидраше: в преданиях иудеев, — «эхе» Торы — устных, когда-то, ассоциациях и поучениях к тесту Пятикнижия Моисея. Стоит ли удивляться, что размышления над этой притчей стали и скрытой основой целого направления в практической психологии и психотерапии – гештальт-терапии.
В мидраше, правда нет слова «счастье», вместо него там посчитан срок «подлинной жизни» или «настоящей жизни». Никто из нас не знает точно, что такое счастье или подлинная жизнь, но все… грустно улыбнуться анекдоту, соотнося его с собственной жизнью.
Мы не знаем, что такое счастье, но практически все согласятся с тем, что оно само или стремление к нему и являются энергией, необходимой для психической жизни. Чего стоит человеческая жизнь, если мы не стремимся к счастью?
Создатель гештальт-терапии Фредерик Соломон Перлз (1893 – 1970), попросту – Фриц Перлз, ставил перед своими последователями задачу довести своих клиентов до счастья… хотя никогда и не формулировал эту мысль. Счастье – это энергия, оно возбуждает или пробуждает человека от его грустного повседневного сна, а первая (и одна из главных) книг гештальт-терапии, увидевшая свет в 1951 году называется «Гештальт-терапия, возбуждение и рост человеческой личности» (написана Перлзом в соавторстве с Полом Гудменом и Ральфом Хефферлингом).
Стремление к счастью – слишком не научно, а в моде, в психологии середины прошлого века, были научные подходы. Перлз собирал в единое, преимущественно практическое, целое фрагменты различных психологических понятий, имеющих, отношение к представлениям о счастье или подлинной жизни, сформулированных на древнем востоке. Для иудеев и суфиев счастьем подлинной жизни было чувство слияния с Богом и со всем его творением: ощущение своего неразрывного единства с потоком творения. «Научная», даже сугубо практическая психология, использовать представления о Боге не могла…
Поэтому, учение Фрица Перлза оказалось ближе всего к философии даосизма. Дао – поток или принцип Творения – духовный ветер, движущий жизнью человека, вставшего на правильный путь. Человек не может постичь источник Творения, но может почувствовать «куда дует ветер… куда текут воды…» («Дао Дэ Цзин»). Миг слияния с этим потоком, абсолютное доверие ему, ощущение неразрывной связи души человека и предвечного Дао и есть мгновения счастья или подлинной жизни даоса….
В тридцатых годах прошлого века гештальтпсихолог (не «терапевт», а психолог!) Курт Левин разработал теорию психологического поля. Он считал, что поведение человека определяется целостной конфигурацией его жизненного пространства, а сама конфигурация – «топология» пространства возникает, как результат стремления человека к «балансу жизни» — равновесию между подлинными потребностями организма и объектами внешней среды.
Согласитесь — такой «баланс» и есть счастье! «Так выпьем же за то, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями», — гласит один из тостов в фильме Леонида Гайдая «Кавказская пленница».
Только, вот беда… никто не знает что такое «подлинные потребности». Поэтому, решил создатель гештальт- терапии, можно пойти другим путем – почувствовать баланс со внешним миром и другими людьми, отбросив суету повседневного потока жизни, как это делали даосы и дзэн буддисты.
Мы живем в непрерывном потоке тоски и тревоги – тоски о безвозвратно утерянном прошлом и тревоги за неведомое будущее. Это «горизонтальный» поток – поток неумолимого времени.
Счастье восточных практик — выпадение из этого потока – чувство, что здесь и сейчас у тебя есть все, что тебе действительно нужно. Правда, «счастьем» это называю я, а гештальт-терапевты называют принцип здесь и сейчас – главным принципом своей терапии.
Во время сеанса терапевт ставит перед клиентом задачу: почувствовать, что происходит с клиентом в настоящее время – как он двигается, что делает, что видит, какие мысли и чувства заполняют его сознание в данную минуту и рассказать об этом. Если клиент высказывает что-то важное для характеристики своей личности, то терапевт старается перенести такие высказывания в настоящее время. Например: когда клиент рассказывает об утерянной в прошлом любви, то… для него самого это чувство… вовсе не утеряно. Это значит, что воспоминания, с помощью воображения нужно перенести в настоящее время: чтобы ты делал, если бы те отношения не закончились разрывом, а продолжались прямо сейчас?
Часто выясняется, что утраченная любовь вовсе не входит в число подлинных потребностей личности в настоящем времени… или не выясняется, тогда, прямо во время сеанса можно пойти и позвонить любимому человеку.
Но, в любом случае такая работа позволяет понять, как много людей избегают контакта со своим настоящим, оправдывая свою грусть воспоминаниями о прошлых обидах (часто надуманных) и фантазиями о безнадежном будущем (опирающимися на придуманные обиды).
Сведение восприятия и чувств к мигу настоящего открывает вертикальный поток существования: «ветер дао» или «ветер перемен».
Так достигается «завершенный гештальт». Что это значит?
Внезапно разорванный одним из партнеров роман сохраняется в памяти, вызывая боль, пока чувства одного или двоих людей… не прояснились окончательно. Мы все знаем это на собственном опыте. Гештальт-терапия стремится завершить мучающие нас чувства с помощью их переживания в настоящем времени. В настоящем времени завершаются бесконечные круги страдания – создается целостный (завершенный) образ чувства… это и есть «гештальт» в понимании гештальт- терапии.
Гештальт – это паттерн целостного поля личности, особая, связанная со значимыми объектами организация восприятия человеком деталей собственной жизни. Такой образ или паттерн невозможно изменить не разрушая – вместе с ней может разрушиться и построенное личностью поле собственного существования. Гештальты – это фигуры, существующие на фоне (континууме) личности. Из фона своего существования индивидуальность выбирает значимые – важные или интересные объекты, не всегда осознавая подлинную степень их значимости для себя.
В настоящем времени, в реальности или воображении, происходит осознание фигуры гештальта… и удовлетворение неудовлетворенных желаний. Гештальт завершается, теряя свою актуальность. То, что было фигурой жизни вновь становится ее фоном.
Завершению смутного образа чувств способствуют все остальные принципы и техники гештальт- терапии… А мне все время вспоминается фильм Луиса Бунуэля «Этот смутный объект желания», созданный не без влияния идей Фрица Перлза.
Принцип: «Я и Ты», теория которого основана на работах философа Мартина Бубера, на практике представляет собой вариант открытия спонтанности в знакомой нам Психодраме Морено.
Человек, пребывающий в потоке настоящего, может быть искренним и с самим собой, и с другими людьми. Мы, например, часто адресуем свои мнения о партнерах по общению не им… а третьему лицу – реальному или воображаемому. Мы боимся непонимания и осуждения, которые переживали в прошлом, но… в настоящем ничего этого нет и гештальт-терапевт старается побудить участников сеанса к непосредственному – искреннему общению, настаивая на обращении конкретных высказываний к конкретным лицам, которым они могут быть адресованы. Технически это происходит во время коротких вербальных и невербальных упражнений в парах и тройках.
Принцип «Субъективного высказывания», связан с причастностью пациента ко всему происходящему «здесь и сейчас». В повседневной жизни большинство из нас склонно переносить ответственность на кого-то или что-то другое, например на обстоятельства. Мы говорим о собственном теле, чувствах и мыслях от третьего лица или отстраняясь от происходящего и поведении с определенной дистанции, находясь как бы в стороне. Гештальт-терапевт предложит пациенту заменить форму высказывания на субъективную.
Например: «Он все время расстраивает меня!» заменится фразой «Я расстраиваюсь, потому что все еще неравнодушна к этому человеку, но не могу признаться в этом самой себе».
«Обстоятельства помешали мне сделать карьеру» — «Я так и не смог смирить собственного самолюбия, чтобы угождать начальству» .
«На моих плечах как будто лежит тяжкий груз» — «Я принял на себя непомерную ответственность».
«Я жду пока она позвонит» — «Я не могу позвонить ей сам».
Принцип Континуальности сознания — это принцип наблюдения за собственными мыслями и поступками проистекающими «здесь и сейчас» — концентрация на потоке спонтанно протекающих в сознании переживаний. Этот принцип не требует пересказа или интерпретации переживаний. В настоящем времени человек может говорить, только когда чувствует, что действительно хочет высказаться. Особую роль играет наблюдение за своими спонтанными движениями и попытка уловить их значимость для себя: что хочет сказать вам ваше тело?
Психологические техники гештальт-терапии называют гештальт-играми. Они должны способствовать спонтанному погружению в чувства и обстоятельства переживаемые здесь и сейчас. Играя, участники группы «примеряют» на себя роли и образы друг друга, отождествляются как с «фигурой» — с актуальными чувствами и переживаниями, так и с отчужденными, вытесненными частями эмоционального «фона». Цель подобных игр-экспериментов заключается в достижении инсайта — эмоционального и интеллектуального прояснения, приводящего к чувству целостности — интеграции личности.
Перлз именовал инсайт «ага-переживанием» — это момент постижения себя здесь и сейчас, когда человек восклицает: «Ага!».
«Ага», — писал Перлз это то, — «что происходит, когда что-то внутри защелкивается, попадая на свое место… каждый раз, когда «закрывается» гештальт, «звучит» этот щелчок». По мере накопления «щелчков» эмоционального прояснения, постепенно приходит и интеллектуальная ясность.
Самой известной, пожалуй, игрой гештальт-терапии является «Горячий стул».
Когда клиент путается в «фигурах», которые он создал в своей реальной жизни гештальт-терапевт предлагает ему… поговорить с самим собой – с различными значимыми фигурами своей внутренней жини (у Морено – «ролями»). Диалог ведут агрессивный «садист» и пассивный «мазохист», фигура «нападающая» (обвиняющая самого себя) и фигура «защищающаяся». В диалог могут вступать чувства (например, любовь может поговорить с тревогой и страхом) и отдельные органы тела. Можно поговорить и со значимым человеком – человеком являющимся главной фигурой твоего воображения. Техника игры очень проста: напротив стула, на котором сидит клиент («горячий стул»), располагается пустой стул, на который он «сажает» воображаемого «собеседника». Клиент меняет стулья, поочередно выступая в роли самого себя и своего воображаемого визави… максимально отождествляя себя с различными фигурами своей личности…
Можно ли корректно описать гештальт-терапию в краткой статье?
-Нет.
Почему?
— Потому что это не наука – это искусство. Точно так же, впрочем, как и Психосинтез, Психодрама, Аналитческая психология, Психоанализ…
Основано искусство гештальт-терапии на способности психотерапевта к эмпатии. Гештальт-терапевт должен включить клиента в свое поле переживаний здесь и сейчас, а клиент должен ощутить присутствие терапевта в своем континууме спонтанных переживаний…
Все это можно описать словом «любовь» … Видимо, без нее счастье невозможно…
Александр Геннадьевич, спасибо за статью. Методы гештальт-терапии, действительно, помогают — даже сердце перестает ныть. А от своих чувств и слов я не отказываюсь. Я вас люблю. Но люблю не как мужчину, а как учителя. Люблю за ваш ум, вашу эрудицию, за вашу мудрость. Спасибо вам.
даосы ещё конструируют счастье
то есть у них есть медитация
«что бы я сделал если бы у меня появилось время?как счастливо его бы провёл?»
сколько я понимаю-это постоянная медитация -есть свободное время-конструируй будущее
то есть там не только прошлое и настоящее -но и будушее