Новости    |   

Вопросы психотерапевту

Дорогие друзья!

Рады сообщить, что раздел «Вопросы Александру Данилину» снова активно работает! Задавайте волнующие вас вопросы психотерапевту. От личных проблем, страхов, трудностей в отношениях, до философских и мировоззренческих тем. В рамках раздела доктор отвечает на вопросы бесплатно. Высказывайте свое мнение о заинтересовавших ответах (в разделе «Междусобойчик» или в комментариях на сайте). А пока, предлагаем вашему вниманию один из последних вопросов-ответов в разделе: 

Вопрос:  Каков механизм возникновения эмоции героизм? И нужно ли его так воспевать? Натолкнула меня на мысли казачья песня «Когда мы были на войне».  Там есть такие слова:

«Когда мы были на войне,
Там каждый думал о своей любимой или о жене. /…/
Ты сердце девичье своё давно другому отдала,
И он решил, я пули жду,
Чтоб утолить печаль свою…»

Ответ: 

И правда: «Тут ничего не понятно». 

«Неувядаемой славой отчизну они увенчали —
Сами ж окутаны мглой горестной смерти навек,
Но среди мёртвых бессмертны: из скорбных чертогов Аида
Память о славных делах их возвращает к живым».
Симонид Кеосский, VI—V века до н. э.

Давайте, я сначала выскажу свое мнение, а потом попробую его немного развернуть.
Изначально, в древней Греции, слово «Герой» означало «доблестных мужей» ведущих свое происхождение от связи смертных людей с богами Олимпа. В героях текла кровь богов и связь героя со своими божественными родителями никогда не прерывалась. Метафорически это означало, что герою, в отличие от простых смертных, известна воля богов — их подвиги (как правило — кровавые, исключением был лишь Асклепий) совершались по воле свыше.

Во времена, после объявленной Ницше смерти Бога: «Gott ist tot», дать окончательное, в пределах разума, определение понятиям «герой» или «героизм» невозможно. Эти слова условно обозначают понятия, относящиеся к чему-то гораздо большему чем человек и возможности его языка: героизм, совесть, любовь, чувство долга…

Если хотите, я могу определить понятие «героизм» так: это мгновения человеческой жизни, когда в человеке просыпается нечто Божественное или когда он вспоминает о своей Божественной природе.

Для меня «Притча о блудном сыне» — притча о подлинном героизме (в христианском смысле этого слова) «Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих (Лк. 15:16)».

Остается только определить что значит «божественное» , что его пробуждает и как его отличить… от противоположного — от психической болезни, например…?

Возможно, это главный вопрос культуры «Gott ist tot».
Меня давно мучает этот вопрос, нужно, наверное, садиться писать… Но, кому теперь нужен такой род «героизма», как «писать книгу»?

Итальянский философ Джамбаттиста Вико (1668 — 1774) считал героизм характерной чертой лишь определённого периода в развитии человечества, названного им «веком героев» (Древняя Греция и, отчасти, Древний Рим). Этот век предшествовал «веку разума» или «веку людей»… Развивал эти идеи и Гегель.  

Разуму герои не нужны. Что мы и наблюдаем, как мне думается, в наше время… только можно ли назвать наш век — «веком разума»? Не тоскуем ли мы о подлинном героизме?

Про песню…
Может ли любовь к женщине пробудить в мужчине нечто Божественное?
— Может, разумеется! Примеры Данте и Петрарки никто не сможет отменить.
Однако, ни тот ни другой смерти в бою не искали… Они не хотели даже приближаться к своим возлюбленным, предполагая, что приближение способно уничтожить поэзию…

Мне думается, что песня эта никакого отношения к классическому пониманию героизма не имеет.
Для меня сегодняшнего, в ней поется о тупой бессмысленности «пули» и войны вообще, по сравнению с любовью.

Ничего героического лирический герой песни в войне не видит, зато мнит себя героем при мысли о том, как будет плакать его «навеки отдавшая сердце другому» возлюбленная, узнав о его «героической» смерти.
Именно поэтому, наверное, он — «лирический» герой, а вовсе не Герой.
Да и «пули его не берут» именно потому, что предназначение человека вовсе не сводится к шантажу возлюбленной.

Песня сообщает слушателю, что «смерть из-за бабы» слишком бессмысленна, что бы Бог ее допустил.
«Важней казаку верный конь
Чтоб степь под копытами пела.
Надежный клинок, да гармонь,
А бабы — последнее дело!».

Необходимо, правда, отметить, что казаки, весьма иронически относясь к семье и ее узам, своих женщин уважали. Казачка умела все, что умел казак: скакать верхом, стрелять из лука и ружья, шашкой махать, землю пахать и охотиться. Вполне эмансипированные были дамы! Их любовь нужно было завоевывать в прямом смысле этого слова. В отличие от своих соседей, как западных, так и восточных, казачки не были собственностью мужчины. Казаки наделяли женщину бессмертной душой, в то время как в Западной Европе в средние века считали, что женщина не имела души (как животное). Кроме того у казаковвсегда существовал развод.

Казацкому сознанию смерть из-за бабы казалась глупостью: побеждай в войне, возвращайся домой и завоевывай ее! «Люби, как душу, тряси, как грушу!». Доказывай, что ты лучше!
Может быть в этом, куда больше героизма, чем в «сюициде»?
Спасибо, что вы это почувствовали!

Благодаря большей женской свободе, знали казаки и женский характер:
Что почувствует в реальности дама «навек» (при праве на развод, причем простейшим способом — атаман принимал решение) «отдавшаяся другому», узнав о смерти в бою бывшей «зазнобы»?
— Слезинку янтарную, надеюсь, прольет для порядка, подумав: «Вот дурак! Хорошо, что я от него ушла — он своей жизни не берег! Как бы я теперь одна…».
Если казаки расскажут, что перед смертью думал о ней, то, не дай Бог, она загордиться может — почувствует себя «героиней» — «рррроковой женщиной» (у казаков, наверное, на этот случай было другое слово).

… Искреннее горе возможно, если любовь не ушла, если баба ушла к другому от обиды, если чувства еще живы…  А если «другому отдана и буду век ему верна»… то… убивайся — не убивайся, — проку все равно нет.

Мне, вообще, думается, что эта песня — своеобразный казацкий парафраз на «Евгения Онегина», — мы редко задумываемся какое влияние оказал Пушкин нафольклор.
Если бы Онегин был казаком, то как бы продолжился знаменитый роман в стихах?

Дамы — существа практические!
Как известно, Афродита навеяла Елене, жене царя Трои — Менелая, безумную любовь к герою Парису (подкупившему Афродиту яблоком), и та отплыла с ним от троянских берегов в Спарту.
Однако, пылающая божественной любовью красавица Елена не забыла прихватить с собой всю троянскую казну, сокровища Менелая и рабынь в придачу
Вот эта «мелочность» была, наверное, Менелаю особенно обидна!
Может быть поэтому войны из-за женщин случались редко и не позднее XII века?

Мне думается, что человек может совершить «сюицид», а может «суицид» (мне понравилась ваша опечатка!).  Видимо, случаются «гэроизм» и «Героизм» и различить их так же сложно, как Божественное и болезненное.

В сущности, любую человеческую жизнь можно рассматривать, как «сюицид» или «суицид».
Медленным «суицидом» оказывается человеческая жизнь, исполненная стремления сделать что-то важное для других людей — от религиозных откровений, до научных открытий. Любая сосредоточенность на деле оказывается, с точки зрения окружающих, формой «аскетизма» — оборачивается отказом от правильного сна и отдыха вообще, неспособностью регулярно питаться, отсутствием регулярных медицинских обследований…

Возможно, именно это, мы сегодня и называем «героизмом» — способность пожертвовать чем-то (хотя бы собственным комфортом) ради других людей.

Если кто-то (как наш Патриарх) жертвовать собственным комфортом не желает — мы быстро перестаем ощущать его как «героя культуры». «Другие люди» в данном контексте — это социальный (массовидный) феномен. Жертвовать собой ради конкретного человека (даже ради собственного ребенка) — это «сюицид» или «гэроизм», как мы только что говорили.

Человек не Бог — он не способен принять жертву, ибо необходимость принять чью-то жертву лишает нас свободы.  Ищущий пулю ради любимой девушки пытается лишить ее свободы выбора.

Кроме того, разумеется, «благими намерениями вымощена дорога в ад».
Кем был Ульянов (Ленин) — аскетическим героем культуры или равнодушным убийцей, не ведавшим жалости и нормальных человеческих чувств?
— 50 на 50… Сами споры о личности Ленина показывают: без неуловимого Божественного благословения разум не в состоянии отличить Героя от «гэроя».

Медленный «сюицид» ничем не лучше! Желание «быть как все», «жить правильно» (мало отличается от предыдущего) или «вести здоровый образ жизни» на поверку оказывается формой «гэроического» самоубийства собственной индивидуальности. «Здоровый образ жизни» — тоже форма эгоцентрического «аскетизма», приводящая к отказу от различных форм человеческой деятельности и отдыха… Есть вообще вредно!

Что же такое для меня сегодняшнего героизм?
— Это поиск в глубине души своего призвания или предназначения (возможно последних понятий, оставшихся нам после убийства Бога) и попытка выразить его для других людей, насколько хватает сил…

https://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?p=137816#p137816

Просмотров: 191

Комментарии к записи (3)

  1. Афалина #

    Валентина, здравствуйте!

    Задайте, пожалуйста, вопрос на нашем форуме в разделе «Вопросы Александру Данилину»: https://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?p=53897#p53897

    Здесь (в комментариях на сайте) доктор на вопросы не отвечает.

  2. Валентина #

    Может больной шизофренией на 2 группе инвалидности( пожизненно) работать. Какая реабилитация положена ему,санаторно курортное лечение,реабилитация и т.д.?

    1. Виктория #

      Вторая группа сейчас рабочая. С ней можно встать на учет в Центре Занятости и получать 850 рублей, даже если работу не найти Для того, чтобы все оформить официально, необходимо оформить ИПР (индивидуальная программа реабилитации) на ВТЭКе (если этот документ не оформлен). В ИПР написано, какие виды труда рекомендуются. Это не обязательно соблюдать — если Вас возьмут на не соответствующую должность, это не выходит за рамки установленных правил, но в такой ситуации имеют право отказать — я так понимаю. На санаторно-курортное лечение по показаниям (не психиатрическим) человек имеет право — это указано в Законе о психиатрической помощи. Он есть в инете, его можно скачать и почитать. По факту, чтобы попасть в обычный санаторий, достаточно диагноза «остеохондроз» или «гастрит», подтвержденного обследованиями. Справку о том, что нет психиатрических показаний, дает районный психиатр, по факту — на собственное усмотрение. Часто эту справку в поликлинике вообще не спрашивают — по опыту моему и знакомых. Реабилитация может быть на санаторном отделении психбольницы, что не всегда хорошо, т.к. лечение могут назначить такое, как в остром состоянии, хотя везде по-разному. Во многих городах есть реабилитационные центры для инвалидов. Это социальные учреждения, то есть без лечения, по крайней мере без психиатрического. Это может быть с проживанием или на условиях посещения. Там есть спортзал, кружки, кое-где бассейн — по крайней мере у нас в Спб.Для того чтобы туда попасть тоже необходим допуск из ПНД. Удачи.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

«Серебряные нити»